Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Решение неравенств с одной переменой"»
МКОУ «Ирганайская СОШ им. М. А. Заргалаева»
Конспект открытого урока
«Решение неравенств с одной переменной».
Класс: 11
Учитель: Султанова А.М.
Цель урока: обобщить знания по теме «Решение неравенств с одной переменной».
Задачи урока:
обучающие:
обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении темы «Решение неравенств с одной переменной»;
рассмотреть решение неравенств с одной переменной различного вида;
рассмотреть общие способы решения неравенств с одной переменной (метод последовательных упрощений, метод интервалов, метод замены переменной, функционально-графический метод);
закрепить умение применять основные теоремы равносильности при решении неравенств с одной переменной;
способствовать расширению знаний по изучаемой теме;
развивающие:
развитие логического мышления, памяти, умения рассуждать, искать рациональный способ решения поставленной задачи;
формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать изучаемые факты;
развитие у учащихся самостоятельности в мышлении и учебной деятельности;
развитие математической речи;
воспитывающие:
воспитание самоконтроля, ответственности, настойчивости в достижении поставленных целей;
повышать уровень учебной мотивации с использованием компьютерных технологий;
воспитание коллективизма, взаимопомощи и ответственности за общую работу;
воспитание аккуратности при выполнении практических заданий;
воспитывать внимательность, активность, уверенность в себе.
Тип урока: урок повторения и обобщения
Оборудование: две ученических доски, интерактивная доска, проектор, компьютер.
Программное обеспечение: Microsoft Word, Microsoft PowerPoint, 1С Математический конструктор 4.0, презентация к уроку.
План урока:
1)организационный момент
2) повторение теоретических сведений по изучаемой теме
3) проверка домашнего задания, работа по карточкам
4) применение теоретических знаний на практике (решение задач устно и письменно по изучаемой теме)
5) самостоятельная работа
6) рефлексия
7) подведение итогов урока
8) запись домашнего задания
Ход урока.
Организационный момент.
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, вступительное слово учителя, название темы, целей урока, запись в тетрадях числа и темы урока (слайд 1)
Ребята, на доске отображено множество различных неравенств. Какие неравенства вы видите? (Тригонометрические, иррациональные, степенные, линейные, квадратные, логарифмические, показательные, дробно-рациональные.)
Что общего у этих неравенств? (Все неравенства содержат одну переменную.)
Начиная с восьмого класса вы изучаете решение таких неравенств. Сегодня на уроке мы поговорим о равносильности неравенств, применении теорем равносильности при их решении, а также вспомним основные методы решения неравенств с одной переменной. К концу урока пусть каждый из вас ответит на вопрос: «Насколько хорошо я владею тем или иным методом решения неравенств с одной переменной?»
Запишите в тетради число и тему урока «Решение неравенств с одной переменной».
Повторение теоретических сведений по изучаемой теме.
Учитель выдаёт карточки с индивидуальными заданиями разного уровня сложности.
Решите неравенство (1 уровень)
Решите неравенство (2 уровень)
№ 57.16а (домашнее задание)
№ 57.24а (домашнее задание)
Ответьте на вопрос: «Что называют решением неравенства?» (Решением неравенства f(x) g(x) называют всякое значение переменной х, которое обращает неравенство в верное числовое неравенство.) Рассмотрите пример. Назовите другие частные решения данного неравенства и числа, не являющиеся решением. Найдите общее решение данного неравенства. Что является общим решением неравенства с одной переменной? (слайд 2)
Используется инструмент «шторка».
Следующий вопрос: «Какие неравенства называются равносильными?» (Неравенства f(x) g(x) и p(x) h(x) равносильны, если их решения совпадают.) Равносильны ли неравенства: x2 0 и |x| ≥ 0; ? (Все неравенства решение которых множество действительных чисел – равносильны. Все неравенства решение которых пустое множество – равносильны.) (слайд 3) Используется инструмент «шторка».
Получить неравенство равносильное данному помогают теоремы равносильности. Повторим их и используем в решении неравенств устно. (слайд 5-10)
Используется инструмент «шторка».
Нам известны и ранее неоднократно при решении неравенств применялись четыре метода. Назовите их. (Метод последовательных упрощений, метод интервалов, метод замены переменной, функционально-графический метод.)
На экране вы видите четыре неравенства. Соотнесите каждое неравенство с соответствующем методом решения. (слайд 11)
Проверка домашнего задания. Учащиеся поясняют свое решение.
№ 57.16а (домашняя работа)
Решаем показательное неравенство методом замены переменной.
,
Пусть . Решаем методом интервалов.
t≥3,
Ответ: [1; )
№ 57.24а (домашняя работа)
Решаем неравенство графическим методом.
Построим график логарифмической функции y=. Построим график линейной функции y=6-x. Наблюдая за поведением графиков, выясняем, что решением неравенства является промежуток (0; 4).
Ответ: (0; 4).
4) Применение теоретических знаний на практике.
К доске вызываются три ученика. Двое работают самостоятельно. Решают № 57.12б и неравенство
+ 8˂ 0
Один ученик работает вместе с классом (№ 57.10а). Затем у доски выполняется № 57.30б и слушается ответ первых двух учащихся.
№ 57.12б
Решаем показательное неравенство.
Решаем тригонометрическое неравенство.
Ответ:
На доске слева ученик работает самостоятельно пока все учащиеся решают № 57.10а и № 57.30б. По окончании их работы учащийся комментирует своё решение и полученный ответ. Учащиеся в классе слушают ответ ученика.
Решите неравенство
+ 8˂ 0
Решаем иррациональное неравенство методом замены переменной.
Учащийся решает неравенство, комментирует решение и прописывает на каждом шаге используемые теоремы равносильности. Учащиеся в классе записывают решение в тетради.
№ 57.30б
Решаем иррациональное неравенство методом интервалов.
x=5, x+10, x≥-1, теорема 1
x=-1,
Ответ: (-1;5)
Учащийся решает неравенство, комментирует решение и прописывает на каждом шаге используемые теоремы равносильности или метод решения. Учащиеся в классе записывают решение в тетради.
Решите неравенство (карточка)
1 уровень. Учитель проверяет работу ученика.
x(3,4; )
Ответ: (3,4; )
Решите неравенство (карточка)
2 уровень. Учитель проверяет работу ученика.
Ответ: [-2; 1]
Ответ:
х=1,5 х(0;1)(1;)
х=1
Ответ: х(1; 1,5)(2; )
№ 57.23б Выполнение данного номера предусмотрено на дополнительной доске.
Решаем неравенство графическим методом.
Построим график показательной функции y=. Построим график функции y=. Наблюдая за поведением графиков, выясняем, что решением неравенства является промежуток [0; ).
Ответ: [0; ).
Решение неравенства выполняется с помощью программы Математический конструктор.
5) Самостоятельная работа по вариантам
Вариант 2
2
+ 8 0
Вариант 1
≥ 3
- 20
Проверка самостоятельной работы.
Учащиеся проверяют ответы и оценивают свою работу. Правильно выполнено два задания – оценка «3», три задания – оценка «4», четыре задания – оценка «5».
6) Рефлексия. По итогам самостоятельной работы и всего урока учащиеся отвечают на вопрос, прозвучавший в начале урока: «Насколько хорошо я владею тем или иным методом решения неравенств с одной переменной?»
На обратной стороне листочка с самостоятельной работой содержится текст:
Ответьте на вопросы и заполните таблицу.
Я умею решать неравенства с одной переменной на … (от 0 до 5) баллов следующими методами:
метод
балл
Применение теорем равносильности
Метод интервалов
Метод замены переменной
Функционально-графический способ
Мне нужно потренироваться в решении неравенств методом…
Данный текст высвечивается на интерактивной доске. Учащиеся отвечают на вопрос.
7) Итоги урока.
Сегодня на уроке мы решали неравенства с одной переменной. С неравенствами каких видов мы работали? (показательными, тригонометрическими, логарифмическими, рациональными, иррациональными, степенными). Какие методы применяли при их решении? (графический, метод интервалов, метод замены переменной, а также применяли теоремы равносильности). С какими трудностями вы столкнулись при решении неравенств с одной переменной? Какие моменты в решении неравенств вам давались успешнее всего? Обсуждение трудностей и успехов.
Потренироваться в решении неравенств различного вида можно обратившись к следующему материалу: (слайд 16)