kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современной педагогике метод проектов используется наряду с систематическим предметным обучением. Проектно-исследовательская деятельность позволяет школьникам практически применить знания, полученные на уроках математики, информатики. Учащимся предлагается исследовать функцию, найти корни уравнения и разными способами построить график этой функции. На основе полученных данных участники проекта приходят к выводу, что для исследования сложных функций необходимо использовать информационные технологии, т.к. с помощью ИТ можно наиболее точно построить график и найти решения уравнения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«интегрированный урок »

Висман А.С. учитель информатики

Булаева Н.С. учитель математики

г. Яровое МОУ средняя

общеобразовательная школа №12



Пояснительная записка.

В современной педагогике метод проектов используется наряду с систематическим предметным обучением. Проектно-исследовательская деятельность позволяет школьникам практически применить знания, полученные на уроках математики, информатики. Учащимся предлагается исследовать функцию, найти корни уравнения и разными способами построить график этой функции. На основе полученных данных участники проекта приходят к выводу, что для исследования сложных функций необходимо использовать информационные технологии, т.к. с помощью ИТ можно наиболее точно построить график и найти решения уравнения.

В этом учебном году, работая в профильных подгруппах по математике и информатике, мы решили провести интегрированный урок. На уроках математики учащиеся уже познакомились с графической программой ADVANCED GRAPHER. На уроках информатики ребята изучают язык программирования Turbo Pascal. Как результат нашей работы в феврале месяце был проведен этот интегрированный урок, который направлен на демонстрацию межпредметных связей, разнообразия форм и методов закрепления знаний учащихся, на развитие интереса учащихся к изучению предметов. Демонстрирует практическое применение знаний к решению алгебраических задач с помощью электронных таблиц, языка программирования и графической программы.

Данная работа предназначена для проведения урока в компьютерном классе, так как выполнена в виде презентации с использованием приложения Power Point при повторении изученного материала (разминка), а также табличного процессора MS Excel, среды Turbo Pascal и программы ADVANCED GRAPHER.

Учитель, располагающий компьютером, имеет уникальную возможность интенсифицировать процесс обучения, сделать его более наглядным и динамичным. Использование информационных технологий на уроках способствует повышению качества знаний, расширяет горизонты школьной математики и информатики.

В настоящее время существует множество программ, позволяющих рисовать графики функций. Они позволяют давать иллюстрацию важнейших понятий, связанных с функциями, причем сделать это наглядно и быстро, что повышает и активизирует познавательную активность учащихся. Появляется возможность оптимально сочетать практические и аналитические виды деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ученика.

Одной из таких программ является программа ADVANCED GRAPHER. Используя ADVANCED GRAPHER, можно строить графики алгебраических и тригонометрических функций, исследовать функции, находить их производную или первообразную. С помощью программы легко вычисляются координаты точек пересечения графиков, вычисляются площади замкнутых фигур, устанавливаются уравнения касательных к графику данной функции в указанных точках.

Любому учителю известно, что уроки, посвященные изучению расположения графиков функций в системе координат, требуют построения достаточно большого количества этих графиков. Чем больше будет построено графиков, тем лучше учащиеся усвоят данный материал. Но возникает существенная проблема – ученики во время урока просто не могут построить у себя в тетрадях достаточно большого количества графиков. В этом случае на помощь приходят компьютерные технологии, с помощью которых можно не просто построить достаточно большое количество графиков функций, но и задать нужный цвет линии и нужную толщину.

ТЕМА: "Исследование функций. Графики функций".

ЦЕЛИ:

  • Создать условия для закрепления навыков исследования функций и построения ее графика: аналитическим путем, в табличном процессоре MS Excel, в интегрированной среде Turbo Pascal, в программе для построения графиков функций Advanced Grapher.

  • Развить исследовательскую, творческую, познавательную деятельность учащихся.

  • Прививать навыки работы в группе.

ТИП УРОКА: Урок закрепления полученных знаний.

ФОРМА УРОКА: Интегрированный урок (математика + информатика)

ВРЕМЯ И МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: 80 мин., кабинет информатики.

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор, экран.

  • Компьютеры.

  • Локальная сеть.


Теоретическое обоснование.

Содержание дидактического модуля:

  • Функция, область определения и область значения.

  • Свойства функции: четность и нечетность, периодичность, возрастание и убывание, нули функции, промежутки знакопостоянства, наибольшее и наименьшее значение функции.

  • Отражение свойств функции на графике. Элементарное исследование функции.

  • Применение электронных таблиц на практике: составление таблиц, построение графика функции.

  • Построение математической модели для решения уравнения. Нахождение корней уравнения в интегрированной среде Turbo Pascal.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Разминка (повторение).

  3. Исследование функции (работа в группах).

  4. Анализ выполненной работы.

  5. Рефлексия.


Формы работы на уроке:

    1. Коллективная.

    2. Фронтальная.

    3. Индивидуальная.

    4. Групповая.

Ход урока

I. Вводное слово учителя математики.

Графики любых функций строятся по точкам, но в тех случаях, когда вид графика заранее неизвестен, эти точки надо выбирать со смыслом – уметь выделять особо важные точки графика, которые определяют его структуру к особо важным точкам графика функции y = f(x) относятся:

  1. критические точки,

  2. точки экстремума,

  3. точки пересечения графика с осями координат.

В тех случаях, когда речь идет о построении графика незнакомой функции, когда заранее не возможно представить вид графика, полезно применить определенную схему исследования свойств функции, которая помогает составить представление о ее графике, когда представление составиться, можно приступить к построению графика по точкам. Прежде чем приступить исследованию функции, давайте вспомним свойства функции.


II. Разминка (устно).

  1. - Впишите в клетку рисунка математические термины, встречающиеся при изучении

темы: «Основные свойства функции».

Ч Е Т Н А Я П Е Р И О Д

Э К С Т Р Е М У М М И Н И М У М

Ф У Н К Ц И Я Н Е Ч Е Т Н А Я

У Б Ы В А Н И Е А Р Г У М Е Н Т

М А К С И М У М В О З Р А С Т А Н И Е

- Дайте определение всем понятиям.











2. Приведите примеры функций удовлетворяющих некоторым свойствам. (В скобках приведены возможные ответы на вопросы.)

    • четной (у = х4, у = cosx)

    • нечетной (у = х7, y = sinx)

    • возрастающей во всей области определения (у = х5)

    • убывающей во всей области определения (у = - х7)

    • возрастающей и убывающей (у = х2 + х)

    • не имеющей наибольшего значения, но имеющей наименьшее значение (у = х2)

    • не имеющей наименьшего значения, но имеющей наибольшее значение (у = 4х2)

    • не имеющей ни наибольшего, ни наименьшее значения (у = х5)
















3. Проведите по общей схеме исследование функции заданной графиком.








4. Чтобы проиллюстрировать характерные свойства функций, можно обратиться к пословицам, ведь пословицы – это отражение устойчивых закономерностей выверенных многовековым опытом народа.

«Чем дальше в лес, тем больше дров».

Изобразите пословицу при помощи графика. Как вы ее понимаете?








Изображением графиком, как нарастает количество дров по мере продвижения в лес. Горизонтальная ось – это лесная дорога. По вертикали – количество дров. График представляет собой количество дров как функцию пути. Согласно пословице, эта функция возрастает.

5. Постройте график функции f, если известны ее свойства. (Результат своей работы ребята могут сравнить с представленным графиком на следующем слайде.)








III. Исследование функции (работа в группах).

Для исследования ученикам предлагается функция:


Класс разбивается на четыре группы.

Первой группе предлагается исследовать функцию, найти корни уравнения аналитическим способом и построить график этой функции.

Вторая группа составляет математическую модель решения, и пишут программу функции в интегрированной среде Turbo Pascal.

Третьей группе предлагается графический способ решения уравнения в табличном процессоре MS Excel.

Четвертой группе предлагается исследовать функцию и построить график этой функции в программе для построения графиков Advanced Grapher.


Слово учителя информатики.

Алгебраические уравнения, которые рассматриваются в школе, решаются или аналитически или графически. При аналитическом способе решения не всегда удается с максимальной точностью вычислить корни уравнений, поэтому трем другим группам мы предлагаем выполнить работу в разных информационных средах.

Для того чтобы найти значения функций воспользуемся интегрированной средой Turbo Pascal.

Вторая группа учащихся составляет математическую модель решения уравнения, и пишет программу для данной функции на языке Pascal.

Возможный способ нахождения значения функции. (Ученик может решать любым способом удобным для него).

Математическая модель (рис.1).


Program primer;
Var x,y : real;
Begin
x:=-3;
while x




y = 1+sqr(x) – exp(4*Ln(x))/2;
writeln (‘ x = ‘, x : 9 : 6, ‘
x: = x + 0,2;
end;

‘,’y = ‘, y : 9: 6);

readln;
end.




Третьей группе учащихся предлагается графический способ решения уравнений с использованием электронных таблиц Excel.

Ученики строят таблицу и график функции (рис. 2).

Пример решения данной задачи.

y

x

-3

-2

-1,0088

-1,8

0,2832

-1,6

1,0392

-1,4

1,4032

-1,2

1,5

-1

1,4352

-0,8

1,2952

-0,6

1,1472

-0,4

1,0392

-0,2

1

0

1,0392

0,2

1,1472

0,4

1,2952

0,6

1,4352

0,8

1,5

1

1,4032

1,2

1,0392

1,4

0,2832

1,6

-1,0088

1,8

-3

2































Рис.2

Четвертая группа строит график этой функции в программе для построения графиков Advanced Grapher. (рис. 3)















Рис. 3


В каждой группе выбирается докладчик, который рассказывает о проделанной работе и полученных результатах.

Первая группа учеников должна отметить, что при исследовании функции , ее значения с максимальной точностью найти не удалось. Возможно, ученики вовсе не смогут найти значение функции, и тогда на помощь придет вторая группа учеников, а ученики третьей и четвертой групп показывают таблицы значений и график функции с помощью проектора и отмечают все плюсы и минусы исследования функции с помощью компьютерных программ.

Ученики приходят к выводу, что для исследования сложных функций необходимо использовать информационные технологии, т.к. с помощью ИТ можно наиболее точно построить график и найти решения уравнения.


V. Рефлексия.


Для подтверждения вышеизложенных выводов всем учащимся предлагается построить графики разных функций в программе Advanced Grapher.

За урок учащиеся получают оценки по математике и по информатике.


8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
интегрированный урок

Автор: Булаева Наталья Сергеевна

Дата: 17.09.2014

Номер свидетельства: 113716

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Интегрированные уроки как средство здоровьесбережения  в процессе обучения школьников. "
    ["seo_title"] => string(101) "intieghrirovannyie-uroki-kak-sriedstvo-zdorov-iesbieriezhieniia-v-protsiessie-obuchieniia-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "109440"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1404554635"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Интегрированный урок иностранного языка - один из путей развития творческих способностей учащихся."
    ["seo_title"] => string(80) "integrirovannyi_urok_inostrannogo_iazyka_odin_iz_putei_razvitiia_tvorcheskikh_sp"
    ["file_id"] => string(6) "594362"
    ["category_seo"] => string(17) "francuzskiy-yazyk"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1639319391"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "РАЗВИТИЕ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО  ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКОЙ  ШКОЛЫ ЧЕРЕЗ  ПРОВЕДЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ  УРОКОВ МАТЕМАТИКИ "
    ["seo_title"] => string(129) "razvitiie-poznavatiel-nogo-intieriesa-uchashchikhsia-siel-skoi-shkoly-chieriez-proviedieniie-intiegrirovannykh-urokov-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "239519"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444813795"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Методические рекомендации по проведению интегрированных уроков"
    ["seo_title"] => string(70) "mietodichieskiieriekomiendatsiipoproviedieniiuintieghrirovannykhurokov"
    ["file_id"] => string(6) "336930"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1467650042"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Интегрированные уроки как средство формирования уважительного отношения к природе у школьников"
    ["seo_title"] => string(80) "intieghrirovannyie_uroki_kak_sriedstvo_formirovaniia_uvazhitiel_nogho_otnoshie_1"
    ["file_id"] => string(6) "392454"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487232009"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1500 руб.
2500 руб.
1190 руб.
1980 руб.
1280 руб.
2130 руб.
1500 руб.
2500 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства