- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас. У нас сегодня на уроке много гостей.
II. Актуализация знаний учащихся
- Сегодня мы продолжимработать с геометрическими фигурами.
- Как вы думаете, для чего я сегодня на урок принесла этот предмет? Как он называется?(Веер).
(Дети дают различные варианты ответов. Один из них –«… на примере веера мы будем изучать углы».)
- Да, сегодня мы будем изучать углы.
- Внимание на экран ( слайд 1)
1 2 3 4
6
5
7
- На экране разные виды углов. Какие задания вы могли бы придумать?
( Назовите самый маленький угол, самый большой угол. Назовите острые углы, тупые углы, развёрнутые и прямые углы. Сколько острых углов на рисунке, тупых углов, прямых углов, развёрнутых? Сравните углы. Учащиеся выполняют задания устно, отвечая на поставленные ими же вопросы )
- Как вы сравнили углы? ( «на глаз»)
- Почему вы утверждаете, что
- Молодцы! Хорошо справилисьс заданиями. Скажите, а могу ли я утверждать, что на этом изучение углов закончилось? Поднимите руки, кто согласен с тем, что мы всё об углах узнали ещё в начальной школе?
( Находятся дети, которые не поднимают руки и сообщают , что ещё не всё узнали про углы.)
- А как мы действуем, когда не всё знаем о геометрической фигуре?
( Продолжаем изучать её).
III. Изучение нового материала
- Можем ли мы с уверенностью сказать, какой из острых углов больше, а какой меньше?
(Мы можем сравнить острые углы только «на глаз», но полностью уверенными в своём ответе быть не можем).
- Возникла проблема.
Слайд 2 ( такой же как слайд 1, но без нумерации углов и углы одного цвета).
- А сможем ли мы записать результаты сравнения углов без их нумерации? (нет)
- Что ещё нужно знать об углах, чтобы сделать записи или озвучить результаты их сравнения?( мы должны знать название углов)
- Как быть? Возникла другая проблема.
- Учитывая возникшие перед нами проблемы, которые мы пока не можем разрешить, давайте попытаемся сформулировать тему урока (учащиеся предлагают различные варианты темы, учитель их обобщает).
- Запишите тему урока «Как обозначают и сравнивают углы».
- В начальной школе вы уже знакомились с углом. Давайте вспомним из каких геометрических фигур он состоит? ( из 2хлучей и точки).
-Внимание на экран (включается флэш - демонстрация к учебнику об изображении и обозначении угла, его элементов).
- Используя материал, который вы услышали, предложите задание.
( учащиеся предлагают изобразить ,обозначить углы и его элементы )
- А какие углы мы будем изображать, если острый угол уже представлен нам на экране?( прямые, тупые и развёрнутые)
- Разобьёмся на группы по рядам и выполним предложенное задание.
(1 ряд – прямой; 2 ряд – тупой; 3 ряд – развёрнутый).
- Вы проделали работу по группам для разных видов углов. Но обозначение углов и его элементов не зависит от видов углов.
- Обменяйтесь тетрадями и оцените работу соседа карандашом. Поставьте «+», если всё верно, а если есть ошибки, объясните их соседу.
- Итак, мы вспомнили изображение, обозначение, элементы углов. А как используя веер, вы могли бы смоделировать угол? (Учащийся выходит к доске и показывает на веере вершину угла, стороны угла и разные виды угла).
- Молодец! Очень хорошо смоделировал угол, его элементы и виды с помощью имеющегося предмета.
- Оцени свой ответ с позиции полноты и правильности подачи материала. Какую отметку ты себе бы поставил?
Физкультминутка (слайд 4). На экране изображены углы. Ребятам предлагается начертить эти углы глазами, подбородком и руками.
IV. Закрепление нового материала
1)- Внимание на экран ( слайд 5)
AOB – развёрнутый;
MNK – тупой;
CDE – острый;
XYR – прямой.
- Спрогнозируйте задание, которое может предложить компьютер?
( Учащиеся придумывают разного рода задания)
- А теперь, посмотрим, какое задание предлагает компьютер: сравнить углы и записать их в порядке возрастания. ( Дети самостоятельно записывают в тетради, а затем поверяют решение с места)
- Какие знания мы использовали для выполнения этого задания? ( мы знаем, что тупой угол меньше развёрнутого, но больше острого и прямого, а прямой угол больше острого).
- Какой метод сравнения углов мы применили при выполнении данного задания? ( Метод сравнения по виду углов)
- А чем это задание отличается от первого в начале урока, где то же упоминался метод сравнения по виду углов? (Здесь указывается название углов, но нет их изображения).
- Итак, на данном этапе исследования методов сравнения при решении этого задания мы применили метод сравнения углов по их виду.
2) Работа в парах.
- На каждой парте у вас имеется такая модель (учитель демонстрирует модель куба). Поднимите руки, кто согласен, что данная модель содержит геометрические фигуры, которые мы сегодня исследуем. Прокомментируйте это (куб содержит углы).
- Что интересного вы можете сказать об этих углах? (Все углы прямые). Обоснуйте свой ответ , посоветовавшись в парах. Можно воспользоваться чертёжными инструментами, лежащими на парте.
- Какая пара может представить своё обоснование?( Пара, справившаяся с заданием быстрее всех, выходит к доске и показывает с помощью чертёжного угольника, что все углы прямые).
- А какую ещё информацию можно получить об углах куба? (Сосчитать их).
- Выполните подсчёт. Сравните результаты подсчёта с результатами пары, отвечающей у доски. И если они разошлись, придите к единому мнению. Покажите свою готовность с помощью поднятой руки. ( 24 прямых угла)
- Итак, что мы выяснили с углами куба? ( Их вид и количество)
- Молодцы! С заданием справились хорошо. А какая ещё модель объёмной фигуры находится у вас на парте? ( Модель пирамиды).
- Исследуйте её углы. Обоснуйте свой ответ (учащиеся работают в парах, а в конце своего исследования представляют полученные результаты: 6 прямых углов и 10 острых). Можно воспользоваться чертёжнымиинструментами на парте.
- Какой метод исследования вы применяли при выполнении данного задания? ( Сравнение с помощью угольника или сравнение с помощью эталона, где в качестве эталона берётся прямой угол).
- Итак, на этом этапе исследования методов сравнения углов мы получили метод сравнения с помощью эталона.
3) Откроем учебники на стр. 82, №263, рис. 5.7
- Кто знает, как нужно выполнить это задание? Подойдёт ли метод сравнения «на глаз» или метод сравнения с помощью эталона? Даст ли каждый из этих методов достоверную информацию?
- У вас у каждого на партах есть калька. Исследуйте данные углы (D) ивыясните преимущество этого метода перед ранее изученными. В чём оно? Дал ли этот метод достоверный результат? Обоснуйте ответ.
- Итак, мы с вами узнали ещё один метод сравнения углов на данном этапе исследования - с помощью кальки. - А сейчас запишем домашнее задание. У вас у каждого на парте на листочках оно есть. № 260 и № 270 можно выполнить, применяя любой из известных вам методов сравнения. Творческое задание по вариантам выполните, предварительно найдя нужную информацию в учебниках математики и истории.
Домашнее задание. (слайд 6)
§ 17, № 266, № 270 (уч.);
В1 - найти в учебнике математики картинку с 5-угольной призмой и
исследовать углы, принадлежащие ей;
В2 – найти в учебнике истории картинку с пирамидой Хеопса и
исследовать углы, принадлежащие ей.
- Сделаем выводы по итогам исследования. Какую дополнительную информацию вы открыли? (Открыли новые методы сравнения углов).
- Давайте ещё раз перечислим методы сравнения углов, которые мы открыли на уроке.
- Всякое исследование в науке завершается отчётом.
- Составим отчёт по итогам исследовательской работы.
Рефлексия ( учащимся раздаются таблицы, которые в парах они заполняют, а затем проверяют с помощью экрана). Слайд 8-9
Методы сравнения
Ситуации, в которых эти методы используют:
«на глаз»
по виду углов
с помощью эталона
с помощью кальки
в учебнике
в тетради
на доске
на экране
на моделях плоских фигур
на моделях объёмных фигур
Самый точный метод сравнения –
Самый неточный метод сравнения –
- Сравним ваши таблицы с таблицей на экране. Однако таблица на экране не является эталоном.
- Не всегда у исследователей получаются одинаковые результаты. Но вы должны уметь отстаивать и обосновывать свои результаты.
Оставьте свои таблицы на партах. Я пройду, соберу их и проверю.