kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока математики по теме «Обратная операция».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок поможет сформировать представление об обратных операциях, умение в простейших случаях находить операцию обратную данной.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики по теме «Обратная операция».»

Тема: «Обратная операция».

Основные цели:

1) сформировать представление об обратных операциях, умение в простейших случаях находить операцию обратную данной;

2) актуализировать знания учащихся об операции, объекте операции, результате операции, умение определять операцию и результат операции;

2) тренировать вычислительный навык, умение анализировать и решать простые задачи.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, сравнение, аналогия.

Демонстрационный материал:

1) девиз урока:

Вперед к победе!



2) задание 2 для этапа 2 (мелом на доске):








3) эталон операции (см. урок 1, часть 2, М-2);

4) опорный сигнал для этапа 5:





5) образец для самопроверки работы в парах на этапе 6 (мелом на доске):

4 (б, г), стр. 5






Раздаточный материал:

1) карточки с заданием 2 для этапа 2:







2) эталоны к уроку 2 ч.2, М-2 из «Пособия построй свою математику»;

3) карточки с заданием для самостоятельной работы на этапе 7:






4) образец для самопроверки самостоятельной работы на этапе 7:







Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;

2) определение содержательных рамок урока;

3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 1:

  • На уроках математики вы шаг за шагом узнаете новое. Что нового вы узнали на прошлом уроке? (Что такое операция, объект операции результат операции.)

  • Сегодня вы продолжите изучать операции. Как же вы будете работать? (Мы сами поймем, что мы еще не знаем, постараемся самостоятельно открыть новое знание.)

Учитель открывает на доске девиз Д-1:

Вперед к победе!



  • Прочитайте девиз.

  • В чем нужно достичь победы? (В самостоятельном открытии нового знания.)

  • Я желаю вам победить на уроке.

  • С чего начнете работу? (С повторения необходимых знаний.)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель:

1) актуализировать устные приемы вычислений двузначных чисел; актуализировать знания об объекте операции, операции, результате операции;

2) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;

3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

Организация учебной деятельности на этапе 2:

1) Тренинг вычислительного навыка, актуализация знаний об операции, объекте и результате операции.

Учитель открывает на доске задание 1 (Д-2):








  • Рассмотрите задание.

  • Что вы видите? (Нужно выполнить операции.)

  • Что такое операция? (Операцией называют некоторое действие, преобразование.)

  • Все ли операции известны? (Да.)

  • Что еще известно? (Объекты операции.)

  • Что такое объект операции? (Это то, что было в начале.)

  • Что требуется узнать? (Результаты операции.)

  • Что такое результат операции? (Это то, что получилось.)

Учитель открывает на доске эталон Д-3.

  • Выполните это задание.

Учащиеся выполняют задание на индивидуальных планшетках или в рабочих тетрадях – записывают только результаты операций.

  • Какие результаты вы получили? (198, 206, 202.)

Учащиеся называют ответы, учитель, в результате согласования, записывает правильный ответ на доску.

  • Что общего у чисел? (Это трехзначные числа.)

  • Какое число «лишнее»? (198 – содержит 1 сотню, а остальные числа – 2 сотни; 202 – есть одинаковые цифры в записи, а у остальных – нет и т.д.)

  • Расположите числа в порядке возрастания.

  • Какое число самое маленькое? Какое число самое большое?

  • Установите закономерность. (Числа увеличиваются на 4.)

  • Продолжите ряд на 2 числа. (210, 214.)

Учитель раздает учащимся карточки с заданием 2 (Р-1):







  • Рассмотрите задание.

  • Что известно? (Объект и результат операции.)

  • Что нужно сделать? (Определить, какую операцию выполнили.)

  • Найдите эту операцию и надпишите.

Учащиеся выполняют задание на карточках Р-1.

  • Какую операцию выполнили? (Пририсовали справа треугольник.)

3) Задание для пробного действия.

  • Что вы повторили? (Потренировались в устном счете, повторили, что называют «операцией», «объектом» операции, «результатом» операции.)

  • Почему я выбрала именно это? (Это нам пригодится для открытия нового знания.)

  • Что будет дальше на вашем пути? (Задание, в котором будет что-то новое.)

  • Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.)

  • Попробуйте выполнить обратную операцию.

  • Что нового в задании? (Мы должны найти обратную операцию.)

  • Назовите тему урока. (Обратная операция.)

Учитель открывает тему на доске.

  • Попробуйте выполнить это задание.

Учащиеся выполняют задание на карточках Р-1.

  • Кто не выполнил это задание?

Учащиеся поднимают руки.

  • Что не смогли сделать? (Мы не смогли выполнить обратную операцию.)

  • Кто смог выполнить задание?

Учащиеся поднимают руки.

  • Кто может обосновать свое мнение.

Учащиеся в замешательстве, как нет соответствующего эталона.

  • Что вы не можете сделать? (Мы не можем обосновать свое мнение.)

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

выявить место и причину затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 3:

  • Какое задание выполняли? (Мы должны были выполнить обратную операцию.)

  • Что нового в этом задании? (Выполнение обратной операции.)

  • В чем затруднение? (Мы не можем определить, что является объектом и результатом операции.)

  • Почему же возникло затруднение? (У нас нет способа выполнения обратной операции.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;

2) построить план и определить средства достижения цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:

  • Какую цель поставите перед собой? (Построить способ выполнения обратной операции.)

  • Где вы встречали слово «обратно»? (Положить обратно на место, …)

  • Как это вам поможет? (Мы должны определить, что при этом будет объектом, что результатом, выполнить обратное действие, сформулировать способ определения обратной операции.)

5. Реализация построенного проекта.

Цель:

1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;

2) зафиксировать способы записи выражений на эталоне;

3) организовать фиксацию преодоления затруднения;

4) организовать уточнение общего характера нового знания.

Организация учебного процесса на этапе 5:

  • Я предлагаю поработать вам в парах. Вспомните основные правила работы. (Каждый имеет право высказаться, другой должен выслушать. Пара должна работать так, чтобы не мешать другим парам.)

  • Выполните план.

В случае возникновения затруднений в организации работы в парах учитель проводит подводящий диалог:

  • Какой первый шаг в плане? (Поменять местами объект и результат операции.)

  • Зарисуйте объект операции.

Один из учащихся рисует на доске, остальные учащиеся работают на карточках Р-1:








  • Какой следующий шаг? (Выполнить обратное действие.)

  • Какое обратное действие нужно выполнить? (Убрать справа треугольник.)

  • Надпишите обратную операцию.

  • Выполните операцию.

Один из учащихся выполняет операцию у доски, остальные учащиеся работают на карточках Р-1:







  • Какой результат у данной операции? (Квадрат и круг.)

  • Что вы заметили? (То, что было объектом операции, в обратной операции стало результатом.)

  • Какая операция называется обратной? (Обратной называется операция, в результате которой мы получаем первоначальный объект.)

Если учащиеся работали в парах, учитель организует защиту результатов. Одним из вариантов организации может быть представление результата одной из пар. Вариант представления:

  • Мы зарисовали объект операции, т.е. результат предыдущей операции. Выполнили обратное действие – убрали справа треугольник. Получили результат – квадрат и круг. Мы заметили, что результат обратной операции является объектом операции. Таким образом, в результате обратной операции мы должны вернуться к объекту.

Далее учитель организует подводящий диалог по составлению эталона:

  • Как вы можете это записать на эталоне?

Учащиеся предлагают свои варианты. Учитель подводит учащихся к эталону Д-4:





  • Какие операции в математике являются обратными? (Сложение и вычитание.)

  • Как вам проверить свое «открытие»? (Нужно посмотреть в учебнике.)

Один из учащихся читает правило в учебнике.

  • Сделайте вывод. (Мы все открыли правильно.)

Учитель раздает учащимся эталоны Р-2.

  • Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)

  • Что теперь вы можете? (Выполнять обратные операции.)

  • Какой следующий шаг на нашем уроке? (Закрепить наши знания.)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

зафиксировать во внешней речи умение определять объект операции, операцию, результат операции.

Организация учебного процесса на этапе 6:

1) Фронтальная работа.

2, стр. 4

  • Найдите 2 на странице 4.

Учащиеся по цепочке выполняют задание с места с комментированием:

  • Надеванию рубашки обратная операция – снятие, так как в результате будет человек без рубашки.

4 (а, в), стр. 5

  • Выполните в 4 задания а) и в).

Учитель заранее выносит задание на доску. Учащиеся по цепочке выполняют задание у доски с комментированием, остальные учащиеся работают в учебнике.

2) Работа в парах.

4 (б, г), стр. 5

  • Выполните в 3 задания б), г) в парах.

Учащиеся выполняют данное задание в парах с комментированием. Проверки организуется по образцу Д-5.

  • Кто ошибся?

  • В чем ошибка?

  • Исправьте свою ошибку.

  • Какой следующий шаг на уроке? (Проверить, сумеем ли мы выполнить данные задания самостоятельно.)

7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Цель:

1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

2) проверить умение находить обратную операцию.

Организация учебного процесса на этапе 7:

Учитель раздает учащимся карточки с заданием для самостоятельной работы Р-3:






  • Выполните это задание самостоятельно.

Учащиеся выполняют работу самостоятельно на карточках Р-3. Проверка организуется по образцу Р-4.

    • Кто из вас ошибся?

    • В чем ошибка? (Неправильно вычислил, определил обратную операцию, …)

    • Исправьте ошибку.

    • Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться.)

    • Кто не ошибся?

    • Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1) включить новое знание в систему знаний;

2) тренировать умение решать уравнения.

Организация учебного процесса на этапе 8:

  • Где вам может пригодиться умение выполнять обратные операции? (При вычислениях.)

6, стр. 5

  • Найдите 5 на странице 5.

  • Прочитайте задание.

  • Выполните действия.

Учащиеся по цепочке выполняют задание с места с комментированием.

9, стр. 6

  • В конце урока я предлагаю потренироваться в решении уравнений. Найдите 9 на странице 6.

  • Решите уравнения.

Работу целесообразно организовать по вариантам. Три ученика работают у доски, остальные учащиеся в рабочих тетрадях. Проверка организуется фронтально. Учащиеся, работающие у доски, комментируют свои действия. В случае выявления ошибок проводиться коррекционная работа.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) оценить свою работу и работу класса на уроке;

4) наметить направления будущей учебной деятельности;

3) обсудить домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 9:

  • Какую цель вы ставили пред собой на данном уроке? (Построить способ выполнять обратные операции.)

  • Вам удалось достичь цели? (Да.)

  • Кому удалось победить в «открытии» нового?

  • Кому не удалось? Почему?

  • Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Положите перед собой «лестницу успеха». Покажите, где вы находитесь. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то поставьте себя на верхнюю ступень. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, поставьте себя на среднюю ступень. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, поставьте себя на нижнюю ступень.

Учащиеся показывают знаком уровень, на котором они находятся. Учитель анализирует результаты оценивания.

  • Какие вопросы остались на конец урока?

  • Как и где их можно развеять?

Д

Домашнее задание:

 № 3, № 5, стр. 5

☺ № 10, стр. 6.

алее учитель комментирует домашнее задание:

7




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Конспект урока математики по теме «Обратная операция».

Автор: Кука Виктория Евгеньевна

Дата: 20.01.2019

Номер свидетельства: 496211

Похожие файлы

object(ArrayObject)#933 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "конспект урока по теме "Решение задач по сумме и разности""
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekturokapotiemierieshieniiezadachposummieiraznosti"
    ["file_id"] => string(6) "283995"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453908953"
  }
}
object(ArrayObject)#955 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока математики на тему: "Число и цифра 4""
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-matiematiki-na-tiemu-chislo-i-tsifra-4"
    ["file_id"] => string(6) "287479"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454495782"
  }
}
object(ArrayObject)#933 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Конспект урока математики "Деление обыкновенных дробей 5 класс", с презентацией к урокуацией "
    ["seo_title"] => string(103) "konspiekt-uroka-matiematiki-dielieniie-obyknoviennykh-drobiei-5-klass-s-priezientatsiiei-k-urokuatsiiei"
    ["file_id"] => string(6) "205777"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430025922"
  }
}
object(ArrayObject)#955 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока математики по теме "Задачи, обратные данной" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-matiematiki-po-tiemie-zadachi-obratnyie-dannoi"
    ["file_id"] => string(6) "204668"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429707278"
  }
}
object(ArrayObject)#933 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект урока на тему "Числа и цифры 6 и 7. Письмо цифры 7""
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekturokanatiemuchislaitsifry6i7pismotsifry7"
    ["file_id"] => string(6) "263368"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449514171"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства