Конспект урока математики в 8 классе "Иррациональные числа"
Конспект урока математики в 8 классе "Иррациональные числа"
Урок изучения нового материала по теме "Иррациональные числа" способствует расширению и углублению знаний учащихся о числах.Позволяет изучить множество иррациональных чисел, а также совершенствовать вычислительные навыки.Материал урока содержит обширный исторический материал, что способствует расширению математического и общего кругозора, развитию логического мышления и интереса к предмету.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики в 8 классе "Иррациональные числа"»
МБОУ гимназия №1 г. Липецка
Предмет – алгебра
Класс – 8
Учитель Попова Ольга Николаевна
Программно-методическое обеспечение:
планирование составлено на основе авторского планирования А. Г. Мордковича по учебнику «Алгебра» 8 класс;
Учебник «Алгебра» 8 класс А.Г. Мордкович и др., М.: Мнемозина, 2013;
Задачник «Алгебра» 8 класс А.Г. Мордкович и др., М.: Мнемозина, 2013.
Тема урока: «Иррациональные числа».
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели урока:
Образовательные: расширение и углубление знаний учащихся о числах; изучение множества иррациональных чисел; совершенствование вычислительных навыков.
Развивающие: развитие умения приобретать новые знания; пополнение лексического запаса новыми терминами и знаниями об их этимологическом происхождении; расширение математического и общего кругозора путем использования исторического материала, развитие логического мышления и интереса к предмету.
Воспитательные: воспитание навыков четкой, последовательной и аккуратной деятельности; выработка желания и потребности обобщать полученные факты и знания; развитие самостоятельности и любознательности.
Оборудование: портреты ученых, фото Нефтяного дерева (возможно использование компьютера), раздаточный текстовый материал для повторения, материал для заданий с пропусками и карточки для сравнения чисел.
Ход урока.
1. Организационный этап:
-приветствие;
-проверкаготовности учащихся к уроку;
2. Проверка домашнего задания
1.Задания домашней работы озвучиваются и комментируются учащимися. Осуществляется самопроверка с карандашом в руках. В соответствии с правильностью решения напротив задания ставится плюс или минус.
2.Опрос по опорному конспекту. Учащийся записывает конспект на доске и рассказывает теоретический материал, касающийся множества рациональных чисел.
3.Актуализация знаний Повторение по теме: «Понятие квадратного корня из неотрицательного числа».
Работа по цепочке.
Задание записано на доске. Текст имеется на каждой парте.
Ответ озвучивается.
№1. Среди выражений, записанных в таблице, найдите и вычеркните те, которые не имеют смысла.
Для остальных выражений найдите равные по значению числа, записанные на отдельных карточках, расположенных на дереве.
Заполните свободные части таблицы числами и буквами.
Прочитайте слово.
Ответ: копайфера
1
2
3
5
8
10
12
14
16
К
О
П
А
Й
Ф
Е
Р
А
Копайфера – это удивительное дерево, растущее в тропических лесах Бразилии. Из ствола этого дерева вытекает сок, который по своему составу почти не отличается от дизельного топлива. Его можно прямо без переработки заливать в бак автомобиля. Из одного отверстия в стволе этого дерева получают около 20 литров «растительной солярки». В некоторых странах уже началась массовая посадка этих нефтяных деревьев. Их также называют Дизельные или Керосиновые деревья.
4. Изучение нового материала
Учитель и ученики совместно называют тему и цели урока. Ученики записывают дату и тему урока «Иррациональные числа » в тетради.
№2 Задание с пропусками.
Задание выполняется с комментированием. Текст задания есть на партах.
Проанализируйте данные и заполните пропуски.
Работа с учебником: §11.
Найдите определение иррационального числа. Приведите примеры таких чисел.
Ученики озвучивают определение и приводят примеры иррациональных чисел.
№3 Задание с историческим материалом.
Ответ: radix – в переводе с латинского – «корень». Иногда, используя латинское прочтение, этот знак называют радикал.
Современный вид знак корня получил в 16 веке по предложению Рене Декарта.
Исторический материал.
Сообщение 1 ученика (подготовлено в виде опережающего задания).
В 1637 году вышел в свет главный математический труд Декарта, «Рассуждение о методе». Полное название: «Рассуждение о методе, позволяющем направлять свой разум и отыскивать истину в науках».
В этой книге излагалась аналитическая геометрия, а в приложениях — многочисленные результаты в алгебре, геометрии, оптике (в том числе — правильная формулировка закона преломления света) и многое другое.
Особо следует отметить переработанную им математическую символику Виета, с этого момента близкую к современной символике. Коэффициенты он обозначал a, b, c…, а неизвестные — x, y, z. Натуральный показатель степени принял современный вид (дробные и отрицательные утвердились благодаря Ньютону). Появилась черта над подкоренным выражением. Уравнения приводятся к канонической форме (в правой части — ноль).
Символическую алгебру Декарт называл «Всеобщей математикой», и писал, что она должна объяснить «всё относящееся к порядку и мере».
№3. Знак корня используется для упрощения записей многих иррациональных чисел.
Задание записывается в тетради и предлагается на доске.
Выписать результат, округлив десятичные дроби до разряда десятых.
В таком виде корни используются при выполнении прикидки в вычислениях.
Исторический материал.
Сообщение 2 ученика (подготовлено в виде опережающего задания).
В наше время с использованием вычислительной техники найдено несколько миллионов цифр после запятой в записи этого иррационального числа. Интерес к этому числу объясняется тем, что оно используется не только при вычислении длин окружностей, но и длин дуг, площадей кругов и секторов, объемов шаров и других геометрических фигур.
Чтобы формулы имели более простой вид, Леонардо Эйлером было предложено обозначать это число буквой π – первой буквой в греческом написании слова «окружность».
π =3,1415926…
Дополнительно.
Можно предложить мнемонические приемы запоминания цифр числа π, если они не известны учащимся.
5. Закрепление нового материала
№4. Задание на сравнение иррациональных чисел.
Таблички с заданиями есть на каждой парте.
а). Получите полное название слова «окружность» на греческом языке.
Для этого из каждой пары чисел выберите меньшее число. Запишите букву, с ним связанную, в таблицу.
б). Прочитайте это слово. Какой смысл оно имеет в современном русском языке? Как это связано с окружностью? Объясните, как вы это понимаете.
Ответ: а) периферия б) периферия – местности, организации и учреждения, отдаленные от центра.
6.Опережающая информация
Множество рациональных и иррациональных чисел образуют новое числовое множество. Как оно называется и какими свойствами и особенностями обладает, узнаем на следующем уроке.
Необязательное д/з: узнать название и найти историческую информацию о новом множестве.
7.Домашнее задание
1.§11, повторить§10;
2. Подготовить связный рассказ о множестве рациональных и о множестве иррациональных чисел (для устного опроса теоретического материала);
3.№11.5 – №11.9;
4.Необязательное д/з.
8. Подведение итогов урока. Рефлексия
Выставление отметок за работу на уроке, за исторические сообщения.
Подводя итоги урока, учащиеся рассказывают о том, что делали на уроке, что нового узнали о числах, что особенно понравилось, что было самым интересным.