kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

" Характеристическое свойство арифметической прогрессии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Общее количество часов, отведенное на изучение темы 5

Место урока в системе уроков по теме 4

Знакомство с характеристическим свойством членов арифметической прогрессии.УМК Мордкович

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«" Характеристическое свойство арифметической прогрессии"»

урок4

Название предмета алгебра

класс9


УМК Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2012 - 160 с.   Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений [А. Г. Мордкович и др.]; под ред. А. Г. Мордковича. – М.: Мнемозина, 2012 – 270

Уровень обучения базовый

Тема урока " Характеристическое свойство арифметической прогрессии"

Общее количество часов, отведенное на изучение темы 5

Место урока в системе уроков по теме 4

Цель урока: 
Знакомство с характеристическим свойством членов арифметической прогрессии.

Задачи урока:
1) Образовательные - вывести и доказать характеристическое свойство арифметической прогрессии; формировать умения применять свойство арифметической прогрессии при решении задач
2) Развивающие - вырабатывать умения сравнивать математические понятия, находить сходства и различия, умения наблюдать, подмечать закономерности, проводить рассуждения по аналогии; сформировать умение строить и интерпретировать математическую модель некоторой реальной ситуации.
3)Воспитательные - содействовать воспитанию интереса к математике и ее приложениям, активности, умению общаться, аргументировано отстаивать свои взгляды.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация

ожидаемые результаты: На этом уроке мы должны установить связь между членами арифметической прогрессии и решим задачи, где используются свойства арифметических прогрессий.

II. Актуализация знаний учащихся

  1. Фронтальный опрос:

- Что называется арифметической прогрессией?

– Как задается арифметическая прогрессия?

– Назовите формулу п-го члена арифметической прогрессии.

2. Математический диктант.(задания раздаются на карточках)

1 вариант


1.Дана арифметическая прогрессия

1;4;7;11;…

Найти её первый член и разность.

2. а1=, d= Найти а11-?

3. Найдите сумму (S) первых ста членов арифметической прогрессии (аn), если а1=-9, d=4

2 вариант



№1.Дана арифметическая прогрессия –

9;6;3;0;;… Найти её первый член и разность.

№2. а1=0,2, d= .Найти а11-?

№3. Найдите сумму (S) первых ста членов арифметической прогрессии (аn), если а1=70, d=-1

III. Изучение нового материала. (слайд 1-3)

1.Рассмотрим арифметическая прогрессия (хп): 2; 5; 8; 11; 14.

Выясним, существует ли связь между тремя любыми последовательными членами прогрессии? Предлагаю вам, ребята, самим установить эту связь. Для этого проведем исследовательскую работу.

= (5.)

= (8.)

= (11.)

Какой вывод можно сделать о связи между членами арифметической прогрессии?

Вывод: «Каждый член арифметической прогрессии, начиная со второго, равен среднему арифметическому предыдущего и последующего членов».

2. Так как мы это предположили исходя из рассмотрения конкретной последовательности, данное утверждение следует доказать:

Пусть (хп) – арифметическая прогрессия, тогда

хпхп – 1 = хп + 1хп, то есть

2хп = хп – 1 + хп + 1,

хп =

Следует обратить особое внимание учащихся, что это утверждение – свойство арифметической прогрессии. А если мы сформулируем обратное утверждение и сможем его доказать, то как будет оно называться? Это будет признак арифметической прогрессии: «Если в последовательности (хп) каждый член, начиная со второго, равен среднему арифметическому предыдущего и последующего членов, то эта последовательность является арифметической прогрессией».

Пусть хп = , где п ≥ 2, тогда 2хп = хп – 1 + хп + 1,

хпхп – 1 = хп + 1хп, то есть разность между последующим и предыдущим членами последовательности (хп) остается постоянной. Значит, (хп) – арифметическая прогрессия.

IV. Формирование умений и навыков.

. Решить № 16.40 устно, используя характеристическое свойство арифметической прогрессии:

а) тогда

б) тогда а18 + а20 = 2  а19 = 2  5 = 10;

.

2. Решить № 16.42 (б) с комментированием на месте.

Если а14 + а16 = –20, то а15 = –20 : 2 = –10;

Если а29 + а31 = 40, то а30 = 40 : 2 = 20;

Найдем а15 + а30 = –10 + 20 = 10.

О т в е т: 10.

3. Решить № 16.44 на доске и в тетрадях.

Согласно характеристическому свойству, заданные выражения должны удовлетворять соотношению

2у = 5у – 3; 3у = 3; у = 1.


О т в е т: 1.

4. Решить № 16.46. Решение объясняет учитель.

а) Речь идет о сумме членов конечной арифметической прогрессии 104; 112; 120; … 992. У этой прогрессии а1 = 104; аn = 992; d = 8. Сначала найдем n (количество членов прогрессии):

аn = а1 + (n –1)d; 992 = 104 + (n – 1)  8;

992 = 8n + 96; n = 112.

Имеем

О т в е т: 61376.

5. Решить № 16.48 (б; г) на доске и в тетрадях.

б) а9 = –30; а19 = –45. Найдем аn.

аn = а1 + (n – 1)d = –18 + (n – 1)(–1,5) = –1,5n – 16,5.

г) а5 = 0,2; а16 = –7,5. Найдем an.

аn = 3 – 0,7(n – 1).

О т в е т: б) –18 – 1,5(n – 1); г) 3 – 0,7(n – 1).

6. Решить № 16.68. Решение объясняет учитель.

Используя характеристическое свойство арифметической прогрессии, получаем уравнение х – 3 =
= (х – 5)2; х2 – 11х + 28 = 0; х1 = 7; х2 = 4 – посторонний корень, не удовлетворяющий иррациональному уравнению

О т в е т: 7.

V. Итоги урока.

Вопросы у ч а щ и м с я:

– Сформулируйте свойство арифметической прогрессии.

– Сформулируйте признак арифметической прогрессии.

Домашнее задание: http://test-training.ru/algebra-9-class/9-6-1-svoystva-arifmetitcheskoy-progressii.html выполнить тест



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
" Характеристическое свойство арифметической прогрессии"

Автор: Мощенко Лариса Владимировна

Дата: 24.12.2016

Номер свидетельства: 373016

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока "Арифметическая прогрессия" 9 класс"
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekturokaarifmietichieskaiaproghriessiia9klass"
    ["file_id"] => string(6) "320092"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461003771"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока "Арифметическая прогрессия" 9 класс"
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekturokaarifmietichieskaiaproghriessiia9klass1"
    ["file_id"] => string(6) "320093"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461003778"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Урок по теме Арифметическая прогрессия "
    ["seo_title"] => string(47) "urok-po-tiemie-arifmietichieskaia-proghriessiia"
    ["file_id"] => string(6) "243162"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445632116"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Презентация к уроку "Арифметическая прогрессия""
    ["seo_title"] => string(56) "priezientatsiia-k-uroku-arifmietichieskaia-proghriessiia"
    ["file_id"] => string(6) "312002"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1459271929"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Арифметическая прогрессия. "
    ["seo_title"] => string(34) "arifmietichieskaia-proghriessiia-1"
    ["file_id"] => string(6) "113442"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410202520"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства