Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике "Квадрат" 2 класс»
Тема урока: Квадрат.
Цели:познакомить с квадратом как частным случаем прямоугольника; сформировать у учащихся представления о существенных признаках прямоугольника и квадрата, ориентируясь на которые, они могли бы распознавать эти фигуры; научить чертить квадрат на клетчатой бумаге, решать задачи на нахождение суммы длин сторон квадрата (периметра квадрата); закреплять умение выполнять вычисления изученных видов, решать текстовые задачи; развивать внимание и логическое мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими фигурами; выполнять чертёж квадрата; выполнять письменные вычисления изученных видов в пределах 100; решать текстовые задачи; выполнять задания творческого и поискового характера; работать в парах, группах; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Ход урока
I. Организационный момент
Знаете, что произошло сегодня утром? Я по улице шагала, и улыбки собирала: Вот улыбка малыша, до чего же хороша! Вот улыбка почтальона – гордость нашего района, Вот улыбка продавщицы – очень редкая вещица, Вот веселый смех ребят – для меня он просто клад. Всем в ответ я улыбалась – получается менялась.
А у вас хорошее настроение? Улыбнитесь друг-другу, пожелайте удачи друг-другу.
I I. Актуализация знаний в-п
в лиса
Ученики «лесной школы» Лиса ,волк и Вини-пух начертили такие фигуры, по одной фигуре каждый.
Волк не стал чертить многоугольник, вини-пух не выбрал треугольник, Распределите ,кто какую фигуру начертил.
-Какая из этих фигур может быть лишняя? Почему?
-Ребята, а Вы сказки любите? А про одну из этих фигур я расскажу Вам сказку. Послушайте и догадайтесь, про какую
Сказка.
Только сказка эта не обычная, а геометрическая. Слушайте.
-Жила на свете важная фигура. Кого бы ни встретила она на своём пути, всем хвалилась: “Посмотрите на меня: противоположные стороны мои равны, углы все прямые Красивее меня нет фигуры на свете!"
– Назовите эту фигуру, ребята! ( прямоугольник)
- Как вы узнали? (Стороны равны, углы прямые.) Повторяем признаки. А почему она важная такая?
- Ходил прямоугольник по свету, и стало ему одиноко, потому что у него не было друзей.
- Ребята, как вы думаете почему у квадрата не было друзей? (Он хвастал, думал, что он лучше всех).”.
стало тяготить его одиночество: ни побеседовать не с кем, ни потрудиться в хорошей и дружной компании. А уж, какое веселье одному? Весело бывает только с друзьями. И прямоугольник решил поискать родственников.
- Кто такие родственники? (Близкие люди)
“Если встречу родственника, то я его сразу узнаю, - думал прямоугольник, - ведь он на меня должен быть чем-то похож”.
- Однажды встречает он на пути такую фигуру. Стал к ней приглядываться. Что-то знакомое, родное увидел он в этой фигуре.
И спросил тогда:
- Как зовут тебя?
III. Сообщение темы, целей
Он давно знакомый мой, Каждый угол в нём прямой. Все четыре стороны Одинаковой длины. Вам его представить рад. Как зовут его : (квадрат).
-Ребята, узнали Вы фигуру?
Прямоугольник спрашивает квадрата: – А мы не родственники с тобой? – Я бы тоже был рад узнать об этом, – говорит Квадрат. – Если у нас найдется четыре признака, по которым мы похожи, значит, мы с тобой близкие родственники и у нас может быть одна фамилия.
-Чтобы найти общие признаки квадрата и прямоугольника, необходимо знать признаки прямоугольника, признаки квадрата и затем посмотреть, есть ли что у них общего. Признаки прямоугольника мы изучили с Вами вчера. Что узнали о нём?.
А чтобы сравнить его с квадратом , сегодня на уроке мы изучим свойства квадрата. Как думаете, на что предстоит обратить внимание? (стороны, углы, вершины, значение, чертёж.)
IV.Изучение нового материала
У Вас на партах лежит квадрат. Давайте его рассмотрим.
-Сколько у квадрата вершин? Покажите.
-Углов?
-Что можем сказать об углах? Проверим. Как называется фигура, у которой все углы прямые? Значит, квадрат –это что??(прямоугольник)
-что можем сказать о сторонах? Проверим .Наложением.
-Итак, сделаем Вывод. Значит,что такое квадрат???
Чтение правила. С.34
Давайте поможем фигурам найти общие признаки, обобщим полученные знания.
4 угла Все углы прямые. 4 стороны Противоположные стороны равны.
4 угла Все углы прямые. 4 стороны Все стороны равны .
( У фигур четыре угла, все фигуры прямые, у них по четыре стороны, противоположные стороны равны.)
А вот, прямоугольник считается важной фигурой,т.к. много где используется. Не менее важен в этом плане и квадрат. Докажите. Где в жизни встречается нам квадрат?
презентация
- Обрадовались фигуры, что нашли друг друга.Стали они теперь вдвоем жить – поживать, и добра наживать. А кроме родственников, у прямоугольника есть друг. К нему и отправились наши фигуры в гости. А чтобы добраться быстрее , решили они поехать вот на таком автомобиле.
Рассмотрите автомобиль. Из каких геометрических фигур он состоит? (Из кругов, квадрата и прямоугольника.)
Какие фигуры имеют прямые углы? (Квадрат и прямоугольник.)
Что вы знаете о противоположных сторонах прямоугольников? (Противоположные стороны прямоугольников равны.)
Ну,что,поехали??
-Ребята,что за звук?
-Что-то сломалось в кабине?
-Как называют людей, которые ремонтируют автомобили? (Автослесари.)
Автослесаря у нас нет,сами справимся? Починим кабину,чтобы наши друзья смогли отправиться в путь?
Какая фигура составляет кабину машины? (Квадрат.)
- Чтобы отремонтировать кабину, нам надо выполнить ее чертеж в тетради. Нам известно, что длина одной стороны 2 см. Можем ли мы выполнить чертеж, не зная длины других сторон? (Можем.)
- Почему?(Кабина квадратная, а у квадрата все стороны равны. Значит, остальные стропы кабины также будут иметь длину 2 см.) (Учащиеся по клеточкам под руководством учителя чертят квадрат со стороной 2 см.)
- Найдите периметр вашего квадрата. Что для этого нужно сделать? (Число 2 взять 4раза.)
Р= 2см+2см+2см+2см=8см
Запишите решение. (Р = 4 + 4 + 4 + 4 = 16 см
VФизминутка
Мы работали отлично,
Отдохнуть не прочь сейчас,
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
(Учитель показывает фигуры, если квадрат – дети приседают, если прямоугольник – наклон, если многоугольник – хлопают в ладоши).
VI.Закрепление изученного материала
Итак, наши фигуры отправились в путь. Их дорога представляет собой вот такую фигуру. Как она называется? (ломаная)
Из чего состоит ломаная? (из звеньев)
-Кто скажет, сколько метров предстоит проехать нашим героям?
-Почему? Как найти длину всей ломаной?
Ну, вот они и на месте. А дверь закрыта. Какая-то табличка на двери…
-Хотите дверь открыть?
А , чтобы дверь открылась, необходимо составить задачи по выражению на этой табличке. (в группах) 100 –(25+15)
1) №6 (с. 34).Составление задачи по выражению. Решение задачи.
Составьте задачу о транспорте на автомобильной стоянке по выражению и опорным словам.
100 – (25 + 15) Было
Уехали
Осталось
Было – 100 м.
Уехали - ? 25 м. и 15 м.
Осталось - ? м.
- А теперь решим эту задачу, записав решение выражением.
100 – (25 + 15) = 60 (м.) – осталось.
Ответ: 60 машин.
А на входе нашим друзьям вручили по примеру. Интересно, зачем?
Зашли они в комнату, а там круг с братом чай собираются пить. Никак с местом не определятся. Давайте им поможем. У каждой фигуры пример, а на чашке ответ. Каждая фигура должна сесть к своему ответу.
№4 с.34
Но круги- фигуры бдительные. И говорят они прямоугольнику- Не будем, говорят с незнакомцем чай пить. Это тебя мы знаем хорошо, а это кто?
Обобщение и повторение полученных знаний
-Ребята, расскажите всё, что вы узнали сегодня о квадрате, чтобы он не был незнакомцем для фигур
РАССКАЗ ДЕТЕЙ
Теперь можно и за стол. Чай вкусный
VII. Рефлексия
А чай принято пить с чем ? с конфетами.
У нас конфеты необычные, геометрические . Выберите себе подходящую