kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока математики на тему "Единицы времени"

Нажмите, чтобы узнать подробности

       На данном уроке используется технология " Активные методы обучения". Применение данной технологии позволяет активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-организационных и учебно-информационных умений.

      Применение игровой технологии на уроке способствует развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников, повышению уровня комфортности обучения, снижению дидактических затруднений у учащихся, повышению активности и инициативности младших школьников на уроке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики на тему "Единицы времени" »

Урок математики (УМК «Гармония»)

Учитель Стукалова Маргарита Владимировна

Тема: «Единицы времени» (год, месяц, неделя, число)

Цели: 1. Уточнить и систематизировать представления учащихся об этих единицах, а также познакомить с единичными отношениями между ними;

2. Формировать умение пользоваться календарем, определять по нему дни недели, числа;

3. Продолжать развитие познавательного интереса к предмету, познакомить учащихся с эволюционными процессами единиц измерения времени.


Оборудование: 4 картины девушек-символов времен года (зимы, весны, лета, осени), настенный календарь, настольный, перекидной, индивидуальные календарики текущего и прошедшего годов, таблица записи чисел римскими цифрами, таблички с названием дней недели (7 шт.), карточки с заданием, тесты.


Оформление доски:

Девятнадцатое апреля.

Классная работа.


Единицы времени (год, месяц, неделя, число)







(настенный календарь) (сначала закрыто)












(сначала закрыто)









(рисунок времени года.

Один закрыт.)



зима


лето

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь





весна



2011

1 янв. – 1/I

8 мар. – 8/III

1 мая -1/V

1 сент. – 1/IX







Ход урока:




  1. Организационный момент (тема, цели)


  1. – Дети, вы уже знаете, в каких единицах измеряются масса и длина.

А знаете ли, в каких единицах измеряется время? (Дети называют все, какие знают).

  1. – Молодцы. Вы знаете многие единицы времени. На этом уроке мы конкретно познакомимся с такими единицами, как год, месяц, неделя, число.

Будем учиться пользоваться календарем; узнаем, почему так названы месяцы, дни, недели. Поучимся записывать даты римскими цифрами.


  1. Подготовительный этап


  1. Беседа о временах года.


- Какое сейчас время года? (весна);

- Какое было до него? (зима);

- Какое будет после? (лето);

- Посмотрите на рисунки этих прекрасных девушек. Что они символизируют? (времена года);

- Кто-то очень внимательный т что-то заметил? (Да, их должно быть 4, а у меня 3);

- Какого нет? (Осени). – Как назовут, открыть;




- Еще внимательней присмотритесь к ним. (правильно, нарушена последовательность);

- Кто может назвать по порядку? (Называют).


2. Беседа о годе и месяцах.


- Какой сейчас месяц? (Апрель);

- А перед Апрелем был? (Март);

- После Апреля наступит? (Май);

- Когда мы идем в школу после летних каникул? (В сентябре);

- Когда наступает Новый год? (В январе)

.

3. Беседа о днях недели и числах.


- Какое сегодня число? (19);

- А вчера какое было? (18);

- Завтра? (20);

- Какой день недели? (Среда);

- Вчера что было? (Вторник);

- В какие дни отдыхают? (В субботу и воскресенье).


  1. Работа над новым материалом.


  1. Знакомство с календарями.

- Что это, ребята перед вами? (Показать календари);

- Существует множество разных календарей:

а) Календарь – Это таблица. В ней в определенной последовательности дан перечень чисел, дней недели, месяцев какого-то года.

б) Есть настольные календари: книжки и перекидные.

в) Есть отрывные календари. Посмотрите, насколько много листов в отрывном и перекидном календарях. Каждый листок – это день. Вот как много дней должно пройти, чтобы наступил Новый год.

- Может кто-нибудь знает, сколько дней в году? (365 или 366).

По календарю можно узнать, сколько месяцев в году, как они называются. Какой месяц за каким следует, сколько в каждом месяце дней, недель. Самый удобный для пользования – табель-календарь. У меня на доске большой, у вас маленькие.

Поработаем с ними.


  1. Работа по индивидуальным календарям.

- Посмотрите на них, скажите, сколько месяцев в году? (12)

- Назовите их по порядку (открыть на доске);

- Сколько дней в январе? (31);

- Найдите месяцы, в которых столько же дней.

- Давайте запишем их.


3. Работа в тетрадях.

а) Январь, март, май, июль, август, октябрь, декабрь -31 день;

б) Апрель, июнь, сентябрь, ноябрь -30 дней;

в) Февраль – 29 дней (в этом году) – А в остальные годы в феврале -28 дней.


(Год, в котором февраль содержит 29 дней – называют високосным. Он бывает 1 раз в 4 года. Этот год такой.)



4.Из истории математики.


Но не всегда год содержит 12 месяцев. Давным-давно он состоял из 10 месяцев, в каждом месяце было по 30 дней. Раньше год начинался в марте. Он назывался в честь бога войны Марса – мартиус. Второй – апрель – априлус, что обозначало раскрытие почек на деревьях. Третий – май – по имени бога Маюса, покровителя роста. Четвертый – июнь – по имени богини неба Юноны. Июль- в честь Юлия Цезаря, Август – в честь имеператора Августа. А последние назывались так по порядку: сентябрь – седьмой, октябрь – восьмой, ноябрь – девятый, декабрь (децембер) – десятый. Но получалась неразбериха. Ведь люди не знали, что Земля вращается вокруг солнца. Этот цикл длился 12 месяцев. Летние месяцы стали приходиться на зиму. Вскоре произвели реформу и вместо 10 месяцев их стало 12. Началом года стал – Январь – названный так в честь двуликого бога Януса, который мог одновременно видеть прошлое (конец года) и предвидеть будущее (начало). Вторым месяцем стал Февраль, что по латыни обозначает фебрум – очищение. Этот месяц религиозного покаяния.


5. Закрепление конкретных представлений о единицах времени.

- Самостоятельно дополните недостающие в карточках числа:

1 год = …мес.

1 мес. = …дн., или…дн., или…дн., или ...дн.

1 нед. = …дн.


Физкультминутка.

Пословица: «Делу время, а потехе час».


6. Работа с римскими цифрами.


а) – На уроках математики мы пользуемся цифрами. Способ записи чисел всего несколькими (десятью) знаками был создан в Древней Индии. Эту систему заимствовали арабские купцы, распространили по Европе. Но существует еще один способ записи – римские цифры. Они довольно часто употребляются и в наше время: на часовом циферблате, главы в книге, номера томов. Римскими цифрами обозначаются и месяцы года. Вот так: 19/IV (записать на доске).

  • давайте вместе с вами составим римскую нумерацию.

Запишите в тетрадь ряд чисел от 1 до 12.

(В тетради появляется 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12. Тоже на доске).

Соответственно под ними будем записывать римскими: (дети в тетради, учитель на доске).

I II III – это легко и просто записать.

На руке пять пальцев. Чтобы не писать пять палочек, стали изображать руку, но делали так V (показать то место, где от указательного к большому).

  • К пяти прибавим один, получим VI, далее – VII, затем – VIII. А как же записать четыре? От пяти отнять один, получим IV – это пять без одного. Значит справа от пяти прибавляем, слева – отнимаем.

Что такое десять? Это 5+5. И 10 стали изображать как две пятерки: X (одна как обычно, другая перевернутая). А проще, две пересекающиеся палочки.

Если справа к десяти приписать одну палочку, будет одиннадцать - XI, слева – девять (10-1=9) IX.

  • Самостоятельно запишите 12 (XII)

  • Еще раз прочитать получившийся ряд:

I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII


7. Самостоятельная работа. Закрепление.


Учитель диктует даты, дети записывают. После этого открыть на доске – самопроверка.

1 января – 1/I.

8 марта – 8/III.

1 мая – 1/V.

9 мая – 9/V.

1 сентября – 1/IX.


8. Работа по карточкам.

- Соедините месяц с обозначением его римскими цифрами по образцу:


Январь IV

Февраль V

Март I

Апрель VIII

Май II

Июнь VII

Июль III

Август XI

Сентябрь VI

Октябрь XII

Ноябрь X

Декабрь IX


9. Работа над единицей времени – неделя.

а) … приготовила загадку. Послушайте ее:

«Братцев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом,

Ходят братцы друг за другом

Попрощается последний –

Появляется передний».


- О чем это речь? (О днях недели?)

- Сколько дней в неделе? (7)

- Назовите их.

- А почему так называется – неделя?

(заслушать мнения детей).


б) Сообщение учителя.

Неделя, как единица измерения времени возникло давно, в Древнем Вавилоне. Многие считали, да и сейчас считают число 7 магическим, что оно обладает волшебной силой. Семидневную неделю связывают с числом видимых небесных тел: Луны, Солнца, Марса, Меркурия, Венеры, Юпитера, Сатурна. Еще так называют, потому что число 7 не делится пополам без остатка. На Руси еженедельный день отдыха называли «неделей» - день, когда ничего не делают. Следующий день после «недели» - понедельник, т. е. после недели. Второй – вторник.

- Кто сможет объяснить остальные дни? (средний – среда, четвертый – четверг, пятый - пятница)

- А вот название суббота происходит от древнееврейского шабат – покой, отдых.


в) Игра. «Неделька, стройся!»

Детям раздают таблички с названием дня недели – перевернутые чистой стороной.

По команде: «Неделька, стройся!» детям нужно перевернуть табличку лицевой стороной и построиться по порядку.

ПОНЕДЕЛЬНИК

ЧЕТВЕРГ

СРЕДА

ВТОРНИК


ВОСКРЕСЕНЬЕ

ПЯТНИЦА

СУББОТА






IV. Закрепление.

- Мы сегодня много говорили о годе, недели, месяцах.

Узнали много нового.

Для закрепления вашему вниманию предлагается тест из 4-х заданий.

В каждом задании четыре ответа, но правильный только один.

Вы должны выбрать один правильный ответ и отметить его значком +.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока математики на тему "Единицы времени"

Автор: Стукалова Маргарита Владимировна

Дата: 30.07.2014

Номер свидетельства: 110883

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Методическая копилка. Презентация и конспект урока математики. Тема: "Скорость". 3 класс ПНШ. "
    ["seo_title"] => string(97) "mietodichieskaia-kopilka-priezientatsiia-i-konspiekt-uroka-matiematiki-tiema-skorost-3-klass-pnsh"
    ["file_id"] => string(6) "224193"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438575973"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока математики на тему: "Таблица единиц времени" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-matiematiki-na-tiemu-tablitsa-iedinits-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "174451"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424125550"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Конспект урока по теме "Сутки" "
    ["seo_title"] => string(31) "konspiekt-uroka-po-tiemie-sutki"
    ["file_id"] => string(6) "111942"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408091423"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока математики по теме "Единицы длины. Километр""
    ["seo_title"] => string(57) "konspekt_uroka_matematiki_po_teme_edinitsy_dliny_kilometr"
    ["file_id"] => string(6) "603583"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1648475290"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "конспект урока на тему " Час. Минута" "
    ["seo_title"] => string(36) "konspiekt-uroka-na-tiemu-chas-minuta"
    ["file_id"] => string(6) "138345"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417530021"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства