МОКУ Малиновская СОШ
    
    
    
    
  Конспект урока по математике в 4 классе«Деление многозначного числа на однозначное» 
    
    
    
    
    
  подготовила  
  учитель начальных классов
  Петрушкевич Лидия Васильевна
  Учитель начальных классов
  первой категории
    
    
    
    
    
  Урок по математике по теме 
  «Деление многозначного числа на однозначное». 
  Цель урока:  повторить алгоритм деления и закрепить умения делить многозначные числа на однозначные.   
    
  Задачи:   
  Образовательные:  
  1. Отрабатывать у учащихся навыки применения различных приемов при делении чисел;  
  решать задачи изученных видов;
  закреплять умение определять количество цифр в частном
    
  Развивающие:   
  Развивать логическое мышление учащихся, сообразительность, культуру речи, развивать общий кругозор.  
  Обогащать словарный запас учащихся предметной терминологией.  
    
  Воспитательные:  воспитывать умение объективно оценивать себя, товарища и работу класса в целом. 
    
  Тип урока:  урок закрепления знаний  
   
  Ход урока 
 I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока 
 Ребята, девиз нашего урока таков.
 Я пришёл сюда учится,
 Не лениться, а трудится!
 Только тот, кто много знает,
 В жизни что- то достигает!
 Открываем тетради и записываем число. 19.12.13 классная работа
   
 II. Устный счёт:   
 (во время устного счёта два ученика работают по карточкам)
  Карточка 1. 
   
 Реши уравнение: х – 290 = 470 + 230
   
  Карточка 2. 
   
 Реши уравнение: х : 8 = 130 + 270
   
  1. Расставьте числа в порядке возрастания:  111, 63250, 4362, 552671, 503, 32
  2. Сосчитай устно. 
  Учитель на карточках показывает примеры, дети устно решают, если 
  правильно, то на обратной стороне учитель показывает правильный 
  ответ.
  106 • 6 840 : 8 112 • 5 140 • 3
  311 • 2 303 • 3 6000 : 10
 3. Определите количество цифр в частном . Что нужно сделать для этого? (Определить неполное делимое)
    
  940 : 4, 7395 : 3, 456 : 8, 7239 : 9, 5635 : 7, 8172 : 4 (доска) 
  
 ΙΙΙ. Работа над темой урока. Постановка проблемы. 
 - Кто из вас знает что обозначает слово «АЛГОРИТМ»?
 (Определенный порядок действий для достижения результата)
 А как на уроке математики мы можем использовать алгоритм?
 (При делении)
   
 Сегодня на уроке мы с вами будем отрабатывать навыки деления по алгоритму, а так же решать задачи.
   
 Вспомним алгоритм деления на однозначное число. 
   выделяем неполное делимое.
  определяем количество цифр в частном.
  делением находим цифру частного
  узнаем сколько разделили
  находим остаток (должен быть меньше делителя)
  Образуем следующее неполное делимое.
     
  1. Решение у доски с объяснением:  первым – учитель, далее – дети.
  
  13410:3 54036:6
 (Ответы : 4470, 9006)
 Выполняют № 436, стр.85 с объяснением
 IV . Физкультминутка.   
  2. Решение задачи: стр.85, №438 (1) 
   
                  
    Длина 1 рулона
    Количество рулонов
    Длина всех рулонов
       1-я комната
      
  ?(одинаковая)
     4
      
  ?
     ?
      
  108 м
       2-я комната
     5
     ?
     
 (Составления программы решения под руководством учителя.)
 - О чём говорится в задаче?
 - Что такое 108 м ?(длина всех обоев)
 - Сколько рулонов пошло на 1 комнату? На 2 комнату? 
 - Что можно сказать о длине обоев в рулоне?
 - Мы можем сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
 (мы не знаем длину обоев в одном рулоне)
 1) 108 : (4 + 5) = 12 (м) – длина одного рулона.
 2) 4 · 12 = 48 (м) – пошло на 1 комнату.
 3) 5 · 12 = 60 (м) – пошло на вторую комнату.
 Ответ: 48 метров, 60 метров.
 V. Закрепление изученного материала 
  Самостоятельная работа. 
 - на ваших столах лежат карточки с самостоятельной работой. Хотите ее выполнить?
  - Сможете? Почему вы так уверены? – (Да. Потому, что мы знаем таблицу умножения, алгоритмы, можем их применять….)
  ( На столах у детей карточки с разноуровневыми заданиями .   
 Вверху  **  или  ***  .
 - Чем отличаются карточки? (уровнем сложности). 
 - Выберите себе работу по уровню сложности и выполните самостоятельно задания.
   
  ** ***
  4 700 ·5 411 258 : 3
  34 472 : 8 6 · 3 374 : 2
  7049 : 7 1768 : 8
   
 Задания на другой карточке вы можете по желанию сделать дома и сдать учителю на следующий урок.
   
 VI. Итог урока 
  - Наш урок подходит к концу. Вспомните, с каких слов мы начали урок?  
  - Довольны ли вы своей работой?  
 – - Что мы делали на сегодняшнем уроке?
   (Делили многозначное число на однозначное в столбик.) 
   -Я передаю вам памятку с алгоритмом, давайте проведем проверку:  
   Научились находить первое неполное делимое? 
  Научились определять количество цифр в частном?   
  Сумеете найти цифру для каждого разряда, то есть определить цифру в частном?   
   - Что вам понравилось?
 Домашнее задание: стр.85 № 440(1 строка), № 439. 
    
    
    
    
    
    
  
    
  1. Выделяем неполное делимое.
  2. Определяем количество цифр в частном.
  3. Делением находим цифру частного
  4. Узнаем, сколько разделили
  5. Находим остаток (должен быть меньше делителя)
  6. Образуем следующее неполное делимое.
  ** ***
  4 700 ·5 411 258 : 3
  34 472 : 8 6 · 3 374 : 2
  7049 : 7 1768 : 8
    
  ** ***
  4 700 ·5 411 258 : 3
  34 472 : 8 6 · 3 374 : 2
  7049 : 7 1768 : 8
    
  ** ***
  4 700 ·5 411 258 : 3
  34 472 : 8 6 · 3 374 : 2
  7049 : 7 1768 : 8
    
  ** ***
  4 700 ·5 411 258 : 3
  34 472 : 8 6 · 3 374 : 2
  7049 : 7 1768 : 8
    
  ** ***
  4 700 ·5 411 258 : 3
  34 472 : 8 6 · 3 374 : 2
  7049 : 7 1768 : 8
    
  ** ***
  4 700 ·5 411 258 : 3
  34 472 : 8 6 · 3 374 : 2
  7049 : 7 1768 : 8
    
  ** ***
  4 700 ·5 411 258 : 3
  34 472 : 8 6 · 3 374 : 2
  7049 : 7 1768 : 8
    
  ** ***
  4 700 ·5 411 258 : 3
  34 472 : 8 6 · 3 374 : 2
  7049 : 7 1768 : 8
    
  ** ***
  4 700 ·5 411 258 : 3
  34 472 : 8 6 · 3 374 : 2
  7049 : 7 1768 : 8
    
  ** ***
  4 700 ·5 411 258 : 3
  34 472 : 8 6 · 3 374 : 2
  7049 : 7 1768 : 8
    
  Карточка 1. 
    
  Реши уравнение: х – 290 = 470 + 230
    
    
    
    
  Карточка 2. 
    
  Реши уравнение: х : 8 = 130 + 270
   
   
   
   
   
   
   
   
    
    
    
    
    
  106 • 6 840 : 8 112 • 5 140 • 3
 311 • 2 303 • 3  6000 : 10
   
   
   
 111, 63 250, 4362, 552 671, 503, 32