Больше-Агишевский филиал МОУ Шацкая сош
Разработка открытого урока математики в 5 классе по теме
«Умножение десятичной дроби на натуральное число»
(УМК Н. Я. Виленкина)
учителя математики Воронковой Ольги Павловны
2015 год
Тема урока: Умножение десятичных дробей на натуральные числа
Цель урока:
Формировать умения выполнять умножение десятичных дробей на натуральное число, совершенствовать умение при выполнении действия сложения, вычитания и умножения.
Результаты урока:
Предметные:
Уметь выполнять умножение десятичных дробей на натуральное число.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;
работать по коллективно составленному плану;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
Регулятивные:
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение
Коммуникативные:
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;
Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им
Познавательные:
Уметь ориентироваться в своей системе знаний:
отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания;
находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска, учебники по математике, раздаточный материал , электронная презентация
Демонстрационный материал: алгоритм сложения (вычитания) десятичных дробей, алгоритм умножения десятичной дроби на натуральное число.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
- Здравствуйте! Добрый день, ребята. Меня зовут О.П., я учитель математики и сегодня я проведу у вас урок. А с вами я постараюсь познакомиться в течение урока. Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь друг другу и с хорошим настроением начнём наш урок. Я желаю Вам сегодня хорошей работы.
Девиз: «Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед!»
Вы завершили изучение темы: «Сложение и вычитание десятичных дробей». Сегодня на уроке мы продолжим разговор о десятичных дробях, но перейдем к изучению новой темы, какой вы узнаете позже, а сейчас проведем математическую разминку.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
- Слайд Папа решил подарить дочери на 8 марта платье ценой 1566,75 руб и куклу ценой 300, 2 руб. Он взял с собой в магазин 1596, 77руб. Верно ли он рассчитал стоимость покупки?
(Нет. Стоимость покупки 1866,95 руб.)
-Где он допустил ошибку? ( Он допустил ошибку при сложении десятичных дробей)
- Сформулируйте правила сложения и вычитания десятичных дробей.
Слайд и на доске
Чтобы сложить десятичные дроби, надо1) уравнять в этих дробях количество знаков после запятой, 2)записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой,3) выполнить сложение, не обращая внимание на запятую, 4)поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.
Чтобы вычесть десятичные дроби, надо 1)уравнять в этих дробях количество знаков после запятой, 2)записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой,3) выполнить вычитание, не обращая внимание на запятую, поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.
Устно: Слайд Известно, какое важное значение имеет запятая в русском языке. От неправильной расстановки запятых смысл предложения может резко измениться. Например, “Казнить, нельзя помиловать” и “Казнить нельзя, помиловать”. В математике от положения запятой зависит верность или неверность ответа. Расставьте в следующих равенствах запятые: ( работа в парах, карточки на столах)
1) 32 + 18 = 5 3) 42 + 17= 212 5) 63 - 27= 603
2) 3 +108 = 408 4)736 – 336 = 4 6) 57 - 4=17
Проверка задания
- Для того чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока я предлагаю выполнить задание.
Слайд На доске записаны числа. (карточки на столах)
12,34; 76; 568; 12; 5,98; 0,136; 578; 98,1; 0,03; 99 .
Ребята, давайте заполним таблицу: (проверка выполнения)
Натуральные числа | Десятичные дроби |
| |
-Какие действия с натуральными числами вы можете выполнять? (сложение, вычитание, умножение, деление, записывать, читать)
Слайд Я предлагаю вам решить устно следующую задачу: Дан квадрат со стороной 8 см. Вычислите периметр этого квадрата. (2 способа решения) Проверка решения: 8+8+8+8=32 или 8·4=32
- Предлагаю выполнить следующее задание: (Слайд) Поле имеет форму квадрата со стороной 1,23 км. Найдите периметр этого поля, применив действие сложения.
Р= 1.23+1,23+1,23+1,23 =4,92км. (запись в тетрадях. Проверка ответов в парах с соседом)
-А как по-другому можно было найти тот же периметр? Произведением
-Замените сумму произведением, запишите в тетрадь 1,23·4= и выполните вычисление.
3. Выявление места и причины затруднения
У кого нет ответа?
-У кого есть ответ? (Записать ответы на доске) Почему получили такой ответ?
Что нового в задании? ( дес. дробь умн-ся на число)
В чём у вас затруднение? (Мы не знаем, как умножить десятичную дроби на натуральное число)
-Чему вы должны еще научиться? (умножать др.)
4. Построение проекта выхода из затруднения
- Какова цель нашего урока, что каждый из вас должен усвоить и чему научиться к концу урока
- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Умножение десятичной дроби на натуральное число.)
- Запишите тему урока в тетрадь: Умножение десятичной дроби на натуральное число
Цель нашего урока: 1)Узнать правило умножения десятичной дроби на число; 2) научиться это правило применять.
- Я предлагаю вам открыть новое правило самим по плану.
План:
Умножьте длину стороны квадрата на 4, не обращая внимания на запятую;
Сравните свой ответ с результатом суммы;
Поставьте запятую в произведении, как в сумме;
Сравните количество цифр после запятой в множителе и в произведении;
Сделайте вывод.
Работают по плану самостоятельно
Делается вывод(вместе) (на доску и экран)
:чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число, надо1) умножить её на это число, не обращая внимания на запятую. 2)В полученном произведении отделить запятой справа столько цифр, сколько их отделено запятой в десятичной дроби.
Алгоритм на доске
-Откройте учебник на стр. 204 прочитайте правило, которое дано в учебнике (Читают правило)
-Проверте, правильно ли выполнены действия (Слайд) (1,83·12=21,96; 1, 213·24=2, 9112
5. Физминутка
6. . Первичное закрепление во внешней речи
Задание выполнить устно, по цепочке, проговаривая правило. (умножим не обращая внимания на запятую 5 на 4 получим 20, в результате отделим, справа один знак запятой, получим 2)
1) 0,5 4 = 2; 5)2 2,5 = 5; 9)1,6 9 = 14,4;
2) 0,8 7 = 5,6; 6)4 0,3 = 1,2; 10) 12 0,06 = 0,72; 13)0,15 5 = 0,75;
3) 60 0,03 = 1,8; 7) 0,9 800 = 720; 11)0,004 6 = 0,024; 14)35 0,02 = 0,7;
4) 5,78 0 = 0; 8)1 92,6 = 92,6 12)89 0,1 = 8,9; 15)0,00148=
№1306 (б,в) стр 205
Задание выполняется в парах с проверкой по образцу Слайд
3,75· 12= 45,00 0,075 ·24=1,800
Слайд Предлагаю найдите произведение чисел: 257·12=3084( ответ)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Используя данное равенство, выполните следующие задание: 2,57·12, 25,7·12, 0,257·12, 257·0,012, 257·1,2
Что вам надо сделать? (Выполнить умножение)
проверять задание будем по эталону для самопроверки Слайд
2,57·12=30,84 25,7·12=308,4, 0,257·12=3,084, 257·0,012=3,084, 257·1,2=308,4( в произведении отделить запятой справа столько знаков. Сколько их в обоих множителях вместе)
У кого возникли затруднения при выполнении задания?
В каком месте?
Почему у вас возникло затруднение?
Кто правильно выполнил задание?
8. Включение в систему знаний и повторение.
№1306 (д,е,ж,и.,к)
№1308
9. Рефлексия деятельности на уроке
Какие знания вы сегодня открывали?
– Какую цель вы поставили в начале урока?
– Вы достигли цели урока?
Какие знания вам помогли достичь цели?
– Проанализируйте результат своей работы.
Учащиеся работают с карточками рефлексии (Р-1).
1. Я понял, как умножать десятичные дроби_________________________________________
2. Я могу умножить десятичные дроби______________________________________________
3. В самостоятельной работе я не допустил ошибок___________________________________
4. У меня вызывает затруднение___________________________________________________
5. В самостоятельной работе у меня были ошибки____________________________________
6. Над чем необходимо поработать дома____________________________________________
Домашнее задание:
№ 1330(а-г), 1331, п.34 правило
Итак, друзья, урок мы провели, Всё сделали мы с вами, что могли и не могли.. Желаю к математике вам прилагать старанье. Всего вам доброго, друзья, и до свиданья!