В современной педагогике метод проектов используется наряду с систематическим предметным обучением. Проектно-исследовательская деятельность позволяет школьникам практически применить знания, полученные на уроках математики, информатики. Учащимся предлагается исследовать функцию, найти корни уравнения и разными способами построить график этой функции. На основе полученных данных участники проекта приходят к выводу, что для исследования сложных функций необходимо использовать информационные технологии, т.к. с помощью ИТ можно наиболее точно построить график и найти решения уравнения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«интегрированный урок »
Висман А.С. учитель информатики
Булаева Н.С. учитель математики
г. Яровое МОУ средняя
общеобразовательная школа №12
Пояснительная записка.
В современной педагогике метод проектов используется наряду с систематическим предметным обучением. Проектно-исследовательская деятельность позволяет школьникам практически применить знания, полученные на уроках математики, информатики. Учащимся предлагается исследовать функцию, найти корни уравнения и разными способами построить график этой функции. На основе полученных данных участники проекта приходят к выводу, что для исследования сложных функций необходимо использовать информационные технологии, т.к. с помощью ИТ можно наиболее точно построить график и найти решения уравнения.
В этом учебном году, работая в профильных подгруппах по математике и информатике, мы решили провести интегрированный урок. На уроках математики учащиеся уже познакомились с графической программой ADVANCED GRAPHER. На уроках информатики ребята изучают язык программирования Turbo Pascal. Как результат нашей работы в феврале месяце был проведен этот интегрированный урок, который направлен на демонстрацию межпредметных связей, разнообразия форм и методов закрепления знаний учащихся, на развитие интереса учащихся к изучению предметов. Демонстрирует практическое применение знаний к решению алгебраических задач с помощью электронных таблиц, языка программирования и графической программы.
Данная работа предназначена для проведения урока в компьютерном классе, так как выполнена в виде презентации с использованием приложения Power Point при повторении изученного материала (разминка), а также табличного процессора MS Excel, среды Turbo Pascal и программы ADVANCED GRAPHER.
Учитель, располагающий компьютером, имеет уникальную возможность интенсифицировать процесс обучения, сделать его более наглядным и динамичным. Использование информационных технологий на уроках способствует повышению качества знаний, расширяет горизонты школьной математики и информатики.
В настоящее время существует множество программ, позволяющих рисовать графики функций. Они позволяют давать иллюстрацию важнейших понятий, связанных с функциями, причем сделать это наглядно и быстро, что повышает и активизирует познавательную активность учащихся. Появляется возможность оптимально сочетать практические и аналитические виды деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ученика.
Одной из таких программ является программа ADVANCED GRAPHER. Используя ADVANCED GRAPHER, можно строить графики алгебраических и тригонометрических функций, исследовать функции, находить их производную или первообразную. С помощью программы легко вычисляются координаты точек пересечения графиков, вычисляются площади замкнутых фигур, устанавливаются уравнения касательных к графику данной функции в указанных точках.
Любому учителю известно, что уроки, посвященные изучению расположения графиков функций в системе координат, требуют построения достаточно большого количества этих графиков. Чем больше будет построено графиков, тем лучше учащиеся усвоят данный материал. Но возникает существенная проблема – ученики во время урока просто не могут построить у себя в тетрадях достаточно большого количества графиков. В этом случае на помощь приходят компьютерные технологии, с помощью которых можно не просто построить достаточно большое количество графиков функций, но и задать нужный цвет линии и нужную толщину.
ТЕМА: "Исследование функций. Графики функций".
ЦЕЛИ:
Создать условия для закрепления навыков исследования функций и построения ее графика: аналитическим путем, в табличном процессоре MS Excel, в интегрированной среде Turbo Pascal, в программе для построения графиков функций Advanced Grapher.
Развить исследовательскую, творческую, познавательную деятельность учащихся.
Прививать навыки работы в группе.
ТИП УРОКА: Урок закрепления полученных знаний.
ФОРМА УРОКА: Интегрированный урок (математика + информатика)
ВРЕМЯ И МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: 80 мин., кабинет информатики.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, экран.
Компьютеры.
Локальная сеть.
Теоретическое обоснование.
Содержание дидактического модуля:
Функция, область определения и область значения.
Свойства функции: четность и нечетность, периодичность, возрастание и убывание, нули функции, промежутки знакопостоянства, наибольшее и наименьшее значение функции.
Отражение свойств функции на графике. Элементарное исследование функции.
Применение электронных таблиц на практике: составление таблиц, построение графика функции.
Построение математической модели для решения уравнения. Нахождение корней уравнения в интегрированной среде Turbo Pascal.
План урока:
Организационный момент.
Разминка (повторение).
Исследование функции (работа в группах).
Анализ выполненной работы.
Рефлексия.
Формы работы на уроке:
Коллективная.
Фронтальная.
Индивидуальная.
Групповая.
Ход урока
I. Вводное слово учителя математики.
Графики любых функций строятся по точкам, но в тех случаях, когда вид графика заранее неизвестен, эти точки надо выбирать со смыслом – уметь выделять особо важные точки графика, которые определяют его структуру к особо важным точкам графика функции y = f(x) относятся:
критические точки,
точки экстремума,
точки пересечения графика с осями координат.
В тех случаях, когда речь идет о построении графика незнакомой функции, когда заранее не возможно представить вид графика, полезно применить определенную схему исследования свойств функции, которая помогает составить представление о ее графике, когда представление составиться, можно приступить к построению графика по точкам. Прежде чем приступить исследованию функции, давайте вспомним свойства функции.
II. Разминка (устно).
- Впишите в клетку рисунка математические термины, встречающиеся при изучении
темы: «Основные свойства функции».
Ч Е Т Н А Я П Е Р И О Д
Э К С Т Р Е М У М М И Н И М У М
Ф У Н К Ц И Я Н Е Ч Е Т Н А Я
У Б Ы В А Н И Е А Р Г У М Е Н Т
М А К С И М У М В О З Р А С Т А Н И Е
- Дайте определение всем понятиям.
2. Приведите примеры функций удовлетворяющих некоторым свойствам. (В скобках приведены возможные ответы на вопросы.)
четной (у = х4, у = cosx)
нечетной (у = х7, y = sinx)
возрастающей во всей области определения (у = х5)
убывающей во всей области определения (у = - х7)
возрастающей и убывающей (у = х2 + х)
не имеющей наибольшего значения, но имеющей наименьшее значение (у = х2)
не имеющей наименьшего значения, но имеющей наибольшее значение (у = 4х2)
не имеющей ни наибольшего, ни наименьшее значения (у = х5)
3. Проведите по общей схеме исследование функции заданной графиком.
4. Чтобы проиллюстрировать характерные свойства функций, можно обратиться к пословицам, ведь пословицы – это отражение устойчивых закономерностей выверенных многовековым опытом народа.
«Чем дальше в лес, тем больше дров».
Изобразите пословицу при помощи графика. Как вы ее понимаете?
Изображением графиком, как нарастает количество дров по мере продвижения в лес. Горизонтальная ось – это лесная дорога. По вертикали – количество дров. График представляет собой количество дров как функцию пути. Согласно пословице, эта функция возрастает.
5. Постройте график функции f, если известны ее свойства. (Результат своей работы ребята могут сравнить с представленным графиком на следующем слайде.)
III. Исследование функции (работа в группах).
Для исследования ученикам предлагается функция:
Класс разбивается на четыре группы.
Первой группе предлагается исследовать функцию, найти корни уравнения аналитическим способом и построить график этой функции.
Вторая группа составляет математическую модель решения, и пишут программу функции в интегрированной среде Turbo Pascal.
Третьей группе предлагается графический способ решения уравнения в табличном процессоре MS Excel.
Четвертой группепредлагается исследовать функцию и построить график этой функции в программе для построения графиков Advanced Grapher.
Слово учителя информатики.
Алгебраические уравнения, которые рассматриваются в школе, решаются или аналитически или графически. При аналитическом способе решения не всегда удается с максимальной точностью вычислить корни уравнений, поэтому трем другим группам мы предлагаем выполнить работу в разных информационных средах.
Для того чтобы найти значения функций воспользуемся интегрированной средой Turbo Pascal.
Вторая группа учащихся составляет математическую модель решения уравнения, и пишет программу для данной функции на языке Pascal.
Возможный способ нахождения значения функции.(Ученик может решать любым способом удобным для него).
Математическая модель (рис.1).
Program primer; Var x,y : real; Begin x:=-3; while x
y = 1+sqr(x) – exp(4*Ln(x))/2; writeln (‘ x = ‘, x : 9 : 6, ‘ x: = x + 0,2; end;
‘,’y = ‘, y : 9: 6);
readln; end.
Третьей группе учащихся предлагается графический способ решения уравнений с использованием электронных таблиц Excel.
Ученики строят таблицу и график функции (рис. 2).
Пример решения данной задачи.
y
x
-3
-2
-1,0088
-1,8
0,2832
-1,6
1,0392
-1,4
1,4032
-1,2
1,5
-1
1,4352
-0,8
1,2952
-0,6
1,1472
-0,4
1,0392
-0,2
1
0
1,0392
0,2
1,1472
0,4
1,2952
0,6
1,4352
0,8
1,5
1
1,4032
1,2
1,0392
1,4
0,2832
1,6
-1,0088
1,8
-3
2
Рис.2
Четвертая группастроит график этой функции в программе для построения графиков Advanced Grapher. (рис. 3)
Рис. 3
В каждой группе выбирается докладчик, который рассказывает о проделанной работе и полученных результатах.
Первая группа учеников должна отметить, что при исследовании функции , ее значения с максимальной точностью найти не удалось. Возможно, ученики вовсе не смогут найти значение функции, и тогда на помощь придет вторая группа учеников, а ученики третьей и четвертой групп показывают таблицы значений и график функции с помощью проектора и отмечают все плюсы и минусы исследования функции с помощью компьютерных программ.
Ученики приходят к выводу, что для исследования сложных функций необходимо использовать информационные технологии, т.к. с помощью ИТ можно наиболее точно построить график и найти решения уравнения.
V. Рефлексия.
Для подтверждения вышеизложенных выводов всем учащимся предлагается построить графики разных функций в программе Advanced Grapher.
За урок учащиеся получают оценки по математике и по информатике.