ИРКУТСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МАРКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
№ | Этап урока | Время | Обучающие и развивающие задания каждого этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Психологический настрой на работу | 2 мин | 1.Игра "Обмен настроением". (У детей на партах лежат "Словарики настроений".) | Учитель заслушивает ответы учащихся, поясняет сказанное, знакомит с формой проведения урока, с делением на группы У: У вас на столах находятся словарики настроений, найдите слово, которое описывает ваше настроение, и поясните его У: Я очень рада видеть ваши весёлые глаза. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное математическое приключение. Удачи вам и новых открытий! | Учащиеся находят в списке прилагательное, которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор., определяют форму работы и свою группу Д: Я своё настроение хочу назвать …… потому что я ………. |
2 мин | 2.Определение формы работы (определение формы работы, деление на группы) | У: Ребята, как вы думаете, на что похож наш класс? Где мы находимся? Что будем делать? У: Действительно, мы находимся в лаборатории Латинское – laboratorium. В русском языке слово появилось из немецкого в начале XVIII в. Первоначально слово имело значение «место изготовления и хранения бомб». С середины XVIII в. слово начинает употребляться в современном значении, т.е. «помещение, которое оборудовано специальным образом для опытов или экспериментальных исследований». Позднее от этого слова образуется производное слово «лаборант» -человек, который работает в лаборатории. Уважаемые лаборанты, на бейджах нанесены условные обозначения, к какой группе вы относитесь. У каждого журналы исследований, на которых вы будете работать. | Д: На лабораторию, будем проводить опыты или исследования |
2 | Закрепление пройденного | 3 мин | 1.Первое исследование «Банк знаний» (работают по группам) | Учитель распределяет работу по группам: треугольники работают самостоятельно, а круги и квадраты совместно с учителем). Номера заданий записаны на футлярах от шоколадных яиц (если ответили правильно – кладут на одну чашу весов, если нет, то на другую). Отвечают по группам, время для ответов по 1 минуты на каждую группу. У: Ребята проведем первое исследование Треугольники – вы выполняете важное задание на листах исследований Круги и квадраты вместе со мной, попробуем разгадать орешки знаний и узнаем каков наш банк знаний 3 увеличить на 2 Что это за фигура: 3 стороны и 3 угла Наибольшее однозначное число Увеличь 4 на 2 Чему равна разность чисел 6 и 3 Последующее числа 9 Предыдущее числа 5 Что это за фигура: 4 стороны и 4 угла Первое слагаемое 5, второе 4. Чему равно значение суммы? Уменьшаемое 10, вычитаемое 1. Чему равно значение разности? На сколько 9 больше 7? У рака 10 ног, а у паука – на 2 меньше. Сколько ног у паука? Инструмент для измерения длины? Предыдущее 10 Прибор для измерения веса? Наименьшее двузначное число? 5 увеличить на 4 Я задумала число, прибавила к нему 4, получила 10. Какое число я задумала? У бекаса в гнезде было 4 птенца. Из них 2 уже вылетели из гнезда. Сколько птенцов осталось в гнезде? Чему равно значение суммы чисел 5 и 3. У рыси 4 котёнка, а у барса – 2. Сколько всего котят у этих животных? Первое слагаемое 6, второе – 3. Найдите значение суммы. Какое число на 2 больше, чем 4? Какая фигура не имеет ни начала, ни конца? Фигура, у которой все стороны равны? Какое число на 4 меньше, чем 8? | Треугольники работают самостоятельно (решают примеры на сложение и вычитание в пределах 10) Квадраты и круги отвечают на вопросы по очереди . Время ограничено по 1 минуте. |
1 мин | 2.Проверка работы | Учитель нацеливает детей на проверку своей работы, если справились без ошибок, то берут яйцо и кладут на весы) У: Давайте, проверим, как с работой справились треугольники У: Молодцы, наш банк знаний достаточно большой, можем двигаться дальше | Учащиеся (группа треугольники) проверяют свою работу по образцу |
3 | Подведение к теме урока. Разминка | 2 мин | 1.Игра "Внимание" | Учитель предлагает разбить слова на группы У: Ребята проведем второе исследование. Необходимо разбить слова на группы: длина, масса, килограмм, вместимость, сантиметр Записываем только номера слов У: Докажите У: Какие приспособления нужны, чтобы измерить длину? Массу? У: Какое слово лишнее? Что оно обозначает? | Делят слова на группы. Вычленяют слово, которое не подходит к остальным Д: 1 группа – длина, сантиметр 2 группа – масса, килограмм. Д: весы, линейка. Д: вместимость. |
4 | Знакомство с новой единицей измерения - литром | 2 мин | Практическая работа в группах. 1.Проблемная ситуация
| В каждый сосуд учитель налил 1 л воды. Третье исследование Обсуждение и выбор решения У: Что вы видите на столах? Какие задания можете предложить для работы с тем, что стоит у вас? У: Итак, мы с вами сошлись на мнении, что нужно измерить количество воды в сосудах. Чем мы всегда пользуемся для измерения? (нужна мерка) | Перед детьми на столах находятся разные сосуды с водой, но из-за разной формы сосуда дети не могут сравнить количество жидкости. Предлагают разные варианты заданий и способов решения Д: Я предлагаю узнать, сколько воды в каждом сосуде. -Можно ещё узнать, сколько всего воды во всех сосудах. - А лучше всего выяснить, где воды больше всего. А где меньше? Дети предлагают взвесить, измерить линейкой, слить вместе Учащиеся выбирают разные мерки: стаканы, маленькие банки, кружку. Начинают переливать воду в 3-литровые банки, считая количество мерок. |
5 мин | 2.Самостоятельная работа в группах. | Практическое решение проблемы Учитель выдает разные мерки (работают смешанные группы) У: Интересно, у кого же больше воды? Почему? У: А теперь маленький фокус. (Банки всех групп выставляются на один стол в ряд). Что вы заметили? У: Ваши мысли по этому поводу? У: Может, кто-то уже знает, какую мерку используют в жизни для измерения жидкости? | Дети измеряют разными мерками и сливают в 3-х литровые банки 1 группа - 5 стаканов (0,2 литра) 2 группа - 4 кружки (0,25 литра) 3 группа - 2 банки ( пол-литровые) Д: Все приходят к выводу, что у ребят 1 группы налито больше воды, ведь в кастрюле налито 5 мерок, а это больше, чем 4 и 2. Д: Можно сказать, что количество воды в банках получилось одинаковое, а мерки были разные. Д: Я понял, мы же взяли разные мерки, а нужно было всем выбрать мерки одинаковые. Д: Это литр. |
1 мин | 3.Определение темы и задач урока | Учитель подводит учащихся к определению темы урока и задач У: Как вы думаете какая тема урока? У: Что бы вы хотели узнать? | Дети формулируют тему и задачи урока Д: Тема урока – Литр Д: Какие старинные меры вместимости, откуда пришло слово литр, научиться сравнивать разные меры вместимости… |
3 мин | 4.Знакомство с литром | Учитель показывает детям литровую банку и предлагает перелить воду в литровые банки. У: Слово "литр"было введёно в честь француза Клода - Эмиля - Жана Батиста Литра. Он жил в 18 в. и занимался производством бутылок. Считается, что Литр первый из тех, кто стал производить лабораторную посуду. На 47-м году жизни Литр предложил измерять объёмы жидкости с помощью единицы, которую впоследствии назвали литром. У: Что же такое вместимость? У: Какая единица измерения вместимости? Запишем это в журнал. У: Где вы уже встречались с этой единицей измерения вместимости? (показывает сок, газ.воду..) | Дети убеждаются, что у всех групп было одинаковое количество жидкости. Д: - Сколько входит жидкости в сосуды Д: - литр Д: - В магазине продают сок в коробках 1 литр, 2 литра. - Мама покупает молоко, кефир в пакетах 1 литр. |
5 | Физ.пауза | 2 мин | Игра на внимание | Организует отдых детей Учитель показывает карточки с названиями единиц измерения разных величин и предлагает игру на внимание. Детям предложены карточки: 1 см, 8 кг, 5 л, 3м, 5 см, 7 кг, 2 м, 7 л
У: Выполняя движения, что мы с вами сделали?
У: Я наблюдала за вами, и мне очень приятно, что вы у меня очень внимательные. Готовы работать дальше? | Дети выполняют движения Если на карточке записано число, означающее вместимость - учащиеся приседают; означающее массу - прыгают на двух ногах; означающее длину - шагают по классу. Д: разделили числа на три группы: длину, массу, вместимость. |
6 | Первичное закрепление пройденного | 3 мин | 1.Работа по учебнику стр.38 № 2 | Учитель нацеливает на работу У: Назовите, пожалуйста, единицы вместимости У: Обратите внимание, как сокращенно записывают единицы вместимости У: Прочитаем задачу и устно решим её | Дети читают записи, отвечают на вопросы Д: 3л, 1л, 1л Д: не ставят точку Д: необходимо долить 4л, 1л, 3л |
6 мин | 2.Практическая работа (по группам сложности) | Детям раздаются листы с заданиями по уровню сложности Четвертое исследование Треугольники (слабые) работают с учителем На листах нарисованы сосуды разные, в сосудах вместимость в литрах. - Запишите в тетрадь, сколько литров входит в кувшин, ведро, кастрюлю, канистру, банку. Взаимопроверка по эталону. К 2л 10л 3л 5л 1л вадраты (средние) Реши выражение 2л+3л-4л= 7л-5л+3л= 6л-2л+7л= 3л+7л-5л= Круги (сильные) Решение задачи на смекалку - В одну банку входит 3л воды, а в другую – 1л. Как с их помощью отмерить 4л? Как отмерить 2л? | Учащиеся по группам выполняют задания и делают проверку Учащиеся записывают в тетрадь по памяти
Учащиеся вычисляют предложенные выражения (один у доски)
Учащиеся практическим путем доказывают найденное решение |
7 | Проверка изученного | 2 мин | 3.Игра “Верю – не верю”. Цветовой диктант | Учитель зачитывает утверждение У: А сейчас поиграем в игру “Верю – не верю”. Если вы согласны с моим утверждением, то “зажигаете” зеленый огонек, не согласны – “зажигаете” красный огонек. В эту банку (учитель демонстрирует банку в 1 литр) умещается 1 сантиметр жидкости. Массу арбуза нельзя измерить в литрах. Вместимость жидкости измеряется в килограммах. Единица измерения вместимости жидкости называется литр. | Дети на листах закрашивают квадраты (если согласны – зеленый, если не согласны - красный |
8 | Дополнительные сведения | 2 мин | 4. Беседа о значении измерений. | У: – Ребята, а для чего надо измерять объем жидкости, измерять длину, массу? У: -А вы знаете, что: Тело человека на две трети состоит из жидкости, значит в вас примерно 14 литров жидкости. Страус, самая большая птица на земле, за один раз может выпить 70 литров воды. А верблюд выпивает 100 литров воды за один раз. Через струю воды шириной в иголку вытекает примерно 800 литров воды в сутки. В пустыне Сахара за целый год выпадает всего 200 литров осадков на площадь равную площади нашего класса. Поэтому там не растут деревья, очень мало трав, живут только жуки и змеи. У:– Кто запомнил, сколько литров воды может вытечь за сутки, если неплотно закрыть кран? – Ребята, как вы думаете, что произойдет, если с нашей планеты исчезнет вся вода? – Какой совет вы можете дать всем детям? | Дети участвуют в беседе Д: 800 литров Д: Все живое погибнет, потому что без воды жить нельзя, вода – это жизнь Д: беречь воду, закрывать кран |
9 | Рефлексия | 2 мин | Подведение итога | Учитель благодарит учащихся, выявляет помощников – А наш урок подходит к концу. Вы активно и дружно работали сегодня. Как вы думаете, кто из ваших товарищей был самым активным, сообразительным, внимательным? – Попрошу вас отметить в сосуде полоску воды насколько вы сегодня наполнились знаниями, как вам было интересно. -Ну и настало время разбить наши орешки знаний и выяснить что же там находиться. | Учащиеся на листах рисуют в сосуде полоску воды, на сколько они сегодня наполнились знаниями Учащиеся выбирают орешки, открывают их и читают благодарность за работу на уроке. |
10 | Дополнительное задание | 1 мин | Дополнительное задание по желанию | -Узнайте у родителей или в библиотеке, чем раньше измеряли жидкость. | |