Просмотр содержимого документа
«Конспект по математике 5 класс. Тема. Вычитание натуральных чисел»
Тема. Вычитание натуральных чисел
Цель: объяснить ученикам, вычитания, как и сложение натуральных чисел можно выполнять, используя определенные свойства; сформировать умение учащихся использовать свойства вычитания при выполнении вычислений; продолжать отрабатывать навыки вычитания багатоцифрових чисел.
Тип урока: усвоение навыков и умений.
Ход урока
И. Проверка домашнего задания и актуализация опорных знаний
Устные упражнения
1. Какое число надо прибавить к 17, чтобы получить 53?
2. От какого числа надо вычесть 47, чтобы получить 17?
3. Какое число надо отнять от 72, чтобы получить 34?
4. Поставьте вместо квадратиков такие числа, чтобы равенства стали верными:
219 + □ = 219;
317 - □ = 317;
711 - □ = 0;
219 + 314 + □ = 1314;
89 + □ + 74 + □ = 200;
387 + □ + □ + 13 = 1000.
II. Формирование знаний
Задача 1. Вычислите:
1) 428 - (128 + 126);
2) (428 - 128) - 126;
3) (428 - 126) - 128;
4) (619 + 282) - 219;
5) (619 - 219) + 282;
6) (282 - 219) + 619.
Сравните ответы в примерах 1) и 2), 3); 4), 5) и 6). Что вы заметили?
Задание 2. Найдите среди выражений уровне:
1) 65 - (а + 45);
2) (65 - а) + 45;
3) (65 - а) - 45;
4) (65 - 45) - а;
5) (65 + а) - 45;
6) (65 - 45) + а;
7) (65 - 45) - а;
8) (а - 45) + 65.
Итак, иногда для вычислений удобнее использовать свойства вычитания, что можно записать за помощью букв (заменив их числами) так:
(Открывается таблица-схема «Вычитание натуральных чисел. Свойства вычитания».)
Схема-таблица «Вычитание натуральных чисел. Свойства вычитания»
@ Упражнения № 244, 246 формируют умение учащихся применять свойства вычитания для упрощение вычислений и упрощения выражений. При этом требовать от учащихся точного, правильной формулировки свойств необязательно.
@ Упражнения позволяют 211,220 отрабатывать навыки вычитание и сложение натуральных багатоцифрових чисел.
@ Упражнения № 222 и 224 позволяют отработать навыки решения задач на соотношение «больше» и «меньше на». Упражнения № 234, 238 - дополнительно для «сильных» учеников.
IV. Домашнее задание
п. 8, №№ 245; 247; 221(2), 223, на повторение № 252.