Урок математики во 2 классе
по программе « Школа России»
на тему: « Конкретный смысл действия умножения»
Лапкевич Наталия Анатольевна, учитель начальных классов, МОБУ СОШ №5 г. Зеи.
Цели:
• Сформировать представление о новом арифметическом действии – умножении, раскрыть его смысл, как сложение одинаковых слагаемых.
• Познакомить с соответствующей терминологией и символикой.
• Развивать логическое и творческое мышление, устойчивое внимание, память и математическую речь.
• Воспитывать интерес к предмету.
Ход урока.
1.Организационный момент.
-Доброе утро, ребята!
- Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться, доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам!
Доброе утро, улыбчивым лицам!
- Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи себе и друг другу!
-Сегодня на уроке вы убедитесь, что в математике есть много ещё интересного, что можно открыть для себя.
-Советы Мудрой совы помогут вам:
- Будьте внимательны, думайте быстро, решайте правильно! ( 1 слайд) Приложение 1
-А живёт Мудрая сова на дереве.
-Что вы видите необычного на дереве? (белые листья)
- Мудрая сова предлагает вам помочь оживить дерево, окрасить листья.
Зеленый лист- кто не сделал ни 1 ошибки, доволен собой.
Желтый – допускал неточности.
Красный – больше ошибался, недоволен собой.
От ваших открытий и решений зависит успех урока.
2.Актуализация знаний и постановка проблемы.
1) Проверим ваше внимание: ( 2 слайд)
- Кто это?
- Это друг совы - кролик.
- Сколько хвостов у 1 кролика?
- Сколько ушей у 1 кролика?
- Сколько лап у 1 кролика?
2)Работа на рабочих листах
Сова просит узнать:
1) Сколько хвостов у 5 кроликов? Как найти? Какие слагаемые? ( 3 слайд)
Что показывает число 1? 2? 4?
1+1+1+1+1
2) Сколько ушек у 4 кроликов? Как найти ? Какие слагаемые? ( 4 слайд)
2+2+2+2
3) Сколько лапок у 3 кроликов? Как найти ? Какие слагаемые? ( 5 слайд)
4+4+4
- Каким математическим действием будем пользоваться, чтобы это узнать? Почему?
СЛОЖЕНИЕ ( на доске)
-Что общего в этих выражениях? ( 7 слайд)
-Чем выражения отличаются?
4) -Сколько глаз у 36 кроликов? Как найти? Почему? ( 8 слайд)
- Какое одинаковое слагаемое? Сколько раз повторяется? Почему я долго писала и не закончила?
- Что у вас вызвало удивление?
- Сложность задания – как короче записать решение.
Придумайте свою короткую запись этого выражения.
36…2 2…36 36…2 36… 2 2…36 (8 слайд)
-У кого есть такая запись? ( 9 слайд)
-Можно ли такой записью ответить на вопрос? 36+2 2+36 36-2
- Для удобства и краткости записи пользуются новым математическим действием .
(на доске)
- Знак умножения точка ( ? ) (на доске)
-Какое открытие мы сделали? Для чего?
- Вы справились, молодцы!
3.Сообщение темы урока.
- Назовите тему урока. ( слайд 10)
-Чему должны научиться?
-Задайте 1 вопрос, начиная со слова ЧТО, а 2 – ЗАЧЕМ. ( 11 слайд)
(Что такое умножение? Зачем нужно умножение?) (12 слайд)
-Кто может ответить на заданные вопросы?
-Ответим на эти вопросы в конце урока.
4. Решение проблемы.
1)Работа над открытием новых знаний. (в рабочих листах) Приложение 2
-
- Заменим сложение на удобную и короткую запись умножением.
-Какое слагаемое повторяется 5 раз? (13 слайд )
ПО … взять … раз? 1* 5 Прочитай запись решения.
По сколько взяли …раз?
2 * 4 4 * 3 2 * 36
-Как правильно читать? ( на доске)
-Почему сложение заменили на умножение?
Физминутка «День и ночь». (Появляется на доске ученый кот)
У лукоморья дуб зеленый, И днем и ночью кот учёный
Златая цепь на дубе том. Всё ходит по цепи кругом.
2) –Учёный кот предлагает вам более трудное задание.
- Не попадитесь в «ловушку» !
(на доске ) )
6.Первичное закрепление.
1) Работа с выводами.
-Задайте вопросы ЧТО и ЗАЧЕМ друг другу в парах.
-Что такое умножение?
-Зачем нужно умножение? ( 17 слайд)
- Оцени товарища.
2)Выполняя следующее задание, помните открытия об умножении и применяйте их.
(Рабочие листы – Задание №3.)
–Замените выражения на сложение на умножение. ( на доске)
-Не попадите в «ловушку»!
- Сколько групп примеров выделите?
5+5+5+5+5= в+в+в+в=
9 ? 3 = с ? 2=
13 + 13 + 15= а+в+с=
(Запись на рабочих листах под №3 со взаимопроверкой и чтением записей выражений на доске)
-Как выполнили задание? Покажите листок с дерева.
3) – Все вы любите играть. Сова и кот прислали вам конверты с игрой в пазлы- это листья с дерева.
Составьте пазлы так, чтобы у вас получились равенства сложение и умножение.
1) 8+8+8+8=8 ? 4 2) 7+7+7+7+7=7?5 3) 10+10+10=10?3
-Переверните листы. Если половинки одного цвета, вы решили правильно!
-Как выполнили задание? Оцените себя.
7.Самостоятельная дифференцированная работа по карточкам с самооценкой. Приложение 3
- Что помогло вам в решении?
- Каждый постарается,чтобы наше деревце расцвело!
-Выполняем задание на цветных карточках.
За каждый правильный ответ в таблицу ставите 1 балл.
Проверка работы по карточкам на экране.
-Кто набрал по 1 карточке 4 балла? ( 18 слайд)
-Кто набрал по 2 карточке 4 балла? (19 слайд)
-Кто набрал по 3 карточке 4 балла? (20 слайд)
- Кто нашел «ЛОВУШКУ» в задании?
- Сова и учёный кот помогли вам сделать новые открытия в математике.
8.Итог урока.
-Какие открытия мы сегодня сделали?
-Где могут пригодиться эти знания? ( 21 слайд)
- Кто больше всех помогал?
9.Домашнее задание.
Составьте числовые равенства на сложение и умножение. (21 слайд)
- Каждый подумал, как работал он на уроке.
Оцените и украсьте деревце листиком.
Дети подходят к дереву и прикрепляют лист.
-Посмотрите, какое разноцветное и веселое оно получилось!
-Спасибо за урок! Вы молодцы! Сова и кот тоже благодарят вас! ( 22 слайд) Урок закончен.