Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепление умений учащихся с использованием ИТ.
Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация PowerPoint, набор индивидуальных карточек
Ход урока
Организационный момент.
Я рада видеть каждого из вас,
И пусть весна прохладой в окна дышит.
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
– Сегодня в нашей школе открыт научно-исследовательский институт. На месте кабинетов организованны лаборатории, а все учащиеся школы его научные сотрудники. В кабинете математики открыта лаборатория № 1. Заведующей лабораторией назначили меня. И сегодня мы с вами повторим, обобщим и систематизируем знания, полученные вами на предыдущих занятиях. Давайте мы с вами, ребята вспомним, что мы изучали на прошлых уроках. (ответы учащихся). Какова цель нашего урока? Какие задачи стоят перед нами?
– А теперь в ваших журналах наблюдения – рабочих тетрадях – запишем число, классная работа, тема исследования: «Положительные и отрицательные числа».
II. Устная работа.
– В нашу лабораторию поступило сообщение. Прочитайте его.
«В архиве нашего института произошел сбой системы. Потерялись многие сведения. Чтобы их восстановить, нужны специалисты в области положительных и отрицательных чисел. Помогите»
– Мы с вами уже изучили положительные и отрицательные числа, много действий умеем с ними делать. Мы в какой-то мере являемся специалистами в этой области, как вы думаете? {Да}
– Поможем? {Да}
– Раз мы будем помогать восстанавливать утраченные сведения, то мы должны пройти испытания: все ли готовы совершить эту важную миссию.
– 1. Ответим на несколько вопросов.
Скажите, пожалуйста какое перед нами число? {Число – 32}
Как называется это число? {Это число отрицательное}
А где расположено это число на координатной прямой? {Это число на координатной прямой расположено слева от нуля}
А какие числа называются отрицательными? {Отрицательными числами называются числа, которые расположены на координатной прямой слева от нуля}
Мы говорим о координатной прямой. А какая прямая называется координатной? {Координатной прямой называется прямая, на которой есть начало отсчета, единичный отрезок и направление}
Назовите два целых, соседних с данным, числа. {– 31 и – 33}
А какое число будет противоположно данному? {Число 32}
А какие числа называются противоположными? {Противоположными называются числа, которые отличаются друг от друга только знаками}
Чему равен модуль данного числа? {Модуль данного числа равен 32}
А что называется модулем числа? {Модулем числа называется расстояние от начала отсчета до точки на координатной прямой}
– Ну что ж с заданием все справились. Значит, можем продолжить восстанавливать потерянные сведения.
2. Устный счет. Открыть зашифрованную картинку.
3. Задания на сравнение чисел и выполнение действий с модулями чисел.
– Выполним следующее задание: Расставьте синие числа в порядке возрастания, а красные – в порядке убывания. (Выполняют в тетрадях)
2,3
0,1
5
- 7
- 8
- 3,5
- 4,2
1,4
– А теперь проверим, что у вас получилось. {Синие: - 8; - 7; - 4,2; - 3,5; ; ; Красные:
( ; 5; ; 2,3; 1,4; 0,1}
– Молодцы. С этим заданием вы справились.
Задания « Не ошибись!» , выполняются на карточках по двум вариантам.
1 вариант 2 вариант
а) -30+35= ? а) -30+25= ?
б) 250+(-350)= ? б) 50-40= ?
в) 201-2= ? в) 80-100= ?
г) -3,1-3,1= ? г) -1,3-1,3= ?
д) -1,78-(-1,76)= ? д) -1,78-(-1,75)= ?
е) 4,7-8,9= ? е) 4,7-9,2= ?
Теперь обменяйтесь карточками и проверьте друг друга. Поставьте оценки
Молодцы!
IV. Историческая справка.
– Сейчас сядьте поудобнее, можно немножко расслабится, подготовится к следующим серьезным заданиям и прослушать небольшую историческую справку.
Понятие об отрицательных числах возникло в практике очень давно, причем при решении таких заданий, где из меньшего числа приходилось вычитать большее число. Египтяне, вавилоняне, а также древние греки не знали отрицательных чисел и для производства вычислений математики того времени пользовались счетной доской. А так как знаков «плюс» и «минус» не существовало, то они на этой доске положительные числа отмечали красными счетными палочками, а отрицательные – синими. И отрицательные числа долгое время назывались словами, которые означали долг, недостача, а положительные трактовались как имущество.
Древнегреческий ученый Диофант вообще не признавал отрицательных чисел, и если при решении у него получался отрицательный корень, то он отбрасывал его как недоступный.
Не одобряли их долго и европейцы, потому что истолкование имущество – долг вызывало недоумение и сомнение. Действительно, можно складывать и вычитать имущество – долг, а как умножать и делить? Это было непонятно и нереально.
– Скажите, пожалуйста, а эти определения отрицательных и положительных чисел как имущество и долг сейчас в нашем современном мире просматриваются? Как вы думаете? {Ответы учащихся}
5. Снайперская самостоятельная работа
Работа выполняется по рядам, по одному заданию для каждой пары, чей ряд быстрее и правильно выполнит задание.
З адание. Расшифруйте имя математика, который впервые ввел в употребление координатную прямую. Для этого впишите буквы, соответствующие данным координатам в таблицу.
( +4 )
( -1 )
( +6 )
( -2 )
( +7 )
( -5 )
Слайд 5
( +4 )
( -1 )
( +6 )
( -2 )
( +7 )
( -5 )
Д
Е
К
А
Р
Т
Рене Декарт – французский философ, физик,математик и физиолог. Считал математику идеалом и образцом для всех наук. Ввел понятие координатной прямой. Его знаменитое изречение: “Я мыслю, следовательно, я существую»
физкультминутка:
Потрудились, отдохнем, встанем –глубоко вздохнем
Руки в сторону, вперед, влево, вправо, поворот.
Три наклона, прямо встать, руки вниз, затем поднять, руки плавно опустили, всем улыбку подарили.
Решение практической задачи:
Все научно-исследовательские институты решают задачи, которые потом применяются на практике. Сейчас мы тоже решим несколько задач.
№1 Сегодня, столбик термометра показывает температуру -10оС, а к выходным передали изменение температуры на 10оС. Какая ожидается температура к выходным? Так ли нам это важно знать? 0С.
№2 Птица клест –еловик несет яйца и высиживает птенцов зимой. Даже при температуре воздуха -35С в гнезде температура не ниже 14С. На сколько температура в гнезде выше температуры воздуха? (14-(-35)=49
№3 Шмели выдерживают температуру до -7,8С, а пчелы выше этой на 1,4С. Какую температуру выдерживают пчелы? -7,8+1,4=-6,4
Ответ: 0о
VII. Тестовая работа.
– Пока вы работали , я узнала, что руководство НИИ решило провести тестирование научных сотрудников.
– Перед вами лежат бланки с тестами. Подпишите их. В этом тестовом задании вам нужно выбрать правильный вариант ответа и обвести его кружочком.
– Время закончилось. Я попрошу старших научных сотрудников собрать бланки с тестами.
VIII. Итог урока.
– Вот и закончился рабочий день в нашем научно-исследовательском институте. Мы помогли восстановить потерянные сведения о положительных и отрицательных числах??
( Что мы с вами повторили? Что у вас хорошо получилось? Какие примеры вызвали затруднения? Над чем нужно поработать дома?)
– Придете вы сегодня домой, к своим родителям и что вы скажете? Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня на уроке математики я …»
– А я сегодня, когда приду домой скажу своим родственникам, что сегодня на уроке математики я еще раз убедилась какие у меня замечательные, дружные, умные ученики.
Как бы вы оценили свою работу? Лестница успеха. Спасибо за честность .Я оценила вашу работу так …….. Запишите домашнее задание №1132, №1133
– А сегодня у нас урок закончился. Спасибо. Было приятно с вами работать. Поднимите кружочки соответствующего цвета До свидания.
Понятие об отрицательных числах возникло в практике очень давно, причем при решении таких заданий, где из меньшего числа приходилось вычитать большее число. Египтяне, вавилоняне, а также древние греки не знали отрицательных чисел и для производства вычислений математики того времени пользовались счетной доской. А так как знаков «плюс» и «минус» не существовало, то они на этой доске положительные числа отмечали красными счетными палочками, а отрицательные – синими. И отрицательные числа долгое время назывались словами, которые означали долг, недостача, а положительные трактовались как имущество.
Древнегреческий ученый Диофант вообще не признавал отрицательных чисел, и если при решении у него получался отрицательный корень, то он отбрасывал его как недоступный.
Не одобряли их долго и европейцы, потому что истолкование имущество – долг вызывало недоумение и сомнение. Действительно, можно складывать и вычитать имущество – долг, а как умножать и делить? Это было непонятно и нереально.