Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ УРОКА «Параллельность прямой и плоскости»»
МКОУ «СОШ №3» г. Кизляр
Мастер-класс
«Особенности подготовки к ГИА
выпускников по математике»
«Из опыта работы по подготовке учащихся 9-х классов к ОГЭ
по математике»
Подготовила:
Шахрудинова Г. А.
Основной государственный экзамен — это основной обязательный вид экзамена в 9 классе средней школы в России. Служит для контроля знаний, полученных учащимися за 9 лет, а также для приёма в учреждения среднего профессионального образования (колледжи и техникумы). ОГЭ - это результат работы ученика и учителя на протяжении пяти лет обучения в школе, и подготовка к ней является важной составляющей учебного процесса.
Цель моей работы :поделиться с коллегами опытом работы в подготовке учащихся к ОГЭ модуль «Геометрия».
Задачи:
рассказать о подготовке 1 части модуля «Геометрия»;
показать решения нескольких задач под №26 из 2 части модуля «Геометрия».
Перед экзаменом необходимо ознакомиться с демонстрационными вариантами КИМ, изучить все содержащиеся в них инструкции, чтобы хорошо понимать, сколько времени отведено на работу, в каком порядке выполнять задания, как записывать ответы.
Одной из основ подготовки к ОГЭ может стать кодификатор проверяемых элементов содержания: он содержит перечень тем, по которым могут быть сформулированы задания.
Любые сборники тренировочных заданий или вариантов могут играть в подготовке только вспомогательную роль. Успешной сдаче ОГЭ помогает и правильный психологический настрой, уверенность в своих силах.
Для успешной сдачи экзаменов девятиклассникам необходима определённая система подготовки.
При подготовке учащихся к ОГЭ учителю необходимо:
формировать у учащихся навыки самоконтроля;
формировать умения проверять ответ на правдоподобие;
формировать умение переходить от словесной формулировки соотношений между величинами к математической;
учить проводить доказательные рассуждения при решении задач;
учить выстраивать аргументацию при проведении доказательства;
учить записывать математические рассуждения, доказательства, обращая внимание на точность и полноту проводимых обоснований.
При подготовке к ОГЭ следует знать специфику класса и уровень знаний по предмету.
Для работы по подготовке к ОГЭ всех учащихся я разделила на 2 группы ( 3 и можно больше ), перед каждой поставила свои задачи.
1 группа
2 группа
Учащиеся, которые должны справиться с заданиями базового уровня и получить на экзамене «3».
Учащиеся, которые должны справиться с заданиями базового уровня и более сложными заданиями.
Задачи:
1)должны выучить всю теорию;
2)научиться решать все типы заданий базового уровня;
3)на контрольных работах, тестах и зачетах не списывать;
4)если получишь «2», то отработать (но не более 2 раз).
1) должны выучить всю теорию;
2) научиться решать все типы заданий любой темы разными способами;
3) уметь объяснять, почему так решаешь;
4) уметь решать задачи на уравнения, проценты, прогрессии;
5) знать теорию геометрии и уметь решать задачи с параметрами;
6)решать все дополнительные задания;
7) если получишь «2» или «3» , то отработать (но не более 1 раза).
Проведение дополнительных занятий по подготовке к ОГЭ:
консультации для 1 группы учащихся (решение 1 части);
консультации для 2 группы учащихся (решение заданий 2 части);
индивидуальные консультации.
При подготовке к ОГЭ по математике в 9 классе, одним из самых сложных является геометрический материал. Чаще всего учащимся не хватает именно баллов за решение заданий модуля « Геометрия». Благодаря сайту ФИПИ и открытому банку заданий ОГЭ по математике, подготовка к ГИА стала на много эффективнее. Все прототипы заданий из открытого банка заданий (www.mathege.ru,;www.mathege.ru открытый банк заданий 2016 ;http://www.fipi.ru/).
Геометрия для большинства школьников кажется существенно сложнее, чем алгебра. Это неудивительно - с одной стороны, совсем другой подход к предмету, с другой - большое количество теорем, сведений, задач, которые необходимо знать. Желательно готовить справочники по темам «Треугольники», «Четырёхугольники», «Окружность». ( см. приложение « Формулы по геометрии »). Затем выполнить набор задач разного типа сложности по этим темам (брать задания из открытого банка).
Хороший результат получается, когда учитель инсценирует «тупик» в процессе решения задачи. В этом случае учащиеся должны уметь найти место, с которого пошёл «тупиковый» вариант, чтобы, вернувшись к нему, найти другой вариант решения.
Очень эффективен приём показа учителем мыслительного поиска способа решения задачи. Учитель должен быть готов раскрыть перед учащимися ход своих мыслей, которые у него возникали, когда он готовился к уроку, даже если эти мысли были неверными. Целесообразно развернуть перед учащимися всю картину поиска решения, вплоть до показа своих черновых записей.
По этому разделу рекомендуется учебное пособие: Балаян Э.Н. «Геометрия. Задачи на готовых чертежах для подготовки к ГИА и ЕГЭ. 7-9 классы». Оно содержит теоретические сведения по геометрии за курс основной школы и упражнения в таблицах по всем темам геометрии 7-9 классов.
Применение групповой работы на уроках математики при подготовке к ОГЭ
Психологи давно доказали, что люди лучше всего усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим.
Учащиеся под руководством учителя создают группы по 3- 4 человека.
Алгоритм действий учащихся.
Задания обязательного уровня (1 часть).
Выполнив задания 1 части, сравнивают решения с ответами и между собой.
Делают работу над ошибками.
Получают другой вариант заданий 1 части и выполняют только те задания, в которых были допущены ошибки. Каждая группа получает задание и готовится самостоятельно. При этом учащиеся не знают, кто будет выполнять задание у доски.
Задания 2 части.
Представители каждой группы решают задания по порядку, возможно, только те, которые решить смогли. Остальные учащиеся проверяют задания, задают вопросы, оценивают. Оценку получает вся группа. Каждая группа готовится самостоятельно в течение недели.
Задания повышенной сложности.
Задания у доски выполняют те учащиеся, которые с ним справились самостоятельно.
Остальные при этом имеют возможность разобраться в затруднениях, встретившихся при выполнении этих заданий.
Если есть несколько учащихся, решивших задание, то проверку можно осуществлять в виде математического боя.
Мне бы хотелось показать вам, уважаемые коллеги, решения нескольких задач из 2 части модуль «Геометрия». Хочу предложить Вашему вниманию четыре задачи, каждая из которых включает в себя несколько тем. Чтобы решить такие задачи, необходимо владеть всей теорией по геометрии.
Решение задач под №26 из 2 части модуля «Геометрия».
1.В равнобедренную трапецию, периметр которой равен 200, а площадь равна 2000, можно вписать окружность. Найдите расстояние от точки пересечения диагоналей трапеции до её меньшего основания.
Дано:ABCD- равнобедренная трапеция,
AC и BD –диагонали,
AC BD=T,
PABCD=200,
SABCD=2000,
(O, r)-вписанная окружность.
Найти: TP.
Решение:
1.Периметр фигуры - сумма всех сторон.
PABCD = AB+BC+CD+AD (1)
По условию знаем, что в эту трапецию можно вписать окружность, а это значит, что в любом описанном четырехугольнике суммы противоположных сторон равны, то есть:
AB +CD=AD+BC.
Так как AB=CD, имеем: 2CD=AD+BC. (2)
Подставим (2) в (1),имеем:
200= (AD+BC) + 2CD=2CD+ 2CD=4 CD
CD=200 4=50, AB=CD=50. 2. S= (AD+BC) ,
2000 = 2CD PK или 2000 =50 .
Отсюда: PK =2000 40.
3.Проведем дополнительные высоты BK2 и CK1 (PK= BK2=CK1=40).
Получили прямоугольный ∆CK1D, у которого известно: гипотенузаCD=50, катет CK1=40. Найдем катет K1D. По теореме Пифагора, имеем:
K1D= = 30.
Получили ∆CK1D= ∆ABK2 (прямоугольные треугольники равны по гипотенузе и катету).
Из равенства треугольников следует, что AK2= K1D=30,BC=K2K1.
Из (2) , имеем: 2∙ CD = (AK2 +K2K1+ K1D)+BC,
2∙50 = (30+BC+30)+ BC,
100 = 60 +2BC
BC = 20 - меньшее основание,
AD = 60+20=80 - большее основание.
4.Рассмотрим ∆ BK2D и ∆TKD, они подобны по двум углам (∠1 – общий,
∠ BK2D=∠TKD=90 ). Составим пропорцию:
= , где K2D= K2K1+ K1D =20+30=50.
= , TK=32.
TP =PK-TK =40-32= 8.
Ответ: 8.
2.Середина М стороны AD выпуклого четырехугольника ABCD равноудалена от всех его вершин. Найдите AD, если BC=14, а углы B и C четырехугольника равны соответственно 110 и 100 .
Дано:ABCD-выпуклый четырехугольник,
MA=MB=MC=MD,
BC= 14,
∠B =110 ∠C=100 .
Найти:AD.
Решение:
1.Многоугольник – выпуклый, если он лежит по одну сторону от каждой прямой, проходящей через две его соседние вершины.
Известно, что MA=MB=MC=MD,а значит можно описать окружность около ABCD, радиус которой будет равен этим отрезкам.
В любом вписанном четырехугольнике сумма противоположных углов равна 180 .
2.Рассмотрим ∆CMD,∆AMB и ∆MBC.Они равнобедренные, так как боковые стороны равны радиусу окружности. По свойству равнобедренных треугольников имеем равные углы при основании:
∠1=∠A= ,
∠2=∠D= .
Отсюда ∠3=∠4=30 .
3.Опустим высоту из вершины М ∆MBC,она является медианой и биссектрисой. Следовательно, BK=KC=14 2=7.
Получили прямоугольный ∆KMC, где ∠K =90 ,∠C=∠4=30 ,KC=7.По свойству прямоугольных треугольников: катет, лежащий против угла в 30 , равен половине гипотенузы.
Пусть катет MK=x, тогда гипотенуза MC= 2x.
По теореме Пифагора имеем:
MC2= MK2+ KC2,
4x2-x2=49,
x = -MK.
MC= , AD=2 MC= .
Ответ: .
3.Точки M и N лежат на стороне AC треугольника ABC на расстояниях соответственно 16 и 39 от вершины A.Найдите радиус окружности, проходящей через точки M и N и касающейся луча AB, если = .
Дано: ∆ABC,
(O, r)- окружность касается AB и пересекает AC в M и N,
AM = 16,
AN=39,
= .
Найти:OD.
Решение:
1.AB касательная к окружности перпендикулярна к радиусу OD, проведенному в точку касания.
Достроим до прямоугольного треугольника ADP.Найдем AP и AD.
Через точку A проведены касательная к окружности и секущая, которая пересекает окружность в точках M и N, имеем:
AD2= AM∙AN,
AD2=16∙39,
AD=4 .
Известно: = можно найти AP.
= = ,
= , = ,
AP=32.
2.Построем хорду DT (продолжим сторону DP).
Хорды DT и MN пересекаются в точке P.
Если две хорды окружности пересекаются, то произведение отрезков одной хорды равно произведению отрезков другой хорды.
DP∙PT = MP∙PN. (1)
По теореме Пифагора найдем DP:
DP2=AP2-AD2,
DP= =20.
MP = AP-AM =32-16= 16.
PN = MN-MP= (AN-AM)-MP = (39-16)-16= 7.
Вернемсяк (1):
20∙ PT=16∙7,
PT = 5,6.
DT-диаметр, DT = DP+PT= 20+5,6= 25,6.
DT= 2OD,
OD =DT 2= 25,6 2 = 12,8.Ответ:12,8.
4.Окружности радиусов 33 и 99 касаются внешним образом. Точки A и B лежат на первой окружности, точки C и D – на второй. При этом AC и BD-общие касательные окружностей. Найдите расстояние между прямыми AB и CD.
Дано: (O1, 33)- окружность ,
(O2, 99)- окружность,
A и B (O1, 33),
C и D (O2, 99),
AB и CD – прямые,
AC и BD – касательные.
Найти:AS.
Решение:
1.Даны две окружности радиусами 33 и 99,они подобны и их коэффициент подобия равен: 33:99=1:3.
2.Достроим до прямоугольной трапеции O1BDO2, где ∠B=∠D=90 ( радиусы O1B и O2D проведены в точки касания касательной BD).Найдем BD:
O1O2=33+99=132, O1B =33, O2D =99.
Опустим из ∠O1 на основание O2D высоту O1K, получили прямоугольный
∆KO1O2 , у которого гипотенуза O1O2 =132, катет O2K=99-33=66 .
По теореме Пифагора найдем катет O1K:
O1K2 =O1O22- O2K2,
O1K = =66 .
O1K= BD=66
3.Достроим до трапеции ABDC.Она равнобедренная , так как ∆O1AB ∆ O2CD( по двум пропорциональным сторонам и углу между ними, то есть
= = , ∠AO₁B=∠CO₂D ,так как ∆TCO₂=∆TDO₂ и ∆TAO₁=∆TBO₁
Отрезки касательных к окружности, проведенные из одной точки, равны и составляют равные углы с прямой, проходящей через эту точку и центр окружности )
Следовательно: AB:CD =1:3.
Опустим из вершин A и B высоты AS и BP.Получили следующие фигуры : прямоугольник ABPS и ∆ASC=∆BPD,у которых CS=SP=PD.
Рассмотрим ∆ ASC.Он прямоугольный, AC=BD=66 . BD составляет 2 части, можно узнать сколько на 1 часть: