Урок математики по теме "Треугольники и их виды".
Класс: 5.
Тип урока: урок по типу открытие новых знаний.
Цель урока:
познакомить учащихся с разными видами треугольников;
формирование навыка различать треугольники по характерным признакам;
закрепить знаний о геометрических фигурах.
Понятия: треугольник, равнобедренный и равносторонний треугольник, боковые стороны и основание треугольника; прямоугольный, тупоугольный и остроугольный треугольник.
Планируемые результаты:
распознавать треугольники на чертежах и рисунках, приводить примеры аналогов этих фигур в окружающем мире;
изображать треугольники от руки и с использованием чертежных инструментов, на нелинованной и клетчатой бумаге;
моделировать, используя бумагу, проволоку и др. исследовать свойства треугольников путем эксперимента, наблюдения, измерения, моделирования;
измерять длины сторон, величины углов треугольников;
классифицировать треугольники по углам, по сторонам;
распознавать равнобедренные и равносторонние треугольники.
Оборудование:
компьютер, проектор;
презентация (Треугольники и их виды_урок1.pptx);
презентация (Треугольники в окружающем мире.pptx)
раздаточный материал в файлах (ДЗ раздаточный материал (образцы треугольников)_стр1_урок1.docx; ДЗ раздаточный материал (образцы треугольников)_стр2_урок1.docx).
Раздаточный материал: линейка-треугольник, транспортир, карандаш.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
II. Тема и цели урока. (Слайд №1).
III. Повторение и закрепление пройденного материала.
Ответы на вопросы по домашнему заданию (разбор нерешенных задач).
IV. Работа по теме урока.
Среди всех многоугольников наименьшее число сторон (и, соответственно, углов) имеет треугольник. Поэтому, казалось бы, треугольник является простейшим многоугольником и его изучение не интересно. Посмотрите, какими разнообразными могут быть треугольники.
(Слайд №2-3).
Треугольник - это геометрическая фигура, состоящая из трех точек, не лежащих на одной прямой и трех попарно соединяющих их отрезка. Поэтому все треугольники имеют 3 стороны и 3 угла. В математики при обозначении треугольника прописными латинскими буквами ставится знак ∆. Периметр треугольника равен сумме длин всех его сторон.
Р∆ = a + b + c.
(Слайд №4).
В зависимости от длин сторон треугольников их разделяют на три вида: разносторонний треугольник (или произвольный треугольник), равнобедренный треугольник и равносторонний треугольник.
Если длины всех сторон треугольника разные, то такой треугольник называют разносторонним (произвольным) треугольником.
(Слайд №5).
Если треугольник имеет две равные стороны, то его называют равнобедренным. Стороны такого треугольника имеют специальные названия: равные стороны равнобедренного треугольника называют боковыми сторонами, а третью сторону основанием. Треугольник АВС, изображённый на рисунке 7.2, равнобедренный, его боковые стороны - АВ и ВС, а основание – АС.
Треугольник, у которого все стороны равны, называют равносторонним (рис. 7.3).
Между сторонами и углами треугольника существуют различные взаимосвязи. Если у треугольника есть пара равных сторон, то у него есть и пара равных углов, причём равные углы противолежат равным сторонам.
Так, равным сторонам ВС и АВ на рисунке 7.2 противолежат равные углы А и С.
(Слайд №6).
По величине углов треугольники также разделяют на три вида: прямоугольный треугольник, тупоугольный треугольник и остроугольный треугольник.
Посмотрите на рисунок 7.4 у первого треугольника один из углов прямой. Такой треугольник называют прямоугольным. У второго треугольника один из углов тупой. Это тупоугольный треугольник. У последнего треугольника все углы острые. Его так и называют - остроугольный.
Справедливо утверждение: сумма всех углов треугольника равна 180°. Поэтому не существует треугольников с двумя прямыми углами, или с прямым и тупым углами, или с двумя тупыми углами.
Схема видов треугольников. (Слайд №7).
Тренажер для закрепления пройденного материала. (Слайд №8-10).
Использование треугольников в окружающем мире. (Слайд №11). (Презентация «Треугольники в окружающем мире.pptx»).
Физкультминутка. (Слайд №12). Сегодня наша физкультминутка будет тоже посвящена геометрии.
Задание. С помощью рук постройте (покажите) прямой угол, острый угол, тупой угол.
Задание в парах. С помощью рук постройте прямоугольный треугольник, остроугольный треугольник, тупоугольный треугольник.
V. Задание на уроке.
Учебник стр. 138 задание № 523(1), № 524, № 525(а).
VI. Итоги урока. Рефлексия.
Что нового я сегодня узнал?
Что мне понравилось на уроке?
О чём я ещё хочу узнать?
Что у меня получилось хорошо?
Над чем мне ещё нужно поработать?
VII. Подведение итогов урока: оцените, пожалуйста, себя, как вы занимались на уроке (звёздочка – «5», квадрат – «4», треугольник – «3», круг – «плохо»).
VIII. Задание на дом.
Раздаточный материал из файлов («ДЗ раздаточный материал (образцы треугольников)_стр1_урок1.docx», «ДЗ раздаточный материал (образцы треугольников)_стр2_урок1.docx»). Выполнить приведенные в файлах задания.
Информационные материалы:
Дорофеев Г. В. Математика 5; учебник / Г. В. Дорофеев и др. - М.: Просвещение, 2013г.;
Математика. Дидактические материалы. 5 класс: пособие для общеобразоват. организаций / [Л. В. Кузнецова, С. С. Минаева, Л. О. Рослова, С. Б. Суворова]. М.: Просвещение, 2014г.;
Математика 5 кл. Поурочн. разр. к Дорофееву Г.В.
Математика. Контрольные работы. 5 класс: пособие для общеобразоват. организаций / [Л. В. Кузнецова, С. С. Минаева, Л. О. Рослова, С. Б. Суворова]. М.: Просвещение, 2014г.;
Математика. Устные упражнения. 5 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/ [С. С. Минаева]. М.: Просвещение, 2018г.
3