Конспект урока математики "Умножение суммы на число. Умножение двузначного числа на однозначное число"
Конспект урока математики "Умножение суммы на число. Умножение двузначного числа на однозначное число"
Данный урок поможет сформировать представление о распределительном свойстве умножения, формировать умение выполнять внетабличное умножение чисел на основе распределительного свойства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики "Умножение суммы на число. Умножение двузначного числа на однозначное число"»
Тема: «Умножение суммы на число. Умножение двузначного числа на однозначное число».
Основные цели:
1) сформировать представление о распределительном свойстве умножения, формировать умение выполнять внетабличное умножение чисел на основе распределительного свойства.
2) чертежи прямоугольников для работы в группах (на количество групп):
3) эталоны к уроку 28, части 3 М-2 из пособия «Построй свою математику»;
4) «лестница успеха» для самооценки для этапа 9.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;
2) определение содержательных рамок урока: свойства умножения;
3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 1:
Кто приходил к вам в гости на прошлом уроке? (Лешик.)
Что хотел донести до вас Лешик? (Мы должны бережно относиться к природе.)
А ведь на предыдущем уроке вы узнали сведения о человеке по фамилии Беринг. Кем был этот человек, и что вы о нём узнали? (Витус Беринг был мореплавателем, путешественником. Он был капитаном-командором Великой Северной экспедиции, которая длилась 10 лет. Её целью было исследование берегов Камчатки, глубины моря, быта и нравов коренных жителей народов Севера. Во время этой экспедиции Витус Беринг погиб на одном из северных островов. Его именем названы пролив, море и остров, расположенные в северной части Тихого океана у стыка двух материков – Азии и Америки.)
Сегодня вы продолжим тему путешествий и открытий. А любое открытие человек делает на основании имеющихся знаний.
Как вы делаете открытие на уроках? (Мы сначала сами понимаем, что еще не знаем, а потом стараемся сами построить новый способ.)
Пойдём тем же путём. Какие свойства умножения вам известны? (Переместительное и сочетательное.)
Свойствам умножения и будет посвящён сегодняшний урок.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:
1) актуализировать переместительное и сочетательное свойство умножения, умение вычислять площадь прямоугольника, тренировать вычислительный навык;
2) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;
3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 2:
1) Актуализация переместительного и сочетательного свойств умножения.
Запишите переместительное свойство умножения в тетрадях в общем виде.
Учащиеся записывают свойство на индивидуальные планшетки Р-1.
Проверьте.
Учитель вывешивает на доску эталон Д-1.
Запишите в общем виде сочетательное свойство умножения.
Учащиеся записывают свойство на индивидуальные планшетки Р-1.
Проверьте.
Учитель вывешивает на доску эталон Д-2.
В чём суть переместительного и сочетательного свойства умножения? (Произведение не зависит ни от порядка множителей, ни от порядка действий.)
Учащиеся по цепочке с места заполняют таблицу с комментированием. В процессе комментирования учитель вывешивает на доску эталон Д-4.
Назовите самое большое число в таблице. (560.)
Дайте характеристику числа 560. (Натуральное, трёхзначное, чётное, круглое, содержит 5 сотен, 6 десятков, предыдущее 559. последующее 561, сумма разрядных слагаемых 500 и 60, сумма цифр равна 11.)
Придумайте числовые выражения, значения которых равны 560. (400 + 160, 80 ∙ 7, 56 ∙ 10…)
3) Актуализация формулы площади прямоугольника.
Какую форму имеет таблица? (Форму квадрата.)
Что такое квадрат? (Это прямоугольник, у которого все стороны равны.)
Как найти площадь прямоугольника? (Надо найти произведение его соседних сторон.)
Учитель открывает на доске эталон Д-5.
Составьте два различных выражения для нахождения площади прямоугольника (все размеры даны в одинаковых единицах измерения).
Учитель открывает на доске чертеж Д-6:
Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание, остальные работают в рабочих тетрадях:
70 ∙ 9 + 30 ∙ 9 (кв. ед.)
(70 + 30) ∙ 9 (кв. ед.).
Какое из полученных выражений больше? (Они равны, т.к. выражают площадь одного и того же прямоугольника.)
Если дети не дают такого ответа, то учитель организует подводящий диалог:
Что нужно сделать, чтобы ответить на данный вопрос? (Нужно найти значения этих выражений.)
Найдите значение этих выражений. (900.)
Так какое из полученных выражений больше? (Они равны, т.к. у них получились одинаковые значения.)
Запишем равенство этих выражений.
Учитель записывает на доске, учащиеся в рабочие тетради:
(70 + 30) ∙ 9 = 70 ∙ 9 + 30 ∙ 9
4) Пробное действие.
Что вы повторили? (Мы повторили свойства умножения, правило умножения круглых чисел, нахождение площади прямоугольника.)
Почему я выбрала именно это? (Это нам пригодится для открытия нового знания.)
Какое следующее задание я вам предложу? (Задание, в котором будет что-то новое.)
Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.)
Учитель открывает на доске задание для пробного действия Д-7:
72 · 8 =
Что нужно сделать в этом задании? (Найти произведение чисел 72 и 8.)
Что нового в нем? (Нужно умножить двузначное некруглое число на однозначное число.)
Какую цель на данном уроке вы перед собой поставите? (Научиться умножать двузначное число на однозначное число.)
Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Умножение двузначного числа на однозначное число.)
Учитель открывает или записывает тему на доске. Можно тему на доске зафиксировать в виде выражения: 72 · 8.
Попробуйте найти произведение данных чисел.
Учащиеся записывают произведение на индивидуальные планшетки Р-1.
Кто не выполнил это задание?
Учащиеся поднимают руки.
Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли найти произведение чисел 72 и 8.)
Кто выполнил это задание?
Учащиеся поднимают руки. Несколько ответов учитель может выписать на доску.
Правильный ответ будет 576. Кто не получил этот ответ, какое у вас затруднение? (Мы не смогли найти произведение чисел 72 и 8 правильно.)
Кто получил это число, назовите правило, которым вы воспользовались.
Учащиеся в замешательстве, так как нет соответствующего правила, свойства умножения.
Что вы не можете сделать? (Мы не можем обосновать свой ответ.)
Какой следующий шаг на нашем уроке? (Разобраться, в чем у нас затруднение.)
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
выявить место и причину затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3:
Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были найти произведение чисел 72 и 8.)
Какие числа вы умеете умножать? (Круглые числа, однозначные числа.)
В чем возникло затруднение? (Нужно умножить двузначное некруглое число на однозначное число.)
Почему же возникло затруднение? (У нас нет правила умножения двузначного числа на однозначное число.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
2) построить план и определить средства достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
Какую цель вы поставите перед собой на уроке? («Открыть» правило умножения двузначного числа на однозначное число.)
Вспомните, что вы повторяли в начале урока? (Умножение круглых чисел, нахождение площади прямоугольника разными способами.)
Как вам поможет чертеж прямоугольника? (Мы можем обозначить числами из нашего выражения стороны прямоугольника.)
Что сделаете потом? (Применим формулу площади прямоугольника, вычислим площадь прямоугольника, сделаем вывод.)
Вспомните задания из повторения, что вам поможет в вычислении? (Равенство, которое мы составили при нахождении площади прямоугольника.)
Учитель может зафиксировать план на доске.
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;
2) зафиксировать способы записи выражений на эталоне;
3) организовать фиксацию преодоления затруднения;
4) организовать уточнение общего характера нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 5:
Я предлагаю поработать вам в группах. Кто представляет результат? (Тот, кого назначит ответственный.)
В случае необходимости актуализируются другие правила работы в группах.
Выполните план в группах.
Представитель от каждой группы получает от учителя чертеж прямоугольника Р-2. Вычисления группы оформляют на индивидуальных планшетках. В случае возникновения затруднений у учащихся учитель организует подводящий диалог:
Какой первый шаг в плане? (Обозначить стороны прямоугольника числами из нашего выражения.)
Чему равна ширина прямоугольника? (8.)
Чему равна длина? (72.)
Но длина состоит из двух чисел. (Мы представим число 72 в виде суммы разрядных слагаемых 70 и 2.)
Выполните этот шаг.
Один из учащихся наносит числа на чертеж:
Запишите.
Учитель записывает равенство на доске, учащиеся в рабочие тетради:
72 ∙ 8 = (70 + 2) ∙ 8
Прочитайте выражение, которое получилось. (Сумму чисел 70 и 2 умножить на 8.)
И как же вам умножить сумму на число? Ответить на этот вопрос вам поможет равенство, которое вы составили, вычисляя площадь прямоугольника двумя способами.
Учитель обращает внимание детей на записанное ранее равенство:
(70 + 30) ∙ 9 = 70 ∙ 9 + 30 ∙ 9
Рассмотрите еще раз это равенство и ответьте, как же можно умножить сумму на число? (Чтобы умножить сумму на число, можно каждое слагаемое умножить на число и полученные произведения сложить.)
Попробуйте записать способ умножения суммы на число в общем виде, заменив числа буквами «а, b, с».
Один из учащихся записывает распределительное свойство на доске, остальные учащиеся записывают на индивидуальные планшетки или в рабочие тетради:
(а + b) ∙ с = а ∙ с + b ∙ с
Полученное равенство называется распределительным свойством умножения.
Какой вопрос вы сейчас выясняли? (Как умножить сумму на число.)
Что же показывает распределительное свойство умножения? (Как умножить сумму на число.)
Посмотрев на равенство, попробуйте предположить, почему свойство называется распределительным? (Слагаемые как бы по одному распределяются для умножения на число.)
Скажите своими словами, в чём же суть распределительного свойства умножения? (Чтобы умножить сумму на число, можно умножить на это число каждое слагаемое и полученные произведения сложить.)
На основании выведенного правила, давайте закончим решение примера, вызвавшего затруднение. Как же надо действовать дальше? (Надо каждое из слагаемых умножить на число, и полученные произведения сложить.)
Запишите.
Один из учащихся дописывает равенство на доске, учащиеся в рабочие тетради:
Если учащиеся работали в группах, учитель организует защиту результатов. Вариант представления результат группой: представитель от группы показывает планшетку с рассуждениями и комментирует:
Мы обозначили числами из нашего выражения стороны прямоугольника, числом 8 обозначили ширину, а числом 72 – длину. Однако, длина разделена на две части, поэтому число 72 мы разложили на сумму разрядных слагаемых 70 и 2. Числом 70 обозначили одну часть, а числом 2 – другую. Далее мы составили равенство (70 + 2) · 8. Для вычисления мы воспользовались равенством с этапа повторения. Дополнили равенство 70 · 8 + 2 · 8. Нашли результат 576.
Остальные группы дополняют сказанной данной группы.
Какое правило вы открыли? (Правило умножения суммы на число.)
Запишите это правило в общем виде.
Группы записывают правило в общем виде на индивидуальные планшетки.
Полученное равенство называется распределительным свойством умножения.
Далее работа организуется фронтально со всем классом:
На пути к достижению цели вы узнали ещё одно свойство умножения. А какая цель стояла перед вами? (Открыть способ умножения двузначного некруглого числа на однозначное число, т.е. внетабличного умножения.)
Все первооткрыватели отмечали, фиксировали свои шаги, двигаясь к поставленной цели. Вы вплотную продвинулись к своей цели: узнать способ умножения двузначного некруглого числа на однозначное число, зафиксируем каждый шаг и выстроим алгоритм решения таких примеров.
Что это за вид примеров? (Это примеры на внетабличное умножение, т.е. умножение двузначного некруглого числа на однозначное число.)
Учитель вывешивает на доску первую карточку из эталона Д-8:
Какой же способ для решения примеров на внетабличное умножение вы выяснили? Что нужно сделать с двузначным некруглым числом? (Надо представить число в виде суммы разрядных слагаемых.)
Учитель вывешивает на доску вторую карточку из эталона Д-8:
Каков следующий шаг? (Нужно применить распределительное свойство умножения: каждое из слагаемых нужно умножить на число и полученные произведения сложить.)
Учитель вывешивает на доску третью карточку из эталона Д-8:
Достигли ли вы цели? (Да, мы узнали способ умножения двузначного некруглого числа на однозначное число.)
Каков же способ внетабличного умножения? (Чтобы умножить двузначное некруглое число на однозначное, надо представить число в виде суммы разрядных слагаемых, затем каждое из слагаемых нужно умножить на число и полученные произведения сложить.)
Как проверить свое открытие? (Нужно посмотреть в учебнике.)
Откройте учебники на странице 73. Проверьте.
Учащиеся читают правила на странице 73.
Сделайте вывод. (Мы все «открыли» правильно.)
Учитель раздает учащимся эталоны Р-3.
Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
Что вы можете теперь делать? (Умножать двузначное число на однозначное число.)
Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить новое знание.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
зафиксировать во внешней речи умение умножать двузначное число на однозначное.
Организация учебного процесса на этапе 6:
1) Фронтальная работа.
Все великие путешественники и первооткрыватели вели свои записи для того, чтобы ими могли воспользоваться другие люди и они сами. Давайте и мы, пользуясь нашим алгоритмом, выполним несколько заданий.
№ 5 (1-4), стр. 74
Найдите № 5 на странице 74. Решите первые четыре примера.
Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментированием. Вариант комментирования:
Нужно 79 умножить на 3. Сначала представляю число 79 в виде суммы разрядных слагаемых 70 и 9. Чтобы умножить сумму на число, нужно каждое слагаемое умножить на число, а затем полученные произведения сложить. 70 умножить на 3 будет 210, 9 умножить на 3 будет 27. нахожу сумму 210 и 27, получаю 237.
Дальнейшее выполнение задания комментируется аналогично.
2) Работа в парах.
№ 5 (5 и 6 примеры), стр. 74
Выполните в этом номере 5 и 6 примеры.
Учащиеся выполняют задания в парах с комментированием. Проверка организуется по образцу Д-9.
Проверьте свои результаты.
Кто из вас ошибся?
В чем ошибка?
Исправьте ошибки.
Какой следующий шаг на уроке? (Проверить себя, справимся ли мы самостоятельно.)
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
2) проверить умение умножать двузначное число на однозначное число.
Организация учебного процесса на этапе 7:
№ 5 (7 и 8 примеры), стр. 74
Закончите выполнять № 5 самостоятельно.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу в учебниках. Проверка организуется по образцу Д-10. Учитель вывешивает образец рядом с эталонами Д-8.
Проверьте.
У кого возникли затруднения?
В каком шаге алгоритма вы ошиблись?
В чём причина вашей ошибки?
Кому всё удалось?
Назовите ответы всех примеров этого номера. (237, 576, 256, 602, 205, 174, 106, 135.)
Расположите ответы в таблицу в учебнике в порядке возрастания. Расшифруйте слово. (Магеллан.)
Что вы знаете об этом человеке? (…)
Магеллан – это фамилия выдающегося мореплавателя. Он руководил экспедицией, впервые совершившей кругосветное путешествие около 500 лет назад. Значение этой экспедиции в том, что было окончательно доказано, что Земля – шар, что большая часть поверхности Земли покрыта водой. Именем Магеллана назван пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океаны (Магелланов пролив).
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) включить новое знание в систему знаний;
2) тренировать умение решать уравнения.
Организация учебного процесса на этапе 8:
При выполнении, каких заданий вам может понадобиться правило умножения двузначного числа на однозначное число? (При решении примеров, задач, уравнений.)
Я предлагаю потренироваться в решении задач.
Люди всегда стремились узнавать что-то новое, путешествуя по миру. Из следующей задачи вы узнаете имя ещё одного путешественника, который впервые описал неизведанную, полную загадок страну Индию.
№ 6, стр. 74
Найдите № 6 на этой же странице учебника.
Прочитайте задачу.
Один из учащихся читает задачу вслух.
Заполните схему.
Один из учащихся заполняет схему у доски:
Решите данную задачу.
Один из учащихся выполняет анализ и записывает решение на доске:
Чтобы ответить на вопрос задачи, нужно сложить количества пряностей, купленных в каждом городе, по правилу нахождения целого. Этого сделать не можем, так, как не известно, количество пряностей, купленное во втором и третьем городе. Поэтому, первым действием узнаем количество пряностей, купленное во втором городе. Для этого 34 умножим на 2. Вторым действием узнаем количество пряностей, купленное в третьем городе. Для этого найдем сумму количеств пряностей первого и второго городов, и из этой суммы вычтем 12. А третьим действием ответим на вопрос задачи.
1) 34 · 2 = 68 (кг) – во втором городе
2) (34 + 68) – 12 = 102 – 12 = 90 (кг) – в третьем городе
3) 34 + 68 + 90 = 192 (кг)
Ответ: всего 192 кг пряностей.
Имя, какого русского путешественника вы узнали из задачи? (Афанасий Никитин.)
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить свою работу и работу класса на уроке;
4) наметить направления будущей учебной деятельности;
3) обсудить домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
Какую цель вы перед собой ставили? (Открыть правило умножения двузначного числа на однозначное число.)
Удалось ли достичь цели?
Чтобы построить новый способ, вам потребовалось ещё одно новое знание. Какое? (Знание распределительного свойства умножения.)
Кто из вас смог сам «открыть» новое знание? Докажите.
Кто не смог? Почему?
Пожалуйста, приготовьте ваши лестницы успеха. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то поставьте себя на верхнюю ступеньку. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, поставьте себя на среднюю ступеньку. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, поставьте себя на нижнюю ступеньку.
Учащиеся оценивают себя с помощью лестницы успеха Р-4.
Что ещё интересного вы узнали на уроке? (Сведения о путешествиях и путешественниках.)
Какова будет цель вашей домашней работы? (…)
В домашней работе будет ещё одна дополнительная цель. В одном из заданий вы узнаете имя ещё одного путешественника. Узнайте о нём и его путешествиях дополнительные сведения и расскажите в классе.