Интегрированный урок математики и природоведения
Тема: вычитание однозначных чисел с переходом через десяток из 17 и 18. Решение задач. Геометрический материал.
Цель: раскрыть способы вычитания однозначных чисел с переходом через десяток из 17 и 18; формировать вычислительные навыки; учить сравнивать простые задачи, которые имеют одинаковый сюжет и разное математическое содержание; учить наблюдать за образованием новых фигур при делении квадрата на части двумя отрезками;
Ход урока
- Организация класса
- Актуализация знаний
1.Установление закономерности.
23… 21… 19… 17… __. __
- Назовите следующие два числа? (15, 13)
- Почему именно эти числа вы назвали?
2.Минутка каллиграфии.
- С помощью каких цифр записано последнее число? (1, 3)
- Напоминаю, как правильно пишется цифра 1.
Единицу начинаем писать с «носика», от середины клетки, проводя линию в правый верхний угол. Не отрывая ручки от бумаги, спускаемся вниз – к краю клетки.
Цифра 3 состоит из двух соединенных между собой полуовалов. Верхний полуовал начинаем писать от верхнего края клетки в правый верхний угол. Спускаемся к середине клетки, где и берет начало нижний полуовал, который спускается к правой нижней стороне клетки.
- Пропишите в тетради эти цифры чередуя их. (одну строчку)
- Сообщение темы и цели урока.
- Ребята, мне перед уроком почтальон принес посылку для нашего класса. Давайте откроем ее. Ой, тут для нас гостинцы и письмо.
Интересно от кого оно?
Это, ребята, от Ушастика. Послушайте, что он пишет: «Дорогие друзья! Недавно в лесной школе я решал задания, которые мне очень понравились, и справился с ними. Отравляю эти задания вам! Надеюсь, что вы тоже справитесь с ними. Желаю успеха!
Ваш Ушастик».
- Для некоторых учеников Ушастик передал задания на карточках.
- Актуализация опорных знаний
1.Работа с карточками.
Карточка1
3 + 7 – 6 =
8 +7 – 6 =
С огорода принесли 8 помидоров и 5 огурцов. Все овощи порезали на салат. Сколько овощей порезали?
Карточка2
4 + 7 + 3 =
12 – 4 + 2 =
В магазин привезли 6 букетов роз, а букетов астр – на 5 больше. Сколько привезли букетов астр?
2.Устный счет.
2 + 7 8 + 2 6 + ? = 13 16 16
? – 5 ? + 3 14 - ? = 7 ? ?
? + 5 ? + 4 ? + 5 = 12 ? ? ? ?
- Как называются компоненты при сложении?
- Как найти неизвестное слагаемое?
- Как называются компоненты при вычитании?
3.Сравните выражения.
- Сравните не вычисляя.
12 – 5 – 2 … 12 – 3 – 2
24 + 6 … 24 + 9
К + 4 … К – 2
403 +5 … 403 + 8
- Молодцы! Вам Ушастик прислал большой арбуз.
Арбуз впервые появился в тропической Африке, оттуда распространился повсюду. Некоторые арбузы весят более 20 кг.! Плод арбуза – ягода, так как в нем много семян. В странах Востока семена арбуза считается деликатесом.
- Изучение нового материала
1.Работа в паре
- Как вычислить 17 – 8; 17 – 9?
Вывод: сначала необходимо получить 10, а потом вычесть оставшуюся часть
17 – 7 – 1
17 – 7 – 2
- Как по другому решить эти примеры?
17 – 8 = 17 – 10 + 2
17 – 9 = 17 – 10 + 1
2.Запись в тетради. Решение примеров.
- Запишите в тетради примеры.
18 – 9 =
15 – 9 =
14 – 9 =
14 – 8 =
- И следующий гостинец Ушастик – яблоко.
Существует много различных сортов яблок. Они богаты на витамины, поэтому полезны для человека. Если яблоко запечь в духовке, они сохраняют свои целебные свойства. Яблоки бывают разные по вкусу, размеру и весу. Яблоко сорта «Кныш» может весить 900г.
- Физминутка.
- Закрепление материала
1.Работа над задачами. Блиц – турнир.
- Откройте задачи на с35 вашего учебника (№85). Прочитайте первую задачу. Начертите схему, а рядом решение задачи. Аналогично работаем над задачей №2, 3
- Одинаковы ли условия задачи?
- А их решение?
2.Работа с геометрическим материалом.
- Посмотрите на фигуры, нарисованные в № 87.
-Что это за фигуры?
- Назовите фигуры, которые получились в результате деления квадрата на части двумя отрезками.
- Назовите фигуры на втором рисунке.
- В качестве гостинца вам вручается тыква.
Тыква – тоже ягода, которая может достигать огромных размеров и веса до 400 кг.
3.Самостоятельная работа. Парная работа.
- Каждому на парту зайчик положил задание. Вы должны решите его с вашим соседом. Позже мы всем классом проверим и расшифруем слово, которое задумал Ушастик.
12 – 3 – 2 = (ы)
17 – 8 – 5 = (ф)
11 – 3 + 2 = (у)
8 + 5 – 2 = (т)
7 + 7 – 2 = (р)
1 – 4 – 3 = (к)
- Итог урока.
– Что понравилось вам на уроке?
- Как решать примеры на вычитание с переходом через десяток?
- Как из 17 вычесть 8? Из 17 – 9?
- Я думаю, Ушастик останется доволен вами.
- Домашнее задание
- Дома объясните способ решение примеров №86 и задачи №85 (3), запишите решение в тетрадь.