Использование формул арифметической прогрессии при решении прикладных задач.
Использование формул арифметической прогрессии при решении прикладных задач.
Данный конспект урока можно использовать при обобщении темы "Арифметическая прогрессия". На уроке рассматривается решение задач прикладного характера, которые соответствуют определению арифметической прогрессии, а значит, при решении которых, можно использовать формулы n члена и суммы арифметической прогрессии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Запишите формулу суммы n первых членов арифметической прогрессии.
Сколько членов вмещает конечная арифметическая прогрессия: 3, 6, 9,…273.
Запишите формулу n-го члена арифметической прогрессии: 3, 6, 9,…273.
Найти сумму чисел 3+6+9+….+273, если все слагаемые являются членами арифметической прогрессии.
Запишите формулу для нахождения суммы n первых членов арифметической прогрессии: 3, 6, 9,…273.
Формирование умений решения задач прикладного смысла.
Обобщение темы по схеме.
Решение задач.
Вводная беседа.
Прикладные задачи - это задачи физического, геометрического, химического смысла, которые решаются с помощью алгебраических формул.
Цель нашего урока: рассмотреть прикладные задачи, которые можно решить, используя определение, формулы, свойства арифметической прогрессии.
Мы рассмотрим задачи геометрического и физического характера.
Задача №1.
Свободно падающее тело проходит за первую секунду 4,9м, а за каждую последующую на 9,8м больше, чем за предыдущую. Какое расстояние оно пройдет за 21-ую секунду, за 21 секунду.
Решение:
Запишем расстояние, которое пройдет тело за несколько секунд:
(an): 4,9м; 14,7м; 24,5м…
Мы получили арифметическую прогрессию (an), в которой
a1=4,9м, d=9,8м
Чтоб найти, какое расстояние пройдет тело за 21-ую секунду, надо вычислить a21/
a21=a1+20d=4,9+20•9,8=200,8 (м)
Чтоб найти какое расстояние пройдет тело за 21 секунду, надо найти сумму всех расстояний за это время, т.е. S21
S21===2159,85 (м).
Ответ: 200,8м, 2159,85м.
Таким образом, чтоб решить прикладную задачу надо:
Ввести арифметическую прогрессию.
Переформулировать условие на определение, формулы арифметической прогрессии.
Задача №2.
В многоугольнике один угол равен 1000, каждый последующий больше предыдущего на 100. Какой это многоугольник?
Решение:
Составим арифметическую прогрессию градусных мер углов данного многоугольника:
(αn): α1=1000, α2=1100, α3=1200…
Данная последовательность – арифметическая прогрессия, в которой
α1=1000, d=100.
Пусть многоугольник имеет n сторон, тогда прогрессия имеет n членов. Сумму внутренних углов многоугольника можно найти по формуле 180 (n-2) или по формуле суммы арифметической прогрессии Sn=.
Подставим данные, получим уравнение:
=180(n-2)
(100+5n-5)n=180(n-2)
95n+5n2-180n+360=0
5n2-85n+360=0
n2-17n+72=0
По теореме Виета n1=8, n2=9
Ответ: 8 или 9.
Задача №3.
Два тела движутся на встречу друг другу. Первое движется со скоростью 10 м/с, второе за первую секунду проходит 3м, за каждую последующую на 5м больше. Если первоначальное расстояние между ними 153м, найдите через сколько секунд тела встретятся.
Расстояние за каждую секунду второго тела составляет арифметическую прогрессию.
Пусть встреча произойдет через n секунд, тогда первое тело пройдет 10n м, а расстояние второго – это сумма арифметической прогрессии, в которой а1=3м, d=5м.
Вычислим Sn=, тогда Sn=0,5n+2,5n2 (м)
По условию расстояние равно 153м.
Составляем уравнение:
0,5n+2,5n2+10n=153
n2+4,2n-61,2=0
D=b2-4ac=17,64+244,8=262,44
=16,2
n1,2=, n1=6, n2=10,2.
Т.к. n- количество членов арифметической прогрессии, то n€N, поэтому n=6.
Ответ: 6с.
Итог урока.
Домашнее задание: придумать условие и решить две задачи прикладного характера.