- воспитывать трудолюбие, аккуратность при выполнении вычислений,
- прививать интерес к математике.
Задачи урока:
- проверить знания учащихся по освоению основных приемов вычисления значений
периметра прямоугольника;
- ввести понятия площади, формула площади прямоугольника, свойства площадей и обобщить результаты наблюдения и исследования;
- научить творчески применять свои знания;
- продолжать работу по обучению оценивания своих знаний.
Место урока в системе уроков по теме:
- урок изучения нового материала: формул вычисления площадей прямоугольника и свойств площадей; формирование навыков использования свойств и формул при решении задач.
Тип урока:изучение нового материала.
Формы урока: коллективная, индивидуальная.
Оборудование:
Учебник Виленкин Н. Я. “Математика 5”, мультимедийный компьютер, проектор, презентация, карточки-пазлы с фигурами сказочных героев, карточки с заданиями.
Структура урока:
1.Организационный момент и проверка домашней работы (4 мин.)
2.Устная работа с познавательным материалом (4 мин)
3. Изучение нового материала(5 мин.)
4. Фронтальная работа с формулой площади прямоугольника (5 мин.)
5. Исследовательская работа и формирование вывода свойств площадей(10мин.)
6. Решение задач(10 мин.)
7. Подведение итогов урока. (2 мин.)
Ход урока.
1.Организационный момент и проверка домашней работы
Сегодня мы продолжим работу с формулами. Будем придерживаться китайской мудрости:«Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».
А сейчас проверим домашнюю работу. На экране вы видите ответы
№734(а) на 240 км больше.
№741 а) s = 15 м б) t = 3 ч в) 5 км/ч
№745 1)8208 2)144 3)35 4) 179 5)169 6)2197
Но в этих ответах есть ошибки. Найдите их и исправьте.(слайд 2)
2.Устная работа с познавательным материалом.
Поработаем устно. В ходе этой работы расшифруйте фразу.
Кто знает, что это такое – «книга сошного письма»? Что содержалось в этой книге? Посмотрите на экран.Это исконно русское руководство, которое излагало приёмы измерения площадей. Книга вышла в России в 1629 году. В ней описывались формулы для вычисления площадей прямоугольников и квадратов, которыми мы пользуемся до сих пор. И сегодня на уроке мы будем использовать эти формулы (слайды 3,4). Какая же тема сегодняшнего урока?(слайд 5) «Площадь. Площадь прямоугольника»
3. Изучение нового материала
Давайте вспомним: Что такое периметр прямоугольника? Рассмотрим площадь прямоугольника. Познакомимся с формулой площади прямоугольника и ее использованием.(слайд 6, 7, 8,9)
4. Фронтальная работа с формулой площади прямоугольника
Поработаем с этими формулами в ходе решения задач на нахождение площади и сторон прямоугольника. Работа у доски (4 человека)(слайд 10 - устно, 11,12). По рисункам определите какие фигуры называются равными, а какие – равновеликими?(слайды 13, 14)
S
12 км²
120 мм²
a
15 cм
6 км
6 м
b
6 см
2 см
60 дм
5. Исследовательская работа и формирование вывода свойств площадей
У вас на партах есть индивидуальные карточки – пазлы. Измерьте стороны каждого прямоугольника и найдите их площади. Сложите пазл и измерьте стороны полученного прямоугольника и найдите его площадь. Запишите результаты в таблицу. Сделайте вывод о свойствах площадей.(слайды 15, 16,17,18) Полученные картинки сказочных героев вам в подарок за хорошую работу.
a
b
S1
a
b
S2
a
b
S3
a
b
S
Сказочные герои для исследовательской работы (разрезаны на 3 прямоугольника)
Свойства площадей: 1) Равные фигуры имеют равную площадь; 2) площадь фигуры равна сумме площадей ее частей; 3) площадь квадрата равна квадрату его стороны.
6. Решение задач
Решим устно задачи 1 и 2 (слайд 19) и у доски задачу 3(слайд19)
Откроем учебники. Выполним № 718 и № 722 у доски с пояснением.(слайды 20, 21, 22)
7. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Подведем итоги:
Формула нахождения площади прямоугольника: ______
Свойства площадей: ___________________________
3) Какие из следующих утверждений (высказываний) верны, а какие – ложны:
а) если прямоугольники имеют одинаковую площадь, то они равны;
б) если фигуры равны, то их периметры равны; в) если прямоугольники имеют одинаковый периметр, то они равны; г) если фигуры равны, то они имеют одинаковую площадь.
Собранный вами пазл – рисунок одного из любимых нами сказочных героя. Это мой вам подарок. Пусть улыбка этого героя повысят ваше настроения и укрепят ваши знания по теме «Площадь прямоугольника». Запишите домашнее задание. Таблицы с вычислениями сдать для получения оценки. (слайды 23, 24)
Используемые ресурсы:
Учебник Виленкин Н. Я. “Математика 5”
картинки сказочных героев для пазлов на http://images.yandex.ru