грамзаписи для физминутки, организационного и заключительного этапов урока;
для учеников:
веера с цифрами;
солнышки и тучки;
сигнальные карточки,
лепестки трёх цветов с составом чисел
прямоугольники 4 цветов с выражениями на сложение и вычитание 1
Организационный момент.
Создание перед началом урока праздничного настроения. Звучит музыка. На доске вывешено изображение «солнышка», закрытого «тучами». (Приложение1).
Дети приветствуют гостей.
- Отгадайте загадку:
Ты весь мир обогреваешь И усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце, И зовут тебя все … (солнце)
- На улице пасмурно, холодно. Но мы в состоянии создать себе солнечное настроение. Чтобы разогнать тучи и освободить солнце, надо порадовать себя и учителя знаниями, включить воображение, и тогда солнышко поможет нам узнать ещё больше.
2. АМ выяснения целей, ожиданий, опасений
Метод «Солнышко и туча» Цель: выявить уровень ожиданий и опасений учащихся. Участники: все обучающиеся. Необходимые материалы: Карточки с изображением солнышка и тучи для каждого ученика. Проведение:
дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, не уверенные – тучу. Оценка результата: по количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников;
3.Повторение изученного-состав чисел
Соревнование- у нашего солнышка чего то не хватает (Лучей)
За правильные ответы –рисуем лучи. У какого ряда больше будет лучей?
. Из-за туч выглянуло солнце, ударило лучами света по непогоде, как волшебной палочкой. Сразу всё ожило, засверкало. В небе засверкала радуга.
- По радуге мы перешли в сказочную страну математики. На другом конце радуги нас встречает маленькая девочка - эльф. Она рада встрече с вами. Но мы сможем туда попасть только тогда, когда посадим цветики-семицветики.
У вас на партах есть лепестки. А на полянке только серединки от цветов
7 8 9
1 ряд-желтые
2 ряд-синие
3 ряд –красные
На лепестках записан состав чисел 7,8,9.
Подумай, на какой из серединок записано твоё число
Найди своему лепесточку место на цветке
Вышел 1 ряд, 2 и3 ряд оценивает работу сигналами и т.д.
4.Сообщение цели.
- Посмотрите на тучки. Если вы сможете объяснить, что обозначают знаки и цифры на них, вы узнаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке.
(+1 – получить следующее при счёте число, -1 – предыдущее)
- Сегодня, начиная новую тему «Сложение и вычитание», вы убедитесь в том, как легко учиться, используя уже имеющиеся знания. А знаете вы уже очень много. Давайте убедимся в этом.
Физминутка для глаз .
(Под музыку дети представляют , что на большой палец вытянутой вперёд руки села бабочка. «Рассматривают» бабочку: следят глазами, не поворачивая головы, вслед за движениями руки слева направо, справа налево, вверх - вниз, к себе, от себя.)
5.Изучение нового на основе закрепления пройденного (+, - 1, нумерация 1-10)
Презентация «Математическое путешествие».
1)Введение в тему.
Закрепление знания нумерации, + 1. Работа с веерами
3,5,6,8,9
- Какие числа пропущены? Докажите.
- В каком порядке идут числа? (возрастания) На сколько? (на 1)
-Какое число получим, прибавив 1? (следующее)
-А если мы будем считать в обратном порядке? (убывания) На сколько? (на 1)
- Вычитая 1, какое число мы получим?
2)Актуализация знаний
-Итак, что получим, если число увеличим на 1? (следующее в ряду натуральных чисел)
- А если вычтем 1? (предыдущее)
- Мы справились с нашим заданием и оказались в деревне эльфов
-Вы так хорошо отвечали, что наш проказник вызвался проводить нас через математическую страну вслед за лучом.
3)Отработка умения + 1. (Комментирование по цепочке или можно позволить, как вариант, хоровые ответы)
Слайды 15 -31.
-Выйдя из тёмного леса на солнечную поляну, наш проводник делает шаг и …исчезает: он стал невидим, но его следы помогут нам найти дорогу, если мы правильно выполним действия. (Дети по цепочке присчитывают по единице и контролируют себя по значениям выражений, которые появляются на «следах» эльфа в кадре.)
Запись выражений в тетрадь 2 столбик
3 примера – дописать ответ , а дальше составить самим
-Вы правильно присчитывали по единице. Скажите, как изменяется число, если прибавить 1?
- Как называется действие, в результате которого число увеличивается? (сложение)
- Эльф – проказник доволен вашей работой. Он снова появился на краю поляны, ввёл нас в тёмный лес и …снова исчез. Нам предстоит новое испытание: найти дорогу из леса. (Слайды 32 -49.) Для этого нужно найти значения выражений слева (-1).
-Что мы будем делать? (отсчитывать по 1)
-Как будут изменяться числа? (уменьшаться на 1)
-Итак, в путь! (дети хором решают примеры и «прокладывают» дорожку из тёмного леса.)
Слайд 50. Запись выражений в тетрадь 1 столбик
3 примера – дописать ответ , а дальше составить самим
-Снова появился эльф: вы правильно справились с заданием, мы «дошли» до единицы, впереди появился солнечный луч. Ответьте на вопросы эльфа, чтобы выйти к свету знаний.
-Как изменялись числа по дороге из леса? (уменьшались на 1)
-Как называется действие, в результате которого числа становятся меньше?
4)Подведение итогов основного этапа. (дети делают «последний шаг»: 1-1=0)
- Вы молодцы, в очередной раз справились с заданием, и мы вернулись к началу нашего пути.
А вот и сигнал правильности вашего ответа и оценка вашей работы! (кадр яркого солнечного света)
Физминутка. «Танец утят».
6.Закрепление пройденного. (+ ,-1)
Мы попали в деревню к эльфам. У некоторых есть домики, а у других –нет. Помоги построить домики.
У вас на партах= кирпичики разного цвета
Жёлтый
оранжевый
Красный
Белый
Вычисли , запиши ответ.
Постройте домики расположив кирпичики жёлтые Оранжевые, белые - в порядке возрастания, красные=в порядке убывания
7Рефлексия. Подведение итогов урока. Самооценка с помощью «лучиков солнца».
Пожелание успехов детям и в будущем.
Слайд 57.
- Закончилось наше математическое путешествие, заканчивается и наш урок. Как хотелось бы, чтобы в ваших знаниях было бы так же ясно как на этой фотографии.
- Наше солнышко улыбается, давайте вспомним, какие «тучки» мы сегодня «разогнали» на уроке: что изучали на уроке?
-Как называется действие, в результате которого числа увеличиваются? (сложение)
-уменьшаются? (вычитание)
-Что получим, если к числу прибавить 1? (следующее число)
-вычесть 1? (предыдущее число)
Вот и подведение итогов.
Как вы считаете=справились ли вы с задачей урока выяснили как + или -1?
Изменится ли ваш выбор картинки-солнце-туча
по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения нового материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволят планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме.
- Посмотрите на доску. Чего не достаёт нашему солнышку? (лучей)
-Оцените свою работу с помощью лучиков, лежащих у вас на партах, и наклейте выбранные вами лучи на наше солнышко.
( Дети выбирают цвет лучика и приклеивают его на солнышко: жёлтый – отлично работал, оранжевый – хорошо, красный – цвет опасности – «мог бы работать лучше»)
На этом уроке большинство детей оценило свою работу как отличную, но несколько человек сочли свою работу достойной оценки хорошо.
- Я тоже считаю, что вы отлично работали. Какой совет мы можем дать тем, кто считает свою работу только лишь хорошей? (Дети сказали, что надо быть внимательнее, добросовестнее, увереннее в своих силах, ну, а если кому-то нужна помощь, не стесняться говорить об этом.)
- Мы с солнышком уверены, что ваши советы и помощь помогут ребятам отлично учиться!