ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА.
- : Кожина Елена Викторовна
Место работы: Муниципальная общеобразовательная школа «Средняя общеобразовательная школа №60» г. Саратова.
- Учитель начальных классов.
Предмет: Математика
Класс: 1-й
Урок : 16.
Дата проведения урока: 27.09.2013г
Раздел II.Числа и цифры. Геометрический материал.
Тема: Число и цифра 7.
Учебник: Н.Б. Истомина «Математика». Учебник для 1-го класса. – Смоленск, Изд.: «Ассоциация ХХI век», 2012 г.
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации (число и цифра 7).
Задачи:
Образовательные:
– формировать представление о числе 7;
– обозначить число 7 цифрой;
– помочь усвоить состав числа 7.
Развивающие:
– развиваем речь (умение оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам), умение работать с ЭОР;
- развиваем умение планировать свою деятельность, соотносить выполненную работу на уроке с раннее составленным планом, оценивать результаты деятельности;
- развиваем умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Воспитательные:
– воспитываем аккуратность;
– формируем умение работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: учебники, рабочие тетради, компьютер, проектор.
Структура и ход урока:
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Организационный этап. Самоопределение к деятельности.
Взаимное приветствие.
(ежедневно в начале первого урока проводится утренняя зарядка)
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой умылась,
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – полетела.
У реки остановилась,
Над водою покружилась
На цветочек приземлилась (дети садятся).
- К какому уроку мы приготовились?
- Чем мы занимаемся на этом уроке?
-Чему новому мы учились на прошлом уроке?
(на доске образец печатной и прописной цифры 1)
- Конечно. Молодцы! А что нужно сделать, прежде чем открывать новые знания?
- К математике.
- Мы считаем, сравниваем по различным признакам (размер, цвет, форма, количество, назначение предмета, место расположения предмета), обобщаем. Строим геометрические фигуры.
- Мы познакомились с цифрой 1 !
- Нужно вспомнить то, что мы уже знаем. Повторить известное.
Регулятивные (умение прогнозировать предстоящую работу)
Личностные (мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности)
Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности.
-
-Как узнать «лишнюю картинку»?
-По каким признакам можно исключить «лишнюю картинку»?
Дети выявляют затруднение.
- Надо их сравнить, выделить признак отличия.
- 1.По назначению предмета (на трех картинках плоды, а на одной листья)
- 2.По количеству предметов на одной картинке.
-Посчитать предметы на каждой картинке
(все дети свободно считают до 10 и обратно).
-На трех картинках по 7 предметов, на одной 6 предметов.
Познавательные (умение обобщать и классифицировать по признакам )
Постановка учебной задачи.
- Догадались, о чем мы будем говорить на уроке?
- На какие вопросы нам надо ответить в ходе урока? Давайте составим план работы.
Примерный план.
- Число7. Как его получить?
- Какой цифрой обозначается число 7?
- Состав числа 7.
- О числе 7. О цифре 7.
Дети с учителем планируют деятельность на уроке.
Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с задачей, планировать деятельность)
Построение выхода из затруднений («открытие»).
(гимнастика глаз)
Сколько всего фигур на каждой строчке? Какое их число? Пересчитаем?!
На доске; *******
*******
*******
Или http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/60297f5e-26c2-4398-86b7-f744643fd708/ResFile.SWF
- Как получили семь ?
(учитель показывает с помощью геометрических фигур, как получить число 7:
Сколько кружков я положила? Сколько надо добавить, чтобы стало7? Как получили7?)
(Дети выполняют 2-3 упражнения)
Дети пересчитывают, «сильный» ученик показывает у доски указкой.
«7»
1 и 6;
2 и 5;
3 и 4.
Дети участвуют в диалоге.
Познавательные (умение ориентироваться в учебнике, умение на основе анализа объектов и действий с ними делать выводы)
- Сделайте то же самое в парах с помощью счетных палочек, объясняя по очереди.
Работа в парах с четными палочками: «У меня шесть. 1,2,3,4,5,6. Беру еще одну, стало семь. 1,2,3,4,5,6,7».
Коммуникативные (умение слушать и понимать других, работать в паре)
- Кто знает, как выглядит цифра7?
-Чего в мире по7? В каких сказках есть число 7?
- Пословицы?
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
До седьмого пота.
Лук от семи недуг
- На что похожа цифра 7?
Цифра семь! Цифра семь!
Цифра лёгкая совсем!
Я косу принесу
И срисую ту косу.
(Учитель открывает карточку с образцом написания цифры 7)
-Ребята, а как вы думаете почему мы после цифры 1 стали изучать цифру7?
- Важно ли научиться писать цифру 7? Как будем ее писать?
- Попробуем?
Физминутка для пальчиков «Этот пальчик…»
- Поставили ручки в воздухе и…
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d50a53eb-cf3d-47c6-a649-9aafb0599212/ResFile.SWF
(учитель демонстрирует ресурс, комментирует письмо, показывая вместе с детьми в воздухе)
Разбор возможных ошибок
(7 дней в недели, 7 цветов радуги, 7 нот, 7 гномов, Цветик-семицветик и тд.
Дети выносят свои версии.
Кто-то из обучающися может написать на доске цифру 7.
У прописной цифры 1 и 7 есть общий элемент.
-Да, важно потому что...
- В учебнике есть правило.
Дети совместно с учителем «пишут» в воздухе цифру несколько раз, комментирует учитель, потом вместе, потом ученики без учителя.
Познавательные (умение выявлять сущность, особенности объектов)
Познавательные (умение ориентироваться в учебнике)
Регулятивные (умение высказывать предположения на основе материала учебника)
Первичное проговаривание во внешней речи.
(Состав числа 7)
Что означает цифра 7?
«Сильные» обучающиеся работают на опережение. Индивидуальная работа.
-Общее число рыбок в аквариуме
Коммуникативные (умение работать в паре)
ТОУУ
Самостоятельная работа с самопроверкой.
- Сядьте прямо – это раз.
- Откройте тетради на стр. 16 – это два.
- Положите наклонно – это три.
- Возьмите ручку – это четыре.
- Найдите задание 29 – это пять.
- Расскажите друг другу, как вы будете писать цифру 7.
- Напишем первый ряд верхнего элемента цифры7.
-Напишем второй ряд , теперь уже цифру 7.
- Возьмите красный карандаш и подчеркните цифру, которая, на ваш взгляд, получилась лучше всех, а зелёным карандашом неудачную цифру7.
-Давайте вспомним написание цифры 1.
Работа в тетради.
Объяснение по образцу.
Комментированное письмо, проговаривание первой цифры учителем, далее отдельными учениками.
Письмо в воздухе.
Самостоятельная работа в тетради.
Взаимопроверка.
Коммуникативные (умение строить свое высказывание в соответствии с задачей)
Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию)
Включение в систему знаний и повторение.
1-белая
1-большая
7-все вместе
7 –это 6 и 1
Коммуникативные (умение слушать и понимать других, объяснять свою точку зрения)
Рефлексия деятельности.
Беседа с уч-ся:
– Ответили ли на вопросы урока?
- Что узнали о числе 7?
– Кто или что вам помогало справиться?
– Что вам понравилось особенно?
- Отметьте в еженедельниках свое настроение.
Отвечают на вопросы учителя.
Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию), личностные (умение выражать свои эмоции)
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1
Письмо цифр
Мультимедийный,
Информационный
Анимация
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d50a53eb-cf3d-47c6-a649-9aafb0599212/ResFile.SWF
2
Касса геометрических фигур
Мультимедийный,
Практический
Интерактивное упражнение – демонстрация
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/60297f5e-26c2-4398-86b7-f744643fd708/ResFile.SWF
.