kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по математике на тему: "Сравнение дробей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока составлен в игровой форме, что позволяет детям легко усвоить материал.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике на тему: "Сравнение дробей"»

Открытый урок по математике

Обучающиеся 4 класса

Учитель: Лисовинова С. А.

Тип урока: ОНЗ

Тема: «Сравнение дробей».


Образовательные: сформировать умение сравнивать дроби с одинаковыми числителями или одинаковыми знаменателями; актуализировать понятие «доля числа», умение сравнивать доли, чтение, обозначение долей; тренировать навык изображения дробей на числовом луче, решать текстовые задачи.


Развивающие:

развивать логическое мышление, математическую речь обучающихся;

содействовать формированию и развитию учебно – информационных умений и навыков младших школьников, а также работать в парах;

развивать умение объективно оценивать свои знания;

содействовать развитию коммуникативной культуры обучающихся.


Воспитательные:

воспитание мотивов учения, ответственного отношения к знаниям;

воспитание умений слушать и принимать точку зрения собеседника;

проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в совместной деятельности.


Планируемые результаты:

предметные:

развивать умение извлекать необходимую информацию из математических текстов;

систематизировать знания, умения обучающихся по теме, и применять полученные знания;

научиться применять приобретенные знания, умения, навыки для решения практических задач.

метапредметные:

понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

выполнять учебные действия, сопровождаемые громкой речью.

личностные:

мотивировать себя на изучение математики.


Формируемые УУД:

Личностные: самоопределение, смыслообразование, включение обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;

нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, осознание ответственности за общее дело.



Регулятивные: определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя; составлять план действий при обработке способа решения; сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки; осуществлять выбор критериев оценки в диалоге с учителем и одноклассниками.

Познавательные: выполнять анализ задания с большей долей самостоятельности.

Коммуникативные: слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними; прогнозировать последствия коллективных решений.


Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение.

Технические средства обучения: мультимедийный проектор, экспозиционный экран, презентация, компьютер.

Методы и формы обучения:

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы: фронтальная, индивидуальная.











Организация и структура (сценарий) урока



Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы организации взаимодействия на уроке

Формируемые УУД

Промежуточный контроль

1. Мотивация (самоопределение) учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала







































Учитель демонстрирует фотографию зрительного зала



Учитель или кто-либо из детей записывает дроби на доске.



Чтобы спорилось нужное дело,

Чтобы в жизни не знать неудач,

В экспедицию отправимся смело,

В мир примеров и разных задач.



- Я рада, что мы вновь с вами встретились, т.к. наша встреча – это новые открытия, хорошее настроение, хорошая зарядка на весь день

– Прочитайте высказывание, записанное на доске.

Гений состоит из 1% вдохновения и 99 % потения. (Т. Эдисон)

– Как вы понимаете это высказывание?

– Как это высказывание связано с темой предыдущих уроков?






– Какую долю составляет 1% от величины?


- А давайте вспомним, что же такое доли?



– Какую тему вы начали исследовать?




– Сегодня необычный урок. Вы отправляемся в путешествие в Древнюю Грецию. Речь пойдет об одном сооружении. Это было полтысячи лет до нашей эры. Грекам первым пришло в голову представить сказания о своих богах и героях в живых лицах на сцене. Они первые поняли, как прекрасно, поучительно и занятно может быть это зрелище. Почти все население города присутствовало обыкновенно здесь. Чтобы быть хорошо видными такому количеству народа, актерам приходилось играть на подставках и в масках, которые были больше их голов. Догадались, о чем идет речь?



– Вы любите театр? А какие театры есть у нас в республике?

Наша республика имеет большое количество театров всех жанров: драматический, музыкальный, кукольный, оперы и балета и другие.

















– Современный театр во многом отличается от древнего, но есть и много общего. Рассмотрите зрительный зал. Что вы замечаете?


– Внизу посередине ряды кресел называют партером. Какую часть партера занимают зрители одного ряда, если известно, что в нем 12 рядов?



– Какую часть партера занимают зрители четырех рядов?


– Как называются такие части?

– Сегодня вы продолжите работать над темой «Дроби». Именно дроби помогут вам узнать много интересного из истории театра. А, чтобы работа была успешной, что сначала надо сделать?

- А в чём ещё вам поможет повторение, пройденного материала?


Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место.









-На предыдущих уроках мы познакомились с процентами, и в этом высказывании речь идет о процентах.

- 1/100 долю величины?

- Одна из равных частей целого.



- Дроби.

















- О театре.



Город Владикавказ – Академический Русский театр имени Вахтангова, Северо – Осетинский государственный академический театр имени Тхапсаева, Национальный государственный театр оперы и балета, Филармония, Детско – Юношеский театр Саби, Дигорский Драматический театр, Конно –драмматический театр Нарты и др.





- На обоих рисунках места для зрителей располагаются рядами...

-

-

- Дроби.



- Вспомнить, повторить, что мы знаем о дробях.

- В открытии новых знаний.






Фронтальная, индивидуальная






















































П:самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Л:смыслообразование;

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.




































Наблюдение учителя за организацией обучающимися рабочего места

2. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности


Учащиеся выполняют задание в тетрадях.

















Обучающиеся работают в тетрадях.

















































































Самоопределение к деятельности





Работа в тетрадях



























































Записи фиксируются на доске.







Целеполагание

– Запишите дроби: семь восьмых, одна четвертая, две шестых, одна одиннадцатая, две третьих, пять восьмых, две девятых, одна шестая, три восьмых, тридцать пять сотых.

– Проверьте результат.

- У кого задание вызвало затруднение?

При необходимости провести коррекцию ошибок.





- На какие группы можно разбить дроби? Прочитайте только доли.


– Что такое доля?


– Какая из этих долей самая маленькая?


Какая из них самая большая?


– Какое правило нужно знать, чтобы сравнивать доли?




– Запишите доли в порядке возрастания.










– Рассмотрите оставшиеся дроби. Какая из них лишняя? Почему?







– Как записывают части величин, выраженные дробями со знаменателем 100?


– Как записать долей величины по-другому?


– На какие две группы можно разделить оставшиеся дроби.




– Выпишите дроби этих групп в две строки в тетради.






– Где пишут знаменатель? Что он показывает?








– Где пишут числитель? Что он показывает?







- Что вы повторили?













– Молодцы! А теперь расположите дроби каждой группы в порядке возрастания: первый вариант – для первой группы, а второй вариант – для второй. Запишите свой ответ в тетрадях.

- Что это за задание я вам предложила?



- Обоснуйте свой ответ.







- В чём особенность задания для каждого варианта?






- Сформулируйте цель задания?













- Сформулируйте тему урока.


Тема фиксируется на доске.



- Это задание для вас новое, вы будете пробовать его выполнять? С какой целью?

- Приступайте к работе.

– Что получилось?



- Что вы можете сказать о результате выполнения пробного задания?







– Каким способом вы можете доказать, какая из записей верна?









- Что будем делать?




Учитель открывает карточки с дробями на доске.


- Доли и дроби.


, , .


Одна из равных частей целого.

- .

- .

- Чем больше долей, тем меньше каждая доля.


, , .

Один ученик располагает карточки на доске, а остальные учащиеся записывают доли в порядке возрастания в тетрадях.


- – в знаменателе круглое число, а в остальных дробях – нет.

- С помощью знака «%».



- 35%.



- Дроби с одинаковым числителем и дроби с одинаковым знаменателем.



Один ученик располагает карточки с дробями в две строки на доске.

- Число, записанное под чертой – показывает, на сколько равных частей делят целое.



-Число, записанное над чертой – показывает, сколько таких частей взято.


- Понятие доли, сравнение долей, понятие дроби, что показывает знаменатель, что показывает числитель.







-Это пробное задание.


-В этом задание есть новое: чтобы выполнить задание надо сравнить дроби, а раньше мы сравнивали доли.

-В первом случае дроби с одинаковыми числителями, а во втором – с одинаковыми знаменателями.


- Сравнить дроби с одинаковыми числителями и расположить их в порядке возрастания, сравнить дроби с одинаковыми числителями и расположить их в порядке возрастания.


- Сравнение дробей.







Дети показывают свои записи.



-Некоторые не смогли выполнить задание, получились разные ответы.

-Не можем доказать, так как у нас нет согласованного способа сравнения дробей.

-Разберёмся, в причинах таких результатов.


Фронтальная, индивидуальная

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;

определение основной и второстепенной информации;

структурирование знаний;

постановка и формирование проблемы.

Р: волевая саморегуляция при возникновении затруднений;

Выполнение пробного учебного действия.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

учёт разных мнений;

координирование в сотрудничестве разных позиций.


Наблюдение учителя, устные ответы,

выполненные задания,

работа с учебной информацией

3. Выявление места и причины затруднения.



– Давайте разберемся.


- Уточните, какое задание вы выполняли?










- Как вы выполняли задание?

- Где возникло затруднение?

– Почему задание вызвало затруднение?



-Сравнивали дроби с одинаковыми числителями или с одинаковыми знаменателями и располагали их в порядке возрастания.




-У нас нет способа сравнения дробей с одинаковыми числителями или с одинаковыми знаменателями.



Фронтальная, индивидуальная

П: контроль и оценка результатов деятельности, постановка формирование проблемы;

осознание и произвольное построение речевого высказывания.


Наблюдение учителя, устные ответы

4. Построение проекта выхода из затруднения.



- Уточните цель своей деятельности.






- Что можно использовать для обоснования, какой из представленных ответов верный?




- А что вы умеете сравнивать?


- Как по-другому можно охарактеризовать доли?




- Значит, чем ещё можно будет воспользоваться при построении нового способа?


- По какому плану вы предлагаете действовать?

- Построить способ сравнения дробей с одинаковыми числителями или с одинаковыми знаменателями.

- Можно использовать модели, числовой луч.


-Доли.


-Это дроби, у которых одинаковые числители.


- Правилом сравнения долей.


- Дроби сравнить с помощью моделей или числового луча; проанализировать получившейся результат; сформулировать правило сравнения дробей.



П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;

моделирование и преобразование моделей разных типов;

построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Р: волевая саморегуляция при возникновении затруднений;

познавательная инициатива.

К:использование критериев для обоснования своего суждения



Наблюдение учителя, устные ответы

5. Реализация построенного проекта.
















Работа на числовом луче





Один ученик выполняет задание на доске, а остальные – в тетрадях:




– Рассмотрите первую группу дробей. Что у них одинаковое?


– На сколько равных частей разбито целое?



Отметьте на фигурах , , . Что вы замечаете?






– Чтобы отметить дроби на числовом луче, сколько клеточек должно быть в единичном отрезке?


Сделайте рисунок.





– Сделайте вывод.





– Запишите дроби в порядке возрастания.



Все согласны?


– А теперь рассмотрим дроби с одинаковым числителем: , , . Отметьте их тоже на числовом луче. Сколько клеточек удобно взять в единичном отрезке?



– Что интересного заметили?




– Какую группу дробей рассматривали?



– Сделайте вывод.







– Запишите дроби в порядке возрастания.


Все согласны?

- На, что похоже сравнение дробей с одинаковыми числителями?


- Почему так произошло?




– Объедините два случая и сделайте общий вывод – как сравнить две дроби?











– Переведем полученные правила на язык схем:

На доске появляется опорный сигнал






- Что вы можете сказать о результате вашей работы?












- Что дальше будем делать?



-Знаменатель.


-На 8 равных частей.



- Дроби увеличиваются.







- Должно быть 8 клеточек.








- Если знаменатели одинаковые, то больше та дробь, у которой числитель больше.

, ,

Да.







-18 клеточек, так как 18 делится на все эти числа: 9, 6, 3.


-Знаменатель становится меньше, а дроби – больше.


-Дроби с одинаковым числителем.

- Если числители одинаковые, то больше та дробь, у которой знаменатель меньше.

, ,

-На сравнение долей.



- У долей одинаковые числители.


-Из двух дробей с одинаковым знаменателем больше та, у которой числитель больше. Из двух дробей с одинаковым числителем больше та, у которой знаменатель меньше.











-Мы осуществили поставленную перед собой цель: построили способ сравнения дробей, правило сравнения дробей с одинаковыми числителями можно использовать и при сравнении долей.


-Будем тренироваться в использовании построенных правил.



Можно построить работу фронтально





























Выполняют задание

















П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;

использование знаково-символических средств;

выполнение действий по алгоритму; доказательство.

Р: волевая саморегуляция при возникновении затруднений;

познавательная инициатива.

К: использование критериев для обоснования своего суждения;

учёт разных мнений,

координирование в сотрудничестве разных позиций.




Физминутка


Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,

А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.

На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.

На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам

Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись

Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.

На счет шесть прошу всех сесть.

Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я.




Выполняют под руководством дежурных детей или учителя

Л: осознание важности сохранения и укрепления здоровья.



6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.


Работа по учебнику


С. 82


Фронтальная работа.




















№ 2, стр. 82






Работа в парах


Работа в группах

– Что вам поможет уточнить наши предположения?

– Откройте учебник на стр. 82 и прочитайте текст, выделенный в рамке.

Учащиеся работают с текстом учебника.

– Ваши предположения верны?

– Как сравнить две дроби с одинаковым знаменателем?






– Как сравнить две дроби с одинаковым числителем?






– Полученные знания помогут вам выполнить следующие задания и узнать что-то новое о театральных представлениях.


– Греческий театр был первым театром. От него мы позаимствовали многие названия для нашего театра и театрального искусства, начиная с самого слова «театр», которое по-гречески произносится «театрон» и означает «зрелище».

– Запишите дроби в тетрадь.

Один ученик выполняет задание (а) у доски, а остальные обучающиеся – в тетрадях.



Задание (б) комментируются в парах. Проверка проводится по образцу


4, стр. 83(работа в группах)

– Чем это задание отличается от предыдущего?







– Как сравнить две дроби с одинаковым числителем?





– Запишите дроби в тетрадь.

Проверка проводится по образцу.

– Итак, зная правило сравнения дробей, мы открыли с вами еще одну тайну театра: узнали имена богинь-покровительниц комедии и трагедии.


- Текст учебника.







-Да.

-Из двух дробей с одинаковым знаменателем больше та, у которой числитель больше.





- Из двух дробей с одинаковым числителем больше та, у которой знаменатель меньше.































-В предыдущем задании сравнивали дроби с одинаковым знаменателем, а в этом – дроби с одинаковым числителем.

- Из двух дробей с одинаковым числителем больше та, у которой знаменатель меньше.



Л: осознание ответственности за общее дело;

следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение;

построение логической цепи рассуждений, доказательство.

К: формирование и аргументация своего мнения в коммуникации;

учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.


Наблюдение учителя, устные ответы, выполнение заданий

7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.


Работа по карточкам



– Готовы выполнить самостоятельную работу?


- С какой целью вы будете выполнять самостоятельную работу?








– Прочитайте задание на карточке.

– Выполните задания самостоятельно.

– Проверьте себя по эталону для самопроверки и зафиксируйте результат проверки при помощи знаков «+» или «?».

– Кто допустил ошибки при выполнении задания?

– В чем причина?


– Что нам поможет исправить ошибки?

– Поднимите руки, у кого все верно.

– Вы молодцы!



-Чтобы проверить себя, остались ли затруднения при сравнении дробей, если окажется, что затруднения остались выяснить в чём они и какова причина, исправить свои ошибки.











-Эталон.

Индивидуальная работа

П: использование знаково-символических средств, выполнение действий по алгоритму, доказательство;

Р: контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.


Выполнение заданий

8. Включение в систему знаний и повторение.


Работа с учебником







Работа в парах

- Что вам интересно ещё посмотреть, зная способы сравнения дробей?


7, стр. 83.


– Прочитайте задачу.

– Рассмотрите схему к задаче и проанализируйте ее.


Один ребёнок решает задачу с комментированием у доски, остальные – в тетрадях.

Две следующие задачи выполняются аналогично с комментированием в парах.

- Где ещё можно использовать построенные правила.


Индивидуальная работа

Л: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

П:самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму.

Р: контроль, коррекция, оценка.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.


Выполнение заданий

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.



- Что в конце урока необходимо сделать?



– В каком задании было общее затруднение?





– Почему оно возникло?



– Какие дроби вы сравнивали между собой?








– Что помогло выйти из затруднения?






– Как сравнить две дроби с одинаковыми знаменателями?






– Как сравнить две дроби с одинаковым числителем?







– Достигли ли вы цели урока?

– Вы очень старались на уроке, преодолевая трудности, стремились к знаниям. А поскольку у нас сегодня был необычный урок, а театральный, то вы, как хорошие артисты, заслуживаете аплодисменты. Давайте поаплодируем себе!

– Над чем еще надо поработать?


- Подвести итог работы.


-В задании: расположить дроби в порядке возрастания.



-Не знали способ сравнения дробей.

- Дроби с одинаковыми числителями и дроби с одинаковыми знаменателями.



- Работа с моделями фигур и числовым отрезком, правило сравнения долей.



- Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой числитель больше.



-Из двух дробей с одинаковыми числителями больше та, у которой знаменатель меньше.

-Да.


Л: самооценка на основе критерия успешности.

П: рефлексия способов и условий действия;

контроль и оценка процессов и результатов деятельности.

К: использование критериев для обоснования своего суждения


10

Домашнее задание


Инструктаж по выполнению домашнего задания


Правило на стр. 82.

№ 5, стр. 83, 6 (б) стр. 83, 8 стр. 84


А сейчас – антракт!


Задают уточняющие вопросы

Фронтальная, индивидуальная










4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по математике на тему: "Сравнение дробей"

Автор: Лисовинова Светлана Александровна

Дата: 03.02.2019

Номер свидетельства: 498207

Похожие файлы

object(ArrayObject)#870 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект урока по теме "Обыкновенные дроби" 5 класс "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-po-tiemie-obyknoviennyie-drobi-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "132665"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416391944"
  }
}
object(ArrayObject)#892 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Конспект урока по теме "Сравнение дробей" "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-po-tiemie-sravnieniie-drobiei"
    ["file_id"] => string(6) "118955"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413298930"
  }
}
object(ArrayObject)#870 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Конспект урока математики " Сравнение дробей" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-matiematiki-sravnieniie-drobiei"
    ["file_id"] => string(6) "127858"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415382237"
  }
}
object(ArrayObject)#892 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Конспект урока математики "Деление обыкновенных дробей 5 класс", с презентацией к урокуацией "
    ["seo_title"] => string(103) "konspiekt-uroka-matiematiki-dielieniie-obyknoviennykh-drobiei-5-klass-s-priezientatsiiei-k-urokuatsiiei"
    ["file_id"] => string(6) "205777"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430025922"
  }
}
object(ArrayObject)#870 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока математики по теме "Сравнение дробей" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-matiematiki-po-tiemie-sravnieniie-drobiei"
    ["file_id"] => string(6) "217856"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433495902"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства