Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике»
«Признаки делимости на 10,на 5 и на 2» 6 классе
Цели деятельности учителя.
Главная дидактическая цель: формировать навык использования признаков делимости на 2, на 5 и на 10; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий.
Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, высказывать своё предположение.
Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).
Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные: регулятивные – умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок высказывать своё предположение.
Коммуникативные – умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Познавательные – умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).
Основные понятия: чётные цифры, нечётные цифры, признаки делимости.
Ход урока.
Мотивация к учебной деятельности (организационный момент).
Однажды польский писатель Станислав Лем сказал,
«Для того, чтобы что-то узнать, надо уже что-то знать».
Что вы по этому поводу думаете?
Актуализация и пробное учебное действие.
Устно.Задание 1.
Для каждого из следующих рядов определите, является ли он рядом кратных, и если да, то по какому числу:
а)4,8,12,16,20,..;
б) 1,3,5,7,9,…;
в) 2,4,7,10,14,…;
г) 13,26,39,52,65,…;
д)1,2,3,4,5,6,,…;
е) 3,6,9,15,18,…
Задание 2 (письменно).
а) Найдите среди чисел 83,95,72,64,100,75,111,108,80 кратные 5 и запишите их в порядке возрастания. б) Найдите среди чисел 144,153,145,150,161,139,141,165,157 кратные числа 3 и запишите их в порядке убывания.
Устно. Задание 3.
В классе 28 учеников. На уроках физкультуры они обычно строятся в 2 шеренги. Можно ли построить их: а) в 3 одинаковые шеренги; б) в 4 одинаковые шеренги; в) в 5 одинаковых шеренг; г) в 7 одинаковых шеренг?
Какими цифрами могут оканчиваться чётные числа; нечётные числа?
Определение темы урока: «Признаки делимости на 2, на 5 и на 10».
Введение.
Как узнать чётно число или нечётно? Надо проверить делится ли оно на 2.На самом деле ответ можно дать, не выполняя деления: надо взглянуть на последнюю цифру числа.
Для того, чтобы разобраться в том, как получать ответ, запишем ряд чётных чисел:
2,4,6,8,10,12,14,16,18,20,22,24,26,28,… .
Обратите внимание на последние цифры этих чисел. Давайте составим из них ряд:
2,4,6,8,0,2,4,6,8,0,2,4,6,8,…
А теперь запишем ряд нечётных чисел:
1,3,5,7,9,11,13,15,17,19,21,23,25,27,…
Снова обратите внимание на последние цифры. Из них получается такой ряд:
1,3,5,7,9, 1,3,5,7,9, 1,3,5,7,9,…
Какой вывод можно сделать?
Всякое чётное число оканчивается одной из цифр 2,4,6,8,0;
Всякое нечётное число оканчивается одной из цифр 1,3,5,7,9.
Теперь легко догадаться, как определить, чётно число или нечётно. Например, дано число 16049355. Его последняя цифра -5.Может ли чётное число оканчиваться цифрой 5? Учитывая только что сделанный вывод: нет, не может! Значит, число 16049355 нечётное. А число 237986504 чётно?
Примените сделанный вывод и ответьте на этот вопрос.
Можно сформулировать признак делимости на 2.
Найдём признак делимости на 5. Для этого запишем ряд кратных числа 5:
5,10,15,20,25,30,35,40,45,50,55,60,65,…
Ряд состоит из всех таких чисел, которые оканчиваются цифрой 5 или цифрой 0. Сформулируем признак делимости на 5:
С помощью признака делимости на 5 можно узнать, не выполняя деления, что, например, число 366625 на 5 делится, а число 8623451 на 5 не делится.
Найдём признак делимости на 10. Запишем ряд кратных числа 10.
-Запишите этот ряд. Обратите внимание на последнюю цифру у чисел этого ряда. Какой вывод можно сделать?
Применяя признак делимости на 10, можно, например, сразу сказать, что число 108360 на 10 делится, а число 1234567 на 10 не делится.
4.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Задание №1 №41, стр. 12 (учебник).
Задание №2.
В следующих таблицах заполните пустые клетки и рядом с каждым чётным числом поставьте букву «ч», а рядом с каждым нечётным - букву «н», как это сделано во вторых строчках таблиц: