Начало урока | Величина — это то, что можно измерить и сравнить. Результат измерения можно выразить числом. На уроке будет введено понятие «величина». Первоклассники сделают следующие выводы: —чтобы измерить величину, надо выбрать мерку и узнать, сколько ее в измеряемой величине; Урок направлен на обобщение знаний, полученных первоклассниками в первой четверти по разделам «Числа и цифры», «Величины и измерения», «Геометрические фигуры». Учитывая возрастные особенности учащихся, проведите обобщающий урок в игровой форме, что позволит эффективнее достичь цели обучения. Поощрения в форме «Ты настоящий математик!», «Ты все выполнил правильно!», непринужденная обстановка праздника позволят сформировать у каждого человека атмосферу успеха и чувство уверенности в своих способностях, а также мотивировать детей в приобретении новых теоретических знаний и освоении практических навыков по предмету «Математика». | Учебник: Величины и их свойства, с. 72—73. Рабочая тетрадь: Рабочий лист 69 «Величины и их свойства», с. 71. Рабочий лист 70 «Длина. Масса. Объем», с. 72. Математическая карусель, с. 74—75. |
Середина урока | Продемонстрируйте ведро и две мерки разных размеров. Спросите: Какой меркой быстрее наполнится ведро? Какой меркой придется воспользоваться чаще, чтобы наполнить ведро? Почему? Сделайте вывод о том, что объем можно измерить и результат измерения выразить числом. Если мерка большая, то мерок понадобится меньше. Если мерка маленькая, то мерок понадобится больше. Сообщите, что данное свойство применимо и к длине, и к массе. Сравни. Данное задание закрепит понимание того, что сравнивать предметы можно только тогда, когда они измерены одинаковыми мерками. Организуйте беседу с ребятами посредством вопросов: — Как вы думаете, чья бутылка имеет больший объем? Почему? —Одинаковые или разные бутылки у девочки и мальчика? —Мы можем узнать, в какую бутылку напитка вмещается больше? (нет, не можем) Попросите сделать вывод: сравнивать величины можно только тогда, когда они измерены одинаковыми мерками. Подумай. Задание выполняется по иллюстрации в учебнике. Даны емкости разной формы, поэтому визуально определить, где гороха больше, затруднительно. Учащиеся в парах должны прийти к правильному выводу. Ответ Гороха больше в банке. Сравни числа. Выполнение этого задания направлено на определение уровня овладения учащимися навыком счета в пределах 10. Основываясь на знании последовательного ряда чисел, учащиеся смогут сравнить числа в данном задании, используя при этом лексику сравнения (больше, меньше). Для дифференциации можно использовать вариант задания, представленный на рисунке. Он позволит ребятам, умеющим считать в пределах 100, закрепить свои навыки. Божьи коровки. Задание направлено на выявление уровня овладения учащимися навыком обозначения цифрой количества изображенных предметов и наоборот. Школьники смогут нарисовать на божьих коровках столько точек, сколько обозначает цифра на карточке. Математические качели. Задание направлено на закрепление знаний по теме «Масса». Группы получают карточки, на которых изображены животные, качающиеся на качелях-балансирах. Детям необходимо решить, кто из животных обладает большей массой тела. Правильный вариант ответа школьники смогут отметить знаками «V» или «+». | одно ведро объемом 3 литра; две разные мерки: литровая банка и кружка объемом 0, 5 литра;
три листа картона формата А1: на одном написано «ДА», на втором — «НЕТ», на третьем — «НЕ ЗНАЮ». |
Конец урока | Предложите ребятам провести игру, в ходе которой будете наблюдать, кто из учащихся уверенно выбирает ответы, кто сомневается, и узнаете, насколько усвоена тема каждым человеком. В разных местах класса разместите плакаты с крупно написанными словами «ДА», «НЕТ», «НЕ ЗНАЮ». Правила игры: вы задаете вопросы с одним правильным ответом, а дети должны встать под плакатом с выбранным ответом. Если размеры помещения не позволяют провести это задание сразу со всем классом, разделите последний на группы. Задайте следующие вопросы: —Длину можно сравнивать? —Литр и килограмм — это величины? Величину нельзя измерить? Верно ли, что рост и высота — это не длина? Верно ли, что объем — это пространство внутри сосуда? Верно ли, что у ящика нет объема, потому что туда нельзя налить воду? Ответы учащихся — это предположения о предстоящей деятельности во второй четверти. Следует поддержать любое стремление человека к получению знаний и постараться записать на лист все пожелания. Этот план деятельности можно будет использовать в дальнейшем. Первоклассники смогут возвращаться к нему по мере изучения новых тем и делать пометки о том, что они уже узнали и что предстоит узнать. Работа по этому плану будет направлена на формирование у детей умения прогнозировать. Организуйте самооценивание учащихся с помощью «Лестницы успеха» в рабочей тетради. | |