Конспект урока математики "Решение тригонометрических уравнений"
Конспект урока математики "Решение тригонометрических уравнений"
Это конспект открытого заняти по математике для студентов первого курса колледжа. В работе указаны цели и задачи занятия. план занятия. В начале урока повторяется ранее изученный материал, тут же проводится небольшая устная работа.В конспекте разобраны подробно основные методы решения тригонометрических уравнений, виды тригонометрических уравнений. На каждый вид и метод разобраны примеры с решение .Работа на занятии ведется тремя группами, каждая из которых решеют определенные уравнения. В ходе решения делаются выводы.В конце урока преведена самостоятельная работа. Каждый студент может оценить свою работу на уроке и получить определенные баллы. В соответсвии с критериями за эти баллы выставляется оценка за урок.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Пермский политехнический колледж имени Н .Г. Славянова»
Учебное занятие по дисциплине «МАТЕМАТИКА»
РЕШЕНИЕ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ.
Пермь 2014 г.
ТЕМА : РЕШЕНИЕ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ.
Цели занятия :
Образовательные : повторить, обобщить и привести в систему знания по решению
тригонометрических уравнений.
Развивающие : развитие логического мышления, памяти, внимания, умение
анализировать.
Воспитательные : умение слушать и высказывать свое мнение, воспитание
самостоятельности.
Задачи занятия:
Классифицировать тригонометрические уравнения по видам и методам решения .
Распознавать вид и метод решения тригонометрических уравнений.
Решать тригонометрические уравнения, выбирая для каждого вида соответствующий способ.
Средства достижения результата занятия :
Мотивация студентов.
Существует множество областей , в которых применяются тригонометрические функции. Их используют в астрономии ( особенно для расчетов положения небесных объектов), в спутниковых навигационных системах, в теории музыки, в акустике, в оптике, в медицине( компьютерная томография и ультразвук), в электротехнике, в архитектуре, в экономике и многих других областях науки и технике. Решение глобальных проблем нам не по силам, но систематизировать и обобщить знания по решению тригонометрических уравнений нам доступно.
Великий физик, математик, политик А. Энштейн заметил :
«Мне приходится делить время между политикой и уравнениями. Однако, уравнения гораздо важнее. Политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно».
Пусть этот эпиграф поможет прикоснуться вам к вечной проблеме нахождения неизвестного (а может, неизведанного) «х».
Итак, перед вами стоит задача – показать свои знания и умения по решению тригонометрических уравнений.
Актуализация знаний.
Мониторинг знаний решения простейших тригонометрических уравнений.
Устная работа.
Какие основные формулы решения простейших тригонометрических уравнений вы знаете?
Определите, и ответьте , какое уравнение имеет данное множество решений :
Слайд 1.
;
;
;
;
Множество решений :
;
;
;
;
;
; .
Практическое применение знания этих формул :
Установите соответствие :
Слайд 2.
Примеры : Ответы :
1. 1.
2. 2.
3. 3.
4. 4.
5. 5.
6. 6.
7. 7.
8. 8.
9. 9.
10. 10.
11. 11.
12. 12.
Во всех ответах : .
Мониторинг умений определять вид и методы решения тригонометрических уравнений.
Правильное определение вида тригонометрического уравнения и правильно выбранный метод решения его позволяет существенно упростить и рационализировать решение уравнения.
Вопросы :
Какие методы решения уравнений вы знаете ?
(Ответ : существует два метода решения уравнений - введение новой переменной, разложение на множители).
Какие виды тригонометрических уравнений вы знаете ?
( Ответ: уравнения, решаемые с помощью формул тригонометрии; однородные уравнения; неоднородные уравнения).
Слайд 3.
Однородные уравнения 1 степени:
.
Однородные уравнения 2 степени:
.
Неоднородные уравнения 1 степени:
Введем дополнительный аргумент - угол α такой, что и
,
тогда
Неоднородные уравнения 2 степени:
Среди предложенных уравнений назовите те, которые являются однородными уравнениями , неоднородными.
Какими методами решаются оставшиеся уравнения ?
Слайд 4.
Группа разделена на три подгруппы.
1 подгруппа должна выбрать уравнения, решаемые методом введения новой переменной. Это примеры № 1, 9
; ; ;
;
9.
; ;
; ;
нет решения , т.к.
;
2 подгруппа должна выбрать уравнения, решаемые методом разложения на множители. Это примеры № 2,3,7.
2. ;
;
=0 ; т.к. эта функция четная , то .
3. ; ( способ вынесения общего множителя за скобки)
; ;
; .
7.
Это уравнение решаемое способом группировки слагаемых.
;
; ;
это однородное уравнение 1 степени ;
; данное уравнение имеет решение только при равенстве нулю обоих слагаемых, т.е. ; но это противоречит решению однородного уравнения 1 степени, в котором эти две функции не могут быть равны нулю одновременно, т.к. .
3 подгруппа должна выбрать однородные и неоднородные уравнения . Это примеры № 4,5,6,8.
4. это неоднородное уравнение 2 степени.
; ; уравнение свелось к решению методом разложения на множители ( вынесение общего множителя за скобки). Его нельзя теперь решать как однородное, иначе произойдет потеря корней.
5.
; решаем методом введения новой переменной .
Пусть
;
6.
;
8.
; пусть
Подведение итогов.
Вывод : при решении тригонометрических уравнений вы должны
Проанализировать вид данного уравнения и определить метод его решения
Применить метод решения к примеру.
Оцените результаты своей деятельности в ходе выполнения дифференцированной самостоятельной работы. Каждое задание оценивается определённым количеством указанных баллов. Можно выполнить задания из любых вариантов.
ВАРИАНТ А
(0,5 балла)
(0,5балла)
(0,5 балла)
ВАРИАНТ В
(1 балл)
(1 балл)
(1 балл)
ВАРИАНТ С
(2балла)
(2балла)
(2 балла)
Итог занятия :
Проверьте правильность выполнения работы. На слайде указаны ответы.