kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок "Решение систем уравнений графическим способом"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проводится по теме "Различные способы решения систем уравнений". К концу урока учащиеся решают системы уравнений графическим способом вручную и на компьютере с помощью программы SCILAB.

Графическое решение позволяет ученикам образно увидеть решение системы, пусть даже приблизительное, что даёт им возможность иногда оценить, если вообще в системе решение, а, если оно есть, то каким может быть. Использование компьюторов поднимает интерес к предмету.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок»

Интегрированный урок: «Решения систем уравнений с двумя неизвестными графическим способом»

(урок обобщения и систематизации знаний)

Цель урока: к концу урока учащиеся решают системы уравнений графическим способом вручную и с помощью программы SCILAB.

Задачи урока:

  1. Актуализация опорных знаний. Устная работа;

  2. Решения систем уравнений;

  3. Практическая работа на компьютерах.

Ход урока:

  1. Задание 1

Перед вами карточки с заданиями. Ответьте на вопросы. Ответы запишите прямо на карточках.

Является ли пара чисел (2; 3) решением системы уравнений?

а) х2 + у2 = 13 б) х2 + у = 5 в) х2 + у2 = 4

2х + у = 7; 3х – 1 = у; 5х – 2у = 4

Какая из следующих пар чисел является решением системы уравнений?

х2 + у2 = 1 а) (0; 1); б) (-1; -1); в) (1; 0) г) (1; 1)

у – 2х = 1;

Устная проверка и запись результатов на интерактивной доске.

Устные ответы на вопросы:

  • Что значит решить систему уравнений?

  • Всегда ли есть решения в системе уравнений?

  • Система каких уравнений может иметь бесконечно много решений? (приведите пример);

  • Какие способы решения систем уравнений вам знакомы? (подстановки, алгебраического сложения, замены переменных, разложения на множители, графический).

Сегодня мы займемся графическим способом решения систем уравнений сначала вручную, а затем в компьютерном классе с помощью программы SCILAB.

Задание2.На доске графики уравнений. Попробуйте узнать, графики каких функций изображены на рисунках и запишите решения данных систем уравнений.

Рис1


Рис.2

Рис.3

Рис.4

Рис.5

Рис.6


Проверка полученных результатов. (вызов учеников к доске и запись результатов). Графики каких уравнений вы здесь видите? (прямая, парабола, уравнение окружности, график уравнения модуля и у=). Какие сложности возникли при записи результатов? (сложно определить точные координаты).

Вывод: (учащиеся делают самостоятельно)

Когда удобен графический способ решения систем уравнений? (когда после несложных преобразований уравнений системы можно без затруднений построить их графики.)


Что необходимо предпринять чтобы решить систему уравнений графически?

( 1) построить графики уравнений, входящих в систему в координатной плоскости; 2) найти точки пересечения этих графиков (это ответ на вопрос сколько решений имеет система уравнений) и определить их координаты; 3) найденные координаты точек пересечения проверить подстановкой в систему. )

  1. Запись в тетради:

Решение систем уравнений графическим способом.

Алгоритм решения:

1) построить графики уравнений, входящих в систему в координатной плоскости;

2) найти точки пересечения этих графиков (это ответ на вопрос сколько решений имеет система уравнений) и определить их координаты;

3) найденные координаты точек пересечения проверить подстановкой в систему.



П

у

4

ример 1 (построение на интерактивной доске)

х

3

= -1 х = -1

х2 + у = 4 у = 4 - х2

Н

х

0

-1

У = 4 – х2

Х = -1


ашли точку пересечения х = -1

у = 3

подстановка:

х = -1

(-1)2 + 3 = 4


Ответ: (-1; 3)

Все последующие задания выполняются в тетради и на доске с вызовом учеников.

х2 + у = 3 х 2 + у 2 = 1

х – у + 1 = 0 у = х∣ - 1

Ответ: (1; 2); (-2; -1) Ответ: (-1; 0); (0; -1); (1; 0)

(х -3)2 + (у + 1)2 = 9 у – х2 = 0

у = -1 у = 

Ответ: (0; -1); (6; -1) Ответ: (0; 0); (1; 1)

При каком значении параметра р система уравнений имеет а) три решения?; б) одно решение?

х2 + у2 = 4

у – х2 = р

Ответ: а) при р = -2; б) при р = 2.

Д/З

  1. Сколько решений имеет система уравнений?

(х +1)2 + (у + 2)2 = 4 х = 2

у = 0 (х +2)2 + (у - 2)2 = 16



2) Решить систему уравнений графически:

1 №2

х2 - у = 3 (х + 2)2 + (у – 1)2 = 1

у = 6 у = 

№3 №4

х 2 + у 2 = 4 х 2 + у 2 = 9

у = -0,5х2 + 2 у = х∣ - 3





Работа в компьютерном классе:

Компьютерное обеспечение инженерных расчетов в пакете SCILAB

Методические указания к лабораторной работе №1
Цель работы:

  • ознакомится с простейшими действиями в среде SciLab;

  • ознакомится с построением графиков и графическим методом решения уравнений;

  • ознакомится с стандартными средствами решения уравнений в среде SciLab, сделать выводы о влиянии выбора начального значения;

  • ознакомится с языком программирования среды SciLab и редактором функций SciPad;

  • произвести математическое моделирование преобразования сигнала нелинейным элементом.

Выполнение

1.Запустите программу генерации заданий “lab2.exe” , после запуска вы увидите следующее окно



2.Запустите программу SciLab


1.Решение системы уравнений

  1. Построим графики обоих уравнений системы на одной плоскости

Формируем массивы X,Y1,Y2 и функцией plot() строим графики Y1(x) и Y2(X)

2.Результат вызова функции plot()


Определите примерные координаты x1,x2 точек пересечения (при необходимости возможно использовать увеличение)

Например, по приводимому графику

x1=-120

x2=-70;


3. Функция fsolve() определяет точку, в которой функция обращается в 0 (ноль), ближайшую к указанной.


При помощи функции deff() зададим функцию равную разности y1(x) и y2(x)

Создайте вектор ‘a’ для записи результата

Ищем корни при помощи функции fsolve() последовательно подставляя в неё x1 и x2 из пункта 2



В результате массив результатов (содержащий значения x обоих решений системы уравнений) a будет такой:

Для того, чтобы увидеть значения y1 и y2 достаточно рассчитать значения y1 или y2, подставив вместо x имя матрицы а.



4.Сохраняем результат в файл и нажимаем кнопку “Проверить”, в открывшемся окне указываем путь к сохраненному файлу


Просмотр содержимого документа
«распечатка для детей»

  1. Задание 1

Перед вами карточки с заданиями. Ответьте на вопросы. Ответы запишите прямо на карточках.

Является ли пара чисел (2; 3) решением системы уравнений?

а) х2 + у2 = 13 б) х2 + у = 5 в) х2 + у2 = 4

2х + у = 7; 3х – 1 = у; 5х – 2у = 4

Какая из следующих пар чисел является решением системы уравнений?

х2 + у2 = 1 а) (0; 1); б) (-1; -1); в) (1; 0) г) (1; 1)

у – 2х = 1;

Устные ответы на вопросы:

  • Что значит решить систему уравнений?

  • Всегда ли есть решения в системе уравнений?

  • Система каких уравнений может иметь бесконечно много решений? (приведите пример);

  • Какие способы решения систем уравнений вам знакомы?

Задание2.На доске графики уравнений. Попробуйте узнать, графики каких функций изображены на рисунках и запишите решения данных систем уравнений.

Рис1


Рис.2


Рис.3

Рис.4

Рис.5


Рис.6


Задание3. Решить графически системы уравнений.

1 №2

х2 + у = 3 х 2 + у 2 = 1

х – у + 1 = 0 у = х∣ - 1

№3 №4

(х -3)2 + (у + 1)2 = 9 у – х2 = 0

у = -1 у = 

№5

При каком значении параметра р система уравнений имеет а) три решения?; б) одно решение?

х2 + у2 = 4

у – х2 = р

Д/з


  1. Сколько решений имеет система уравнений?

(х +1)2 + (у + 2)2 = 4 х = 2

у = 0 (х +2)2 + (у - 2)2 = 16



2) Решить систему уравнений графически:

1 №2

х2 - у = 3 (х + 2)2 + (у – 1)2 = 1

у = 6 у = 

№3 №4

х 2 + у 2 = 4 х 2 + у 2 = 9

у = -0,5х2 + 2 у = х∣ - 3






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Интегрированный урок "Решение систем уравнений графическим способом"

Автор: Михайлова Ирина Анатольевна

Дата: 21.08.2014

Номер свидетельства: 112445

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Интегрированный урок алгебры и информатики в 9 м классе по теме: "Графический способ решения систем уравнений" "
    ["seo_title"] => string(122) "intieghrirovannyi-urok-alghiebry-i-informatiki-v-9-m-klassie-po-tiemie-grafichieskii-sposob-rieshieniia-sistiem-uravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "100762"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402392558"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(242) "Конспект интегрированного урока (алгебра + информатика) по теме: «Графический способ решение систем уравнений с двумя переменными» "
    ["seo_title"] => string(143) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-alghiebra-informatika-po-tiemie-grafichieskii-sposob-rieshieniie-sistiem-uravnienii-s-dvumia-pieriemiennymi"
    ["file_id"] => string(6) "109782"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405017197"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "«Графический способ решения систем уравнений с 2-мя переменными средствами Microsoft Excel» "
    ["seo_title"] => string(102) "grafichieskii-sposob-rieshieniia-sistiem-uravnienii-s-2-mia-pieriemiennymi-sriedstvami-microsoft-excel"
    ["file_id"] => string(6) "117238"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412748890"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Lesson study.Математика 8 класс. Решение задач с помощью системы линейных уравнений8 "
    ["seo_title"] => string(97) "lesson-study-matiematika-8-klass-rieshieniie-zadach-s-pomoshch-iu-sistiemy-linieinykh-uravnienii8"
    ["file_id"] => string(6) "221566"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435424753"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(292) "Информационная сессия  "Развитие познавательных интересов учащихся через интеграцию учебных предметов" из опыта работы учителя информатики Крапивницкой О.В. "
    ["seo_title"] => string(183) "informatsionnaia-siessiia-razvitiie-poznavatiel-nykh-intieriesov-uchashchikhsia-chieriez-intieghratsiiu-uchiebnykh-priedmietov-iz-opyta-raboty-uchitielia-informatiki-krapivnitskoi-o-v"
    ["file_id"] => string(6) "166423"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422959898"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1750 руб.
2500 руб.
1850 руб.
2640 руб.
1650 руб.
2350 руб.
1680 руб.
2400 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства