Приветствие учащихся. -Давайте улыбнёмся друг другу, будем доброжелательны друг другу и с хорошим настроением начнём наш урок. Проверяю готовность обучающихся к уроку. -Проверьте, всё ли у вас есть на парте, что вы видите на слайде? - Сегодня урок будет необычным. Мы отправимся в морскую экспедицию. - А вот на чём, посмотрите на слайд. - Что вы видите? - А как называется такой корабль? - Какую форму имеют паруса? - Какого вида этот треугольник? - Сегодня на уроке о какой фигуре пойдёт речь? - Верно, о прямоугольном треугольнике. - А чтобы узнать тему урока, разгадайте ребус. - Сформулируйте тему урока. - Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? - В нашей экспедиции мы будем исследователями и постараемся решить все поставленные задачи. - Откройте рабочие тетради, запишите число и тему урока. (Следим за осанкой, спинки ровные). - Участники любой экспедиции люди выносливые, здоровые и каждое утро, как вы думаете, с чего начинают? - Мы все за здоровый образ жизни. И нашу экспедицию мы начнём с гимнастики – гимнастики для ума. - Сейчас выполним математический диктант, где ваша задача – записать только ответы. - Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга с ответами, кто решал за доской. - Ребята, встаньте, кто безошибочно решил все примеры. - Что мы повторили? - Таблицей умножения и деления мы пользуемся каждый урок, и сегодня не исключение. - Молодцы, кто справился с заданием, а остальные учите таблицу умножения! - Давайте вернёмся к нашему паруснику (показываю слайд с парусником). - Ребята, а что вы уже знаете о прямоугольном треугольнике? -Эти знания помогут нам в нашей экспедиции. - Участники экспедиции всегда открывают что-то новое. И мы сейчас, работая в парах, возьмём на себя роль исследователей и откроем новое знание. -Достаньте из коробочки прямоугольник. Рассмотрите его. - Что вы можете сказать об этой фигуре? (какие углы у прямоугольника?) -Как найти площадь прямоугольника? - Запишите формулу площади прямоугольника в рабочую тетрадь. На доске записываю формулу площади прямоугольника. - Чтобы узнать чему равна площадь нашего прямоугольника, что для этого нужно сделать? -Спрашиваю, чему равна длина и ширина прямоугольника. - Найдите, чему равна площадь данного прямоугольника. - А теперь проведите с помощью линейки и карандаша диагональ прямоугольника. Давайте вспомним, что такое диагональ. - На какие две фигуры диагональ разделила прямоугольник? - Давайте вспомним, какие фигуры называются равными? - Давайте проверим, при наложении друг на друга, данные треугольники совпадут? Для этого нам понадобятся ножницы. - Ребята, а какие правила техники безопасности при работе с ножницами вы знаете? Посмотрите на слайд, какие вы ещё не вспомнили правила. Технику безопасности при работе с ножницами вывожу на слайд. - Разрежьте прямоугольник по диагонали. - Разрезали? Уберите ножницы в коробку. - Наложите один треугольник на другой. Что вы видите? - Вы убедились, что прямоугольные треугольники равны. А что вы можете сказать о площадях этих треугольников? - Чему будет равна площадь одного такого треугольника, если площадь прямоугольника нам известна? - Подумайте и попробуйте записать формулу площади прямоугольного треугольника, если стороны прямоугольника мы обозначили за а и b. - Давайте посмотрим, как авторы учебника по-другому дали формулировку формулы площади прямоугольного треугольника. Откройте учебник по закладке на стр.138, и найдите формулировку формулы площади прямоугольного треугольника. - А в нашей формуле, которую мы записали, что будет являться катетами? - Справились мы с ролью исследователей? Какое новое знание мы открыли? - Мы хорошо поработали, а теперь мы хорошо отдохнём. - Скажите, кроме прямого угла, какие ещё вы знаете углы? - Покажите руками тупой, острый, развёрнутый и прямой угол. - Мы хорошо отдохнули, а теперь возвращаемся к дальнейшей работе. - Итак, чему же равна площадь прямоугольного треугольника? - Скажите, а где нам в жизни может пригодиться площадь? - Можем мы теперь решить практическую задачу на нахождение площади прямоугольного треугольника? - Давайте вернёмся к нашему паруснику. Показываю слайд с парусником. - Перед нами стоит задача: изготовить паруса для этого парусника, т.е узнать сколько ткани потребуется. Другими словами найти площадь прямоугольного треугольника. - А теперь решите задачи по готовым чертежам. Три задачи на слайде. - Проверяем ответы сигнальными карточками. Решение задачи №1 с места проговаривает один ученик. Решение задачи №2 и №3 проверяем с решениями на доске. – У кого есть ошибки? - В чём причина? - Оцените свою работу. 3 задачи – «5» 2 задачи – «4» 1 задача – «3» Поднимите руку, кто получил «5», «4». Провожу инструктаж домашнего задания. -Дома вы продолжите экспедицию. Для этого: -Во-первых, выучите формулу площади прямоугольного треугольника. - Во-вторых, выполните №425 (в, д) на стр 139. - В-третьих, каждый продолжит экспедицию на своём паруснике, найдите его в коробочках. Здесь уже вы берите для себя задание. Базовый уровень: найти площадь правого паруса. Выше Базового уровня: найти площадь левого паруса. Повышенный уровень: найти площадь всего парусника. - А как найти площадь всего парусника? -Решение по действиям запишите в рабочую тетрадь. - Понятно? – Подведем итог. Мы сегодня работали с какой фигурой? – Какие задачи мы ставили перед собой? – Как найти площадь прямоугольного треугольника? - А как по-другому прочитать эту формулу? – Выполнили мы эти задачи? (Да.) – Мы сегодня вывели формулу прямоугольного треугольника, а на следующем уроке выведем формулы нахождения площади тупоугольного и остроугольного треугольников. - Каждый возьмите по прямоугольному треугольнику и нарисуйте в нём любой треугольник, но соответствующего цвета. Цвет будет означать конечный результат вашей работы в экспедиции. Обратите внимание на отметку, которую получили за решение задач, когда будете думать каким цветом нарисовать треугольник. - Вот и подошла к концу наша морская экспедиция. Вложите треугольники в свою рабочую тетрадь и оставьте тетрадь на парте. - Спасибо за урок. До свидания! Хорошего вам дня! | Приветствуют учителя. Показывают свою готовность. Отвечают на вопросы. (парусник) (форму треугольника) (прямоугольный) (прямоугольный треугольник) Разгадывают ребус. Определяют тему и задачи урока. Задачи: 1) повторить, что такое прямоуг. треугольник; 2) узнать, как находить площадь прямоугольного треугольника; 3) научиться решать задачи на нахождение площади прямоугольного треугольника. Высказывают свои предположения (с гимнастики). Устно решают примеры, записывая в рабочую тетрадь только ответы. Один ученик за доской (доп. вопрос + отметка) Взаимопроверка и оценивание работы друг друга. (таблицу умножения, деление). Устно отвечают на вопросы, вспоминая ранее изученный материал. Устно отвечают на вопросы, вспоминая ранее изученный материал. S = a · b Измеряют стороны прямоугольника и вычисляют площадь прямоугольника в рабочих тетрадях. Вспоминают ранее изученный материал. Отвечают на вопросы. - на два треугольника, на два прямоугольных треугольника, на два равных треугольника. -если имеют равные углы, если имеют равные стороны, если их можно совместить наложением. Проговаривают правила техники безопасности при работе с ножницами. Читают правила на слайде. - имеют равные площади - площадь одного прямоугольного треугольника равна половине площади прямоугольника. S = a · b : 2 Работают с учебником. Выразительно один ученик читает вслух формулировку формулы. - а и b. -формулу площади прямоугольного треугольника. - тупой, острый, развёрнутый. Стоя выполняют задания учителя. Хором отвечают S = a · b : 2 Приводят свои примеры. Один ученик комментирует и записывает решение задачи на доске. (4*2) : 2= 4 (м2) Ответ: 4 м2 ткани потребуется. Доп. вопрос + отметка. Решают самостоятельно в рабочих тетрадях. Два ученика решают задачи №2 и №3 за доской. Доп. вопрос + отметка. Оценивают свою работу. Слушают инструктаж по выполнению Д/З. Сначала найти площадь фигур, из которых состоит парусник, потом все площади сложить. Вспоминают и проговаривают задачи урока. Хором отвечают S = a · b : 2 Рисуют треугольник, оценивая при этом свою работу на уроке . |