Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования:анализ, сравнение, обобщение.
Демонстрационный материал:
1) образец выполнения математического диктанта на этапе 2, с обратной стороны надпись «Узнай сказку»:
4, 8, 12, 16, 20.
2) точки с цифрами для продолжения числовой закономерности (мелом на доске):
3) переместительное свойство умножения;
4) эталон смысла действия деления;
5) картинка с изображением топора:
6) задание для пробного действия:
4 · 6
8 · 4
28 : 4
7) образец для самопроверки работы в парах на этапе 6:
4 · 5 = 20 36 : 9 = 4
8 · 4 = 32 16 : 4 = 4
8) образец для самопроверки самостоятельной работы на этапе 7:
4 · 9 = 36 32 : 4 = 8
6 · 4 = 24 28 : 7 = 4
9) картинка с изображением серебряных туфелек:
Раздаточный материал:
1) индивидуальные планшетки;
2) квадратные таблицы умножения и деления;
3) эталоны к уроку 5 части 3 М-2 из пособия «Построй свою математику»;
4) карточки с заданием для работы в парах на этапе 6:
4 · 5 = 36 : 9 =
8 · 4 = 16 : 4 =
5) карточки с заданием для самостоятельной работы на этапе 7:
4 · 9 = 32 : 4 =
6 · 4 = 28 : 7 =
6) «лестница успеха» из трех ступенек для самооценки на этапе 9.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;
2) определение содержательных рамок урока: умножение и деление;
3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 1:
Какую тему вы изучали на предыдущих уроках? (Уравнения.)
Разве до этих уроков вы не умели решать уравнения? Или эти уравнения чем-то отличаются от предыдущих? (Раньше мы решали уравнения на сложение и вычитание, теперь познакомились с решением уравнений на умножение и деление.)
Нравится ли вам решать уравнения? Как вы справляетесь с этим видом заданий? (…)
Итак, понравившимися вам уравнениями стали уравнения на умножение и деление. И сегодня на уроке вы расширите свои знания, связанные с умножением и делением.
И, как всегда, на уроке вас ждёт что-то интересное. Хотите узнать что? (…)
Как же будет построена работа на уроке? (Мы сначала сами поймем, что мы еще не знаем, а затем постараемся сами «открыть» новое знание.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:
1) актуализировать взаимосвязь между умножением и делением, тренировать навыки применения таблицы умножения при выполнении умножения и деления;
2) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;
3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 2:
1) Актуализация изученных случаев умножения и деления на 4, тренинг вычислительного навыка.
Тогда выполните следующее задание. Записывайте только ответы.
Учащиеся работают на индивидуальных планшетках Р-1.
▫ На сколько 35 меньше 39?
▫ На сколько 60 больше 52?
▫ Я задумала число, увеличила его на 9, получила 21. Какое число я задумала?
▫ Я задумала число, уменьшила его на 9, получила 7. Какое число я задумала?
Поднимите руку, у кого верные ответы. Поставьте себе «+».
В случае выявления большого числа ошибившихся, проводиться подробный разбор ошибок. После этого учитель переворачивает образец обратной стороной.
Теперь самое время узнать, что еще интересного вас ждёт на уроке. (Узнай сказку.)
Вам предстоит угадать какую-то сказку. Это будет по ходу урока, а сейчас посмотрите на ответы. Что вы замечаете? (Это счёт четверками – числа увеличиваются на 4.)
Посчитайте хором четверками от 4 до 20. (…)
Учитель открывает на доске точки с числами Д-2:
Продолжите счет четверками от 20 до 44, соединяя соответствующие точки на доске.
Один из учащихся работает у доски.
Что получилось? (Шляпа.)
Я думаю, что это подсказка к сказке. Это, наверное, шляпа одного из героев сказки. Как вы думаете, кто мог ее носить? (…)
Наверное, все перечисленные вами герои могли носить такую шляпу. Я надеюсь, что в ходе урока вы раздобудете другие подсказки для сказки.
А теперь попробуйте посчитать, отнимая от 40 по 4, пока не получится 24. (40, 36, 32, 28, 24.)
Составьте все возможные равенства с числами 4, 32, 8.
Один из учащихся составляет равенства у доски:
8 · 4 = 32
4 · 8 = 32
32 : 8 = 4
32 : 4 = 8
Это все равенства, которые можно составить.
Какими правилами вы пользовались при составлении равенств? (Переместительным свойством умножения, правило действия деления, …)
Учитель вывешивает на доску эталоны Д-3 и Д-4, затем картинку с изображением топора Д-5.
Что изображено на рисунке? (Топор.)
Шляпа, топор,… Что же это за сказка? (…)
Правильность ваших предположений проверите в ходе урока.
2) Пробное действие.
Что вы повторили? (Мы повторили случаи умножения и деления числа 4, потренировались в счете.)
Почему я выбрала именно это? (Это нам пригодится для открытия нового знания.)
Какое следующее задание я вам предложу? (Задание, в котором будет что-то новое.)
Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.)
Учитель открывает на доске задание для пробного действия Д-6:
4 · 6
8 · 4
28 : 4
Что нужно сделать в этом задании? (Найти значения выражений.)
Что нового в нем? (В данных выражениях случаи умножения и деления на 4.)
Запишите значения данных выражений за 1 минуту.
Учащиеся выполняют пробное действие на индивидуальных планшетках. Учитель строго ограничивает учащихся во времени выполнения задания.
Итак, проверьте свои ответы.
Учитель записывает на доску правильные ответы.
Кто не смог получить правильные ответы?
В данном случае при выполнении пробного действия учащиеся могли пользоваться таблицей умножения и деления. Но так как учитель ограничил время, отведенное на выполнение задания, учащиеся не успеют найти значения всех выражений, либо допустят ошибки.
Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли найти значения данных выражений.)
Какой следующий шаг на уроке? (Разобраться, в чем у нас затруднение.)
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
выявить место и причину затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3:
Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были найти значения выражений.)
Каким способом вы пытались воспользоваться? (Мы пытались воспользоваться таблицей умножения и деления.)
В чем затруднение? (Требуется много времени.)
Почему же возникло затруднение? (У нас не построена таблица умножения и деления на 4.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
2) построить план и определить средства достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Построить таблицу умножения и деления на 4.)
А как же выучить таблицу? (Эту цель мы поставим перед собой дома.)
Что поможет вам составить таблицу? (Переместительное свойство умножения, правило действия деления.)
Как вы будете составлять таблицу? (Мы начнем составлять таблицу, начиная со случая 4 умножить на 4, заполнять будем, присчитывая по 4, заполнять будем по строчкам, применяя правила.)
Учитель может зафиксировать план на доске.
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;
2) зафиксировать способы записи выражений на эталоне;
3) организовать фиксацию преодоления затруднения;
4) организовать уточнение общего характера нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 5:
Я предлагаю поработать вам в парах. Как должны работать пара, чтобы не мешать другим парам? (Нужно стараться говорить в полголоса, не спорить, не кричать.)
В случае необходимости актуализируются другие правила работы в парах.
Составьте таблицу умножения и деления на 4 в учебнике на странице 12 в парах.
Учащиеся в парах составляют таблицу в учебниках. В случае возникновения затруднений учитель организует фронтальную работу. Учащиеся с места комментируют. Вариант комментирования:
Так как 4 умножить на 3 будет 12, то 4 умножить на 4 будет 16, так как к 12 прибавить 4 будет 16. Поэтому 16 разделить на 4 будет 4.
Далее работа комментируется аналогичным образом.
Если учащиеся работали в парах, в данном случае защиту можно провести следующим образом. Учащиеся читают только ответы по столбикам. В случае возникновения расхождений, проводиться коррекционная работа.
Как проверить свое открытие? (Нужно посмотреть в таблицу умножения.)
Проверьте произведения первой таблицы по таблице умножения.
Учащиеся проверяют свои ответы по таблице Р-2.
Сделайте вывод. (Мы, верно, составили таблицу умножения и деления на 4.)
Учитель раздает учащимся эталоны Р-3.
Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
Что вы можете теперь делать? (Находить значения выражений, содержащих умножение и деление на 4.)
Какой следующий шаг на уроке? (Потренироваться в применении составленной таблицы.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
зафиксировать во внешней речи умение выполнять умножение и деление на 4 с помощью отдельной таблицей.
Организация учебного процесса на этапе 6:
1) Фронтальная работа.
Что нужно сделать теперь? (Постараться запомнить таблицу умножения и деления на 4.)
Прочитайте составленную таблицу на 4 хором и постарайтесь запомнить.
№ 2 (1 ст.), стр. 12
Найдите № 2 на странице 12.
Прежде, чем приступить к его выполнению, вспомните, какие действия в примерах на все виды действий выполняются первыми? (Сначала умножение и деление, потом сложение и вычитание.)
Проставьте порядок действий. Выполняя вычисления, запишите промежуточные ответы под действиями (под дугой).
Решите примеры первого столбика.
Учитель заранее выносит первый столбик на доску. Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментированием. Вариант комментирования:
Сначала нахожу произведение 4 и 8. 4 умножить на 8 будет 32. Затем нахожу произведение 5 и 4. 5 умножить на 4 будет 20. После этого нахожу разность 32 и 20. 32 вычесть 20 будет 12. Записываю ответ 12.
Дальнейшее выполнение задания комментируется аналогично.
2) Работа в парах.
У
4 · 5 = 36 : 9 =
8 · 4 = 16 : 4 =
читель раздает учащимся карточки с заданием для работы в парах Р-4:
Решите данные примеры в парах.
Учащиеся выполняют задания в парах с комментированием. Проверка организуется по образцу Д-7.
Проверьте свои результаты.
Кто из вас ошибся?
В чем ошибка?
Исправьте ошибки.
Какой следующий шаг на уроке? (Проверить себя, справимся ли мы самостоятельно.)
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
2) проверить умение решать примеры на умножение и деление числа 4.
Организация учебного процесса на этапе 7:
Учитель раздает учащимся карточки с заданием для самостоятельной работы Р-5:
4 · 9 = 32 : 4 =
6 · 4 = 28 : 7 =
Решите данные уравнения самостоятельно.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу на карточках Р-5. Проверка организуется по образцу Д-8.
Кто из вас ошибся?
В каком случае? (...)
Исправьте ошибку.
Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться.)
Кто не ошибся?
Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)
Вы заслужили третью подсказку.
Учитель вывешивает на доску картинку с серебряными башмачками Д-9.
Есть версии по поводу сказки? (…)
Проверим чуть позже.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) включить новое знание в систему знаний;
2) тренировать умение решать задачи.
Организация учебного процесса на этапе 8:
Где вам может пригодиться знание таблицы умножения и деления на 4? (…)
При выполнении, каких заданий? (В решении примеров, уравнений, задач.)
Я предлагаю вам потренироваться в решении задач.
№ 4 (а), стр. 12
Найдите № 4 (а) на странице 12.
Прочитайте задачу.
Что известно? Что надо узнать?
Что обозначает на схеме весь отрезок? (Общее количество страниц в книге.)
Что обозначают части отрезка? (Количество страниц, которые Олег прочитал, и которое ему осталось прочитать.)
Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
Запишите решение задачи.
Один из учащихся записывает решение задачи на доске.
Посмотрите на картинку. Как Олег читает книгу? Можно ли так читать? Почему? (…)
№ 9, стр. 13
И, наконец, вы получите четвёртую подсказку к сказке. С ее помощью вы точно определите, какую сказку вам надо разгадать. Для этого выполним № 9 на странице 13.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание в учебнике.
Имя доброй волшебницы … (Виллина).
Назовите сказку. (А. Волков «Волшебник изумрудного города».)
Кому же принадлежали предметы, которые помогали вам угадать сказку? (Шляпа – Страшиле, топор – Дровосеку, серебряные башмачки – девочке Элли.)
Это очень интересная сказка о девочке Элли и ее друзьях. Сказка о мудрости, дружбе, храбрости, готовности придти на помощь друг другу. Кому не приходилось читать ее, обязательно прочитайте.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить свою работу и работу класса на уроке;
4) наметить направления будущей учебной деятельности;
3) обсудить домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
Какую цель вы перед собой ставили? (Составить таблицу умножения и деления на 4.)
Удалось ли достичь цели?
Кто из вас смог сам «открыть» новое знание? Докажите.
Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Положите перед собой «лестницу успеха». Покажите, на какой ступеньке вы находитесь в конце урока. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то поставьте себя на верхнюю ступеньку. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, поставьте себя на среднюю ступеньку. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, поставьте себя на нижнюю ступеньку.
Учащиеся оценивают себя с помощью лестницы успеха Р-6.
Поставьте перед собой цель сегодняшней домашней работы. (Выучить наизусть таблицу умножения и деления на 4.)
Далее идет обсуждение домашнего задания.
Домашнее задание:
выучить таблицу умножения и деления на 4, № 3, стр. 12;