kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока математики по теме «Программа действий. Алгоритм»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок поможет сформировать представление об алгоритме, программе, блок – схеме, умение читать простейшие блок – схемы заданных алгоритмов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики по теме «Программа действий. Алгоритм»»

Тема: «Программа действий. Алгоритм».

Основные цели:

1) сформировать представление об алгоритме, программе, блок – схеме, умение читать простейшие блок – схемы заданных алгоритмов;

2) тренировать вычислительный навык, умение анализировать и решать текстовые задачи.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, сравнение, аналогия.

Демонстрационный материал:

1) картинка с изображением Волка:






2) задание 1 для этапа 2 (мелом на доске):









3) эталон понятия «операция» (см. урок 1, часть 2, М-2);

4) эталон понятия «обратная операция» (см. урок 2, часть 2, М-2);

5) образец для самопроверки работы в парах на этапе 6 (мелом на доске):

3, стр. 11



6) образец для самопроверки самостоятельной работы на этапе 7 (мелом на доске):

4, стр. 13



7) алгоритм решения текстовой задачи:
















Раздаточный материал:

1) индивидуальные планшетки;

2) сюжетные картинки для пробного действия (на каждого учащегося):





3) эталоны к уроку 4, части 2 М-2 из пособия «Построй свою математику»;

4) эталоны к уроку 5, части 2 М-2 из пособия «Построй свою математику»;

5) «высота» для самооценки на этапе 9.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;

2) определение содержательных рамок урока;

3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 1:

    • Ребята, к вам на урок пришел гость.

Учитель вывешивает на доску картинку с изображением Волка Д-1.

    • Кто это? (Волк.)

    • Как вам известно, Волк очень любит приключения. И сегодня на уроке с одним из таких приключений он решил с вами поделиться. Но что вы делаете на уроке, прежде всего?
      (Учимся.)

    • Вот и на этом уроке вы сможете узнать что-то новое. Какие шага вы должны обязательно сделать? (Мы должны сами понять, сто мы еще не знаем, а затем постараться самим «открыть» новое знание.)

    • Я желаю вам успешно выполнить эти шага на уроке.

    • С чего должны начать работу на уроке? (С повторения необходимых знаний.)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель:

1) актуализировать умение находить операции, обратные операции, объект и результат операции;

2) тренировать вычислительный навык;

3) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;

4) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

5) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

6) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

7) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

Организация учебной деятельности на этапе 2:

1) Актуализация умения находить и выполнять операцию, обратную операцию, объект и результат операции.

Учитель открывает на доске задание 1 (Д-2):








  • Нужно выполнить операции и обратные операции. Что поможет выполнить это задание? (Эталоны.)

Учитель открывает на доске эталоны Д-3 и Д-4. В случае необходимости можно проговорить, что называют операцией, объектом и результатом операции, обратной операцией.

    • Выполните это задание.

Учащиеся выполняют задание самостоятельно, записывают числа в строчку на индивидуальные планшетки.

    • Итак, проверяем ваши ответы. Какие числа вы получили? (58, 67, 76, 85.)

В случае выявления ошибок, проводиться коррекционная работа.

    • Что интересного вы заметили? (Числа расположены в порядке возрастания, каждое следующее число больше предыдущего на 9.)

    • Продолжите данный ряд на два числа. (94, 103.)

2) Задание для пробного действия.

  • Что вы повторили? (Потренировались в устном счете, потренировались в нахождении объекта и результата операций, в выполнении операций и обратных операций.)

  • Почему я выбрала именно это? (Это нам пригодится для открытия нового знания.)

  • Что будет дальше на вашем пути? (Задание, в котором будет что-то новое.)

  • Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.)

Учитель раздает учащимся карточки Р-2:





  • Итак, пришло время для знакомства с приключением – Волка.

  • Рассмотрите картинки. Куда попал Волк? (На спортивный стадион.)

  • Попробуйте расположить эти картинки по порядку.

  • Что нового в этом задании? (Мы выполняли похожие задания, но давно, …)

  • Попробуйте выполнить это задание.

Учащиеся выполняют задание самостоятельно. На партах выкладывают картинки в определенной последовательности.

  • Кто не выполнил это задание?

Учащиеся поднимают руки.

  • Сформулируйте своё затруднение? (Мы не смогли расположить картинки по порядку.)

  • Кто смог расположить картинки по порядку?

Учащиеся поднимают руки.

  • В каком порядке вы расположили?

Несколько учащихся озвучивают свой порядок.

  • Кто может обосновать свое мнение.

Учащиеся в замешательстве, так как нет соответствующего эталона.

  • Сформулируйте своё затруднение? (Мы не можем обосновать свое мнение.)

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

выявить место и причину затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 3:

  • Какое задание выполняли? (Мы должны были расположить картинки по порядку.)

  • Что нового в этом задании? (Расположение не связанных между собой картинок.)

  • В чем затруднение? (В определении порядка.)

  • Почему же возникло затруднение? (У нас нет порядка действий.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;

2) построить план и определить средства достижения цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:

  • Какую цель поставим перед собой на уроке? (Узнать, способы задания порядка действий.)

  • Чему же посвящен сегодняшний урок? (Порядку действий.)

Учитель записывает тему на доску.

  • Как же вам узнать порядок, последовательность действий Волка? (Спросить его об этом.)

  • И вы будете постоянно его рассказывать? (Это не удобно, нужно подумать, как его можно записать.)

  • Что вы повторяли в начале урока? (Выполнение операций.)

  • Как вы записывали операции? (С помощью стрелок и названий операций.)

  • Я надеюсь, это вам поможет.

5. Реализация построенного проекта.

Цель:

1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;

2) зафиксировать способы записи выражений на эталоне;

3) организовать фиксацию преодоления затруднения;

4) организовать уточнение общего характера нового знания.

Организация учебного процесса на этапе 5:

  • Итак, какой первый шаг в плане? (Спросить Волка, что и когда он делал на стадионе.)

  • Я спросила об этом нашего героя. Он утверждает, что сначала он пришел на стадион, потом решил потренироваться в поднятии штанги, затем решил заняться борьбой, затем прыжками в высоту, в конце концов, он просто измотался и упал без сил.

  • Расположите картинки в данной последовательности.

Учащиеся на парте раскладывают картинки.

  • Какой следующий шаг? (Записать данную последовательность.)

  • Я предлагаю поработать вам в парах. Вспомните основные правила работы. (Каждый имеет право высказаться, другой должен выслушать. Пара должна работать так, чтобы не мешать другим парам.)

  • Попробуйте записать последовательность действий самостоятельно.

В случае возникновения затруднений в организации работы в парах учитель проводит подводящий диалог:

  • Как вы можете записать. Вспомните, как вы записывали операции? (Над стрелками записывали название операции.)

  • Как вы можете это использовать? (Запишем действие, от него стрелкой покажем переход к другому действию.)

  • Запишите.

Один из учащихся работает у доски, остальные учащиеся работают на индивидуальных планшетках.

Если учащиеся работали в парах, учитель организует защиту результатов. Одним из вариантов организации может быть представление результата одной из пар. Вариант представления:

  • Мы выделили на каждой картинке ведущее действие. Записали его. От каждого действия к другому поставили стрелочки.

У учащихся может быть вариант перечисления действий. Все варианты рассматриваются. Для формирования представлений о способах записи программы учитель организует работу по странице 10 учебника.

    • Итак, давайте поверим наше открытие. Откройте учебники на странице 10.

    • Что вы составили? (Программу действий.)

    • Как можно записать операции? (Сверху вниз или снизу вверх.)

    • Что такое алгоритм? (Это порядок действий в программе.)

    • Вы правильно все «открыли»? (Да.)

Учитель раздает учащимся эталоны к уроку 4 (Р-3). Подробно рассматриваются другие способы записи программы действий.

  • Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)

  • Что теперь вы можете? (Составлять программы действий.)

  • Какой следующий шаг на нашем уроке? (Закрепить наши знания.)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

зафиксировать во внешней речи умение составлять программу действий.

Организация учебного процесса на этапе 6:

1) Фронтальная работа.

2, стр. 11

  • Найдите 2 на странице 11.

Учащиеся по цепочке выполняют задание с места с комментированием:

  • Из икринки получается головастик. В процессе роста головастик превращается в маленькую лягушку. Лягушонок растет и через некоторое время превращается в большую лягушку.

2, стр. 13

  • Выполните в 2 на странице 13.

Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментированием.

  • Что вы заметили? (Во втором случае мы выполняли обратные операции.)

  • Сделайте вывод. (Обратные операции выполняются в обратном порядке.)

Учитель раздает учащимся эталоны Р-4.

2) Работа в парах.

3, стр. 11

  • Выполните в 3 на странице 11 в парах.

Учащиеся выполняют данное задание в парах с комментированием. Проверки организуется по образцу Д-5.

  • Кто ошибся?

  • В чем ошибка?

  • Исправьте свою ошибку.

  • Какой следующий шаг на уроке? (Проверить, сумеем ли мы выполнить данные задания самостоятельно.)

7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Цель:

1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

2) проверить умение находить обратную операцию.

Организация учебного процесса на этапе 7:

1, стр. 13

  • Выполните в 3 на странице 13 самостоятельно.

Учащиеся выполняют работу самостоятельно в учебниках. Проверка организуется по образцу Д-6.

    • Кто из вас ошибся?

    • В чем ошибка? (Неправильно определил последовательность действий, …)

    • Исправьте ошибку.

    • Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться.)

    • Кто не ошибся?

    • Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1) включить новое знание в систему знаний;

2) тренировать умение решать текстовые задачи.

Организация учебного процесса на этапе 8:

  • Где вы встречаетесь с программой действий? (При решении задач.)

8, стр. 15

  • Найдите 8 на странице 15. Прочитайте задание.

  • Назовите последовательность операций в алгоритме решения задачи?

Учитель по шагам вывешивает на доску алгоритм решения задачи Д-7.

    • Решите эту задачу.

Один из учащихся решает задачу у доски с комментированием, остальные учащиеся выполняют задание в рабочих тетрадях:


















9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) оценить свою работу и работу класса на уроке;

4) наметить направления будущей учебной деятельности;

3) обсудить домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 9:

  • Какую цель вы ставили пред собой на данном уроке? (Найти способы записи порядка действий.)

  • Вам удалось достичь цели? (Да.)

  • Кому удалось «открыть» новое самому?

  • Кому не удалось? Почему?

  • Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Положите перед собой карточку с планкой. Покажите, какую высоту вы взяли на уроке. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то поставьте себя на верхний уровень. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, поставьте себя на средний уровень. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, поставьте себя на нижний уровень.

Учащиеся показывают знаком уровень, на котором они находятся (Р-5). Учитель анализирует результаты оценивания.

  • Какие вопросы остались на конец урока?

  • Как и где их можно развеять?

Д

Домашнее задание:

 № 7, стр. 12, № 4, стр. 14

☺ № 10, стр. 14.

алее учитель комментирует домашнее задание:

7




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Конспект урока математики по теме «Программа действий. Алгоритм»

Автор: Кука Виктория Евгеньевна

Дата: 11.02.2019

Номер свидетельства: 499354

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Конспект урока по теме "Порядок действий в выражениях" "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-po-tiemie-poriadok-dieistvii-v-vyrazhieniiakh"
    ["file_id"] => string(6) "124297"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414677106"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока математики в 1 классе «Число и цифра 7»"
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt_uroka_matiematiki_v_1_klassie_chislo_i_tsifra_7"
    ["file_id"] => string(6) "431567"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1507567477"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока математики в 1 классе «Дальше и ближе»"
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt_uroka_matiematiki_v_1_klassie_dal_shie_i_blizhie"
    ["file_id"] => string(6) "431569"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1507568120"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "конспект урока математики  по теме "Измерение длины отрезка. Сантиметр.""
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekturokamatiematikipotiemieizmierieniiedlinyotriezkasantimietr"
    ["file_id"] => string(6) "257896"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448397443"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Конспект урока математики на тему: "Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз" "
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-matiematiki-na-tiemu-rieshieniie-zadach-na-uvielichieniie-i-umien-shieniie-v-nieskol-ko-raz"
    ["file_id"] => string(6) "125373"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414958051"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства