Исследовательский метод на уроках математики.
НОУ лицей «Исток»
Учитель математики: Реукова И.Г.
Иваново, 2012
Основой современных образовательных стандартов российского образования и главной задачей современного учителя является формирование базовых компетентностей современного человека:
информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
В этот период характерен переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности – проектных, творческих, исследовательских.
Постоянно растущий объём информации, её многопрофильность привели к тому, что ни у кого не вызывает сомнения тезис о невозможности знать и уметь всё. Таким образом, наиболее ценным стало умение добиться цели через смежные знания, искать и находить решение. А одним из главных качеств личности ученика становится его готовность к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения. Соответственно, меняются и задачи учителя. Теперь он должен быть не только и не столько источником информации, дающим знания, но и организатором самообразования учащихся, побуждающим к творческому поиску. Надо искать индивидуальные пути, что может быть осуществлено только в результате совместной творческой деятельности учителя и ученика. У многих современных школьников отмечается равнодушие к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов. И главная задача педагога в этих условиях заключается в поиске более эффективных форм, моделей, способов и условий обучения. Таким образом, на первый план выходит проблема активизации деятельности учащихся в процессе обучения. Проблема активности личности в обучении – это ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности, её профессиональной подготовки. Стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объёма передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.
Математика– это наука, где такие слова как эксперимент, исследование, практическая работа являются неотъемлемыми частями процесса обучения. Математика описывает все закономерности в природе, жизни, гармонию чувств и красок. Здесь огромное поле для активизации учебно-познавательной деятельности школьников. В этимологии слова «исследование» заключено указание на то, чтобы извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. Следовательно, уже здесь заложено понятие о способности личности сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию, т.е. понятие об основных навыках, требуемых от исследователя. При исследовательской деятельности определяющим является подход, а не состав источников, на основании которых выполнена работа. Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и производимых на его основании новых выводов. Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным заранее решением. В рамках исследовательского подхода обучение ведётся с опорой на непосредственный опыт учащихся, его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности, активного освоения мира.
Исследовательский метод и проектный как его часть всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, реализующуюся в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению. Он предполагает решение поставленной проблемы, а решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, творческих областей. Каждому ребёнку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Ведь одного желания, как правило, недостаточно для успешного решения исследовательских задач. Организовать работу детей необходимо так, чтобы они ненавязчиво усваивали процедуру исследования, последовательно проходя все его основные этапы:
•мотивация исследовательской деятельности;
• постановка проблемы;
• сбор фактического материала;
• систематизация и анализ полученного материала;
• выдвижение гипотез;
• проверка гипотез;
• доказательство или опровержение гипотез.
Очевидно, что степень самостоятельности учащихся зависит от множества факторов:
возрастных и индивидуальных особенностей детей,
их предыдущего опыта исследовательской деятельности,
сложности темы,
характера отношений в группе и др.
Необходимо подобрать такие виды и продукты исследовательской деятельности, которые были бы адекватны возрасту участников проекта.
Уровень проявления активности личности в обучении обусловливается основной его логикой, а также уровнем развития учебной мотивации, определяющей во многом не только уровень познавательной активности человека, но и своеобразие его личности.
Большим подспорьем в осуществлении исследовательской деятельности на уроках математики является программы Intel «Обучение для будущего», Exсel, Microsoft Word, Microsoft Publisher, Power Point.
Я предлагаю две презентации:
- презентация урока в рамках изучения темы «Вероятность случайного события» (9 кл.);
- презентация проекта в рамках изучения темы «Квадратные уравнения» (8 кл.) .
Комментарии к презентациям:
9 класс
В рамках изучения темы «Вероятность случайного события» был приведен урок «Теория вероятности и окружающие нас предметы».
К моменту проведения урока было изучено: понятие случайного события, формула вероятности случайного события.
Цель урока:
Создание мотивации для решения учащимися конкретной задачи на применение формулы частоты случайного события, совершенствование навыков работы с добытой информацией и навыков оформления результатов (т.е. развитие информационной компетентности).
Оборудование:
Компьютер с подключением к интернету, принтер.
Формат:
2 урока (презентация доработана во внеурочное время)
Ход урока:
Постановка проблемы: используя полученные знания и дополнительную информацию ответить на очевидный, казалось бы, вопрос «Почему на клавиатуре компьютера буквы расположены именно в таком порядке?»
Выдвижение гипотез (фронтальная работа). Выбор основной гипотезы.
Распределение деятельности.
Обсуждение результатов.
Итог (проект презентации).
Презентация прилагается.
8 класс
На заключительном этапе изучения квадратных уравнений в 8 классе учащимися был предложен проект «Трудная задача». Предлагалось провести исследования, связанные с картиной «Трудная задача».
Что это за задание, которое показалось трудным ученикам сельской школы дореволюционной России?
Покажется ли оно трудным ученикам 8 класса современной школы?
Почему это задание предложено в рамках изучения темя «Квадратные уравнения» ?
Этапы работы:
Изучение объекта, сбор информации (самостоятельно).
Обсуждение результатов собранной информации. Гипотеза (с участием учителя).
Подтверждение гипотезы (самостоятельно).
Оформление результатов (совместно с учителем).
Зона ближайшего исследования – изучение полезных приёмов устного счёта.
Итог – подготовка доклада на научную конференцию.
Презентация прилагается.