kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок "Решение систем уравнений графическим способом"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проводится по теме "Различные способы решения систем уравнений". К концу урока учащиеся решают системы уравнений графическим способом вручную и на компьютере с помощью программы SCILAB.

Графическое решение позволяет ученикам образно увидеть решение системы, пусть даже приблизительное, что даёт им возможность иногда оценить, если вообще в системе решение, а, если оно есть, то каким может быть. Использование компьюторов поднимает интерес к предмету.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок»

Интегрированный урок: «Решения систем уравнений с двумя неизвестными графическим способом»

(урок обобщения и систематизации знаний)

Цель урока: к концу урока учащиеся решают системы уравнений графическим способом вручную и с помощью программы SCILAB.

Задачи урока:

  1. Актуализация опорных знаний. Устная работа;

  2. Решения систем уравнений;

  3. Практическая работа на компьютерах.

Ход урока:

  1. Задание 1

Перед вами карточки с заданиями. Ответьте на вопросы. Ответы запишите прямо на карточках.

Является ли пара чисел (2; 3) решением системы уравнений?

а) х2 + у2 = 13 б) х2 + у = 5 в) х2 + у2 = 4

2х + у = 7; 3х – 1 = у; 5х – 2у = 4

Какая из следующих пар чисел является решением системы уравнений?

х2 + у2 = 1 а) (0; 1); б) (-1; -1); в) (1; 0) г) (1; 1)

у – 2х = 1;

Устная проверка и запись результатов на интерактивной доске.

Устные ответы на вопросы:

  • Что значит решить систему уравнений?

  • Всегда ли есть решения в системе уравнений?

  • Система каких уравнений может иметь бесконечно много решений? (приведите пример);

  • Какие способы решения систем уравнений вам знакомы? (подстановки, алгебраического сложения, замены переменных, разложения на множители, графический).

Сегодня мы займемся графическим способом решения систем уравнений сначала вручную, а затем в компьютерном классе с помощью программы SCILAB.

Задание2.На доске графики уравнений. Попробуйте узнать, графики каких функций изображены на рисунках и запишите решения данных систем уравнений.

Рис1


Рис.2

Рис.3

Рис.4

Рис.5

Рис.6


Проверка полученных результатов. (вызов учеников к доске и запись результатов). Графики каких уравнений вы здесь видите? (прямая, парабола, уравнение окружности, график уравнения модуля и у=). Какие сложности возникли при записи результатов? (сложно определить точные координаты).

Вывод: (учащиеся делают самостоятельно)

Когда удобен графический способ решения систем уравнений? (когда после несложных преобразований уравнений системы можно без затруднений построить их графики.)


Что необходимо предпринять чтобы решить систему уравнений графически?

( 1) построить графики уравнений, входящих в систему в координатной плоскости; 2) найти точки пересечения этих графиков (это ответ на вопрос сколько решений имеет система уравнений) и определить их координаты; 3) найденные координаты точек пересечения проверить подстановкой в систему. )

  1. Запись в тетради:

Решение систем уравнений графическим способом.

Алгоритм решения:

1) построить графики уравнений, входящих в систему в координатной плоскости;

2) найти точки пересечения этих графиков (это ответ на вопрос сколько решений имеет система уравнений) и определить их координаты;

3) найденные координаты точек пересечения проверить подстановкой в систему.



П

у

4

ример 1 (построение на интерактивной доске)

х

3

= -1 х = -1

х2 + у = 4 у = 4 - х2

Н

х

0

-1

У = 4 – х2

Х = -1


ашли точку пересечения х = -1

у = 3

подстановка:

х = -1

(-1)2 + 3 = 4


Ответ: (-1; 3)

Все последующие задания выполняются в тетради и на доске с вызовом учеников.

х2 + у = 3 х 2 + у 2 = 1

х – у + 1 = 0 у = х∣ - 1

Ответ: (1; 2); (-2; -1) Ответ: (-1; 0); (0; -1); (1; 0)

(х -3)2 + (у + 1)2 = 9 у – х2 = 0

у = -1 у = 

Ответ: (0; -1); (6; -1) Ответ: (0; 0); (1; 1)

При каком значении параметра р система уравнений имеет а) три решения?; б) одно решение?

х2 + у2 = 4

у – х2 = р

Ответ: а) при р = -2; б) при р = 2.

Д/З

  1. Сколько решений имеет система уравнений?

(х +1)2 + (у + 2)2 = 4 х = 2

у = 0 (х +2)2 + (у - 2)2 = 16



2) Решить систему уравнений графически:

1 №2

х2 - у = 3 (х + 2)2 + (у – 1)2 = 1

у = 6 у = 

№3 №4

х 2 + у 2 = 4 х 2 + у 2 = 9

у = -0,5х2 + 2 у = х∣ - 3





Работа в компьютерном классе:

Компьютерное обеспечение инженерных расчетов в пакете SCILAB

Методические указания к лабораторной работе №1
Цель работы:

  • ознакомится с простейшими действиями в среде SciLab;

  • ознакомится с построением графиков и графическим методом решения уравнений;

  • ознакомится с стандартными средствами решения уравнений в среде SciLab, сделать выводы о влиянии выбора начального значения;

  • ознакомится с языком программирования среды SciLab и редактором функций SciPad;

  • произвести математическое моделирование преобразования сигнала нелинейным элементом.

Выполнение

1.Запустите программу генерации заданий “lab2.exe” , после запуска вы увидите следующее окно



2.Запустите программу SciLab


1.Решение системы уравнений

  1. Построим графики обоих уравнений системы на одной плоскости

Формируем массивы X,Y1,Y2 и функцией plot() строим графики Y1(x) и Y2(X)

2.Результат вызова функции plot()


Определите примерные координаты x1,x2 точек пересечения (при необходимости возможно использовать увеличение)

Например, по приводимому графику

x1=-120

x2=-70;


3. Функция fsolve() определяет точку, в которой функция обращается в 0 (ноль), ближайшую к указанной.


При помощи функции deff() зададим функцию равную разности y1(x) и y2(x)

Создайте вектор ‘a’ для записи результата

Ищем корни при помощи функции fsolve() последовательно подставляя в неё x1 и x2 из пункта 2



В результате массив результатов (содержащий значения x обоих решений системы уравнений) a будет такой:

Для того, чтобы увидеть значения y1 и y2 достаточно рассчитать значения y1 или y2, подставив вместо x имя матрицы а.



4.Сохраняем результат в файл и нажимаем кнопку “Проверить”, в открывшемся окне указываем путь к сохраненному файлу


Просмотр содержимого документа
«распечатка для детей»

  1. Задание 1

Перед вами карточки с заданиями. Ответьте на вопросы. Ответы запишите прямо на карточках.

Является ли пара чисел (2; 3) решением системы уравнений?

а) х2 + у2 = 13 б) х2 + у = 5 в) х2 + у2 = 4

2х + у = 7; 3х – 1 = у; 5х – 2у = 4

Какая из следующих пар чисел является решением системы уравнений?

х2 + у2 = 1 а) (0; 1); б) (-1; -1); в) (1; 0) г) (1; 1)

у – 2х = 1;

Устные ответы на вопросы:

  • Что значит решить систему уравнений?

  • Всегда ли есть решения в системе уравнений?

  • Система каких уравнений может иметь бесконечно много решений? (приведите пример);

  • Какие способы решения систем уравнений вам знакомы?

Задание2.На доске графики уравнений. Попробуйте узнать, графики каких функций изображены на рисунках и запишите решения данных систем уравнений.

Рис1


Рис.2


Рис.3

Рис.4

Рис.5


Рис.6


Задание3. Решить графически системы уравнений.

1 №2

х2 + у = 3 х 2 + у 2 = 1

х – у + 1 = 0 у = х∣ - 1

№3 №4

(х -3)2 + (у + 1)2 = 9 у – х2 = 0

у = -1 у = 

№5

При каком значении параметра р система уравнений имеет а) три решения?; б) одно решение?

х2 + у2 = 4

у – х2 = р

Д/з


  1. Сколько решений имеет система уравнений?

(х +1)2 + (у + 2)2 = 4 х = 2

у = 0 (х +2)2 + (у - 2)2 = 16



2) Решить систему уравнений графически:

1 №2

х2 - у = 3 (х + 2)2 + (у – 1)2 = 1

у = 6 у = 

№3 №4

х 2 + у 2 = 4 х 2 + у 2 = 9

у = -0,5х2 + 2 у = х∣ - 3






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Интегрированный урок "Решение систем уравнений графическим способом"

Автор: Михайлова Ирина Анатольевна

Дата: 21.08.2014

Номер свидетельства: 112445

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Интегрированный урок алгебры и информатики в 9 м классе по теме: "Графический способ решения систем уравнений" "
    ["seo_title"] => string(122) "intieghrirovannyi-urok-alghiebry-i-informatiki-v-9-m-klassie-po-tiemie-grafichieskii-sposob-rieshieniia-sistiem-uravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "100762"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402392558"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(242) "Конспект интегрированного урока (алгебра + информатика) по теме: «Графический способ решение систем уравнений с двумя переменными» "
    ["seo_title"] => string(143) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-alghiebra-informatika-po-tiemie-grafichieskii-sposob-rieshieniie-sistiem-uravnienii-s-dvumia-pieriemiennymi"
    ["file_id"] => string(6) "109782"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405017197"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "«Графический способ решения систем уравнений с 2-мя переменными средствами Microsoft Excel» "
    ["seo_title"] => string(102) "grafichieskii-sposob-rieshieniia-sistiem-uravnienii-s-2-mia-pieriemiennymi-sriedstvami-microsoft-excel"
    ["file_id"] => string(6) "117238"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412748890"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Lesson study.Математика 8 класс. Решение задач с помощью системы линейных уравнений8 "
    ["seo_title"] => string(97) "lesson-study-matiematika-8-klass-rieshieniie-zadach-s-pomoshch-iu-sistiemy-linieinykh-uravnienii8"
    ["file_id"] => string(6) "221566"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435424753"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(292) "Информационная сессия  "Развитие познавательных интересов учащихся через интеграцию учебных предметов" из опыта работы учителя информатики Крапивницкой О.В. "
    ["seo_title"] => string(183) "informatsionnaia-siessiia-razvitiie-poznavatiel-nykh-intieriesov-uchashchikhsia-chieriez-intieghratsiiu-uchiebnykh-priedmietov-iz-opyta-raboty-uchitielia-informatiki-krapivnitskoi-o-v"
    ["file_id"] => string(6) "166423"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422959898"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства