Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике»
Тема: «Задачи на движение.» (сближение и удаление). 5 класс
Цель урока: сформировать у учащихся умение решать различные типы задач на движение.
Задачи:
Образовательная: Выработать навыки решения задач на встречное движение, движение в противоположные стороны и движение в одну сторону. Обеспечить условия для усвоения всеми учащимися понятий скорости сближения и скорости удаления.
Развивающая: Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать полученные знания. Развивать внимание, память, логическое мышление, речь и творчество учащихся. Воспитательная: Воспитание у учащихся чувства уверенности в своих силах, положительной мотивации к учению. Привитие умений оценивать свою работу путём рефлексии.
Место урока: первый урок по данной теме.
Тип: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Формирование УУД:
Познавательные: умение работать с текстом, ставить цели, отвечать на вопросы. Уметь находить расстояние, скорость, время. Понимать термины «скорость сближения», «скорость удаления». Уметь решать простейшие задачи на движение в одном направлении и разных направлениях.
Регулятивные: постановка личных целей, совершенствование технологии оценивания (самооценка, взаимооценка). Составляют план решения задачи самостоятельно; совместно с учителем.
Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций. Умеют отстаивать свою точку зрения, слушать друг друга при работе в парах.
План урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Актуализация опорных знаний. Устный счет.
Усвоение новых знаний и способов действий. Восприятие, осмысление и первичное запоминание нового материала.
Первичное закрепление знаний и способов действий.
Контроль и самопроверка усвоения полученных знаний и способов действий
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Домашнее задание и его инструктаж.
Ход урока:
Организационный момент. Проверяю готовность учащихся к уроку.
Проверка домашнего задания.
Устный счет.
Математический диктант. (Взаимопроверка).
1 вариант.
Какое число в записи 37 называется показателем степени?
Представить в виде степени произведение n ∙ n ∙ n ∙ n.
Записать квадрат 12.
Как называется число 5 в записи 54?
Найти куб числа 3.
Вычислить 34.
Квадрат какого числа равен 121?
Найти значение выражения 52 + 42.
2 вариант.
Какое число в записи 53 называется основанием степени?
Записать куб семи.
Как называется число 6 в записи 56?
Представить в виде произведения степень m5.
Найти квадрат 9.
Вычислить 25.
Куб какого числа равен 64?
Найти значение выражения (5+4)2.
Целеполагание и мотивация
- Разгадайте шараду, и вы узнаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке.
Первое – предлог.
Второй – летний дом.
А целое порой решается с трудом. (ЗАДАЧА)
- Итак, сегодня на уроке мы будем учиться решать задачи.
Но задачи в математике бывают разные и по способу решения, и по содержанию.
Решим задачи устно:
Турист прошел 15 км со скоростью 5 км/ч. Сколько времени турист был в пути?
Скорость автомобиля 70 км/ч. Какое расстояние пройдет автомобиль за 4 час?
Моторная лодка прошла расстояние 50 км за 2 часа. Найти скорость моторной лодки.
- С какими величинами задачи мы решали?
Итак, с каким видом задач мы сегодня будем работать?
Молодцы, конечно, с задачами на движение.
Ученики записывают число и тему урока в тетрадь.
Ребята, помогите мне сформулировать цели урока.
Формулируют цели урока:
Повторить и обобщить знания, полученные в начальной школе, по теме «Задачи на движение».
Научиться решать различные виды задач на движение.
Итак, сегодня на уроке мы повторим и закрепим те знания, которые Вы приобрели по этой теме в начальной школе, повторим следующие понятия: скорость сближения, скорость удаления. Рассмотрим решение более сложных задач на движение.
В качестве эпиграфа на сегодняшний урок я взяла слова известного швейцарского математика Д. Пойа.
Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду,
а если хотите научиться решать задачи,
то решайте их.
V. Актуализация опорных знаний
Прежде чем решать сложные задачи на движение, давайте вспомним, какие три величины характеризуют движение, и какая между ними связь.
К нам в гости сегодня пришли три латинские буквы s, t, ν. Какое они имеют отношение к нашей теме?
Ответ ученика: s - расстояние, t - время, ν – скорость движения.
СКОРОСТЬ ВРЕМЯ РАССТОЯНИЕ
ν = s : tt = s : νs = ν × t
VI. Усвоение новых знаний.
Решаем 3 задачи, на доске пишем полное оформление (краткое условие разными способами)
ЗАДАЧА №1
Два пешехода вышли одновременно в противоположных направлениях из одного пункта. Скорость первого 4 км/ч, скорость второго 5 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 часа?
4 км/ч ?км 5 км/ч
А В
3ч
Прочитайте внимательно условие задачи.
Учитель проверяет усвоение содержания текста задачи.
- одновременно или нет, вышли пешеходы из пункта?
- в каком направлении идут пешеходы?
- с какой скоростью шел первый пешеход?
- что известно про скорость второго пешехода?
- сколько времени они были в пути?
- какой вопрос задачи?
- можно ли сразу ответить на вопрос задачи?
Решим задачу двумя способами.
Ι способ
1) 3* 4 =12 (км) прошел 1 пешеход за 3 часа;
2) 3 * 5 = 15 (км) прошел 2 пешеход за 3 часа;
3) 12+ 15 = 27 (км) расстояние между пешеходами через 3 часа.
- Попробуем записать решение задачи, составив числовое выражение. Как это сделать?
3* 4 + 3 * 5 = 3 *(4 +5) =27
Что показывает сумма 4 +5? Она показывает, на сколько километров в час два пешехода удаляются друг от друга
Эту величину называют скоростью удаления.
ΙΙ способ
1) 4 +5 =9 (км/ч) скорость удаления;
2) 9 * 3 = 27 (км) расстояние между пешеходами через 3 часа.
Ответ: 27 км
ЗАДАЧА №2
От подсолнуха до маргаритки 560 м. С этих клумб одновременно навстречу друг другу вылетели две бабочки. Скорость синей бабочки
30 м/ мин., а скорость красной бабочки – 50 м/мин.
Через сколько минут они встретятся?
30 м/мин ?мин 50 м/мин
А В
560 м
Решение.
30 + 50= 80 м/мин – νсближ.
Что показывает скорость сближения 80 м/мин? Она показывает, что бабочки за каждую минуту сближаются на 80 метров.
560 : (30 + 50) = 7 мин
Ответ: 7 мин
ЗАДАЧА №3
Миша начал догонять Борю, когда расстояние между ними было 100 м. Миша идет со скоростью 80 м/мин, а Боря – со скоростью 60 м/мин. Через сколько времени Миша догонит Борю?
60 м/мин ?мин 80 м/мин
А В
100 м
Как можно охарактеризовать движение мальчиков? Это движение вдогонку, объекты движутся в одном направлении.
80 - 60 = 20 м/мин - νсближ.
100 : 20 = 5 мин
Ответ: 5 мин
VΙΙ. Первичное закрепление знаний и способов действий.
Ребята, задачи на движение встречаются не только на уроках математики. В 7 классе Вы приступите к изучению новой для Вас науки - физика. Где встретитесь с задачами на движение.
№ 285(б), 287
Физкультминутка
Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперёд смотри – это «три».
Руки в стороны пошире развернули на «четыре».
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам нужно сесть – это «шесть».
VΙΙΙ. Самостоятельная работа на 10 мин. (В соревновательной форме)
Цель: за предложенное время собрать как можно больше баллов.
Вариант 1
За 3ч машина проехала 183 км. С какой скоростью она двигалась? (1 балл)
Из одного пункта в противоположных направлениях выехали две автомашины со скоростями 65 км/ч и 75 км/ч. Определите скорость удаления машин. (1 балл)
Из одного пункта в противоположных направлениях вышли два пешехода. Скорость одного из них 6 км/ч, другого – 5 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 2ч? (2 балла)
Велосипедист и мотоциклист выехали одновременно из одного пункта в одном направлении. Скорость мотоциклиста 40 км/ч, а велосипедиста 12 км/ч. Какова скорость их удаления друг от друга? Через сколько часов расстояние между ними будет 56 км? (2 балла)
Две ласточки одновременно вылетели навстречу друг другу. Одна летит со скоростью 23 м/с. С какой скоростью летит вторая ласточка, если расстояние между ними 920 м и встретились они через 20 с? (3 балла)
Два лыжника вышли одновременно навстречу друг другу из двух разных пунктов, расстояние между которыми 66 км. Скорость первого 12 км/ч. С какой скоростью ехал второй лыжник, если они встретились через 3 ч? (3 балла)
Вариант 2
Две автомашины движутся навстречу друг другу со скоростями 65км/ч и 80 км/ч. Определите скорость сближения машин. (1 балл)
Велосипедист, двигаясь со скоростью 15 км/ч, проехал 60 км. Сколько часов он был в пути? (1 балл)
Два пешехода вышли одновременно из двух деревень навстречу друг другу. Один шёл со скоростью 5 км/ч, скорость другого 4 км/ч. Через сколько часов они встретятся, если расстояние между деревнями 36 км? (2 балла)
Два поезда отошли от одной станции в противоположных направлениях. Их скорости 60 км/ч и 70км/ч. Через сколько часов расстояние между ними будет 260 км? (2 балла)
Два пловца поплыли одновременно навстречу друг другу с разных концов бассейна, длина которого 100 м. Первый плыл со скоростью 20 м/мин. С какой скоростью плыл второй пловец, если они встретились через 2 мин? (3 балла)
Из села вышел пешеход со скоростью 4 км/ч. Через 3 часа вслед за ним выехал велосипедист со скоростью 10 км/ч. За сколько часов велосипедист догонит пешехода?
ΙХ. Подведение итогов урока. Рефлексия .
Ребята,подумайте, что во время урока у вас получалось хорошо, а что не очень? Сделайте для себя выводы.
Ученики оценивают свою работу.
Сегодня на уроке я познакомился с…
Было трудно…
Я научился…
Я затрудняюсь…
Меня удивило…
Как вы считаете, достигли мы цель, поставленную вначале урока?
VΙΙΙ. Домашнее задание.
№285 (а), 286(а). Творческое задание: придумать и оформить на листе А4 задачу на движение.