Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования:анализ, сравнение, обобщение.
Демонстрационный материал:
1) девиз урока:
У нас все получится!
2) переместительное свойство умножения:
а · b = b · а
3) сочетательное свойство умножения:
(а · b) · c= а · (b · c)
4) задание № 1 для этапа 2:
30 · 10
100 · 6
3 · 10 · 4 · 10
6 · 100 · 4
5) эталон умножения на 10 и на 100 (из урока № 21, часть 3, М-2);
6) картинка с изображением морского пейзажа: 7) картинка с изображением попугая:
8) задание для пробного действия:
30 · 40 =
9) эталон умножения круглых чисел:
10) образец для самопроверки работы в парах на этапе 6:
№ 3 (2, 3), стр. 69
6 · 40 = 240 30 · 20 = 600
90 · 8 = 720 400 · 2 = 800
4 · 80 = 320 30 · 30 = 900
11) картинка с изображением обезьянки:
12) образец для самопроверки самостоятельной работы на этапе 7 (1):
60 · 80 2 · 30 700 · 40
13) картинка с изображением слоненка 14) чертеж для этапа 8:
15) картинка с изображением Робинзона Крузо:
Раздаточный материал:
1) индивидуальные планшетки;
2) эталоны к уроку 26, часть 3, М-2 из пособия «Построй свою математику»;
3) карточки с заданием для самостоятельной работы на этапе 7:
10 · 8 4 · 100 60 · 80 5 · 10
8 · 6 2 · 30 7 · 9 700 · 40
4) эталон для самопроверки самостоятельной работы на этапе 7 (2):
5)картинки с фруктами для самооценки на этапе 9:
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;
2) определение содержательных рамок урока: умножение, свойства умножения;
3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 1:
Сегодня, ребята, вы отправитесь в гости к Робинзону Крузо. Путешествие далекое, интересное, но опасное, поэтому с собой берем самых смелых, дружных, находчивых, сообразительных математиков. А есть среди вас такие? (Да, есть.)
Это вы проверите в ходе урока. А сейчас повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и пожелайте удачи.
Учитель открывает на доске девиз Д-1:
У нас все получится!
Прочитайте девиз. Согласны вы с ним? (…)
Назовите тему прошлого урока. (Свойства умножения.)
На доске остались с прошлого урока эталоны Д-2 и Д-3.
Сегодня на уроке вам эти свойства пригодятся. Для чего, как вы думаете? (Для «открытия» нового способа.)
Как вы будете открывать? (Сами.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:
1) актуализировать знание таблицы умножения, правил умножения на 10 и на 100;
2) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;
3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 2:
1) Актуализация знания таблицы умножения, правила умножения на 10 и на 100.
Приготовьте свои планшетки.
Учитель открывает на доске задание 1 (Д-4):
30 · 10
100 · 6
3 · 10 · 4 · 10
6 · 100 · 4
Вычислите значение выражений.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание на индивидуальных планшетках Р-1 или в рабочих тетрадях.
Какие свойства умножения использовали? (Переместительное и сочетательное.)
Что еще помогло вам выполнить это задание? (Знание таблицы умножения, правило умножения на 10 и на 100.)
Как умножить на 10 и на 100? (Нужно приписать справа один или два нуля.)
Учитель открывает на доске эталон Д-5.
Какие ответы вы получили? (300, 600, 1 200, 2 400.)
Кто получил другие ответы?
В случае выявления большого числа ошибок, проводится подробная проверка.
Что интересного в числах? (Все числа заканчиваются двумя нулями, расположены в порядке возрастания, каждое последующее число больше предыдущего в два раза.)
Продолжите ряд на два числа. (4 800, 9 600.)
Представьте ответы в виде произведения двух множителей, один из которых равен 100.
Один из учащихся работает у доски:
3 · 100 12 · 100 48 · 100
6 · 100 24 · 100 96 · 100
Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием.
Учитель вывешивает на доску картинку с изображением моря Д-6.
Мы продолжаем путь в море.
2) Пробное действие.
Что вы повторили? (Мы повторили таблицу умножения, правило умножения на 10 и на 100, свойства умножения.)
Почему я выбрала именно это? (Это нам пригодится для открытия нового знания.)
Какое следующее задание я вам предложу? (Задание, в котором будет что-то новое.)
Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.)
Наш корабль подходит к острову попугаев! Вас встречает говорящий попугай Гоша.
Учитель вывешивает на доску картинку с изображением попугая Гоши Д-7.
Попугай Гоша просит найти значение следующего выражения.
Учитель открывает на доске задание для пробного действия Д-8:
30 · 40 =
Что нужно сделать в этом задании? (Найти произведение чисел 30 и 40.)
Что нового в нем? (Множителями являются круглые числа.)
Какую цель на данном уроке вы перед собой поставите? (Научиться умножать круглые числа.)
Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Умножение круглых чисел.)
Учитель открывает или записывает тему на доске.
Найдите и запишите произведение данных чисел на планшетки.
Учащиеся записывают произведение на индивидуальные планшетки Р-1.
Кто не выполнил это задание?
Учащиеся поднимают руки.
Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли найти произведение чисел 30 и 40.)
Кто выполнил это задание?
Учащиеся поднимают руки. Несколько ответов учитель может выписать на доску.
Какое правило вы применяли?
Учащиеся в замешательстве, так как нет соответствующего правила.
Что вы не можете сделать? (Мы не можем назвать правила, которым пользовались.)
Необходимо предвидеть и такой случай, когда учащиеся предложат правильный ответ и назовут правило. Затруднение в таком случае фиксируется так:
Ты можешь объяснить, почему это правило именно такое?
Учащиеся будут в замешательстве, так как обосновать само правило они не могут.
Что вы не можете сделать? (Мы не можем объяснить, почему это правило именно такое.)
Какой следующий шаг вы должны сделать на уроке? (Разобраться, в чем у нас затруднение.)
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
выявить место и причину затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3:
Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были найти произведение 30 и 40.)
Что нового в этом задании? (Нужно было умножить круглые числа.)
Каким способом вы пытались воспользоваться? (Правилом умножения на 10 и на 100.)
В чем затруднение? (Это правило не подходит, так как нам надо умножить на 40, число отличное от 10 и 100.)
Почему же возникло затруднение? (У нас нет правила умножения круглых чисел.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
2) построить план и определить средства достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
Какую цель вы поставите перед собой на уроке? («Открыть» правило умножения круглых чисел.)
Что вам поможет «открыть» правило? (Переместительное и сочетательное свойства умножения, правило умножения на 10 и на 100, таблица умножения и деления.)
Как эти правила помогут? (Мы сначала представим каждое число в виде произведения, где один из множителей равен 10, применим свойства умножения, затем вычислим, сделаем вывод.)
Учитель может зафиксировать план на доске.
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;
2) зафиксировать способы записи выражений на эталоне;
3) организовать фиксацию преодоления затруднения;
4) организовать уточнение общего характера нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 5:
Я предлагаю поработать вам в группах. Какие обязанности выполняет в группе ответственный группы? (Он следит за выполнением правил работы в группе, за результат, распределяет задания, ...)
В случае необходимости актуализируются другие правила работы в группах.
Выполните план в группах.
Группы работают на индивидуальных планшетках Р-1. В случае возникновения затруднений у учащихся учитель организует подводящий диалог:
Какой первый шаг в плане? (Представить каждое число в виде произведения, где один из множителей равен 10.)
Выполните этот шаг.
Один из учащихся записывает на доске:
30 · 40 = 3 · 10 · 4 · 10 =
Какой следующий шаг? (Применить переместительное и сочетательное свойство умножения.)
Какой вывод вы можете сделать? (При умножении круглых чисел нужно выполнить умножение, не глядя на нули, а затем приписать справа столько нулей, сколько их в двух множителях.)
Если учащиеся работали в группах, учитель организует защиту результатов. Вариант представления результат группой: представитель от группы показывает планшетку с рассуждениями и комментирует:
Сначала мы представили каждое число в виде произведений, в которых один из множителей равен 10, потом применили сочетательное и переместительное свойства умножения. Затем вычислили, получили 1 200. Мы сделали вывод, при умножении круглых чисел, сначала умножаем, не глядя на нули, затем считаем все нули в множителях и это количество нулей приписываем справа к получившемуся произведению.
Остальные группы дополняют сказанной данной группы.
Далее работа организуется фронтально со всем классом:
Какой эталон вы можете составить?
Если позволяет время, то можно предложить учащимся придумать свой эталон в группах. Затем необходимо организовать защиту проектов, в результате которой выбирается общий вариант. Другой вариант – организовать подводящий диалог:
Как вы можете обозначить любое число? (Квадратом, …)
Обозначьте каждое число, отличное от нуля квадратом.
Как же умножить круглые числа? (Нужно сначала умножить, не глядя на нули.)
Возьмите квадраты в скобки. Что нужно сделать после этого? (Нужно приписать все количество нулей.)
Учитель открывает на доске эталон Д-9.
Как проверить свое открытие? (Нужно посмотреть в учебнике.)
Откройте учебники на странице 69. Проверьте.
Учащиеся читают правила на странице 69.
Итак, сделайте вывод. (Мы все «открыли» правильно.)
Учитель раздает учащимся эталоны Р-2.
Смогли вы преодолеть затруднение, выполнить задание попугая Гоши? (Да.)
Что вы можете теперь делать? (Умножать круглые числа.)
Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить новое знание.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
зафиксировать во внешней речи умение выполнять умножение круглых чисел.
Организация учебного процесса на этапе 6:
1) Фронтальная работа.
№ 3 (1 ст.), стр. 69
Найдите № 3 на странице 69. Решите примеры в первом столбике.
Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментированием. Вариант комментирования:
Умножаю 80 на 6. Сначала умножаю, не глядя на нули. 8 умножить на 6 будет 48. Затем приписываю количество нулей в обоих множителях, всего один нуль. Получаю ответ 480.
Дальнейшее выполнение задания комментируется аналогично.
2) Работа в парах.
№ 3 (2, 3), стр. 96
Закончите выполнять этот номер в парах.
Учащиеся выполняют задания в парах с комментированием. Проверка организуется по образцу Д-10.
Проверьте свои результаты.
Кто из вас ошибся?
В чем ошибка?
Исправьте ошибки.
Какой следующий шаг на уроке? (Проверить себя, справимся ли мы самостоятельно.)
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
2) проверить умение умножать круглые числа.
Организация учебного процесса на этапе 7:
Продолжаем путешествие. Перед вами остров обезьян.
Учитель вывешивает на доску картинку с изображением обезьянки Д-11.
Хозяйка острова приготовила для путешественников самостоятельную работу.
Учитель раздает учащимся карточки с самостоятельной работой Р-3:
10 · 8 4 · 100 60 · 80 5 · 10
8 · 6 2 · 30 7 · 9 700 · 40
Подчеркните только выражения на новое правило.
Проверьте.
Учитель открывает на доске образец Д-12:
60 · 80 2 · 30 700 · 40
Кто ошибся в выборе выражений?
В чем ошибка? Исправьте ошибку.
Найдите значение данных выражений самостоятельно.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу на карточках Р-3. Проверка организуется по эталону для самопроверки Р-4.
Кто из вас ошибся?
В каком случае? (...)
Исправьте ошибку.
Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться.)
Кто не ошибся?
Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) включить новое знание в систему знаний;
2) тренировать умение решать задачи.
Организация учебного процесса на этапе 8:
Вы подплываете к острову слонов.
Учитель вывешивает на доску изображение слоника Д-13.
При выполнении, каких заданий вам может понадобиться «открытое» правило? (В примерах, в задачах, в уравнениях.)
Маленький слоненок давно ждет гостей. Он учится в школе зверей и никак не может справиться со следующим заданием. Посмотрите, справитесь ли вы.
Учитель открывает на доске чертеж Д-14:
Составьте по чертежу задачу.
Учащиеся придумывают по чертежу задачу, вспоминают правило нахождения площади прямоугольника, единицы измерения площади, анализируют и самостоятельно записывают решение в тетрадь.
Итак, чему равна площадь данного прямоугольника? (4200 м².)
Кто получил другой ответ?
В чем ваша ошибка? (В применении правила, неправильно умножил 7 на 6, не все записал нули, неправильно записал наименование, …)
Исправьте свои ошибки.
Я вижу, что вы справились с заданием, слоненок многому у вас научился.
А вот и сам Робинзон Крузо.
Учитель вывешивает картинку с изображением с Робинзоном Крузо Д-15.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить свою работу и работу класса на уроке;
4) наметить направления будущей учебной деятельности;
3) обсудить домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
Какую цель вы перед собой ставили? (Открыть правило умножения круглых чисел.)
Удалось ли достичь цели?
Кто из вас смог сам «открыть» новое знание? Докажите.
Кто не смог? Почему?
У кого все получилось? В чем причина вашего успеха?
Пожалуйста, приготовьте карточки с изображением фруктов. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то покажите ананас. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, покажите банан. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, покажите апельсин.
Учащиеся оценивают себя с помощью карточек Р-5.
Что будете делать дома для того, чтобы эти знания окрепли? (Выучим правила дома, потренируемся, …)