kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока математики по теме «Таблица умножения и деления на 4».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок поможет сформировать умение составлять таблицу умножения и деления на примере составления таблицы на 4

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики по теме «Таблица умножения и деления на 4».»

Тема: «Таблица умножения и деления на 4».

Основные цели:

1) формировать умение составлять таблицу умножения и деления на примере составления таблицы на 4;

2) тренировать вычислительный навык, умение решать текстовые задачи.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение.

Демонстрационный материал:

1) образец выполнения математического диктанта на этапе 2, с обратной стороны надпись «Узнай сказку»:

4, 8, 12, 16, 20.



2) точки с цифрами для продолжения числовой закономерности (мелом на доске):







3) переместительное свойство умножения;

4) эталон смысла действия деления;

5) картинка с изображением топора:






6) задание для пробного действия:

4 · 6

8 · 4

28 : 4





7) образец для самопроверки работы в парах на этапе 6:

4 · 5 = 20 36 : 9 = 4

8 · 4 = 32 16 : 4 = 4




8) образец для самопроверки самостоятельной работы на этапе 7:

4 · 9 = 36 32 : 4 = 8

6 · 4 = 24 28 : 7 = 4




9) картинка с изображением серебряных туфелек:







Раздаточный материал:

1) индивидуальные планшетки;

2) квадратные таблицы умножения и деления;

3) эталоны к уроку 5 части 3 М-2 из пособия «Построй свою математику»;

4) карточки с заданием для работы в парах на этапе 6:

4 · 5 = 36 : 9 =

8 · 4 = 16 : 4 =




5) карточки с заданием для самостоятельной работы на этапе 7:

4 · 9 = 32 : 4 =

6 · 4 = 28 : 7 =




6) «лестница успеха» из трех ступенек для самооценки на этапе 9.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;

2) определение содержательных рамок урока: умножение и деление;

3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 1:

  • Какую тему вы изучали на предыдущих уроках? (Уравнения.)

  • Разве до этих уроков вы не умели решать уравнения? Или эти уравнения чем-то отличаются от предыдущих? (Раньше мы решали уравнения на сложение и вычитание, теперь познакомились с решением уравнений на умножение и деление.)

  • Нравится ли вам решать уравнения? Как вы справляетесь с этим видом заданий? (…)

  • Итак, понравившимися вам уравнениями стали уравнения на умножение и деление. И сегодня на уроке вы расширите свои знания, связанные с умножением и делением.

  • И, как всегда, на уроке вас ждёт что-то интересное. Хотите узнать что? (…)

  • Как же будет построена работа на уроке? (Мы сначала сами поймем, что мы еще не знаем, а затем постараемся сами «открыть» новое знание.)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель:

1) актуализировать взаимосвязь между умножением и делением, тренировать навыки применения таблицы умножения при выполнении умножения и деления;

2) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;

3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

Организация учебного процесса на этапе 2:

1) Актуализация изученных случаев умножения и деления на 4, тренинг вычислительного навыка.

  • Тогда выполните следующее задание. Записывайте только ответы.

Учащиеся работают на индивидуальных планшетках Р-1.

▫ На сколько 35 меньше 39?

▫ На сколько 60 больше 52?

▫ Я задумала число, увеличила его на 9, получила 21. Какое число я задумала?

▫ Я задумала число, уменьшила его на 9, получила 7. Какое число я задумала?

▫ Уменьшаемое 400, вычитаемое 380. Найдите разность.

  • Проверьте ответы.

Учитель открывает на доске образец Д-1:

4, 8, 12, 16, 20.



  • Поднимите руку, у кого верные ответы. Поставьте себе «+».

В случае выявления большого числа ошибившихся, проводиться подробный разбор ошибок. После этого учитель переворачивает образец обратной стороной.

  • Теперь самое время узнать, что еще интересного вас ждёт на уроке. (Узнай сказку.)

  • Вам предстоит угадать какую-то сказку. Это будет по ходу урока, а сейчас посмотрите на ответы. Что вы замечаете? (Это счёт четверками – числа увеличиваются на 4.)

  • Посчитайте хором четверками от 4 до 20. (…)

Учитель открывает на доске точки с числами Д-2:







  • Продолжите счет четверками от 20 до 44, соединяя соответствующие точки на доске.

Один из учащихся работает у доски.

  • Что получилось? (Шляпа.)

  • Я думаю, что это подсказка к сказке. Это, наверное, шляпа одного из героев сказки. Как вы думаете, кто мог ее носить? (…)

  • Наверное, все перечисленные вами герои могли носить такую шляпу. Я надеюсь, что в ходе урока вы раздобудете другие подсказки для сказки.

  • А теперь попробуйте посчитать, отнимая от 40 по 4, пока не получится 24. (40, 36, 32, 28, 24.)

  • Составьте все возможные равенства с числами 4, 32, 8.

Один из учащихся составляет равенства у доски:

8 · 4 = 32

4 · 8 = 32

32 : 8 = 4

32 : 4 = 8






  • Это все равенства, которые можно составить.

  • Какими правилами вы пользовались при составлении равенств? (Переместительным свойством умножения, правило действия деления, …)

Учитель вывешивает на доску эталоны Д-3 и Д-4, затем картинку с изображением топора Д-5.

  • Что изображено на рисунке? (Топор.)

  • Шляпа, топор,… Что же это за сказка? (…)

  • Правильность ваших предположений проверите в ходе урока.

2) Пробное действие.

  • Что вы повторили? (Мы повторили случаи умножения и деления числа 4, потренировались в счете.)

  • Почему я выбрала именно это? (Это нам пригодится для открытия нового знания.)

  • Какое следующее задание я вам предложу? (Задание, в котором будет что-то новое.)

  • Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.)

Учитель открывает на доске задание для пробного действия Д-6:


4 · 6

8 · 4

28 : 4





  • Что нужно сделать в этом задании? (Найти значения выражений.)

  • Что нового в нем? (В данных выражениях случаи умножения и деления на 4.)

  • Запишите значения данных выражений за 1 минуту.

Учащиеся выполняют пробное действие на индивидуальных планшетках. Учитель строго ограничивает учащихся во времени выполнения задания.

  • Итак, проверьте свои ответы.

Учитель записывает на доску правильные ответы.

  • Кто не смог получить правильные ответы?

В данном случае при выполнении пробного действия учащиеся могли пользоваться таблицей умножения и деления. Но так как учитель ограничил время, отведенное на выполнение задания, учащиеся не успеют найти значения всех выражений, либо допустят ошибки.

  • Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли найти значения данных выражений.)

  • Какой следующий шаг на уроке? (Разобраться, в чем у нас затруднение.)

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

выявить место и причину затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 3:

  • Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были найти значения выражений.)

  • Каким способом вы пытались воспользоваться? (Мы пытались воспользоваться таблицей умножения и деления.)

  • В чем затруднение? (Требуется много времени.)

  • Почему же возникло затруднение? (У нас не построена таблица умножения и деления на 4.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;

2) построить план и определить средства достижения цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:

  • Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Построить таблицу умножения и деления на 4.)

  • А как же выучить таблицу? (Эту цель мы поставим перед собой дома.)

  • Что поможет вам составить таблицу? (Переместительное свойство умножения, правило действия деления.)

  • Как вы будете составлять таблицу? (Мы начнем составлять таблицу, начиная со случая 4 умножить на 4, заполнять будем, присчитывая по 4, заполнять будем по строчкам, применяя правила.)

Учитель может зафиксировать план на доске.

5. Реализация построенного проекта.

Цель:

1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;

2) зафиксировать способы записи выражений на эталоне;

3) организовать фиксацию преодоления затруднения;

4) организовать уточнение общего характера нового знания.

Организация учебного процесса на этапе 5:

  • Я предлагаю поработать вам в парах. Как должны работать пара, чтобы не мешать другим парам? (Нужно стараться говорить в полголоса, не спорить, не кричать.)

В случае необходимости актуализируются другие правила работы в парах.

  • Составьте таблицу умножения и деления на 4 в учебнике на странице 12 в парах.

Учащиеся в парах составляют таблицу в учебниках. В случае возникновения затруднений учитель организует фронтальную работу. Учащиеся с места комментируют. Вариант комментирования:

Так как 4 умножить на 3 будет 12, то 4 умножить на 4 будет 16, так как к 12 прибавить 4 будет 16. Поэтому 16 разделить на 4 будет 4.

Далее работа комментируется аналогичным образом.

Если учащиеся работали в парах, в данном случае защиту можно провести следующим образом. Учащиеся читают только ответы по столбикам. В случае возникновения расхождений, проводиться коррекционная работа.

  • Как проверить свое открытие? (Нужно посмотреть в таблицу умножения.)

  • Проверьте произведения первой таблицы по таблице умножения.

Учащиеся проверяют свои ответы по таблице Р-2.

  • Сделайте вывод. (Мы, верно, составили таблицу умножения и деления на 4.)

Учитель раздает учащимся эталоны Р-3.

  • Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)

  • Что вы можете теперь делать? (Находить значения выражений, содержащих умножение и деление на 4.)

  • Какой следующий шаг на уроке? (Потренироваться в применении составленной таблицы.)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

зафиксировать во внешней речи умение выполнять умножение и деление на 4 с помощью отдельной таблицей.

Организация учебного процесса на этапе 6:

1) Фронтальная работа.

  • Что нужно сделать теперь? (Постараться запомнить таблицу умножения и деления на 4.)

  • Прочитайте составленную таблицу на 4 хором и постарайтесь запомнить.

2 (1 ст.), стр. 12

  • Найдите 2 на странице 12.

  • Прежде, чем приступить к его выполнению, вспомните, какие действия в примерах на все виды действий выполняются первыми? (Сначала умножение и деление, потом сложение и вычитание.)

  • Проставьте порядок действий. Выполняя вычисления, запишите промежуточные ответы под действиями (под дугой).

  • Решите примеры первого столбика.

Учитель заранее выносит первый столбик на доску. Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментированием. Вариант комментирования:

Сначала нахожу произведение 4 и 8. 4 умножить на 8 будет 32. Затем нахожу произведение 5 и 4. 5 умножить на 4 будет 20. После этого нахожу разность 32 и 20. 32 вычесть 20 будет 12. Записываю ответ 12.

Дальнейшее выполнение задания комментируется аналогично.

2) Работа в парах.

У

4 · 5 = 36 : 9 =

8 · 4 = 16 : 4 =

читель раздает учащимся карточки с заданием для работы в парах Р-4:


  • Решите данные примеры в парах.

Учащиеся выполняют задания в парах с комментированием. Проверка организуется по образцу Д-7.

  • Проверьте свои результаты.

  • Кто из вас ошибся?

  • В чем ошибка?

  • Исправьте ошибки.

  • Какой следующий шаг на уроке? (Проверить себя, справимся ли мы самостоятельно.)

7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Цель:

1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

2) проверить умение решать примеры на умножение и деление числа 4.

Организация учебного процесса на этапе 7:

Учитель раздает учащимся карточки с заданием для самостоятельной работы Р-5:

4 · 9 = 32 : 4 =

6 · 4 = 28 : 7 =




  • Решите данные уравнения самостоятельно.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу на карточках Р-5. Проверка организуется по образцу Д-8.

    • Кто из вас ошибся?

    • В каком случае? (...)

    • Исправьте ошибку.

    • Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться.)

    • Кто не ошибся?

    • Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)

    • Вы заслужили третью подсказку.

Учитель вывешивает на доску картинку с серебряными башмачками Д-9.

  • Есть версии по поводу сказки? (…)

  • Проверим чуть позже.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1) включить новое знание в систему знаний;

2) тренировать умение решать задачи.

Организация учебного процесса на этапе 8:

  • Где вам может пригодиться знание таблицы умножения и деления на 4? (…)

  • При выполнении, каких заданий? (В решении примеров, уравнений, задач.)

  • Я предлагаю вам потренироваться в решении задач.

4 (а), стр. 12

  • Найдите 4 (а) на странице 12.

  • Прочитайте задачу.

  • Что известно? Что надо узнать?

  • Что обозначает на схеме весь отрезок? (Общее количество страниц в книге.)

  • Что обозначают части отрезка? (Количество страниц, которые Олег прочитал, и которое ему осталось прочитать.)

  • Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? Почему?

  • Запишите решение задачи.

Один из учащихся записывает решение задачи на доске.

  • Посмотрите на картинку. Как Олег читает книгу? Можно ли так читать? Почему? (…)

9, стр. 13

  • И, наконец, вы получите четвёртую подсказку к сказке. С ее помощью вы точно определите, какую сказку вам надо разгадать. Для этого выполним 9 на странице 13.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание в учебнике.

  • Имя доброй волшебницы … (Виллина).

  • Назовите сказку. (А. Волков «Волшебник изумрудного города».)

  • Кому же принадлежали предметы, которые помогали вам угадать сказку? (Шляпа – Страшиле, топор – Дровосеку, серебряные башмачки – девочке Элли.)

  • Это очень интересная сказка о девочке Элли и ее друзьях. Сказка о мудрости, дружбе, храбрости, готовности придти на помощь друг другу. Кому не приходилось читать ее, обязательно прочитайте.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) оценить свою работу и работу класса на уроке;

4) наметить направления будущей учебной деятельности;

3) обсудить домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 9:

  • Какую цель вы перед собой ставили? (Составить таблицу умножения и деления на 4.)

  • Удалось ли достичь цели?

  • Кто из вас смог сам «открыть» новое знание? Докажите.

  • Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Положите перед собой «лестницу успеха». Покажите, на какой ступеньке вы находитесь в конце урока. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то поставьте себя на верхнюю ступеньку. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, поставьте себя на среднюю ступеньку. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, поставьте себя на нижнюю ступеньку.

Учащиеся оценивают себя с помощью лестницы успеха Р-6.

  • Поставьте перед собой цель сегодняшней домашней работы. (Выучить наизусть таблицу умножения и деления на 4.)

Далее идет обсуждение домашнего задания.

Домашнее задание:

выучить таблицу умножения и деления на 4, 3, стр. 12;

☺ № 10*, стр. 13


7




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока математики по теме «Таблица умножения и деления на 4».

Автор: Кука Виктория Евгеньевна

Дата: 13.03.2019

Номер свидетельства: 502828

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока по математике на тему: "Умножение и деление числа 4" "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-po-matiematikie-na-tiemu-umnozhieniie-i-dielieniie-chisla-4"
    ["file_id"] => string(6) "211834"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431690250"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока на тему "Таблица умножения и деления в пределах 5.""
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekturokanatiemutablitsaumnozhieniiaidielieniiavpriedielakh5"
    ["file_id"] => string(6) "283849"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453893344"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Конспект урока математики по теме «Умножение и деление трехзначного числа на однозначное» "
    ["seo_title"] => string(104) "konspiekt-uroka-matiematiki-po-tiemie-umnozhieniie-i-dielieniie-triekhznachnogho-chisla-na-odnoznachnoie"
    ["file_id"] => string(6) "109769"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405006300"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Конспект урока по математики .Тема: «Табличное умножение и деление чисел»"
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekturokapomatiematikitiematablichnoieumnozhieniieidielieniiechisiel"
    ["file_id"] => string(6) "310367"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459005743"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока  математики в 3 классе по теме " Письменные приёмы умножения" "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-matiematiki-v-3-klassie-po-tiemie-pis-miennyie-priiomy-umnozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "111134"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407135617"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства