Цели. Познакомить учащихся с числом и цифрой 5, научить записывать новую цифру; продолжить работу по образованию ряда чисел; совершенствовать грамматический строй речи; развивать логическое мышление; воспитывать мотивацию к учению.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Число и цифра 5" »
Конспект урока на тему «Число и цифра 5»
Цели. Познакомить учащихся с числом и цифрой 5, научить записывать новую цифру; продолжить работу по образованию ряда чисел; совершенствовать грамматический строй речи; развивать логическое мышление; воспитывать мотивацию к учению.
-Отгадайте, из какой сказки этот отрывок? (звучит фрагмент аудиозаписи сказки "Колобок").
Назовите героев этой сказки.
2. Повторение пройденного.
а) Работа по карточкам. Ориентировка на листе бумаги.
-Соедините точки по порядку красным карандашом.
.1 .2
.4 .3
Какая получится фигура, если ещё соединить точки 1 и 4?
Это домик дедушки и бабушки, но чего ему не хватает? (Крыши).
Она появится, если вы дополните ряды чисел.
На доске: 1 2 … 4
… 3 4
После выполнения задания каждый ученик получает цветной треугольник и достраивает крышу.
б) Различение геометрических фигур.
Итак, жили-были дедушка и бабушка. А как у них появился Колобок?
Какой формы он был?
Найдите тот Колобок, который испекла бабушка. (Показ рисунков: квадратный Колобок, овальный, круглый, треугольный).
в) Количественный и порядковый счёт в пределах 4.
Каких животных встречал Колобок?
Какие животные здесь лишние? (На магнитной доске фигурки: ёж, заяц, лиса, медведь, волк).
Сколько животных он встретил?
Кого он встретил первого? Второго? (Дети выстраивают в нужной последовательности все фигурки).
3.Устный счёт. Игра "Заяц и морковь".
Заяц повстречался с Колобком и обещал его пропустить дальше, если мы поможем ему посчитать примеры. Ведь тогда он сможет эти морковки съесть. (На доске морковки, а на них примеры).
1+1 1+2 2+2 1+3 4-2 3-2 4-3 3-1
Учащиеся 3 группы используют палочки.
4. Проблемная ситуация.
Кого встретил потом Колобок? (Волка).
Волк насобирал корзину шишек и просит помочь их пересчитать.
(Показ корзины с пятью шишками).
Дети считают до четырёх, а дальше затрудняются назвать число.
5. Сообщение темы и цели урока. Объяснение нового.
Сегодня вы познакомитесь с новой цифрой 5 (показ). Число пять следует за числом 4.
Учитель демонстрирует ленту чисел 1, 2, 3, 4, 5.
Посчитаем хором от 1 до 5.
Посчитаем шишки волка.
Сколько больших шишек? 4.
Сколько маленьких? 1.
Чтобы все пересчитать, что надо сделать? (Сложить).
На магнитной доске появляется запись из подвижных цифр: 4+1=5
6. Работа с книгой, страница 117.
Назовите цифру (5).
После какого числа следует 5?
Колобок побежал дальше и увидел птиц (иллюстрации учебника).
Посчитайте их. Каких птиц можно увидеть только зимой? (Снегири).
7. Работа с кассами.
Найдите цифру 5. Покажите цифру, которая стоит рядом с ней. Назовите её.
Посчитаем, показывая цифры от 1 до 5, от 5 до 1 (хором).
8. Пальчиковая гимнастика.
Бежит Колобок по дорожке и палочкой пишет какие цифры?
Показ рисунка: на дорожке большие и маленькие цифры 5.
-Из каких элементов они состоят? Все ли они одинаковы по размеру?
-Напишите пальчиком на парте такие же.
-А вдоль дорожки какие деревья растут? Ели.
Сделаем упражнение для пальцев "Ёлочка".
Ёлка быстро получается,
если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи.
Пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу), выставляются вперёд.
9. Работа в тетрадях.
Колобок писал цифры разного размера, а вы должны написать цифры одинаковые. Каждая цифра живёт в своём доме-клеточке. Она не может выходить за пределы своего жилища.
Показ учителем на доске написания цифры 5.
Письмо в воздухе, на доске цифры 5.
Письмо в тетрадях.
8. Физкультминутка.
-Вместе с Колобком продолжим путь.
В лес густой мы вошли (маршируют),
Появились комары (лёгкое похлопывание по различным участкам тела).
Дальше по лесу шагаем ( маршируют),
И медведя мы встречаем. (раскачивание туловища из стороны в сторону).
Фигурка медведя перемещается на центр доски.
9. Закрепление нового материала.
-Медведь рассказал Колобку, что встречал сегодня в лесу белок (картинка).
-Посчитайте, сколько их было? (Пять).
- Белочки заготавливали себе корм на зиму. Как вы думаете, что они
собирали?
Нарисуйте для каждой белочки гриб. Сколько грибов надо нарисовать?
а) Рисование в тетрадях.
Кто встретился Колобку после медведя? (Лиса).
Хитрая лиса сказала, что отпустит Колобка, если он выполнит её задания. А мы ему поможем в этом?
б) Самостоятельная работа. Работа по книге, страница 120.
Каких животных вы видите?
Сколько их?
Запишите эти цифры в тетрадь.
А ещё лиса просит спеть песенку, которую ей пел в сказке Колобок.
Как закончилась сказка?
Но наш Колобок остался цел, потому, что мы работали дружно и помогли ему выполнить все задания.
10. Итог урока.
Сказка закончилась и мы вернулись в класс. С какой цифрой мы познакомились?
После какого числа идёт число 5?
Посчитаем хором от 1до5.
Литература.
1.Капустина, Г.М. Коррекционные приёмы обучения младших школьников математике. \\Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2005, №2, с.63-72.