Учитель: Божикова Ирина Владимировна. 3 класс
Открытый урок по математике на тему:
«Единицы массы. Грамм»
Цели:
познакомить с новой единицей массы – граммом и соотношением между граммом и килограммом;
совершенствовать вычислительные навыки, умение составлять и решать задачи;
развивать познавательный интерес.
Ход урока
Организационный момент.
1) Прочитайте слова на доске.
«Что в детстве приобретешь,на то в старости обопрешься»
2) Что это? (Поговорка.)
3) Что самое важное мы приобретаем в детстве? (знания)
4) Как вы её понимаете? ( «Какие знания получишь в детстве, чему научишься, с тем и будешь жить »)
5) Какие знания мы приобрели на предыдущих уроках математики?
6) Сегодня мы продолжим приобретать знания. И пусть поговорка на доске помогает вам на сегодняшнем уроке, вселяя в вас уверенность и желание учиться.
7) Но чтобы узнать новое нам необходимо что сделать? (Повторить то, что знаем)
Урок начнём с соревнования. (Cлайд 3)
Проверим ваши знания.
Беритесь, ребята, скорей за работу,
Считайте, решайте, не сбейтесь со счёту.
II. Устный счёт. (фронтально)
- найдите разность чисел в треугольниках (18)
- разделите полученный результат на число, записанное в квадрате (3)
- результат умножьте на число в круге (51)
-прибавьте число в четырёхугольнике (80)
- разделите на число в шестиугольнике (20)
РАБОТА В ТЕТРАДЯХ
Расставить числа в порядке возрастания 4.070.000.005; 40.750; 500.470; 7.504
( 7.504; 40.750; 500.470; 4.070.000.005)
Запишите эти числа в виде суммы разрядных слагаемых.
7.504 = 7.000+500+4
40.750 = 40.000+700+50
500.470 = 500.000+400+70
4.070.000.005 = 4.000.000.000+70.000.000+5
(ВЗАИМОПРОВЕРКА)
- Что за величины: 1 мм; _; 1 дм; _ ; 1 км? (единицы длины)
- Какие единицы длины пропущены? (1 см; 1 м)
- Сколько см в 1 м?
- Во сколько раз 1 мм меньше, чем 1 см?
- Во сколько раз 1 м меньше, чем 1км?
Сообщение темы и целей урока.
7. Решите ребус. (килограмм)
- Как называются такие единицы? (единицы массы)
8. Задача на смекалку. Что легче: 1 кг железа или 1 кг ваты? (равно)
- Давайте определим сколько весят эти предметы. Можно ко всем предметам добавить кг? (НЕТ)
- В чем затруднение (батон не может весит 500 кг)
III. Тема урока. Постановка задач.
Как вы думаете, в каких единицах массы мы будем измерять батон в белее крупных или более мелких? (в более мелких)
- Кто знает, как называются более мелкие единицы массы, чем кг? (грамм)
- Сформулируйте тему нашего урока (Единицы массы. Грамм)
- Какие цели мы перед собой поставим? (познакомиться с новой единицей массы – граммом и соотношением между граммом и килограммом)
- Соотношение между кг и г большое.
1 кг = 1000г. (запись в тетради)
Работа над новой темой.
1. Ребята, а для чего нам нужно знать единицы массы? (чтобы знать массу предмета)
Где мы чаще всего сталкиваемся с единицами массы? (при покупке продуктов)
– А как нам можно узнать массу предмета? (взвесить)
– С помощью чего мы производим взвешивание? (весов)
- Посмотрите, какие весы бывают
1) старинные (послушайте, какие старинные единицы массы: (ДЕТИ)
Берковец = 10 пудов = 163,8 килограммов
Пуд = 16,38 килограммов
Фунт = 409,5 граммов
Лот = 12,8 граммов
Золотник = 4,26 граммов
Доля = 0,044 граммов
2) Электронные -слайд
3) кухонные - слайд
4) аптекарские — слайд
- Как происходит взвешивание? (на одну чашу весов ставится предмет, а на другую гиря)
- Посмотрите, какие бывают гири. Показ гирь на слайде и в весах
Демонстрируются гири – 1 г, 2 г, 5 г, 10 г, 20 г, 50 г, 100 г, 200 г, 500 г.
- Какие сейчас в основном используются весы?
Электронные. Они наиболее точные.
(Cлайд 9-10)
Открываем магазин,
Продаём продукты,
Вот на чашках весов
Овощи и фрукты.
V. Понятие о новой единице массы.
Давайте представим себе, что у нас чашечные весы с гирьками.
Какие гирьки надо взять чтобы получить: 105г, 94г,400г (устно)
580г 63г (на доске и в тетради)
Решение задач. (устно)
- Как узнать массу одной части? (целое разделить на количество частей)
а) На весах 1 кг конфет. В кг 20 конфет. Сколько весит одна конфета?
(1 кг = 1000 г
1000 : 20 = 50 (г)
б) Плитку шоколада массой 100 г разделили на 5 частей. Чему равна масса каждой части? (100 : 5 = 20)
в) Плитку шоколада массой 100 г разделили на 4 части. Чему равна масса каждой части? (100 : 4 = 25)
4. Практическая работа. Работа в группах / парах?
сыр 750 г (500+200+50)
кусок арбуз 375 г (200+100+50+20+5)
пирог 425г ( 200+200+20+5)?
1000 : 5 = 200 (г)
Работа по учебнику. Составление и решение задач с.106
№ 1 (2) УСТНО
Сколько весит арбуз? 2кг+1кг+5кг = 8 кг
№2. (1) В тетради.
х + 200г = 1кг + 2 кг
(Ветка винограда и гиря 200 г весят 1 и 2 кг. Сколько весит ветка винограда?)
Внимание! Разные единицы веса. Что делать?
(При расчете привести к одинаковым величинам)
Всего 1+2 кг
|-------------------------|--------|
? кг 200г
1)1кг + 2кг = 3 кг- общий вес
3кг = 3000 г 3000 — 200 = 2800г = 2 кг 800 г Ответ: ...
№2 (2)
Дыня и гиря 1 кг весят 5кг, 100г и 500г. Сколько весит дыня?
1) 5 кг = 5000г
№4 (если успеем)
+ задача-шутка (Петя съел 200х3 +400 = 1000г = 1 кг
VΙΙ. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Вспомните пословицу, с которой начали урок. (Что в детстве приобретешь,
На то в старости обопрешься.)
Кто из вас сегодня приобрел знания? Докажите.
Какая мера массы больше кг или г ?
Сколько граммов в 1 кг?
В каких случаях мы используем измерения в граммах?
Теперь я предлагаю вам самим оценить свои знания. Поставьте себе за работу на уроке карандашом отметку на полях.
Домашнее задание Стр.107 № 5; 8(б)