умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, воспитывать ответственность и аккуратность.
ввести определение десятичных дробей и выявить правило перевода из обыкновенной дроби в десятичную и обратно.
№ | Этап урока | Деятельность ученика | Деятельность учителя | УУД |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. 1 – 2мин | Проверка собственной готовности к уроку: наличие учебных принадлежностей, Правильная посадка. | Приветствие учащихся. Ну-ка, проверь дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Толька лишь оценку пять. | Личностные: умение выделять нравственный аспект поведения мотивация учения Регулятивные: Прогнозирование своей деятельности Коммуникативные: Планирова-ние учебного сотрудничества с учителем и сверстника-ми. Познавательные: Создать благоприятный психологический настрой на работу |
2 | Этап актуализации и пробного учебного действия. 2 мин | Беседа с учителем: пытаются выполнить задания учителя и находят ответ. Это дробь. | Обращается к детям. Я рада вас видеть. Мы начинаем наш урок. Сегодня на уроке вы узнаете, что знания математики нам нужны в реальной жизни. Я предлагаю вам отгадать задуманное мною слово, которое будет ключевым словом нашего урока. У вас есть три попытки. В словаре С. И. Ожегова о нем написано так: – это мелкие свинцовые шарики для стрельбы из охотничьего ружья; – это частые прерывистые звуки, например “барабанная…”; – она может быть правильной или неправильной, обыкновенной или десятичной. | Личностные: Определение границы собственного знания и «незнания» Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Познавательные: структурирование собственных знаний. |
3 | Устная работа. Подготовка к изучению нового материала через повторение. 1 мин | Читают дроби по цепочке. Находят ответ на вопрос учителя. Это правильные и неправильные дроби. Отвечают: все дроби со знаменателем 10, 100, 1000 и т.д. | Предлагаю прочитать дроби: ; ;;; ; ; ; ; ; . Предлагаю разделить их на две группы. Какие? Что интересного заметили у этих дробей? | Личностные: самоопределение Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: высказывают свою точку зрения умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации, сравнение и опознание объектов с целью их включения в тот или иной класс собирают и выделяют информацию, существенную для решения проблемы |
4 | Этап выявления места и причины затруднения. 4 мин | Пишут в тетрадях. Задания группам: 1 вариант и 2 вариант. Проверяют ответы. Пишут в тетрадях тему урока. Сосредоточить внимание на слайд №8. | Предлагает задание: выразите 6дм 3см в дециметрах и 4ц17кг в центнерах. После проверки. Обратите внимание на знаменатели полученных дробей. Согласны ли вы с тем, что в заданиях знаменателями являются числа, записанные единицей и нулями, т. е. 10, 100, 1000 и т. д.? С такими дробями, как видно, часто приходится иметь дело в повседневной жизни, выполнять над ними вычисления. А поэтому для записи дробей, у которых знаменатели 10, 100, 1000 и т. д., используют позиционный принцип изображения чисел в десятичной системе счисления и называют их десятичными. Новый вид дробей более простой и более удобный, с которым мы сегодня и познакомимся. | Личностные: Умение адекватно и осознанно строить речевое высказывание в устной речи Формирова-ние готовности к самообразо-ванию Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. Коммуникативные:. Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Познавательные: формирование интереса к данной теме. |
5 | Этап построения проекта выхода из затруднения. 3 мин | Беседа с учителем. Работа индивидуальная. Предлагают свои варианты ответов через сигнальные карточки. | Предлагаю ответить на вопросы. Тренажёр «Разрядная таблица» (натуральные числа, десятичные дроби) Вставить в презентацию. (http://school-collection.edu.ru/catalog/) 1. Какой наименьший разряд для натуральных чисел? (Разряд единиц) 2. Может ли быть еще меньший разряд? (да, если использовать дроби) 3. Как вы считаете, во сколько раз может быть меньше разряд, который мы располагаем на первом месте правее от разряда единиц? (в 10 раз) Этот разряд мы называем десятые доли единиц. 4. Следующий за разрядом десятых долей разряд, как вы считаете, во сколько раз будет меньше чем единица? (в 100 раз) 5. Как бы вы назвали следующий разряд? (тысячные доли единиц) Демонстрирует варианты ответов в Тренажёр через проектор | Личностные: Умение адекватно и осознанно строить речевое высказывание в устной речи Формирова-ние готовности к самообразо-ванию Регулятивные: решение поставленной задачи и контроль полученного результата. Коммуникативные:. Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Познавательные: формирование интереса к данной теме. |
6 | Этап реализации построенного проекта. 5 мин | Изучают теоретический материал в парах по учебнику и записывают в тетрадь примеры. Читают дроби. Делают выводы и записывают в тетрадь примеры: | Предлагает познакомиться с новым материалом посредством слайдов. Выступает в роли консультанта либо демонстрирует слайды. Показывает правильное чтение десятичных дробей. Числа со знаменателями 10; 100; 1000 и т. д. условились записывать без знаменателя. Целую часть отделяют от дробной части запятой. Вместо пишут 6,3 (читают «6 целых 3 десятых») Вместо пишут 4,17 (читают «4 целых 17 сотых») Выводы демонстрирует на слайдах | Личностные: Умение адекватно и осознанно строить речевое высказывание в устной речи Формирова-ние готовности к самообразо-ванию Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. Коммуникативные:. Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Познавательные: формирование интереса к данной теме. |
7 | Рубрика. Это интересно. 2 мин | Дети слушают. | Предлагает информацию на слайде. Обыкновенные дроби вошли в математику очень давно: они были известны еще в Древнем Египте примерно 3000 лет тому назад. Десятичные дроби появились позже: их впервые ввели в математику независимо друг от друга математик и астроном Аль-Каши (ХV век) и нидерландский математик и инженер Симон Стевин в ХVI веке. В России впервые о десятичных дробях было сказано в русском учебнике математики – «Арифметике» Магницкого. В калькуляторах целая часть и дробная отделяются точкой. Такая форма записи принята в США и других странах. У нас принято отделять целую часть от дробной запятой. | Познавательные: формирование интереса к данной теме. |
8 | Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи; 2 мин | Пишут в тетрадях переводя дроби в десятичные и сверяют ответы. | Предлагает задание: дроби слайда №5 распределить на два столбика правильные и неправильные и записать в виде десятичных. Консультирует, помогает. | Личностные: Умение адекватно и осознанно строить речевое высказывание в устной речи Формирование готовности к самообразованию Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Познавательные: формирование интереса к данной теме. |
9 | Физкультминутка. 1,5 мин | Выполняют движения и читают (знают наизусть или пользуются текстом) | Демонстрирует текст физкультминутки. Из-за парт мы выйдем дружно, Но шуметь совсем не нужно. Встали прямо, ноги вместе, Поворот кругом на месте. Хлопнем пару раз в ладошки И потопаем немножко. А теперь представим, детки, Будто руки наши- ветки. Покачаем ими дружно, Словно ветер дует южный. Ветер стих. Вздохнули дружно. Нам урок продолжить нужно. Подравнялись, тихо сели И на доску посмотрели. | Коммуникативные: Выполняют упражнения для глаз и рук. |
10 | Закрепление материала. 3 мин Устная работа. 3 мин Промежуточный контроль знаний. Проверь себя. 3 мин | Решают на доске и пишут в тетрадях. Можно проверить ответы с помощью слайда. | Предлагает выполнить задание в тетрадях № 1144 из учебника с последующей проверкой. 2,4; 4,9; 24,25; 98,03; 1,01; 1,1; 4,333; 8,045; 75,0008; 9,565. | Познавательные: Учатся оценивать правильность выполнения действий и вносить коррективы по ходу реализации действия. |
Работа с учебником. Читают десятичные дроби. Если 1 ряд читает, то другие для оценки применяют сигнальные карточки. | Предлагает задание №1145 из учебника по рядам: а) 1ряд, б) 2ряд, в) 3 ряд. Демонстрирует на слайдах. |
Выполняют в тетрадях, а при проверке ответов обмен тетрадями с соседом. Оценку ставят по рекомендации учителя. | Выступает в роли консультанта, предлагая № 1146 из учебника: а) 1 вариант, б) 2 вариант. Демонстрирует ответы на слайде. |
11 | Этап включения в систему знаний и повторения; 7 мин | Беседа с учителем . Находим ответ. (задача) Читают условие задачи. Беседа с учителем. Решают в парах самостоятельно, пишут в тетради с последующей проверкой на слайде. Оценивают участие каждого в решении. | Предлагаю решить ребус. Предлагает решить задачу №1164 из учебника. Проводит анализ задачи, задает вопросы. О чем говорится в задаче. Сколько было арбузов? Что сказано про массу одной дыни. Чему равна общая масса? Что удобнее обозначить за х? Демонстрирует решение на слайде. | Регулятивные выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению |
12. | Дополнительно. Самостоятельная работа. 2 мин | Работают в тетрадях. Проверка ответов и самооценка. | Предлагает решить №1151 по рядам: А) 1ряд, Б) 2ряд, В) 3 ряд. Демонстрирует ответы на слайде. 6² + 24 : 12 × 20 + 60 : 32 Ответ: 5 | 2³ × 9 - 34 + 18 : 14 × 25 Ответ:100 | 6 м 20 см : 31 + 30 см × 4 - 1 м 60см Ответ: 40см |
| Регулятивные контроль, оценка Познавательные: формулирование проблемы |
13 | Рефлексия учебной деятельности. 2 мин | Беседа с учителем. Обсуждают степень выполнения задач урока, Выбирают оценку на слайде. | Предлагает ответить на вопросы. Что нового для себя узнали? В чём затруднялись? Чему научились? Какую проблему ставили на уроке? Удалось ли нам её решить? Предлагает оценить степень усвоения материала. Получил отличные знания. Усвоил хорошо материал. Усвоил материал частично. | Личностные: Умение адекватно и осознанно строить речевое высказывание в устной речи Регулятивные: Коммуникативные: Познавательные: Контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
14 | Домашнее задание. 0,5 мин | Записывают задание в дневник | Демонстрирует задание на слайде: п. 30, №1166(а), №1169. Комментирует его. Спасибо за урок! | Познавательные: Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
Литература.
1. Н.Я.Виленкин и др., «Математика 5», «Мнемозина», Москва, 2008
2. Орлов А.С. “Основы курса истории.”-М.:Простор, 2000.
3. Журнал «Математика в школе».
3. http://school-collection.edu.ru/catalog/