Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики по теме «Таблица умножения и деления на 7»»
Тема: «Таблица умножения и деления на 7»
Основные цели:
1) Составить и выучить таблицу умножения и деления на 7.
2) Тренировать умение к использованию знания таблицы умножения и деления на 2 – 6 при решении примеров, задач, уравнений.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования:анализ, сравнение, обобщение.
Демонстрационный материал:
1) загадка для этапа 1:
Нас 7 братьев:
Годами все равны,
А имена разные.
Угадайте, кто мы?
2) изображение дней недели:
3) опорная схема темы урока:
4) задание 1 (приклеено с обратной стороны к картинке с первым человечком):
Составьте из чисел 7, 5 и 35 все возможные равенства.
5) эталон взаимосвязи действий умножения и деления (см. урок 35, часть 2, М-2);
6) задание 2 (приклеено с обратной стороны к картинке со вторым человечком):
Найди значение выражений.
7) задание 2 для этапа 2:
8) задание для пробного действия (приклеено с обратной стороны к картинке с третьим человечком):
8 · 7 =
9) номер задания для этапа 6 (приклеено с обратной стороны к картинке с четвертым человечком):
№ 4, стр. 38
10) образец для самопроверки работы в парах на этапе 6 (мелом на доске):
№ 4 (б), стр. 38
11) номер задания для этапа 7 (приклеено с обратной стороны к картинке с пятым человечком):
№ 2, стр. 38
12) эталон для самопроверки самостоятельной работы на этапе 7:
№ 2, стр. 38
21 = 7 · 3 42 = 7 · 6
7 = 7 · 1 35 = 7 · 5
14 = 7 · 2 49 = 7 · 7
28 = 7 · 4 56 = 7 · 8
13) номер задания для этапа 8 (приклеено с обратной стороны к картинке с шестым человечком):
№ 7, стр. 39
Раздаточный материал:
1) индивидуальные планшетки;
2) квадратная таблица умножения;
3) эталоны к уроку 15 части 3 М-2 из пособия «Построй свою математику»;
4) карточки для самооценки на этапе 9:
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;
2) определение содержательных рамок урока: умножение и деление с числом 7;
3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 1:
Учитель открывает на доске загадку Д-1:
Нас 7 братьев:
Годами все равны,
А имена разные.
Угадайте, кто мы?
Прочитайте загадку.
О чём идет речь? (О днях недели.)
Сколько дней в неделе? (7.)
Учитель открывает на доске изображение дней недели (Д-2):
Вот они, 7 братьев. Вспомните, где ещё встречается число 7? (7 цветов радуги, 7 нот, и т. д.)
Вы догадались, почему они все разного цвета? (Каждый день недели соответствует какому-либо цвету радуги.)
Что интересного в их внешности? (Носик – это номер дня.)
Какие знаки препинания вы увидели, прочитав загадку? (Знак вопроса, точка, двоеточие.)
На какие математические знаки они похожи? (На знак действия умножения и деления.)
Чему будет посвящен сегодняшний урок? (Умножению и делению, связанными с числом 7.)
Учитель открывает на доске опорную схему Д-3:
Как же будет построена работа на уроке? (Мы сначала поймем, что мы еще не знаем, а потом постараемся сами «открыть» новое знание.)
С чего начнем свою работу? (С повторения необходимых знаний.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:
1) актуализировать знание взаимосвязи действий умножения и деления, знание изученных случаев умножения и деления;
2) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;
3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 2:
Вы сказали, что в неделе 7 дней. Я для вас приготовила 7 заданий.
С обратной стороны каждого человечка (дня недели) задание.
1) Актуализация взаимосвязи действий умножения и деления.
Как называется первый день недели? (Понедельник.)
Учитель переворачивает карточку с изображением первого человечка и читает задание №1 (Д-4):
Составьте из чисел 7, 5 и 35 все возможные равенства.
Один из учащихся выполняет задание у доски, остальные учащиеся работают на индивидуальных планшетках Р-1:
5 · 7 = 35
7 · 5 = 35
35 : 5 = 7
35 : 7 = 5
Какими правилами вы воспользовались при составлении первого равенства? (Правилом смысла действия умножения: чтобы получить 35, надо 5 умножить на 7.)
По какому правилу составлено второе равенство? (По переместительному свойству – от перестановки множителей произведение не изменяется.)
По какому правилу составлены оставшиеся равенства? (Если произведение разделить на один из множителей, то получится другой множитель.)
Учитель открывает на доске эталон Д-5.
2) Тренинг вычислительного навыка.
Какой второй день недели? (Вторник.)
Учитель переворачивает карточку с изображением второго человечка и читает второе задание (Д-6):
Найдите значения следующих выражений.
Учитель открывает на доске задание 2 (Д-7):
Посмотрите на выражения. Что в них общего? (Во всех выражениях один их компонентов равен 7.)
Какое выражение лишнее? (Последнее, так как во всех выражениях действие умножение, а в этом выражении – действие сложения.)
Подумайте, как изменить это выражение, чтобы оно подходило ко всей группе? (6 · 7.)
Почему? (Так как 35 это произведение 7 и 5, то если мы возьмем еще раз по 7, то получим произведение чисел 7 и 6.)
Учитель под выражением 35 + 7 записывает выражение 7 · 6.
Найдите значения данных выражений.
С целью экономии времени работу можно организовать фронтально. Учащиеся с места называют ответы, учитель записывает ответы на доску. Получается ряд чисел:
35, 28, 14, 21, 7, 42
Расставьте данные числа в порядке возрастания.
Один из учащихся расставляет числа в нужной последовательности на доске, остальные учащиеся работают на индивидуальных планшетках Р-1.
Что интересного вы заметили? (Числа кратны семи, увеличиваются на 7.)
Что помогло вам быстро выполнить это задание? (Мы эти случаи умножения выучили.)
3) Пробное действие.
Что вы повторили? (Мы повторили взаимосвязь умножения и деления, изученные случаи умножения числа 7.)
Почему я выбрала именно это? (Это нам пригодится для открытия нового знания.)
Что будет дальше на вашем пути? (Задание, в котором будет что-то новое.)
Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.)
Какой следующий день недели после вторника? (Среда.)
Что вы можете сказать об этом дне? (Это середина рабочей недели.)
Вот мы с вами подошли к середине нашей работы.
Учитель переворачивает карточку с изображением третьего человечка и показывает учащимся задание для пробного действия Д-8:
8 · 7 =
Что нужно сделать в этом задании? (Найти произведение чисел 8 и 7.)
Что нового в нем? (Мы не изучали такой случай умножения.)
Сформулируйте тему сегодняшнего урока более точно. (Таблица умножения и деления на 7.)
Запишите произведение данных чисел за 5 секунд.
Учащиеся записывают произведение на индивидуальные планшетки Р-1.
Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось. Кто не выполнил это задание?
Учащиеся поднимают руки.
Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли найти значение данного выражения.)
Кто выполнил это задание?
Учащиеся поднимают руки. Несколько ответов учитель может выписать на доску.
Обоснуйте свое мнение.
Учащиеся в замешательстве, так как таблицей умножения пользоваться было запрещено, а если учащиеся называют по памяти, то ответу учащегося без обоснования доверять нельзя.
Что вы не можете сделать? (Мы не можем обосновать свой ответ.)
Какой следующий шаг на нашем уроке? (Разобраться, в чем у нас затруднение.)
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
выявить место и причину затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3:
Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были найти произведение 8 и 7.)
Что нового в этом задании? (Нужно 7 умножить на 8.)
В чем затруднение? (В поиске произведения.)
Почему же возникло затруднение? (Мы не можем воспользоваться таблицей умножения, а этот случай мы не выучили.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
2) построить план и определить средства достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
Какую цель вы поставите перед собой на уроке? («Открыть» таблицу умножения и деления на 7.)
С каким наибольшим произведением вам известен случай умножения на 7? (7 умножить на 6, будет 42.)
С какого случая вы начнете заполнять таблицу? (7 умножить на 7.)
Как эту таблицу удобнее заполнять? (Присчитыванием по 7.)
Что еще нужно составить. Вспомните, что мы повторили в самом начале урока? (Взаимосвязь умножения и деления.)
Значит, что еще необходимо рассмотреть? (Равенства на основании переместительного свойства, случаи деления.)
Сколько нужно заполнить таблиц? (4.)
Как удобнее их заполнять? (По строчкам.)
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;
2) зафиксировать способы записи выражений на эталоне;
3) организовать фиксацию преодоления затруднения;
4) организовать уточнение общего характера нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 5:
Я предлагаю поработать вам в парах. Нужно ли повторять правила работы в парах?
В случае необходимости актуализируются правила работы в парах.
Откройте учебники на странице 38 и составьте таблицы в парах.
В случае возникновения затруднений учащиеся заполняют таблицы фронтально с комментированием. Вариант комментирования:
Так как 7 умножить на 6 будет 42, то 7 умножить на 7 будет 49. Поэтому 49 разделить на 7 будет 7.
Далее работа комментируется аналогичным образом.
Если учащиеся работали в парах, в данном случае защиту можно провести следующим образом. Учащиеся читают только ответы по столбикам. В случае возникновения расхождений, проводиться коррекционная работа.
Как проверить свое открытие? (Нужно посмотреть в таблицу умножения.)
Проверьте произведения первой таблицы по таблице умножения.
Учащиеся проверяют свои ответы по таблице Р-2.
Итак, сделайте вывод. (Мы все «открыли» правильно, верно составили таблицу умножения и деления на 7.)
Учитель раздает учащимся эталоны Р-3.
Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
Что вы можете теперь делать? (Выполнять деление и умножение на 7.)
Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить новое знание.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
зафиксировать во внешней речи умение выполнять умножение и деление на 7 с помощью отдельной таблицы.
Организация учебного процесса на этапе 6:
1) Фронтальная работа.
Какой следующий день после среды? (Четверг.)
Учитель переворачивает карточку с изображением четвертого человечка и показывает номер задания Д- 9.
№ 4 (а), стр. 38
Найдите № 4 на странице 38.
Выполним вычисления по первому алгоритму.
Учитель заранее выносит первый алгоритм на доску. Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментированием. Вариант комментирования:
Выполняю алгоритм при а равном 0. 0 умножить на 7 будет 0. Задаю вопрос: 0 больше 35? Отвечаю – нет. Значит, прибавляю 5, получаю 5. Записываю 5 в таблицу.
Дальнейшее выполнение задания комментируется аналогично.
2) Работа в парах.
№ 4 (б), стр. 38
Выполните вычисления по второму алгоритму в парах.
Учащиеся выполняют задания в парах с комментированием. Проверка организуется по образцу Д-10.
Проверьте свои результаты.
Кто из вас ошибся?
В чем ошибка?
Исправьте ошибки.
Какой следующий шаг на уроке? (Проверить себя, справимся ли мы самостоятельно.)
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
2) проверить умение находить числа кратные 7.
Организация учебного процесса на этапе 7:
Какую по счету карточку нужно перевернуть? (Карточку номер пять.)
Какой это день недели? (Пятница.)
Учитель переворачивает на доске пятую карточку и показывает номер задания Д-11.
№ 2, стр. 38
Найдите № 2 на этой же странице.
Прочитайте задание.
Что значит, числа кратные 7? (Эти числа делятся на 7.)
Выполните это задание самостоятельно.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу в учебниках. Проверка организуется по эталону Д-12.
Кто из вас ошибся?
В каком случае? (...)
Исправьте ошибку.
Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться.)
Кто не ошибся?
Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) включить новое знание в систему знаний;
2) тренировать умение решать задачи.
Организация учебного процесса на этапе 8:
При выполнении каких заданий нам нужно будет выполнять умножение и деление на 7? (В примерах, в задачах.)
Номер задания для повторения записан на обратной стороне карточки с шестым человечком.
Один из учащихся переворачивает карточку и показывает номер задания Д-13.
№ 7, стр. 39
Найдите № 7 на странице 39.
Прочитайте задание.
Что нужно сделать? (Решить задачу двумя способами.)
Прочитайте задачу.
Один из учащихся вслух читает задачу.
Выполните это задание.
Один учащийся работает у доски, остальные учащиеся выполняют задание в рабочих тетрадях.
Что нужно сделать, чтобы найти общее количество шариков в 6 коробках? (Надо количество шариков в одной коробке умножить на количество коробок.)
Известно ли нам количество шариков в одной коробке? (Нет, знаем лишь, что в каждой коробке 5 жёлтых и 2 синих шариков.)
Запишите выражение и найдите его значение.
Учащийся записывает на доске:
(5 + 2) · 6 = 42 (шт.)
Найдем иной способ решения задачи. Шарики каких цветов были в коробках? (Синие и жёлтые.)
Как на математическом языке мы назовём жёлтые и синие шарики относительно всех шариков, лежащих в коробках? (Жёлтые и синие шарики –это части, а все шарики- это целое.)
К чему сводится решение задачи вторым способом? (К нахождению целого.)
Что нужно сделать, чтобы найти целое? (Надо части сложить.)
Какие у нас части? (Желтые шарики в 6 коробках, синие шарики в 6 коробках.)
Запишите выражение и найдите его значение.
Учащийся записывает на доске:
5 · 6 + 2 · 6 = 42 (шт.)
Какой способ вам показался удобным? Почему?
Несколько учащихся обосновывают удобство каждого способа.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить свою работу и работу класса на уроке;
4) наметить направления будущей учебной деятельности;
3) обсудить домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
Посмотрите на доску, какая карточка осталась не перевернутой? (Седьмая.)
Что это за день недели? (Воскресенье.)
Что это за день? (Это выходной.)
Что вы делаете в воскресенье? (Отдыхаем.)
Пришло время отдохнуть и проанализировать работу на уроке.
Какова была цель сегодняшнего урока? (Составить и выучить таблицу умножения и деления на 7.)
Удалось ли достичь цели?
Где нам пригодятся знания таблицы на уроках математики?
А в жизни нам эти знания пригодятся? Докажите.
Кто из вас смог сам «открыть» новое знание? Докажите.
Кто не смог? Почему?
Посмотрите в свои карточки, тетради. Вспомните, как вы работали на уроке, были ли трудности?
Какой сегодня день недели? Пожалуйста, приготовьте ваш маленький день. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то покажите веселый шарик. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, покажите серьезный шарик. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, покажите грустный шарик.
Учащиеся оценивают себя с помощью карточек Р-4.
Что будете делать дома для того, чтобы эти знания окрепли? (Будем учить таблицу умножения и деления на 7, выполнять задания, …)