Конспект урока математики по теме «Точка. Прямая и кривая линии»
Конспект урока математики по теме «Точка. Прямая и кривая линии»
На данном уроке продолжается формирование умения работать над сложением и вычитанием чисел с переходом через 10, взаимосвязью между частью и целым и уравнениями. Параллельно с повторением материала 1 класса уточняются понятия точки, прямой и кривой линий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики по теме «Точка. Прямая и кривая линии»»
Тема: «Точка. Прямая и кривая линии»
Основные цели:
Метапредметные:
1) Сформировать опыт самостоятельного выполнения заданий, их самопроверки по образцу, выявления и коррекции ошибок на основе установления их причины («что я не умею»).
2) Тренировать на основе применения эталонов умение анализировать, сравнивать, обобщать, конкретизировать.
Предметные:
1) Повторить сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через разряд, решение уравнений и составных задач.
2) Актуализировать представление о точке и её изображении, способность к обозначению точек и прямых.
Заметки на полях:
Урок проводится в соответствии со структурой урока рефлексии, т.е. учащиеся выясняют, что они не умеют и учатся выполнять те способы действий, которые у них пока вызывают затруднения. Очень важно организовать так деятельность учащихся, чтобы каждый ученик мог самостоятельно определить у себя места затруднений и смог самостоятельно работать над своими ошибками.
На данном уроке продолжается формирование умения работать над сложением и вычитанием чисел с переходом через 10, взаимосвязью между частью и целым и уравнениями. Параллельно с повторением материала 1 класса уточняются понятия точки, прямой и кривой линий.
На уроке тренируются умение выполнять следующие виды математических действий:
повторять основной материал, изученный в 1 классе: нумерацию и изученные способы сложения и вычитания натуральных чисел в пределах ста, измерения величин, анализ и решение текстовых задач и уравнений.
выполнять задания поискового и творческого характера.
Вариант проведения урока
Оборудование
1) Демонстрационные материалы:
Эталоны из курса «Мир деятельности», относящиеся к уроку – помощнику (уроку рефлексии).
Все необходимые эталоны по математики из 1 класса.
Д−3.1 Карточки с геометрическими фигурами;
Д−3.2 Образец выполнения СР № 1;
Д−3.3 Карточка с точкой;
Д−3.4 Алгоритм построения отрезка.
2) Раздаточный материал:
Р−3.1Карточки с тренировочными заданиями;
Р−3.2 Образцы выполнения тренировочных заданий;
Р−3.3 Образец выполнения СР № 2;
Р−3.4 Образец выполнения дополнительных заданий.
3) Презентация: слайды 1−
Ход урока:
1. Мотивация к коррекционной деятельности:
– Чему был посвящён предыдущий урок математики? (Исправлению ошибок по темам: цепочки, сложение и вычитание двузначных чисел, решение задач, …)
– Вы – молодцы! Ведь вы не испугались ошибок, и многие успешно преодолели свои затруднения.
– Назовите школьные принадлежности, которые помогают нам на уроках? (Учебник, тетрадь, ручка, линейка, карандаш,…)
– Да, учебнику на ваших столах – почётное место. А ещё я вижу у вас новые красивые письменные принадлежности. Они тоже с радостью будут помогать вам.
Учитель показывает большой карандаш.
– У меня тоже есть большой карандаш для доски, который поможет на уроке мне. Возьмите в руки линейку и карандаш и скажите, в какой области математики они будут первыми помощниками? (В геометрии.)
– Верно, и на сегодняшнем уроке вы повторите и уточните свои знания о геометрических фигурах, но и так, же в еще раз выясните, какие ещё затруднения встречаются при сложении и вычитании чисел. А как, будет организован урок, если надо выяснить, какие ещё трудности встречаются при повторении темы? (Мы сначала повторим необходимый материал, потом напишем самостоятельную работу, проверим её по образцу и выясним, есть ли трудности, …)
– Готовы к такой работе? Тогда в путь по стране Геометрии.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.
На доске геометрические фигуры (Д−3.1, слайд 1):
·
– На доске представлены геометрические фигуры, для того, чтобы их подробно изучить, вы должны выполнить задания, которые скрыты за этими изображениями.
На обратной стороне этих фигур записаны номера.
– Вашими помощниками будут тетрадь и ручка. Для того, чтобы изучить первую геометрическую фигуру, вам необходимо повторить материал, представленный в учебнике № 5,стр.7.
– Для того, чтоб выполнить правильно задание, что необходимо вспомнить из первого класса? (Способ сложения и вычитания с переходом через десяток)
Учитель эталон из первого класса вывешивает на доске.
Один ученик выполняет у доски, остальные в тетрадях.
– Для того, чтобы изучить вторую фигуру, вам необходимо выполнить № 7 (У), стр.7 из учебника. Прочитайте задание.
Задание выполняется для первых четырех чисел. Работа проводиться фронтально, выполняется по цепочке.
– Какие правила вам необходимо вспомнить, для того, чтоб правильно выполнить задание?
– Молодцы! Успешно справились со вторым задание! Вам осталось узнать, какое задание скрыто под третьей фигурой.
Учитель открывает третью фигуру.
– Решите уравнения из учебника № 8 (1, 2), стр.7.
Один у доски с комментированием, остальные – в тетради.
– Для того, чтобы решить уравнение, что необходимо вспомнить? (Как найти неизвестный компонент уравнения: неизвестное слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое)
Учащиеся называют правила нахождения неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, учитель вывешивает эталоны первого класса на доску.
– Наступил момент проверить себя. Готовы?
Для самостоятельной работы учащимся предлагается выполнить в рабочих тетрадях № 2, стр. 9.
В это время учитель нумерует эталоны на доске.
– Время закончилось. Проверьте свои работы по образцу.
На доску вывешивается образец выполнения самостоятельной работы № 1 (Д−3.2, слайд 2):
1. 9 + 5 = 10 + 4 = 14 14 – 5 = 10 – 1 = 9
1 4 4 1
2. 6 + 7 = 13 3.
7 + 6 = 13 11 – х = 8
13 – 7 = 6 х = 3
13 – 6 = 7 Проверка:
11 – 3 = 8
8 = 8
–
1
4
4
4
1
1
5 + 8 = 13
4 + 9 = 13
10 + 3 = 13
х = 3
Зафиксируйте, правильно ли вы выполнили задания, знаками «+» и «?» на полях.
– Зачем вы проверяли свою работу по образцу? (Чтобы выяснить, есть ли затруднения.)
– Вы это выяснили? (…)
– Поднимите руку, у кого есть ошибки в первом (втором, третьем) задании.
Учитель записывает на доске количество учащихся, допустивших ошибки в каждом из заданий.
3. Локализация индивидуальных затруднений.
− Что должны сделать те, кто обнаружил, что есть ошибки? (Мы должны их исправить.)
− Ребята назовите, ваше место ошибки. (Ответы детей.)
− Какие правила могут быть нарушены при выполнении задания № 1? (Сложение и вычитание по частям …)
− Те, у кого есть ошибки в № 1, определите, какое правило нарушено у вас.
− Какие правила могут быть нарушены в № 2? (Правила нахождения неизвестного компонента в уравнении, …)
− Те, у кого есть ошибки в № 2, определите, какое правило нарушено у вас.
− Какие правила могут быть нарушены в № 3? (Правила нахождения неизвестного компонента в уравнении, …)
− Те, у кого есть ошибки в № 3, определите, какое правило нарушено у вас.
− Кто получил верные ответы в самостоятельной работе № 1, сделаете вывод. (У нас нет затруднений, мы все хорошо усвоили.)
4. Коррекция выявленных затруднений.
− Поставьте цель своей дальнейшей работы.
Учащиеся, допустившие ошибки, ставят цель работать над затруднениями и исправить свои ошибки, учащиеся, не допустившие ошибки, ставят цель тренироваться в решении дополнительных заданий.
Далее учитель помогает учащимся, допустившим ошибки, построить план коррекционных действий.
− Теперь вам надо исправить свои ошибки и выполнить тренировочные задания, которые я вам предложу.
− Тем, кто не допустил ошибок в самостоятельной работе, выполняют дополнительные задания из учебника № 10, 11 стр.7.
Кто выявил затруднения в самостоятельной работе, исправьте свои ошибки.
Учащиеся самостоятельно исправляют свои ошибки. В случае возникновения затруднений учащиеся обращаются к учителю за помощью.
С целью тренировки можно предложить решить задания на карточках (Р−3.1):
В зависимости от количества ошибившихся учащихся на данные задания, работу можно организовать фронтально у доски или самостоятельно.
В случае самостоятельного выполнения заданий на тренировку проверка организуется по образцу (Р−3.2):
Выполните сложение и вычитание чисел по частям:
8 + 6 = 10 + 4 = 14 14 – 6 = 10 – 2 = 8
2 4 4 2
Результатом работы на данном этапе должно быть выполнение детьми работы над ошибками и закрепление способов действий, вызвавших затруднения, при выполнении заданий для тренировки.
5. Обобщение затруднений во внешней речи.
– Посмотрите на результаты выполнения самостоятельной работы. В каких заданиях возникло наибольшее количество затруднений? (...)
– Давайте повторим, как надо действовать, чтобы эти затруднения снять? (Найти ошибки, вспомнить правило (алгоритм) и применить их, чтобы исправить ошибки.)
– Проговорите еще раз для всех соответствующие способы действий. (…)
Учащиеся проговаривают в громкой речи те способы действий, в которых было допущено наибольшее количество ошибок.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
На данном этапе учащиеся проверяют свои умения выполнять задания, которые на предыдущей самостоятельной работе вызвали у них затруднение. Учащиеся выполняют задания из самостоятельной работы № 2 (№ 3 (РТ), стр. 9), которые вызвали у них затруднения, и самостоятельно сопоставляют полученное решение образцом (Р−3.3):
1. 8 + 7 = 10 + 5 = 15 15 – 7 = 10 – 2 = 8
2 5 5 2
2. 3 + 9 = 12 3. х = 13
9 + 3 = 12 Проверка:
12 – 9 = 3 13 – 8 = 5
12 – 3 = 9 5 = 5
В это время дети, не допустившие ошибок, проверяют дополнительное задание по образцу (Р−3.4):
15
– Расскажите о своих успехах. Что вам удалось? (…)
7. Включение в систему знаний и повторение.
– Вы молодцы! Успешно справились со своими затруднениями, и можете в повторении на сегодняшнем уроке поставить точку. А что за фигура «точка»? Как вы её представляете? Среди карточек представленных на доске, есть ли «точка»?
– Для карандашей я предлагаю провести разминку. Какое самое простое задание может выполнить карандаш с вашей помощью? (Поставить на бумаге точку.)
– Коснитесь стола кончиками пальцев так, чтобы было похоже на точку.
– Хлопните в ладоши так, будто хлопок – это точка.
– Как правильно отметить точку? (Одним касанием хорошо отточенного карандаша.)
– Откройте тетрадь и поставьте точку так, как только что проговорили.
Учитель вместе с детьми ставит точку мелом на доске.
– Итак, мы отметили… (Точку.)
Повесить карточку на доску рядом с точкой.
·
ТОЧКА
– У вас здорово получилось отметить точку. Посмотрите на неё внимательно. Какие размеры имеет точка? (Точка не имеет размера.)
– Откройте учебник и выполните задание № 1 стр.6.
– Все обвели изображение С. Почему? (Потому что это изображение наиболее точно передаёт смысл понятия «точка» – она не имеет размера. Образ точки – след от хорошо отточенного карандаша.)
– А что нового и необычного вы заметили в задании? (Встретились неизвестные буквы.)
– В математике принято пользоваться буквами латинского алфавита. Что общего в этих буквах? (Они заглавные.)
– В тетрадях обозначьте поставленную вами точку любой буквой латинского алфавита, которая вам понравится. Неважно, какую букву вы выберете, а важно… (Чтобы она была заглавной.)
Учитель на доске дополняет эталон.
– Подпишите то, что вы изобразили. (Точка.)
– Нашему помощнику Карандашу так понравилось отмечать точки, что он отметил на листе одну точку, а рядом ещё одну. Помогите ему в этом.
Учитель на доске мелом, дети – в тетрадях.
АВ
– И никак не мог выбрать Карандаш, какая точка ему больше нравится. Он бегал от одной точки к другой, и обратно, по дорожкам-линиям, которые сам и чертил. Начертите эти линии-дорожки на своих листах.
Учитель чертит на доске, дети – в тетрадях.
В
А
– Посмотрите на линии, которые получились. Как они называются? (Это кривые линии.)
– Тогда, как будет назваться вторая геометрическая фигура на доске? (Кривая линия)
– Бегал-бегал Карандаш по кривым линиям – устал. Пожаловался он Линейке на длинные дорожки, а Линейка ему и говорит: «Я помогу тебе сделать твой путь от точки до точки коротким». Как вы думаете, как линейка помогла Карандашу? (Она помогла соединить две точки и провести отрезок.)
– Как провести отрезок? (Нужно приложить линейку к точкам, прижать к листу и провести по ней прямую линию, соединяющую эти точки.)
Учитель по ходу ответа вывешивает шаги алгоритма на доску (Д−3.4):
– Соедините по линейке красным карандашом точки А и В.
Учитель соединяет точки А и В на доске, а дети – в тетрадях.
В
А
– Назовите ещё раз получившуюся фигуру. (Отрезок.)
– Назовите его концы. (Точки А и В)
– Как будет назваться третья фигура на доске? (Отрезок.)
– А если продолжить отрезок в одну и другую сторону, как будет назваться фигура? (Прямая линия; прямая.)
– Понравилось Карандашу и Линейке строить линии, отрезки, прямые и, расходясь вечером по домам, они начертили ещё много линий. Определите, что это за линии? Выполните № 2 (У), стр.6.
– На вашем пути в стране Геометрия встретилась задача, решите её: № 9(б) стр.7(У)
– Прочитайте задачу.
– Выполните анализ задачи.
По одному с места. Один ученик продолжает ответ другого.
В случае затруднений учащихся в ходе анализа учитель задаёт соответствующие вопросы (см. ниже).
– Что известно в задаче? (Что в школу привезли 22 маленьких и 15 больших парт. Из них 17 парт поставили в первом классе, а остальные – во втором.)
– Что нужно узнать в задаче? (Сколько парт поставили во втором классе.)
– Как ответить на вопрос задачи? (Надо из общего количества привезённых парт вычесть количество парт, поставленных в первый класс, т.к. ищем часть.)
– Можем ли сразу ответить на вопрос задачи? (Нет, т.к. не знаем общего количества парт.)
– А это можем узнать? (Можем, надо сложить количество привезённых парт, т.к. ищем целое.)
– Расскажите план решения задачи. (Первым действием узнаем количество парт, которые привезли в школу, для этого сложим количество маленьких и больших парт – 22 и 25. Затем из полученного числа вычтем 17 – количество парт, которые поставили в первом классе.)
– Запишите решение задачи в тетрадь самостоятельно.
–
Решение:
22 + 15 = 37 (п.) – привезли всего.
37 – 17 = 20 (п.)
Ответ: 20 парт поставили во втором классе.
Поменяйтесь тетрадями, проверьте решение задачи друг у друга.
8. Рефлексия деятельности на уроке.
– Какую цель вы поставили перед собой на уроке? (…)
– Достигли ли вы цели? (...)
– С какими затруднениями вы столкнулись?
– Удалось ли их преодолеть? Как?
– Над чем еще надо поработать?
– Как вы оцениваете свою работу?
– Какие инструменты нам помогали сегодня на уроке? (Ручка, карандаш и линейка)
– Давайте поблагодарим их за помощь, и будем бережно относиться ко всем учебным принадлежностям, ведь так приятно работать чистой линейкой, хорошо отточенным карандашом, не сломанной ручкой. Я думаю, они вам будут благодарны.