МБОУ гимназия №4
г. Озёры Московская область
Урок-сказка по теме
«Умножение натуральных чисел»
5 класс
Учитель математики: Хлыстова Татьяна Васильевна
Урок – сказка по теме:
«Умножение натуральных чисел»
Цели и задачи урока:
Образовательная: отработка вычислительных навыков действий (сложение, вычитание, умножение);
Развивающая: развивать познавательный интерес к предмету через игровую деятельность, наблюдательность, внимание; формировать потребность потребления знаний;
Воспитательная: воспитывать у учащихся трудолюбие, взаимоуважение, чувство уважения к науке.
Оборудование :компьютерная презентация, дидактические карточки с самостоятельной работой
План урока
1.Организационный момент
2.Основная часть урока:
2.1 Устная разминка (повторение теоретического материала, примеры)
2.2 Решение заданий учебника (используя отрывки сказки «Три поросенка»)
2.3 Самостоятельная работа ( с самопроверкой)
3. Подведение итогов урока.
4. Домашнее задание.
Ход урока
Организационный момент.
Ребята, обратимся к старому, дореволюционному времени. В Третьяковской галерее хранится картина «Устный счет» художника Богданова-Бельского, где изображены ученики сельской школы.
Учитель на этой картине – известный педагог Рачинский. Ученики сосредоточены и увлечены работой, т.к. пример интересный.
Мы не герои этой картины, но мы можем стать героями сегодняшнего урока. Постараемся быть внимательными, активными, «поглащать знания» с большим желанием, ведь они всем пригодятся в дальнейшем.
А девизом нашего урока станут следующие слова:
Мы наши познанья расширить хотим
Мы все математику любим.
В быту и в науке, в труде и борьбе
Дает математика знать о себе.
Тема урока - «Умножение натуральных чисел». Мы с вами закрепим навыки сложения, вычитания, умножения чисел.
Открыли тетради. Записали число, классная работа.
2.Основная часть урока.
Вы, наверное, уже поняли, что сегодня не обычный урок, а урок-сказка.
Нас пригласили в гости к себе герои сказки «Три поросенка».
2.1 Разминка
Чтобы попасть к ним, нам необходимо ответить на следующие вопросы.
Что значит умножить одно натуральное число на другое?
(Умножить число m на натуральное число n – значит найти сумму n слагаемых, каждое из которых равно m)
Как называют числа, которые перемножают?
(множители)
Как называют результат умножения?
(произведением)
Но это еще не все. Решив следующие примеры, мы с вами узнаем создателя первого русского учебника по математике.
28 + 32 = 60
15 + 18 = 33
100 – 8 = 92
90 – 34 = 56
8 х 9 = 72
0 х 45 = 0
56 : 4 = 14
100 - 28 = 72
62 – 27 = 35
Ключ к шифру: а м н г и й ц к
33 60 56 92 72 35 0 14
2.2 Мы с вами и в сказке.
«Жили на свете три поросенка. Жили они дружно и весело. Первый поросенок играл на гармошке, второй - на скрипке, а третий поросенок любил петь и танцевать. Так бы они и жили, не зная забот, если бы в округе не появился злой Волк.
«Давайте построим дом», -
Предложил третий поросенок своим братцам и тут же принялся за дело. Он решил сложить дом из кирпичей – надежный и крепкий. «Дом кирпичный – крепкий дом, серый Волк не страшен в нем» - начал напевать он».
Давайте и мы с вами поможем поросенку построить дом.
Каждый решенный пример будет кирпичом к новому дому.
Постройка дома: № 412 (а, б, в, д, е. ж, з, и)
Ответы: а)1232; б)2223; в)1472; д)8928; е)22385; ж)302808; з)63135; и)927238
«Но другим поросятам такая работа не понравилась. Она показалась им слишком трудной и долгой. Зачем нам месить глину и таскать тяжелые кирпичи ?» - рассуждали они.
«Ведь намного проще и быстрей построить дом из соломы. Так они и сделали: «Вот какие из соломы мы построили хоромы», - радовались поросята».
Эти два веселых поросенка предлагают вам следующее задание.
Задание веселых поросят: №408
«Поросята так громко пели и хрюкали, что привлекли внимание голодного Волка.
«какие толстенькие, какие вкусненькие поросята!» - облизнулся волк и начал ломиться в дверь.
«Открывайте», - вопил он. – А не то как дуну, как плюну – сразу снесу ваш дом.»
Да как дунул, как плюнул – и снес соломенный дом, как пушинку.
«Бежим, пока целы!» - завизжали поросята. Они проскользнули между ног волка и помчались во весь дух к третьему поросенку, который успел построить прочный кирпичный дом.
Видя, что поросятам удалось ускользнуть, Волк разозлился еще больше. Изо всех сил он начал дубасить в дверь и угрожать поросятам.
«Лучше откройте! – кричал Волк. – Вот я как дуну, как плюну – сразу снесу ваш дом». И вот он дунул, потом плюнул…А каменный дом все стоял, да стоял. Сейчас спущусь по трубе и съем вас».
Задание от Волка: №410
«Смекнул третий поросенок, что дела плохи. Развел жаркий огонь и поставил на него котел с водой. Только волк показался в трубе, умный поросенок снял с котла крышку, и Волк свалился прямо в кипяток.
«Ой-ей-ей» - завыл Волк от боли, влетел обратно в трубу и убежал так далеко, что его больше никто никогда не видел.
Оставшись живыми и невредимыми, три поросенка танцевали и пели до самого вечера».
2.3 А сейчас герои сказки предлагают вам выполнить самостоятельную работу.
(каждый выполняет на листочке)
78 * 0 = 0 у
1 * 16 = 16 д
75 * 3 = 225 а
100 * 4 = 400 ч
12 *10 = 120 и
11 *11 = 121 т
30 *3 = 90 е
17 * 4 = 68 б
15 * 6 = =90 е
Выпишите ответы в тетрадь, а листочки подпишите и передайте вперед.
Это была не просто самостоятельная работа, а пожелание наших героев.
Давайте расшифруем его.
Ключ к шифру: д а у ч т и е б
16 225 0 400 121 120 90 98
3.Подведение итогов
4.Домашнее задание.
№452, №455(д-з)
Закончить урок я хочу следующим четверостишием
К математике способность проявляй.
Не ленись, а ежедневно развивай.
Умножай, дели, трудись, соображай,
С математикой дружить не забывай.
Дополнительное задание: №437, 442
________________________________________________
78 * 0 =
1 * 16 =
75 * 3 =
100 * 4 =
12 *10 =
11 * 11 =
30 * 3 =
17 * 4 =
15 * 6 =
________________________________________________
78 * 0 =
1 * 16 =
75 * 3 =
100 * 4 =
12 *10 =
11 * 11 =
30 * 3 =
17 * 4 =
15 * 6 =
________________________________________________
78 * 0 =
1 * 16 =
75 * 3 =
100 * 4 =
12 *10 =
11 * 11 =
30 * 3 =
17 * 4 =
15 * 6 =