Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики по теме «Программа действий. Алгоритм»»
Тема:«Программа действий. Алгоритм».
Основные цели:
1) сформировать представление об алгоритме, программе, блок – схеме, умение читать простейшие блок – схемы заданных алгоритмов;
2) тренировать вычислительный навык, умение анализировать и решать текстовые задачи.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, сравнение, аналогия.
Демонстрационный материал:
1) картинка с изображением Волка:
2) задание 1 для этапа 2 (мелом на доске):
3) эталон понятия «операция» (см. урок 1, часть 2, М-2);
4) эталон понятия «обратная операция» (см. урок 2, часть 2, М-2);
5) образец для самопроверки работы в парах на этапе 6 (мелом на доске):
№ 3, стр. 11
6) образец для самопроверки самостоятельной работы на этапе 7 (мелом на доске):
№ 4, стр. 13
7) алгоритм решения текстовой задачи:
Раздаточный материал:
1) индивидуальные планшетки;
2) сюжетные картинки для пробного действия (на каждого учащегося):
3) эталоны к уроку 4, части 2 М-2 из пособия «Построй свою математику»;
4) эталоны к уроку 5, части 2 М-2 из пособия «Построй свою математику»;
5) «высота» для самооценки на этапе 9.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;
2) определение содержательных рамок урока;
3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 1:
Ребята, к вам на урок пришел гость.
Учитель вывешивает на доску картинку с изображением Волка Д-1.
Кто это? (Волк.)
Как вам известно, Волк очень любит приключения. И сегодня на уроке с одним из таких приключений он решил с вами поделиться. Но что вы делаете на уроке, прежде всего? (Учимся.)
Вот и на этом уроке вы сможете узнать что-то новое. Какие шага вы должны обязательно сделать? (Мы должны сами понять, сто мы еще не знаем, а затем постараться самим «открыть» новое знание.)
Я желаю вам успешно выполнить эти шага на уроке.
С чего должны начать работу на уроке? (С повторения необходимых знаний.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:
1) актуализировать умение находить операции, обратные операции, объект и результат операции;
2) тренировать вычислительный навык;
3) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;
4) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
5) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
6) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
7) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
Организация учебной деятельности на этапе 2:
1) Актуализация умения находить и выполнять операцию, обратную операцию, объект и результат операции.
Учитель открывает на доске задание 1 (Д-2):
Нужно выполнить операции и обратные операции. Что поможет выполнить это задание? (Эталоны.)
Учитель открывает на доске эталоны Д-3 и Д-4. В случае необходимости можно проговорить, что называют операцией, объектом и результатом операции, обратной операцией.
Выполните это задание.
Учащиеся выполняют задание самостоятельно, записывают числа в строчку на индивидуальные планшетки.
Итак, проверяем ваши ответы. Какие числа вы получили? (58, 67, 76, 85.)
В случае выявления ошибок, проводиться коррекционная работа.
Что интересного вы заметили? (Числа расположены в порядке возрастания, каждое следующее число больше предыдущего на 9.)
Продолжите данный ряд на два числа. (94, 103.)
2) Задание для пробного действия.
Что вы повторили? (Потренировались в устном счете, потренировались в нахождении объекта и результата операций, в выполнении операций и обратных операций.)
Почему я выбрала именно это? (Это нам пригодится для открытия нового знания.)
Что будет дальше на вашем пути? (Задание, в котором будет что-то новое.)
Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.)
Учитель раздает учащимся карточки Р-2:
Итак, пришло время для знакомства с приключением – Волка.
Рассмотрите картинки. Куда попал Волк? (На спортивный стадион.)
Попробуйте расположить эти картинки по порядку.
Что нового в этом задании? (Мы выполняли похожие задания, но давно, …)
Попробуйте выполнить это задание.
Учащиеся выполняют задание самостоятельно. На партах выкладывают картинки в определенной последовательности.
Кто не выполнил это задание?
Учащиеся поднимают руки.
Сформулируйте своё затруднение? (Мы не смогли расположить картинки по порядку.)
Кто смог расположить картинки по порядку?
Учащиеся поднимают руки.
В каком порядке вы расположили?
Несколько учащихся озвучивают свой порядок.
Кто может обосновать свое мнение.
Учащиеся в замешательстве, так как нет соответствующего эталона.
Сформулируйте своё затруднение? (Мы не можем обосновать свое мнение.)
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
выявить место и причину затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3:
Какое задание выполняли? (Мы должны были расположить картинки по порядку.)
Что нового в этом задании? (Расположение не связанных между собой картинок.)
В чем затруднение? (В определении порядка.)
Почему же возникло затруднение? (У нас нет порядка действий.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
2) построить план и определить средства достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
Какую цель поставим перед собой на уроке? (Узнать, способы задания порядка действий.)
Чему же посвящен сегодняшний урок? (Порядку действий.)
Учитель записывает тему на доску.
Как же вам узнать порядок, последовательность действий Волка? (Спросить его об этом.)
И вы будете постоянно его рассказывать? (Это не удобно, нужно подумать, как его можно записать.)
Что вы повторяли в начале урока? (Выполнение операций.)
Как вы записывали операции? (С помощью стрелок и названий операций.)
Я надеюсь, это вам поможет.
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;
2) зафиксировать способы записи выражений на эталоне;
3) организовать фиксацию преодоления затруднения;
4) организовать уточнение общего характера нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 5:
Итак, какой первый шаг в плане? (Спросить Волка, что и когда он делал на стадионе.)
Я спросила об этом нашего героя. Он утверждает, что сначала он пришел на стадион, потом решил потренироваться в поднятии штанги, затем решил заняться борьбой, затем прыжками в высоту, в конце концов, он просто измотался и упал без сил.
Расположите картинки в данной последовательности.
Учащиеся на парте раскладывают картинки.
Какой следующий шаг? (Записать данную последовательность.)
Я предлагаю поработать вам в парах. Вспомните основные правила работы. (Каждый имеет право высказаться, другой должен выслушать. Пара должна работать так, чтобы не мешать другим парам.)
Попробуйте записать последовательность действий самостоятельно.
В случае возникновения затруднений в организации работы в парах учитель проводит подводящий диалог:
Как вы можете записать. Вспомните, как вы записывали операции? (Над стрелками записывали название операции.)
Как вы можете это использовать? (Запишем действие, от него стрелкой покажем переход к другому действию.)
Запишите.
Один из учащихся работает у доски, остальные учащиеся работают на индивидуальных планшетках.
Если учащиеся работали в парах, учитель организует защиту результатов. Одним из вариантов организации может быть представление результата одной из пар. Вариант представления:
Мы выделили на каждой картинке ведущее действие. Записали его. От каждого действия к другому поставили стрелочки.
У учащихся может быть вариант перечисления действий. Все варианты рассматриваются. Для формирования представлений о способах записи программы учитель организует работу по странице 10 учебника.
Итак, давайте поверим наше открытие. Откройте учебники на странице 10.
Что вы составили? (Программу действий.)
Как можно записать операции? (Сверху вниз или снизу вверх.)
Что такое алгоритм? (Это порядок действий в программе.)
Вы правильно все «открыли»? (Да.)
Учитель раздает учащимся эталоны к уроку 4 (Р-3). Подробно рассматриваются другие способы записи программы действий.
Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
Что теперь вы можете? (Составлять программы действий.)
Какой следующий шаг на нашем уроке? (Закрепить наши знания.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
зафиксировать во внешней речи умение составлять программу действий.
Организация учебного процесса на этапе 6:
1) Фронтальная работа.
№ 2, стр. 11
Найдите № 2 на странице 11.
Учащиеся по цепочке выполняют задание с места с комментированием:
Из икринки получается головастик. В процессе роста головастик превращается в маленькую лягушку. Лягушонок растет и через некоторое время превращается в большую лягушку.
№ 2, стр. 13
Выполните в № 2 на странице 13.
Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментированием.
Что вы заметили? (Во втором случае мы выполняли обратные операции.)
Сделайте вывод. (Обратные операции выполняются в обратном порядке.)
Учитель раздает учащимся эталоны Р-4.
2) Работа в парах.
№ 3, стр. 11
Выполните в № 3 на странице 11 в парах.
Учащиеся выполняют данное задание в парах с комментированием. Проверки организуется по образцу Д-5.
Кто ошибся?
В чем ошибка?
Исправьте свою ошибку.
Какой следующий шаг на уроке? (Проверить, сумеем ли мы выполнить данные задания самостоятельно.)
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
2) проверить умение находить обратную операцию.
Организация учебного процесса на этапе 7:
№ 1, стр. 13
Выполните в № 3 на странице 13 самостоятельно.
Учащиеся выполняют работу самостоятельно в учебниках. Проверка организуется по образцу Д-6.
Кто из вас ошибся?
В чем ошибка? (Неправильно определил последовательность действий, …)
Исправьте ошибку.
Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться.)
Кто не ошибся?
Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) включить новое знание в систему знаний;
2) тренировать умение решать текстовые задачи.
Организация учебного процесса на этапе 8:
Где вы встречаетесь с программой действий? (При решении задач.)
№ 8, стр. 15
Найдите № 8 на странице 15. Прочитайте задание.
Назовите последовательность операций в алгоритме решения задачи?
Учитель по шагам вывешивает на доску алгоритм решения задачи Д-7.
Решите эту задачу.
Один из учащихся решает задачу у доски с комментированием, остальные учащиеся выполняют задание в рабочих тетрадях:
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить свою работу и работу класса на уроке;
4) наметить направления будущей учебной деятельности;
3) обсудить домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
Какую цель вы ставили пред собой на данном уроке? (Найти способы записи порядка действий.)
Вам удалось достичь цели? (Да.)
Кому удалось «открыть» новое самому?
Кому не удалось? Почему?
Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Положите перед собой карточку с планкой. Покажите, какую высоту вы взяли на уроке. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то поставьте себя на верхний уровень. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, поставьте себя на средний уровень. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, поставьте себя на нижний уровень.
Учащиеся показывают знаком уровень, на котором они находятся (Р-5). Учитель анализирует результаты оценивания.