Изучение нового материала Цель: на этапе мотивации формировать у каждого ученика личной потребности в последующей деятельности, связанной с формулировкой нового определения и свойства; развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы, развивать устную математическую речь; формировать такие качества личности, как трудолюбие, внимательность, активность. -Как вы считаете, какую цель мы можем себе поставить на этом уроке? (формулируют дети) -Познакомиться с понятием пропорции и выяснить её свойства. Узнать практическое применение этой темы. -Действительно понятие пропорции имеет достаточно широкое практическое применение. Архитектура, искусство, медицина, астраномия, химия –все они в той или иной степени используют пропорции. Нам пропорция поможет найти новый способ решения некоторых задач. А при изучении геометрии мы снова встретимся с пропорцией. Поэтому качественное изучение этой темы сегодня нам просто необходимо. Оказывается, в математике, равенство двух отношений принято называть пропорцией. a:b=c:d или a/ b=c /d -Ребята, кто-то из вас ранее слышал это слово? -В кулинарных рецептах, на уроках ИЗО, технологии… - А сейчас мы отправимся в экспедицию, где будем исследовать, какими же свойствами обладает пропорция и где она используется, в нашей жизни. Задание 1 Каждому придумать по две пропорции (проверить несколько человек устно). -А теперь мы познакомились с рабочим материалом для нашего исследования a/b=c/d или a:b=c:d a,d-крайние члены пропорции b,c-средние члены пропорции Задание 2 (в группах) Для ваших пропорций поменяйте местами средние члены пропорции и проверьте, что произошло? (отвечает 1человек из каждой группы) -Какой вывод можно сделать? -Пропорция осталась верной. -Какие ещё преобразования вы предлагаете сделать? -Поменять местами крайние и одновременно средние и крайние. (Предоставить отчет о результатах работы 1 человек из группы) -Итак, какими же свойствами обладает пропорция? (Фронтально обобщаем результаты исследований и делаем вывод) -Сколько же верных пропорций получается из одной? -Три. --Ребята, что ещё можно сделать с пропорцией? -Умножить средние и крайние члены. Задание 3 (в группах) Найти произведение крайних и средних членов пропорции и сделать вывод. -Произведение оказалось одинаковым. -Этот факт в математике носит название основного свойства пропорции. ad=bc |