Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования:анализ, сравнение, обобщение.
Демонстрационный материал:
1) картинки с изображением насекомых и пауков:
2) задание 1 для этапа 2:
40 : 5 ∙ 4 – 8 7 ∙ 3 + 3 : 5 6 ∙ 4 : 3 + 4
35 : 7 ∙ 5 + 5 36 : 4 ∙ 3 - 9
3) эталон взаимосвязи действий умножения и деления (из урока № 34 – 35, часть 2, М-2);
4) образец для самопроверки самостоятельной работы на этапе 7:
№ 4, стр. 31
Раздаточный материал:
1) индивидуальные планшетки;
2) карточки с заданием для пробного действия:
6 ∙ 8
36 : 6
54 : 6
7 ∙ 6
3) квадратная таблица умножения и деления;
4) эталоны к уроку 12 части 3 М-2 из пособия «Построй свою математику»;
5) «лестница успеха» для самооценки на этапе 9.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;
2) определение содержательных рамок урока: умножение и деление;
3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 1:
Учитель открывает на доске картинки с изображением насекомых Д-1.
Над чем будете работать сегодня, вы сможете сказать, посмотрев на картинки на доске. Кто это? (…)
Как можно назвать этих животных одним словом? (Насекомые.)
Верно, это насекомые, которые просыпаются с приходом весны и многочисленной армией заселяют всё вокруг. Их можно встретить под землёй и в воздухе, в траве и под корой деревьев.
Одно из насекомых – божья коровка – подскажет вам, чем вы будете заниматься на сегодняшнем уроке. Вам лишь надо внимательно посмотреть на неё. (Точки на её крылышках похожи на знаки умножения и деления, значит, мы будем заниматься этой темой.)
Как вы будете узнавать новое? (Мы сначала поймем, что мы еще не знаем, а затем постараемся сами «открыть» новое знание.)
А ещё узнаете что-то о насекомых.
С чего начнем работу на уроке? (С повторения необходимых знаний.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:
1) актуализировать взаимосвязь между умножением и делением, тренировать навыки применения таблицы умножения при выполнении умножения и деления;
2) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;
3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 2:
1) Актуализация изученных случаев умножения и деления на 5, тренинг вычислительного навыка.
Что нужно повторить перед изучением таблицы умножения? (Нужно потренироваться в вычислениях.)
Я согласна с вами и предлагаю вам выполнить устный счет. Игра «Не ошибись!».
Учитель открывает на доске задание 1 (Д-2):
40 : 5 ∙ 4 – 8 7 ∙ 3 + 3 : 5 6 ∙ 4 : 3 + 4
35 : 7 ∙ 5 + 5 36 : 4 ∙ 3 - 9
Найдите значения выражений и запишите только ответы.
Итак, какие ответы вы записали? (24, 6, 12, 30, 18.)
Учитель записывает ответы на доску, в случае выявления ошибок проводится работа над ошибками.
Расположите полученные числа в порядке возрастания. (6, 12, 18, 24, 30.)
Что интересного заметили? (Числа кратны шести, увеличиваются на 6.)
Во сколько раз 6 меньше 30? Во сколько раз 30 больше 6?
Прибавляйте к 30 по 6, пока не получится 60.
Вычитайте из 54 по 6, пока не получится 24.
Придумайте числовые выражения, значения которых равны 24.
Дайте характеристику числа 24. (Натуральное, двузначное, чётное, содержит 2 десятка и 4 единицы, предыдущее 23, последующее – 25, сумма разрядных слагаемых равна 20 + 4, сумма цифр равна 6.)
2) Актуализация взаимосвязи действий умножения и деления.
Составьте все возможные равенства и числами 6, 5, 30.
Один из учащихся составляет равенства у доски, остальные учащиеся работают в рабочих тетрадях или на индивидуальных планшетках.
Каким свойством умножения воспользовались при составлении второго равенства? (Переместительным свойством: при перестановке множителей значение произведения не меняется.)
Какую зависимость надо знать, чтобы записать третье и четвертое равенства? (Зависимость между произведением и множителями.)
Учитель вывешивает на доску эталон Д-5.
3) Пробное действие.
Что вы повторили? (Мы повторили случаи умножения и деления числа 6, потренировались в счете, повторили взаимосвязь действий умножения и деления.)
Почему я выбрала именно это? (Это нам пригодится для открытия нового знания.)
Какое следующее задание я вам предложу? (Задание, в котором будет что-то новое.)
Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.)
Учитель раздает учащимся карточки с заданием для пробного действия Р-2:
6 ∙ 8
36 : 6
54 : 6
7 ∙ 6
Что нужно сделать в этом задании? (Найти значения выражений.)
Что нового в нем? (В данных выражениях случаи умножения и деления на 6.)
Запишите значения данных выражений за 1 минуту.
Учащиеся выполняют пробное действие на индивидуальных планшетках. При этом учащиеся могут пользоваться квадратной таблицей умножения Р-3. Однако учитель строго ограничивает учащихся во времени выполнения задания.
Итак, проверьте свои ответы.
Учитель записывает на доску правильные ответы.
Кто не смог получить правильные ответы или не успел выполнить?
Вероятнее всего большинство учащихся не успеют выполнить это задание за отведенное время, либо допустят ошибки.
Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли найти значения данных выражений.)
Что необходимо сделать? (Остановиться и подумать.)
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
выявить место и причину затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3:
Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были найти значения выражений, в которых даны случаи умножения и деления на 6.)
Каким способом вы пытались воспользоваться? (Мы пытались воспользоваться таблицей умножения и деления.)
В чем затруднение? (Требуется много времени.)
Почему же возникло затруднение? (В нашей таблице не все случаи умножения и деления на 6.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
2) построить план и определить средства достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Составить таблицу умножения и деления на 6.)
Сформулируйте тему урока? (Таблица умножения и деления на 6.)
Учитель записывает или открывает тему на доске.
Может быть, кто-то из вас догадался, почему именно с образов насекомых начали сегодняшний урок. (…)
Верно. Одной из характерных отличий всех насекомых – три пары ног, поэтому насекомых часто зовут «шестиногими».
Что поможет вам составить таблицу? (Переместительное свойство умножения, взаимосвязь компонентов действия умножения.)
Как вы будете составлять таблицу? (Мы начнем составлять таблицу со случая 6 умножить на 6, заполнять будем, присчитывая по 6, заполнять будем по строчкам, применяя правила.)
Учитель может зафиксировать план на доске.
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;
2) зафиксировать способы записи выражений на эталоне;
3) организовать фиксацию преодоления затруднения;
4) организовать уточнение общего характера нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 5:
Я предлагаю поработать вам в парах.
В случае необходимости актуализируются правила работы в парах.
Составьте таблицу умножения и деления на 6 в учебнике на странице 31 в парах.
Учащиеся в парах составляют таблицу в учебниках. В случае возникновения затруднений учитель организует фронтальную работу. Учащиеся с места комментируют. Вариант комментирования:
Так как 6 умножить на 5 будет 30, то 6 умножить на 6 будет 36, так как к 30 прибавить 6 будет 36. Поэтому 36 разделить на 6 будет 6.
Далее работа комментируется аналогичным образом.
Если учащиеся работали в парах, в данном случае защиту можно провести следующим образом. Учащиеся читают только ответы по столбикам. В случае возникновения расхождений, проводиться коррекционная работа.
Как проверить свое открытие? (Нужно посмотреть в таблицу умножения.)
Проверьте произведения первой таблицы по таблице умножения.
Учащиеся проверяют свои ответы по таблице Р-2.
Сделайте вывод. (Мы верно составили таблицу умножения и деления на 6.)
Учитель раздает учащимся эталоны Р-4.
Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
Что вы можете теперь делать? (Решать примеры на умножение и деление на 6.)
Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить новое знание.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
зафиксировать во внешней речи умение выполнять умножение и деление на 6 с помощью отдельной таблицей.
Организация учебного процесса на этапе 6:
1) Фронтальная работа.
Что нужно сделать теперь? (Постараться запомнить таблицу умножения и деления на 6.)
№ 2, стр. 31
Для начала еще раз вспомните, что, значит, найти кратное? (Это, значит, найти число, которое делится на данное число.)
Выполняйте.
Учащиеся по цепочке называют число, определяют, является число кратным числу 6 или нет.
А теперь попытайтесь по памяти, без таблицы решить несколько примеров. Цепочкой задавайте друг другу примеры из таблицы умножения и деления на 6.
Где вам пригодится знание таблицы умножения? (При решении уравнений, задач, примеров…)
№ 4 (3 ст.), стр. 31
Что надо вспомнить перед выполнением этого задания? (Порядок действий в выражениях со скобками.)
Каков этот порядок? (В выражениях без скобок, содержащих все виды арифметических действий, выполняются сначала умножение и деление, затем сложение и вычитание.)
Решим эти примеры.
Учитель заранее выносит задание на доску, учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментированием.
Какой следующий шаг на уроке? (Проверить себя, справимся ли мы самостоятельно.)
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
2) проверить умение решать примеры на умножение и деление числа 6.
Организация учебного процесса на этапе 7:
№ 4 (2 ст.), стр. 31
Выполните второй столбик в № 4 самостоятельно.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу в учебниках. Проверка организуется по образцу Д-4.
Кто из вас ошибся?
В каком случае? (...)
Исправьте ошибку.
Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться.)
Кто не ошибся?
Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) включить новое знание в систему знаний;
2) тренировать умение решать задачи.
Организация учебного процесса на этапе 8:
При выполнении, каких заданий вы можете использовать знание таблицы умножения и деления? (В решении примеров, уравнений, задач.)
Я предлагаю вам потренироваться в решении задач.
№ 6, стр. 31
Найдите № 6 на странице 31.
Прочитайте задачу.
Один из учащихся читает задачу вслух.
Заполните схему к задаче.
Учитель заранее выносит схему на доску, один из учащихся заполняет схему на доске:
Что требуется узнать в задаче? (Все количество заготовленного на зиму варенья.)
Можете ли вы ответить на вопрос задачи сразу? (Нет, не знаем количество вишневого и клубничного варенья.)
По какому плану вы будете решать задачу? (Сначала найдём количество вишневого варенья, затем количество клубничного варенья, затем ответим на вопрос задачи.)
Запишите решение задачи.
Один из учащихся записывает решение задачи у доски без комментирования, остальные учащиеся работают самостоятельно в рабочих тетрадях:
1) 6 · 2 = 12 (б.) – вишневого варенья
2) 12 – 4 = 8 (б.) – клубничного варенья
3) 6 + 12 + 8 = 26 (б.)
Ответ: всего 26 банок варенья.
Итак, какие ответы вы получили?
В случае выявления ошибок проводится работа над ошибками.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить свою работу и работу класса на уроке;
4) наметить направления будущей учебной деятельности;
3) обсудить домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
Какую цель вы перед собой ставили? (Составить таблицу умножения и деления на 6.)
Удалось ли достичь цели?
О каком основном отличительном признаке насекомых вы узнали на сегодняшнем уроке? (У насекомых 6 ног.)
Тогда вы сможете найти на доске животное не являющееся насекомым. Кто это? (Это паук, т.к. у него 8 ног.)
Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Положите перед собой «лестницу успеха». Покажите, на какой ступеньке вы находитесь в конце урока. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то поставьте себя на верхнюю ступеньку. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, поставьте себя на среднюю ступеньку. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, поставьте себя на нижнюю ступеньку.
Учащиеся оценивают себя с помощью лестницы успеха Р-5. Учитель проводит рефлексию оценивания учащихся.
Далее идет обсуждение домашнего задания.
Домашнее задание:
выучить таблицу умножения и деления на 6, № 5, стр. 31;