содействовать формированию и развитию учебно – информационных умений и навыков младших школьников, а также работать в парах;
содействовать развитию коммуникативной культуры обучающихся.
проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в совместной деятельности.
систематизировать знания, умения обучающихся по теме, и применять полученные знания;
научиться применять приобретенные знания, умения, навыки для решения практических задач.
выполнять учебные действия, сопровождаемые громкой речью.
мотивировать себя на изучение математики.
нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, осознание ответственности за общее дело.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Формы: фронтальная, индивидуальная.
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые УУД | Промежуточный контроль |
1. Мотивация (самоопределение) учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала
Учитель демонстрирует фотографию зрительного зала
Учитель или кто-либо из детей записывает дроби на доске. | Чтобы спорилось нужное дело, Чтобы в жизни не знать неудач, В экспедицию отправимся смело, В мир примеров и разных задач. - Я рада, что мы вновь с вами встретились, т.к. наша встреча – это новые открытия, хорошее настроение, хорошая зарядка на весь день – Прочитайте высказывание, записанное на доске. Гений состоит из 1% вдохновения и 99 % потения. (Т. Эдисон) – Как вы понимаете это высказывание? – Как это высказывание связано с темой предыдущих уроков? – Какую долю составляет 1% от величины? - А давайте вспомним, что же такое доли? – Какую тему вы начали исследовать? – Сегодня необычный урок. Вы отправляемся в путешествие в Древнюю Грецию. Речь пойдет об одном сооружении. Это было полтысячи лет до нашей эры. Грекам первым пришло в голову представить сказания о своих богах и героях в живых лицах на сцене. Они первые поняли, как прекрасно, поучительно и занятно может быть это зрелище. Почти все население города присутствовало обыкновенно здесь. Чтобы быть хорошо видными такому количеству народа, актерам приходилось играть на подставках и в масках, которые были больше их голов. Догадались, о чем идет речь?
– Вы любите театр? А какие театры есть у нас в республике? Наша республика имеет большое количество театров всех жанров: драматический, музыкальный, кукольный, оперы и балета и другие. – Современный театр во многом отличается от древнего, но есть и много общего. Рассмотрите зрительный зал. Что вы замечаете? – Внизу посередине ряды кресел называют партером. Какую часть партера занимают зрители одного ряда, если известно, что в нем 12 рядов?
– Какую часть партера занимают зрители четырех рядов? – Как называются такие части? – Сегодня вы продолжите работать над темой «Дроби». Именно дроби помогут вам узнать много интересного из истории театра. А, чтобы работа была успешной, что сначала надо сделать? - А в чём ещё вам поможет повторение, пройденного материала? | Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место. -На предыдущих уроках мы познакомились с процентами, и в этом высказывании речь идет о процентах. - 1/100 долю величины? - Одна из равных частей целого.
- Дроби.
- О театре.
Город Владикавказ – Академический Русский театр имени Вахтангова, Северо – Осетинский государственный академический театр имени Тхапсаева, Национальный государственный театр оперы и балета, Филармония, Детско – Юношеский театр Саби, Дигорский Драматический театр, Конно –драмматический театр Нарты и др.
- На обоих рисунках места для зрителей располагаются рядами... - - - Дроби.
- Вспомнить, повторить, что мы знаем о дробях. - В открытии новых знаний.
| Фронтальная, индивидуальная
| П:самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; Л:смыслообразование; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
| Наблюдение учителя за организацией обучающимися рабочего места |
2. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности | Учащиеся выполняют задание в тетрадях.
Обучающиеся работают в тетрадях.
Самоопределение к деятельности
Работа в тетрадях
Записи фиксируются на доске.
Целеполагание | – Запишите дроби: семь восьмых, одна четвертая, две шестых, одна одиннадцатая, две третьих, пять восьмых, две девятых, одна шестая, три восьмых, тридцать пять сотых. – Проверьте результат. - У кого задание вызвало затруднение? При необходимости провести коррекцию ошибок.
- На какие группы можно разбить дроби? Прочитайте только доли. – Что такое доля? – Какая из этих долей самая маленькая? Какая из них самая большая? – Какое правило нужно знать, чтобы сравнивать доли? – Запишите доли в порядке возрастания. – Рассмотрите оставшиеся дроби. Какая из них лишняя? Почему? – Как записывают части величин, выраженные дробями со знаменателем 100? – Как записать долей величины по-другому? – На какие две группы можно разделить оставшиеся дроби. – Выпишите дроби этих групп в две строки в тетради. – Где пишут знаменатель? Что он показывает? – Где пишут числитель? Что он показывает?
- Что вы повторили?
– Молодцы! А теперь расположите дроби каждой группы в порядке возрастания: первый вариант – для первой группы, а второй вариант – для второй. Запишите свой ответ в тетрадях. - Что это за задание я вам предложила? - Обоснуйте свой ответ. - В чём особенность задания для каждого варианта? - Сформулируйте цель задания? - Сформулируйте тему урока. Тема фиксируется на доске. - Это задание для вас новое, вы будете пробовать его выполнять? С какой целью? - Приступайте к работе. – Что получилось?
- Что вы можете сказать о результате выполнения пробного задания?
– Каким способом вы можете доказать, какая из записей верна?
- Что будем делать? | Учитель открывает карточки с дробями на доске. - Доли и дроби. , , . Одна из равных частей целого. - . - . - Чем больше долей, тем меньше каждая доля. , , . Один ученик располагает карточки на доске, а остальные учащиеся записывают доли в порядке возрастания в тетрадях. - – в знаменателе круглое число, а в остальных дробях – нет. - С помощью знака «%». - 35%. - Дроби с одинаковым числителем и дроби с одинаковым знаменателем.
Один ученик располагает карточки с дробями в две строки на доске. - Число, записанное под чертой – показывает, на сколько равных частей делят целое. -Число, записанное над чертой – показывает, сколько таких частей взято. - Понятие доли, сравнение долей, понятие дроби, что показывает знаменатель, что показывает числитель. -Это пробное задание. -В этом задание есть новое: чтобы выполнить задание надо сравнить дроби, а раньше мы сравнивали доли. -В первом случае дроби с одинаковыми числителями, а во втором – с одинаковыми знаменателями. - Сравнить дроби с одинаковыми числителями и расположить их в порядке возрастания, сравнить дроби с одинаковыми числителями и расположить их в порядке возрастания. - Сравнение дробей. Дети показывают свои записи.
-Некоторые не смогли выполнить задание, получились разные ответы. -Не можем доказать, так как у нас нет согласованного способа сравнения дробей. -Разберёмся, в причинах таких результатов. | Фронтальная, индивидуальная | П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; определение основной и второстепенной информации; структурирование знаний; постановка и формирование проблемы. Р: волевая саморегуляция при возникновении затруднений; Выполнение пробного учебного действия. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений; координирование в сотрудничестве разных позиций. | Наблюдение учителя, устные ответы, выполненные задания, работа с учебной информацией |
3. Выявление места и причины затруднения. | | – Давайте разберемся. - Уточните, какое задание вы выполняли? - Как вы выполняли задание? - Где возникло затруднение? – Почему задание вызвало затруднение? | -Сравнивали дроби с одинаковыми числителями или с одинаковыми знаменателями и располагали их в порядке возрастания. -У нас нет способа сравнения дробей с одинаковыми числителями или с одинаковыми знаменателями. | Фронтальная, индивидуальная | П: контроль и оценка результатов деятельности, постановка формирование проблемы; осознание и произвольное построение речевого высказывания. | Наблюдение учителя, устные ответы |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | | - Уточните цель своей деятельности. - Что можно использовать для обоснования, какой из представленных ответов верный? - А что вы умеете сравнивать? - Как по-другому можно охарактеризовать доли? - Значит, чем ещё можно будет воспользоваться при построении нового способа? - По какому плану вы предлагаете действовать? | - Построить способ сравнения дробей с одинаковыми числителями или с одинаковыми знаменателями. - Можно использовать модели, числовой луч. -Доли. -Это дроби, у которых одинаковые числители. - Правилом сравнения долей. - Дроби сравнить с помощью моделей или числового луча; проанализировать получившейся результат; сформулировать правило сравнения дробей. | | П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация; моделирование и преобразование моделей разных типов; построение логической цепи рассуждений, доказательство. Р: волевая саморегуляция при возникновении затруднений; познавательная инициатива. К:использование критериев для обоснования своего суждения | Наблюдение учителя, устные ответы |
5. Реализация построенного проекта. |
Работа на числовом луче
Один ученик выполняет задание на доске, а остальные – в тетрадях:
| – Рассмотрите первую группу дробей. Что у них одинаковое? – На сколько равных частей разбито целое? Отметьте на фигурах , , . Что вы замечаете? – Чтобы отметить дроби на числовом луче, сколько клеточек должно быть в единичном отрезке? Сделайте рисунок.
– Сделайте вывод. – Запишите дроби в порядке возрастания. Все согласны? – А теперь рассмотрим дроби с одинаковым числителем: , , . Отметьте их тоже на числовом луче. Сколько клеточек удобно взять в единичном отрезке?
– Что интересного заметили? – Какую группу дробей рассматривали? – Сделайте вывод. – Запишите дроби в порядке возрастания. Все согласны? - На, что похоже сравнение дробей с одинаковыми числителями? - Почему так произошло? – Объедините два случая и сделайте общий вывод – как сравнить две дроби? – Переведем полученные правила на язык схем: На доске появляется опорный сигнал - Что вы можете сказать о результате вашей работы? - Что дальше будем делать? |
-Знаменатель. -На 8 равных частей.
- Дроби увеличиваются.
- Должно быть 8 клеточек.
- Если знаменатели одинаковые, то больше та дробь, у которой числитель больше. , , Да.
-18 клеточек, так как 18 делится на все эти числа: 9, 6, 3. -Знаменатель становится меньше, а дроби – больше. -Дроби с одинаковым числителем. - Если числители одинаковые, то больше та дробь, у которой знаменатель меньше. , , -На сравнение долей.
- У долей одинаковые числители. -Из двух дробей с одинаковым знаменателем больше та, у которой числитель больше. Из двух дробей с одинаковым числителем больше та, у которой знаменатель меньше.
-Мы осуществили поставленную перед собой цель: построили способ сравнения дробей, правило сравнения дробей с одинаковыми числителями можно использовать и при сравнении долей. -Будем тренироваться в использовании построенных правил. | Можно построить работу фронтально Выполняют задание | П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация; использование знаково-символических средств; выполнение действий по алгоритму; доказательство. Р: волевая саморегуляция при возникновении затруднений; познавательная инициатива. К: использование критериев для обоснования своего суждения; учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. | |
| Физминутка | Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали, А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли. На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем. На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем. На счет шесть прошу всех сесть. Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я. | | Выполняют под руководством дежурных детей или учителя | Л: осознание важности сохранения и укрепления здоровья. | |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Работа по учебнику С. 82 Фронтальная работа. № 2, стр. 82 Работа в парах Работа в группах | – Что вам поможет уточнить наши предположения? – Откройте учебник на стр. 82 и прочитайте текст, выделенный в рамке. Учащиеся работают с текстом учебника. – Ваши предположения верны? – Как сравнить две дроби с одинаковым знаменателем? – Как сравнить две дроби с одинаковым числителем? – Полученные знания помогут вам выполнить следующие задания и узнать что-то новое о театральных представлениях. – Греческий театр был первым театром. От него мы позаимствовали многие названия для нашего театра и театрального искусства, начиная с самого слова «театр», которое по-гречески произносится «театрон» и означает «зрелище». – Запишите дроби в тетрадь. Один ученик выполняет задание (а) у доски, а остальные обучающиеся – в тетрадях.
Задание (б) комментируются в парах. Проверка проводится по образцу № 4, стр. 83(работа в группах) – Чем это задание отличается от предыдущего? – Как сравнить две дроби с одинаковым числителем? – Запишите дроби в тетрадь. Проверка проводится по образцу. – Итак, зная правило сравнения дробей, мы открыли с вами еще одну тайну театра: узнали имена богинь-покровительниц комедии и трагедии. | - Текст учебника.
-Да. -Из двух дробей с одинаковым знаменателем больше та, у которой числитель больше.
- Из двух дробей с одинаковым числителем больше та, у которой знаменатель меньше.
-В предыдущем задании сравнивали дроби с одинаковым знаменателем, а в этом – дроби с одинаковым числителем. - Из двух дробей с одинаковым числителем больше та, у которой знаменатель меньше. | | Л: осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. П: анализ, синтез, сравнение, обобщение; построение логической цепи рассуждений, доказательство. К: формирование и аргументация своего мнения в коммуникации; учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. | Наблюдение учителя, устные ответы, выполнение заданий |
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону. | Работа по карточкам | – Готовы выполнить самостоятельную работу? - С какой целью вы будете выполнять самостоятельную работу? – Прочитайте задание на карточке. – Выполните задания самостоятельно. – Проверьте себя по эталону для самопроверки и зафиксируйте результат проверки при помощи знаков «+» или «?». – Кто допустил ошибки при выполнении задания? – В чем причина? – Что нам поможет исправить ошибки? – Поднимите руки, у кого все верно. – Вы молодцы! | -Чтобы проверить себя, остались ли затруднения при сравнении дробей, если окажется, что затруднения остались выяснить в чём они и какова причина, исправить свои ошибки.
-Эталон. | Индивидуальная работа | П: использование знаково-символических средств, выполнение действий по алгоритму, доказательство; Р: контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. | Выполнение заданий |
8. Включение в систему знаний и повторение. | Работа с учебником Работа в парах | - Что вам интересно ещё посмотреть, зная способы сравнения дробей? № 7, стр. 83. – Прочитайте задачу. – Рассмотрите схему к задаче и проанализируйте ее. Один ребёнок решает задачу с комментированием у доски, остальные – в тетрадях. Две следующие задачи выполняются аналогично с комментированием в парах. | - Где ещё можно использовать построенные правила. | Индивидуальная работа | Л: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. П:самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму. Р: контроль, коррекция, оценка. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | Выполнение заданий |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | | - Что в конце урока необходимо сделать? – В каком задании было общее затруднение? – Почему оно возникло? – Какие дроби вы сравнивали между собой? – Что помогло выйти из затруднения? – Как сравнить две дроби с одинаковыми знаменателями? – Как сравнить две дроби с одинаковым числителем? – Достигли ли вы цели урока? – Вы очень старались на уроке, преодолевая трудности, стремились к знаниям. А поскольку у нас сегодня был необычный урок, а театральный, то вы, как хорошие артисты, заслуживаете аплодисменты. Давайте поаплодируем себе! – Над чем еще надо поработать? | - Подвести итог работы. -В задании: расположить дроби в порядке возрастания.
-Не знали способ сравнения дробей. - Дроби с одинаковыми числителями и дроби с одинаковыми знаменателями.
- Работа с моделями фигур и числовым отрезком, правило сравнения долей.
- Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой числитель больше.
-Из двух дробей с одинаковыми числителями больше та, у которой знаменатель меньше. -Да. | | Л: самооценка на основе критерия успешности. П: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процессов и результатов деятельности. К: использование критериев для обоснования своего суждения | |
10 Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Правило на стр. 82. № 5, стр. 83, № 6 (б) стр. 83, № 8 стр. 84 А сейчас – антракт! | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | | |