Просмотр содержимого документа
«Единицы массы. Грамм»
Тема: Единицы массы. Грамм. 3 класс.
Цели:
Ввести новую единицу измерения массы – грамм.
Познакомить с соотношением между граммом и килограммом.
Задачи:
Образовательные:
ознакомление с новой единицей измерения в процессе практической работы;
совершенствовать вычислительные навыки, умения решать задачи с новой единицей массы;
обобщить знания, полученные в результате проектной деятельности по теме: «Наследие Древнего мира. Весы. Мера веса»;
формирование умения выделять из предложенного учебного материала информацию о единицах измерения.
Развивающие:
создавать условия для развития устной речи уч-ся, мышления, памяти, воображения;
развивать адекватную самооценку.
Воспитывающие:
воспитывать интерес к предмету, чувство гордости за мировые и национальные достижения в создании системы мер и весов.
Литература:
1. Моро М.И. Учебник «Математика. 3 класс». 2. Бантова М.А. Методическое пособие к учебнику «Математика. 3 класс». 3. Уткина Н.Г. Дидактический материал по математике 3 класс (1-4). 4. Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М., 2004. 5. Методы технологии критического мышления учащихся на уроках математики посредством чтения и письма. Статья Резиной Л.В., учителя математики, помещённая на сайте «Фестиваль педагогических идей»
у детей: учебник, тетрадь, лабораторные весы с комплектом гирь, рис, монета в 1 копейку советского образца, карточки с задачами, таблица «Толстые и тонкие вопросы».
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Вызов
1) Мотивационная функция
– Сегодняшний урок мы начнём с того, что вспомним всё, что нам известно по теме «Величина». (Слайд 1) – Назовите (напишите на листочек) все слова, которые у вас ассоциируются с этим словом. (Слайд 2)
– Как можно сгруппировать между собой эти понятия? (Слайд 3)
2) Информационная функция.
– Величин изучено много, а какая величина была предметом нашего внимания в течение месячной работы над проектом «Наследие древнего мира»? (Масса) – Какой меркой мы пользуемся для измерения массы? (кг) – Как мы определяем массу предметов? (Взвешиванием на весах) – История развития весов насчитывает много веков. – Когда появились первые весы? (В древнем Египте более 2000 лет до н.э.) – Как они выглядели, нам теперь хорошо известно, а как называются эти весы? (Пружинные, бытовые) – Определим массу пакета сахара. Кто это может сделать? – Чему она равна? (1 кг) – Как узнали? (Поставили на весы и посмотрели, сколько кг помещается в этом предмете)
3) Коммуникационная функция
– А теперь посмотрите на экран. (Слайд 4) Что вы можете сказать о массе курицы? (Больше 1 кг, но меньше 2 кг) – А можно ли точно определить массу курицы? (Нет) – Почему? – Какая нужна единица измерения – больше или меньше килограмма? – Кто знает, как называется единица массы меньше килограмма? (Грамм) – Назовите тему нашего урока. (Единица массы. Грамм) Выставляется карточка со словом ГРАММ.
3. Осмысление
1) Информационная функция
– Слово грамм сокращается буквой г. – У меня сегодня на уроке много гирек, а я вам покажу гирьку в 1 грамм. – Как по-вашему, много это или мало? – Сейчас вы сами сможете это проверить, используя весы и гири у вас на партах. – Перед вами лабораторные весы из кабинета физики. – Как они называются? (Чашечные) – Кто знает, как определять массу предметов на таких весах? (Ответы) – На левую чашу кладут предметы для взвешивания, а на правую ставят гирьки. Массу предметов до 5 граммов мы будем определять по шкале с помощью передвижной гирьки. А если масса больше 5 граммов, то нам понадобятся гирьки из набора. – Мы сейчас узнаем, сколько крупинок риса составляет 1 грамм. – Возьмите монетку в 1 коп и определите её массу (1 г) – Теперь вам легко представить массу гири в 1 грамм.
(Рассказ про медные монеты, про то, что их взвешивали, а не считали.)
2) Систематизационная функция
– Теперь вы поработаете в парах. Определите массу конфет, лежащих у вас на столах, и составьте устно задачу. (Проверка). – А теперь давайте определим массу гирек, стоящих у меня на столе. Если стрелка весов упала на число 500, то чему равна масса гири? (Аналогично 200, 100, 1кг.) – Посмотрите, а сколько граммов помещается в 1 кг? – Как определил? – Сколько же надо взять маленьких граммов, чтобы получить килограмм? – Какое равенство между кг и г можно записать?(Карточка 1 кг =1000 г)
3) Мотивационная функция.
– Что взвешивают в граммах? – А где можно использовать гири в 1, 2, 5 граммов, ведь в магазинах и на рынке таких гирь нет? (В аптеках) – А как назывались единицы массы в прошлом? – Старинные меры веса нашли своё отражение в русских народных пословицах. Кто их запомнил? – А теперь заполним таблицу (Приложение 2) «Тонкие и толстые вопросы», отразив в ней нашу тему сегодняшнего урока. Задайте по 2 вопроса в каждой графе (Слайд5)
Тонкие вопросы
Толстые вопросы
– Давайте теперь вернёмся к кластеру и внесём изменения, дополнения, исправим ошибки (работа проводится фронтально). (Слайды 6,7)
Физминутка
4. Рефлексия
1) Коммуникационная функция.
– А теперь поработаем в учебнике на с.48. – Найдите у красной черты информацию о разнообразии гирь, рассмотрите внимательно как составлен каждый столбик. Какую закономерность вы здесь увидели? Как изменяется масса гирь в столбиках? – Используя эту информацию, выполните в тетрадях №1на этой странице и ответьте на вопросы этого номера, записав выражения. Старайтесь, чтобы масса гирь, по возможности, не повторялась.
– Прочитайте задачу. О чём говорится в задаче? Что говорится? Запишем кратко (запись на доске):
ПЕЧЕНЬЕ – 2 п. по 200г ЧАЙ – 2 п. по 50г
Вопрос будем формулировать по колонкам:
1 колонка. Задача должна решаться сложением; (200 х 2 + 50 х 2 = 500г) 2 колонка. Задача должна решаться вычитанием; (200 х 2 – 50 х 2 = 300г) 3 колонка. Задача должна решаться делением; (200 х 2 : 50 х 2 = 4 раза )
Проверка у доски. Вызвать сразу 3 человек, они записывают решение, формулируют вопрос.
Домашнее задание.
Учебник с. 48 №3,4
3) Информационная функция
– В заключение, составим «синквейн» на листочках.
– Назовите тему урока одним словом. (Грамм) – Назовите два прилагательных, которые характеризуют грамм. (Маленький, лёгкий, нужный, необходимый) – Назовите три действия, которые можно выполнять с граммом. (Взвешивать, сравнивать, уточнять, вычитать, умножать, делить, складывать) – Выразите в одном предложении свое впечатление о теме урока. (Грамм – мелкая единица массы. В граммах взвешивают маленькие предметы.) – Как иначе можно назвать грамм. (Копейка, золотник, карат)
4) Оценочная функция
– Оцените сегодняшний урок на шкале самооценки по двум параметрам: насколько понравился вам урок, ваша работа на нём.