Конспект урока математики по теме «Решение уравнений»
Конспект урока математики по теме «Решение уравнений»
Данный урок поможет сформировать у учащихся способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксации собственных затруднений в деятельности, выявлению их причин, построению и реализации проекта выхода из затруднения и т.д.)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики по теме «Решение уравнений»»
Тема: «Решение уравнений».
Основные цели:
1) формировать у учащихся способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксации собственных затруднений в деятельности, выявлению их причин, построению и реализации проекта выхода из затруднения и т.д.);
2) тренировать умение решать уравнения на умножение и деление;
3) эталоны решения уравнений на умножение и деление (из урока № 1, часть 3, М-2).
Раздаточный материал:
1) алгоритм исправления ошибок, принятый в данном классе;
2) самостоятельная работа № 1:
3) образец для самопроверки самостоятельной работы № 1:
4) эталон для самопроверки самостоятельной работы № 1:
5) задания для тренировки:
6) образец заданий для тренировки:
7) самостоятельная работа № 2:
8) эталон для самопроверки самостоятельной работы № 2:
9) образец дополнительного задания:
№ 6, стр. 5
10) «лестница успеха» для самооценки на этапе 8.
Ход урока:
1. Мотивация к коррекционной деятельности.
Цель:
1) создать мотивацию к коррекционной деятельности на личностно значимом уровне;
2) определить тематические рамки урока: решение уравнений;
3) сформулировать основную образовательную цель урока.
Организация учебного процесса на этапе 1:
Учитель открывает на доске девиз урока Д-1:
Бороться и искать, найти и не сдаваться!
Прочитайте девиз, который встречает вас сегодня.
Как вы его понимаете?
Попробуйте связать его с уроком математики. (Если встречаются ошибки или трудности, не надо сдаваться, а надо бороться, искать ошибки, а когда найдёшь их, исправлять.)
Какую тему вы начали изучать на прошлом уроке математики? (Решение уравнений на умножение и деление.)
Встречались ли у вас трудности при решении данных видов уравнений? (…)
Как это проверить? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)
Сформулируйте цель сегодняшнего урока? (Потренироваться в решении уравнений, и определить, хорошо ли мы их решаем, не испытываем ли трудности.)
Возьмитесь за руки и пожелайте друг другу успешной работы.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.
Цель:
1) актуализировать знание алгоритма решения уравнений на умножение и деление, тренировать вычислительный навык;
2) зафиксировать повторяемые понятия и правила в речи и в виде эталонов;
3) актуализировать соответствующие мыслительные операции;
4) организовать обобщение актуализированных способов действий;
5) организовать уточнение алгоритма исправления ошибок, который будет использоваться на уроке;
6) мотивировать учащихся к написанию самостоятельной работы № 1;
7) организовать выполнение учащимися самостоятельной работы № 1;
8) организовать самопроверку самостоятельной работы по образцу с фиксацией учащимися своих результатов (без исправления ошибок).
9) организовать мотивацию учащихся к сопоставлению своих работ по эталону для самопроверки.
Организация учебного процесса на этапе 2:
При фиксации эталоны на доске номеруются.
1) Решение уравнений на умножение и деление.
Учитель открывает на доске задание 1 (Д-2):
х · 4 = 12 24 : х = 8 х : 6 = 3
С чего начнете повторение? (С решения уравнений.)
Что вам поможет решить эти уравнения? (Эталоны решения уравнений на умножение и деление.)
Учитель открывает эталоны Д-3.
Решите эти уравнения.
Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют решение с комментированием, остальные учащиеся работают в рабочих тетрадях.
2) Тренинг вычислительного навыка.
№ 5, стр. 4
Найдите № 5 на странице 4.
Прочитайте задание.
Выполните задание, комментируя с места.
Учащиеся по цепочке с места называют пропущенные операции. Вариант рассуждения:
Было число 7, стало 11. Выполнили операцию сложения. Чтобы получить 11, надо к 7 прибавить 4. Значит, пропущенное число 4.
Далее задание комментируется аналогично.
3) Самостоятельная работа № 1.
Что вы повторили? (Решение уравнений на умножение и деление, потренировались в вычислениях.)
Какой вид работы теперь вам предстоит? (Самостоятельная работа.)
Зачем? (Чтобы мы сами посмотрели, допускаем ли мы ошибки или нет.)
Вспомните, как вы работали над ошибками. Что вам помогает в этом? (Алгоритм исправления ошибок.)
На данном уроке вы будете использовать алгоритм исправления ошибок с предыдущих уроков, без изменений.
Что необходимо указывать при выполнении заданий? (Номер эталона, которым пользуемся.)
Учитель раздает учащимся листы с самостоятельной работой Р-2. Время выполнения ≈ 5–6 минут.
- Время закончилось. Что вы должны сделать? (Проверить работы по образцу.)
Учитель раздает учащимся образцы для самопроверки самостоятельной работы № 1 (Р-3).
Как вы зафиксируете правильность выполнения каждого задания? (Поставим «+» рядом с верно выполненным заданием, «?» – если ответ не совпал.)
Что вы выяснили для себя, проверив работы по образцу? (Где есть затруднения, а где всё получилось.)
Вы это выяснили? (…)
Поднимите руку, кто допустил ошибки в задании № 1 (№ 2)?
Учитель записывает на доске количество учащихся, допустивших ошибки в каждом из заданий.
Что сейчас вы должны сделать? (Проверить свои работы по эталону для самопроверки.)
А, зачем, если вы уже проверили свои работы? (Те, у кого все плюсы должны проверить ход решения, правильность выбора эталона, а те, кто выявил, что есть затруднения, должны определить место ошибки и определить на какое правило допущена ошибка.)
3. Локализация затруднений.
Цель:
организовать пошаговое сопоставление работ по эталону для самопроверки (фронтально, с проговариванием во внешней речи):
а) организовать выявление учащимися места затруднения;
б) организовать выявление учащимися причины затруднения;
в) организовать фиксацию отсутствия затруднений в ходе решения и его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 3:
Учитель раздает учащимся эталоны для самопроверки самостоятельной работы № 1 (Р-5).
Что вам поможет при проверке самостоятельной работы? (Эталон для самопроверки.)
Проверьте первое задание? Какой эталон вы применяли при выполнении задания?
У кого возникли затруднения в задании № 1, в первом уравнении?
В каком месте вы допустили ошибку?
В чём причина допущенной ошибки?
У кого возникли затруднения в задании № 1, во втором уравнении?
В каком месте вы допустили ошибку?
В чём причина допущенной ошибки?
У кого возникли затруднения в задании № 1, в третьем уравнении?
В каком месте вы допустили ошибку?
В чём причина допущенной ошибки?
Проверьте второе задание? Что вы использовали при выполнении этого задания?
У кого возникли затруднения в задании № 2?
В каком месте вы допустили ошибку?
В чём причина допущенной ошибки?
У кого всё верно? Что, это означает? (У нас нет затруднений.)
4. Коррекция выявленных затруднений.
Цель:
1) уточнить индивидуальные цели будущих действий;
2) на основе алгоритма исправления ошибок, организовать согласование плана достижения поставленной цели;
3) организовать реализацию согласованного плана действий;
4) для учащихся, допустивших ошибки, организовать исправление ошибок и выполнение учащимися заданий на те способы действий, в которых были допущены ошибки;
5) для учащихся, не допустивших ошибки, организовать выполнение дополнительных заданий.
Организация учебного процесса на этапе 4:
Те, у кого не возникло затруднений в самостоятельной работе, сформулируйте цель вашей дальнейшей деятельности. (Выполнить дополнительные задания.)
Выполните дополнительное задание, номер которого записан на доске.
Учитель записывает на доску номер дополнительного задания: № 6, стр. 5.
Какова же дальнейшая цель работы у тех, кто выявил затруднения? (Исправить решение, используя эталон для самопроверки, выполнить задание для выбора.)
Какой инструмент вам поможет при работе над ошибками? (Алгоритм исправления ошибок.)
Посмотрите на алгоритм исправления ошибок, есть ли у вас вопросы по работе с ним? (…)
Перед выполнением работы над ошибками проговорите, какие правила вам нужно ещё раз осмыслить, понять? (…)
Учащиеся самостоятельно исправляют свои ошибки. В случае затруднений учитель организует работу фронтально.
Что теперь нужно сделать, чтобы не допускать ошибок в подобных заданиях? (Потренироваться в их выполнении.)
С целью тренировки учитель предлагает учащимся выполнить задание на карточках Р-5. Учащиеся выполняют аналогичные задания тем, в которых были допущены ошибки.
В зависимости от количества ошибившихся учащихся на данные задания, работу можно организовать фронтально у доски или самостоятельно.
В случае самостоятельного выполнения заданий на тренировку проверка организуется по образцу Р-6.
Результатом работы на данном этапе должно быть выполнение детьми работы над ошибками и закрепление способов действий, вызвавших затруднения, при выполнении заданий для тренировки.
5. Обобщение затруднений во внешней речи.
Цель:
1) организовать обсуждение типовых затруднений;
2) организовать проговаривание формулировок способов действий, которые вызвали затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 5:
Посмотрите на результаты выполнения самостоятельной работы. В каких заданиях возникло наибольшее количество затруднений? (...)
Повторите, как надо действовать, чтобы эти затруднения снять? (Найти ошибки, вспомнить правило (алгоритм) и применить их, чтобы исправить ошибки.)
Проговорите еще раз для всех соответствующие способы действий. (…)
Учащиеся проговаривают в громкой речи те способы действий, в которых было допущено наибольшее количество ошибок.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) организовать выполнение самостоятельной работы № 2, аналогичной первой;
2) организовать самопроверку учащимися своих работ по эталону для самопроверки и фиксацию результатов;
3) зафиксировать достижение индивидуальной цели.
Организация учебного процесса на этапе 6:
Учащиеся выполняют задания из самостоятельной работы № 2, которые вызвали у них затруднения, и самостоятельно сопоставляют полученное решение с эталоном для самопроверки. В это время дети, не допустившие ошибок, проверяют дополнительное задание по подробному образцу Р-9.
Какие задания вы будете выполнять? (Подобные тем, в которых были допущены ошибки.)
Как будете проверять вашу работу? (По эталону для самопроверки, результат отметим «+» или «?».)
После выполнения самостоятельной работы организуется самопроверка по эталону Р-8.
Кто допустил ошибки в самостоятельной работе № 2?
В чем их причина?
Вы молодцы, что нашли ошибки и поняли их причину. Но какой вывод вы должны сделать? (Мы не справились с затруднением, нужно еще тренироваться.)
Где вы можете это сделать? (При выполнении домашнего задания.)
Кто не допустил ошибки в самостоятельной работе № 2?
Сделайте вывод. (Нам удалось справиться с затруднением.)
7. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
тренировать умение решать текстовые задачи.
Организация учебного процесса на этапе 7:
В конце урока я предлагаю вам потренироваться в решении задач.
№ 7, стр. 7
Найдите № 7 на странице 7.
Можете ли вы сразу найти площадь данной фигуры? (Нет.)
Почему? (Она не имеет форму прямоугольника.)
Что особенного в фигуре? (Она составлена из двух прямоугольников.)
Как же ответить на вопрос задачи? (Нужно сначала найти площадь каждого прямоугольника, а потом полученные значения площадей сложить.)
Решите задачу.
Один из учащихся записывает решение задачи у доски:
1) 3 · 5 = 15 (дм²) – S прямоугольника AKEF
2) 2 · 3 = 6 (дм²) – S прямоугольника KBCD
3) 15 + 6 = 21 (дм²)
Ответ: площадь всей фигуры 21 дм².
8. Рефлексия деятельности на уроке.
Цель:
1) уточнить алгоритм исправления ошибок;
2) зафиксировать правильные способы действий в заданиях, где были допущены ошибки;
3) зафиксировать степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности;
4) оценить собственную деятельность на уроке;
5) согласовать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 8:
Какова была цель этого урока? (Проверить умение решать уравнения на умножение и деление.)
Под каким девизом вы работали на уроке?
Один из учащихся читает девиз Д-1.
Кто боролся весь урок и не сдался? Что вам помогло?
Кто не смог этого сделать? Почему?
В чем причина ваших ошибок?
Что вам помогло справиться с ошибками? (Алгоритм исправления ошибок, эталоны, эталоны для самопроверки, …)
Оцените свою работу по лестнице успеха. Если вы не допустили ошибок в самостоятельной работе № 1, поставьте себя на верхнюю ступень. Если у вас возникло затруднение, но вы справились с ним, то поставьте себя на среднюю ступень. Если вы не справились с затруднением, то поставьте себя на нижнюю ступень.
Учащиеся оценивают себя по лестнице успеха Р-10. Учитель проводит рефлексию оценивания.
Какие еще трудности остались на конец урока?
Далее учитель предлагает записать домашнее задание, комментируя его.