Через тернии к звездам
Алгебра 8 класс
учитель математики МБОУ-СОШ № 11 г.
Искитима Новосибирской области
высшей квалификационной категории
Овсянникова Татьяна Степановна
2014 год
Урок был проведён в рамках Дня открытых дверей (городское мероприятие). Общим девизом для всех уроков является девиз: «Я живу в России».
«Через тернии к звездам»
Тема: Квадратные уравнения. Теорема Виета.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Цель урока: Создать максимальные условия для проведения ценностно-эмоционального отношения учащихся к знаниям.
Задачи урока:
Образовательные: Систематизация и обобщение знаний по теме.
Воспитательные: Развитие чувства патриотизма средствами урока математики. Формирование ответственности перед коллективом, организованности, дисциплинированности, чувства долга, инициативы и творчества в учебном процессе.
Развивающие: Развитие познавательного интереса к предмету.
«Вступительное слово учителя»
Прежде чем объявить тему нашего урока, хочу напомнить что с 7-23 февраля 2014 г. В России походили Зимние Олимпийские игры.
Олимпийские игры являются крупными спортивными событиями, в которых тысячи спортсменов со всего мира соревнуются в различных видах спорта. К этим играм готовятся в течении 4-х лет . В итоге мы видим красивые танцы на льду, виртуозные выступления сноубордистов, захватывающие гонки биатлонистов и т.д.
Но за этим стоит ежедневная, многогодовая подготовка, тяжёлая и упорная работа.
Результаты Олимпиады- это достижения страны.
Ваши знания ребята- это достижения школы, а это будущие достижения России.
Для учителя высшая награда- это достижения его учеников. Школа всегда гордиться своими выпускниками. Про своих учеников ,добившихся успехов- мы говорим:»Зажглась ещё одна звёздочка» . Но как не лёгок бывает путь к победе. И учиться преодолевать трудности ребята начинают в школе при изучении различных разделов школьного курса.
Не исключение и математика. Так одним из разделов алгебры 8-го класса является изучение квадратных уравнений. Это очень важная тема.
Завершая учебный год проверим свои знания по данной теме.
Тема нашего урока:
Через тернии к звездам
«Мышление начинается с удивления», - заметил 2500 лет назад Аристотель. Наш соотечественник Сухомлинский считал, что «чувство удивления - могучий источник желания знать, от удивления к знаниям – один шаг». А математика – замечательный предмет для удивления.
Мы совершим сегодня путешествие, которое в дальнейшем может оказаться одной из тропинок познания нового неизвестного. Создадим три экипажа. У каждого свой маршрут. А цель одна – показать свои знания на всех этапах. ( У каждого на парте свой маршрутный лист).
Начнем с разминки. (смотреть слайд в презентации)
1.Какое уравнение называется квадратным?
2. Если а=1, то как называется квадратное уравнение?
3. Найти из представленных примеров приведенные уравнения.
а) 5х²+4=0
б) -11х²+6х=0
в) х²+4х+10=0
г) 1,8х²=0
4. Определить знак корней квадратных уравнений.
а) х²+15х+2=0
б) х²+4х-10=0
в) х²-15х+2=0
г) х²-4х-10=0
5. решить уравнения.
а) -0,1х²=0
б) х²-13=0
в) х²+49=0
г) х²+6х+5=0
д) х²-6х+5=0
е) х²-5х+6=0
А теперь в путь!
Путешествие будет нелегким. Чтобы продвинуться вперед, нужно показать свои знания. Каждый экипаж пойдет по своей лесенке.
Решаем задание №1 маршрутного листа.
Слово учителя: Что означает число «1! Для нашей Олимпиады?
ОТВЕТ:МЫ ПЕРВЫЕ на Олимпиаде!
( на доске прикрепляется цифра «1»)
При правильном выборе решения, получается слово. Затем слова записывают на доске в пропущенные места.
[Счет и вычисления – основа порядка в голове]
Подводятся итоги, кто быстрее - помогает отстающим.
Мы справились с одним этапом нашего восхождения и двигаемся вперед.
(Задания усложняются)
Решаем задание №2 маршрутного листа.
Слово учителя: Что означает число «2» для Олимпиады?
Ответ: Это были вторые Олимпийские игры в нашей стране.
( на доске прикрепляется цифра «2»)
1 группа:
а) 5х²-8х+3=0;
б) 3х²-х+18=0.
2 группа:
а) 5х²-6х+1=0;
б) х²-14х-15=0.
3 группа:
а) 2х²+3х+1=0;
б) 2х²-3х-35=0.
Проверяем правильность решения. (Ответы см. презентацию),
Мы говорим с ребятами о найденных корнях уравнений.
«1»-мы абсолютные победители Олимпиады!
«Корней нет»-нам было трудно и не каждый день были победы.
«15»-самая юная участница Олимпиады Юлия Липницкая- ей 15 лет.
«5»-пять медалей в фигурном катании.
(на доске прикрепляются числа «15» и «5»)
Заслуженный отдых – привал.
Послушаем историю возникновения квадратных уравнений. Представитель каждого экипажа рассказывает немного из истории квадратных уравнений. (см. презентацию)
Чем еще можно заняться на коротком отдыхе? Конечно же, разгадать кроссворд.
У всех на партах кроссворд.
| По вертикали: Число корней квадратного уравнения при D0 Число корней квадратного уравнения при D=0 Квадратное уравнение, в котором первый коэффициент равен единице Где впервые решили квадратное уравнение Квадратное уравнение, в котором b=0 или c=0 Число корней квадратного уравнения, при D 7)Учёный, доказавший теорему о свойстве корней квадратного уравнения По горизонтали: Различитель квадратного уравнения. |
(Ответы к кроссворду смотри презентации.)
После небольшой передышки снова в путь. Дорога становится сложнее. Мы первопроходцы, наша задача проложить себе дорогу, т.е. уметь составлять квадратные уравнения.
Маршрутный лист. Задание №3
Слово учителя: Что означает число «3» для Олимпиады?
Ответ: »3»-Медали в фигурном катании.
В последний день Олимпиады наши лыжники заняли три призовых места.
«33»-медали в нашем зачёте.
(прикрепляется на доске числа «3»и «33»)
Вопрос: Сколько каких медалей было?
Ответ: «13»-золотых. «11»-серебряных и «9»-бронзовых
(Прикрепляем на доске числа «13», «11» «9»)
Слово учителя: Составим квадратные уравнения, корнями которых являются числа:
1 группа: а) =13; = 9; б) = -11; =9; | 2 группа: а) =-13; = -9; б) = 11; = 9; | 3 группа: а) =11; = -9; б) = -13; =-11; |
(Ответы смотри презентацию.)
Совсем немного до цели. Участок пути остался самый трудный.
Маршрутный лист. Задание №4
Слово учителя: В нашем классе ребята занимаются спортом- это будущие чемпионы. Говорим о спортивных достижениях класса.
Выполняем задание№4
1 группа: х²+Кх-14=0 = -2 -? К- ? | 2 группа: х²+6х+К=0 = -7 -? К- ? | 3 группа: х²+Кх-10=0 = 5 -? К- ? |
(Ответы смотри презентацию.)
На протяжении всего пути вы помогали друг другу. Последние шаги каждый должен пройти самостоятельно. Поэтому еще одна минута отдыха. А что для отдыха может быть лучше, чем хорошая песня!
(Поем классом песню под гитару.)
Песня на мотив «Синяя птица» группы «Машина времени»
Мы в такие ходили дали,
Что не очень-то и дойдешь.
Уравнения мы решали,
Не взирая на снег и дождь.
Но откуда они появились
Пусть история даст ответ.
Мы – охотники за удачей
И преград нам в науке нет.
Уравнения мы решаем.
Сразу многое не поймешь.
Но учитель нам помогает
И до цели своей дойдешь.
Математика – вот наука.
Развивает она умы.
Не страшна никакая скука,
Коль задачи все решены!
Слово учителя: Ещё раз напомним с вами ребята, что означают числа, прикреплённые на доске.
Проверочный заключительный тест.
Слово учителя:
Завершая урок, мне хочется надеяться, что и наш класс оставит яркий след в истории родной школы. И изучая квадратные уравнения через n-е количество лет, учитель мог бы про вас сказать, что в Олимпийский год – 2014, восьмые классы были настоящими звездочками.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Маршрутный лист – 3 варианта.
Кроссворд.
Песня (на мотив «Синяя птица»)
Тест – 2 варианта.
Презентация. (отдельный файл)
Фото с урока.
I группа №1 х2-8х+7=0 7; 1 – а -7; -1 – с -7; 1 – о х2+4х-5=0 -5; 1 – в 5; -1 – о -5; -1 – н х2-5=0 – с – н - о х2+25=0 5 – с – о Нет к. - н 17х2=0 0 – с 17 - о нет к. - н 2х2=8 2 – н 0 - в – о | №2 а) 5х²-8х+3=0; б) 3х²-х+18=0. №3 а) =13; = 9; б) = -11; =9; №4 х²+Кх-14=0 = -2 -? К- ? |
II группа №1 х2+8х+7=0 7; 1 – р -7; -1 – а -7; 1 – к х2-4х-5=0 5; -1 – к -5; 1 – о -5; -1 – д 7х2-7=0 – д 1 - о 0 - к х2-7=0 – к 0 – н - я х2+9=0 – к 3– о Нет к. - р 19х2=0 0 – о 19 - д нет к. - к 4х2=16 0 – р 2 - о – п | №2 а) 5х²-6х+1=0; б) х²-14х-15=0. №3 а) =-13; = -9; б) = 11; = 9; №4 х²+6х+К=0 = -7 -? К- ? |
III группа №1 х2+4х-5=0 -5; 1 – е -1; -5 – л -1; 5 – о х2-5х+6=0 2; 3 – в -2; -3 – о 2; -3 – л х2-11=0 Нет к. - в - л - о х2+16=0 4 – г – о Нет к. - л 15х2=0 0 – о 15 - л – г 5х2=20 0 – л 2 - о – г | №2 а) 2х²+3х+1=0; б) 2х²-3х-35=0. №3 а) =-9; = 11; б) = -13; =-11; №4 х²+Кх-10=0 = 5 -? К- ? |
Кроссворд
| По вертикали: Число корней квадратного уравнения при D0 Число корней квадратного уравнения при D=0 Квадратное уравнение, в котором первый коэффициент равен единице Где впервые решили квадратное уравнение Квадратное уравнение, в котором b=0 или c=0 Число корней квадратного уравнения, при D Учёный, доказавший теорему о свойстве корня квадратного уравнения По горизонтали: Различитель квадратного уравнения. |
Песня на мотив «Синяя птица» группы «Машина времени»
Мы в такие ходили дали,
Что не очень-то и дойдешь.
Уравнения мы решали,
Не взирая на снег и дождь.
Но откуда они появились
Пусть история даст ответ.
Мы – охотники за удачей
И преград нам в науке нет.
Уравнения мы решаем.
Сразу многое не поймешь.
Но учитель нам помогает
И до цели своей дойдешь.
Математика – вот наука.
Развивает она умы.
Не страшна никакая скука,
Коль задачи все решены!
Проверочный заключительный тест.
Через тернии к звёздам.
8 «Б»
5