kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

" Характеристическое свойство арифметической прогрессии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Общее количество часов, отведенное на изучение темы 5

Место урока в системе уроков по теме 4

Знакомство с характеристическим свойством членов арифметической прогрессии.УМК Мордкович

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«" Характеристическое свойство арифметической прогрессии"»

урок4

Название предмета алгебра

класс9


УМК Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2012 - 160 с.   Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений [А. Г. Мордкович и др.]; под ред. А. Г. Мордковича. – М.: Мнемозина, 2012 – 270

Уровень обучения базовый

Тема урока " Характеристическое свойство арифметической прогрессии"

Общее количество часов, отведенное на изучение темы 5

Место урока в системе уроков по теме 4

Цель урока: 
Знакомство с характеристическим свойством членов арифметической прогрессии.

Задачи урока:
1) Образовательные - вывести и доказать характеристическое свойство арифметической прогрессии; формировать умения применять свойство арифметической прогрессии при решении задач
2) Развивающие - вырабатывать умения сравнивать математические понятия, находить сходства и различия, умения наблюдать, подмечать закономерности, проводить рассуждения по аналогии; сформировать умение строить и интерпретировать математическую модель некоторой реальной ситуации.
3)Воспитательные - содействовать воспитанию интереса к математике и ее приложениям, активности, умению общаться, аргументировано отстаивать свои взгляды.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация

ожидаемые результаты: На этом уроке мы должны установить связь между членами арифметической прогрессии и решим задачи, где используются свойства арифметических прогрессий.

II. Актуализация знаний учащихся

  1. Фронтальный опрос:

- Что называется арифметической прогрессией?

– Как задается арифметическая прогрессия?

– Назовите формулу п-го члена арифметической прогрессии.

2. Математический диктант.(задания раздаются на карточках)

1 вариант


1.Дана арифметическая прогрессия

1;4;7;11;…

Найти её первый член и разность.

2. а1=, d= Найти а11-?

3. Найдите сумму (S) первых ста членов арифметической прогрессии (аn), если а1=-9, d=4

2 вариант



№1.Дана арифметическая прогрессия –

9;6;3;0;;… Найти её первый член и разность.

№2. а1=0,2, d= .Найти а11-?

№3. Найдите сумму (S) первых ста членов арифметической прогрессии (аn), если а1=70, d=-1

III. Изучение нового материала. (слайд 1-3)

1.Рассмотрим арифметическая прогрессия (хп): 2; 5; 8; 11; 14.

Выясним, существует ли связь между тремя любыми последовательными членами прогрессии? Предлагаю вам, ребята, самим установить эту связь. Для этого проведем исследовательскую работу.

= (5.)

= (8.)

= (11.)

Какой вывод можно сделать о связи между членами арифметической прогрессии?

Вывод: «Каждый член арифметической прогрессии, начиная со второго, равен среднему арифметическому предыдущего и последующего членов».

2. Так как мы это предположили исходя из рассмотрения конкретной последовательности, данное утверждение следует доказать:

Пусть (хп) – арифметическая прогрессия, тогда

хпхп – 1 = хп + 1хп, то есть

2хп = хп – 1 + хп + 1,

хп =

Следует обратить особое внимание учащихся, что это утверждение – свойство арифметической прогрессии. А если мы сформулируем обратное утверждение и сможем его доказать, то как будет оно называться? Это будет признак арифметической прогрессии: «Если в последовательности (хп) каждый член, начиная со второго, равен среднему арифметическому предыдущего и последующего членов, то эта последовательность является арифметической прогрессией».

Пусть хп = , где п ≥ 2, тогда 2хп = хп – 1 + хп + 1,

хпхп – 1 = хп + 1хп, то есть разность между последующим и предыдущим членами последовательности (хп) остается постоянной. Значит, (хп) – арифметическая прогрессия.

IV. Формирование умений и навыков.

. Решить № 16.40 устно, используя характеристическое свойство арифметической прогрессии:

а) тогда

б) тогда а18 + а20 = 2  а19 = 2  5 = 10;

.

2. Решить № 16.42 (б) с комментированием на месте.

Если а14 + а16 = –20, то а15 = –20 : 2 = –10;

Если а29 + а31 = 40, то а30 = 40 : 2 = 20;

Найдем а15 + а30 = –10 + 20 = 10.

О т в е т: 10.

3. Решить № 16.44 на доске и в тетрадях.

Согласно характеристическому свойству, заданные выражения должны удовлетворять соотношению

2у = 5у – 3; 3у = 3; у = 1.


О т в е т: 1.

4. Решить № 16.46. Решение объясняет учитель.

а) Речь идет о сумме членов конечной арифметической прогрессии 104; 112; 120; … 992. У этой прогрессии а1 = 104; аn = 992; d = 8. Сначала найдем n (количество членов прогрессии):

аn = а1 + (n –1)d; 992 = 104 + (n – 1)  8;

992 = 8n + 96; n = 112.

Имеем

О т в е т: 61376.

5. Решить № 16.48 (б; г) на доске и в тетрадях.

б) а9 = –30; а19 = –45. Найдем аn.

аn = а1 + (n – 1)d = –18 + (n – 1)(–1,5) = –1,5n – 16,5.

г) а5 = 0,2; а16 = –7,5. Найдем an.

аn = 3 – 0,7(n – 1).

О т в е т: б) –18 – 1,5(n – 1); г) 3 – 0,7(n – 1).

6. Решить № 16.68. Решение объясняет учитель.

Используя характеристическое свойство арифметической прогрессии, получаем уравнение х – 3 =
= (х – 5)2; х2 – 11х + 28 = 0; х1 = 7; х2 = 4 – посторонний корень, не удовлетворяющий иррациональному уравнению

О т в е т: 7.

V. Итоги урока.

Вопросы у ч а щ и м с я:

– Сформулируйте свойство арифметической прогрессии.

– Сформулируйте признак арифметической прогрессии.

Домашнее задание: http://test-training.ru/algebra-9-class/9-6-1-svoystva-arifmetitcheskoy-progressii.html выполнить тест



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
" Характеристическое свойство арифметической прогрессии"

Автор: Мощенко Лариса Владимировна

Дата: 24.12.2016

Номер свидетельства: 373016

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока "Арифметическая прогрессия" 9 класс"
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekturokaarifmietichieskaiaproghriessiia9klass"
    ["file_id"] => string(6) "320092"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461003771"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока "Арифметическая прогрессия" 9 класс"
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekturokaarifmietichieskaiaproghriessiia9klass1"
    ["file_id"] => string(6) "320093"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461003778"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Урок по теме Арифметическая прогрессия "
    ["seo_title"] => string(47) "urok-po-tiemie-arifmietichieskaia-proghriessiia"
    ["file_id"] => string(6) "243162"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445632116"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Презентация к уроку "Арифметическая прогрессия""
    ["seo_title"] => string(56) "priezientatsiia-k-uroku-arifmietichieskaia-proghriessiia"
    ["file_id"] => string(6) "312002"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1459271929"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Арифметическая прогрессия. "
    ["seo_title"] => string(34) "arifmietichieskaia-proghriessiia-1"
    ["file_id"] => string(6) "113442"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410202520"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1580 руб.
1980 руб.
2110 руб.
2640 руб.
1880 руб.
2350 руб.
2000 руб.
2500 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства