kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Геометрическая прогрессия и ее применение в реальной жизни

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок по математике 9 класса "Геометрическая прогрессия и ее применение в реальной жизни".

Целью урока является: обобщить и систематизировать изученный материал по теме "Геометрическая прогрессия", рассмотреть решение задач, подготовить учащихся и повысить положительную мотивацию у учению.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Геометрическая прогрессия и ее применение в реальной жизни»

Колотова Наталья Николаевна,

учитель математики МБОУ «Урская СОШ»

п.Урск, Гурьевский р-он, Кемеровской обл.



Обобщающий урок математики в 9 классе по теме «Геометрическая прогрессия и ее применение в реальной жизни».



Предметная область: математика (алгебра).

Класс: 9 (общеобразовательный).

Цели урока:

- обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Геометрическая прогрессия»;

- рассмотреть решение задач с применением формул геометрической прогрессии;

- подготовить учащихся к контрольной работе;

- повысить положительную мотивацию к учению.

Задачи урока:

1) образовательные:

- отработать и закрепить практические навыки решения задач на применение формул геометрической прогрессии;

- показать широту применения геометрической прогрессии в реальной жизни;

2) развивающие:

- продолжить формирование у учащихся навыков самостоятельной деятельности при решении задач;

- продолжить формирование аналитического и логического мышления;

- способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления необходимых человеку в современном обществе;

3) воспитательные:

- воспитывать коммуникативные компетенции;

- учить рассуждать и добиваться результата;

- помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения исследовательской деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков с использованием знаний по смежным дисциплинам (биология, экономика).

Длительность урока: 45 минут.

Форма работы учащихся: индивидуальная и групповая.

Оборудование:

- компьютер:

- проектор:

- экран.

Дидактический материал: компьютерная презентация.

Литература, использованная при подготовке к уроку:

1. Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк. Алгебра 9 класс; учеб. Для общеобразовательных учреждений – 17-е изд.- М.: Просвещение, 2014г – 271с.;

2. В.И. Жохов, Ю. н. Макарычев. Алгебра. Дидактические материалы. 9 класс;

3. Демоверсия ГИА по математике – 2012,2013,2014,2015;

4. http: matheqe.ru – открытый банк заданий по математике.

План урока:

  1. Вводное слово учителя. Постановка цели урока (1 мин).

  2. Актуализация знаний учащихся (4 мин).

  3. Теоретическая разминка – повторение основных понятий, формул и правил по теме: «Геометрическая прогрессия».

  4. Самостоятельная работа учащихся по уровням (15 мин) (см Приложение 1).

  5. Проверка результатов самостоятельной работы по листам самоконтроля (2мин).

  6. Практикум: решение задач на применение геометрической прогрессии в реальной жизни (20 мин).

  7. Практикум: решение задач на применение геометрической прогрессии в реальной жизни (20 мин).

  8. Подведение итогов урока (1мин).



Ход урока

  1. Вступительное слово учителя (1 мин)

Задачи с применением формул геометрической прогрессии включены в экзаменационные варианты ОГЭ в 9- м классе и в 11- ом классе; в профильном варианте для 11 класса используются задачи на применение геометрической прогрессии в реальной жизни. Рассмотрим межпредметные связи данной темы.

  1. Теоретическая разминка (4 мин)

Цель: повторение необходимых теоретических сведений по теме, «развитие умений говорить и слушать».

(вопрос - ответ)

(ученик – ученик)

Слайд 1

Контрольные вопросы:

  1. Определение геометрической прогрессии?

  2. Что означает q и как находится?

  3. Формула n-го члена геометрической прогрессии?

  4. Формула суммы n членов геометрической прогрессии?

  5. Какая прогрессия называется бесконечно убывающей?

  6. Формула суммы бесконечной геометрической прогрессии?

Слайд 2 (определения и формулы к теме: « Геометрическая прогрессия»).

  1. Самостоятельная работа учащихся (по уровням) (15мин) (Приложение № 1)

Цель: умение самостоятельно выбрать уровень с контрольного листа, который соответствует его знаниям, умениям учащегося.

1,2, 3 уровень нужно выбрать самим учащимся с контрольного листа



1 – уровень (на оценку «3»)

1. bn – геометрическая прогрессия, b1= 81, q = 1/3, b4 =?

2. b1= -9, q= 2, S6= ?

3. 36, -18,9… бесконечная геометрическая прогрессия, S6=?

Ответы: 1. (3); 2. (-576); 3. (24).



2 – уровень (на оценку «4»)

1. 2,6,18 геометрическая прогрессия,486 число этой прогрессии. Найти номер этого числа?

2. q = 1/2, S6 = 252? B1=?

3. Доказать, что bn= 3/5nбесконечно убывающая прогрессия?

Ответы: 1. (6); 2. (128); 3. (q = 1/5 ≤1).



3 – уровень (на оценку «5»)



1. 5,15,…1215-геометрическая прогрессия. Найти Sn= 5+15+45+…+1215, Sn= ?

2. bn- геометрическая прогрессия, b6 =96, b8= 384. Найти формулу nго члена?

3.Записать в виде обыкновенной дроби 0,(15) бесконечную периодическую дробь 0,15 =0,151515…

Ответы: 1. (1820); 2. (bn=3 * 2n-1 или -3 *(-2)n-1); 3. 0,(15)= 5/33.



  1. Проверка результатов самостоятельной работы по листам самоконтроля (2мин)



Лист самоконтроля

1 – уровень (на оценку «3»)

1. b4=?

b4=b12 *q3
b4=81 * (1)3 =81*1 = 3
3 27



Ответ: 3.


2. S6=?

S6=b1*(q6-1) = -9*(26-1) = -9*63 = -567
q-1 2-1 1


Ответ: -567.



3. S=? S= b1
1 – q
q = b2 = -18 = -1 = -0,5
b1 36 2
S = 36 = 36 = 36 =24
1-(-0,5) 1+0,5 1,5




Ответ: 24.



2 – уровень (на оценку «4»)



1. b1 = 2, b2 = 6. q = b2 = 6 = 3
b1 2

bn = b1 * qn-1
486 = 2 * 3n-1
243 = 3n-1
35 = 3n-1
5 = n-1
n = 6






Ответ: 6.


2. Sn = b1 * (qn -1)
q-1

252= b1* ((1/2)6-1)
1/2-1
252= b1*(1/64 – 1)
-1/2
252= b1*(-63/64)*(-2)
252= b1*63/64
b1=252*32=128
63







Ответ: 128.


3. bn=3/5n
n=1, b1=3/5
n=2, b2=3/25
q=b: b1=3/25; 3/5=3/25*5/3=1/5



Ответ: является



3-й уровень (на оценку «5»)



1. Sn = b1( qn – 1) : (q – 1)

q = b2: b1 = 15/5 =3

Sn = 5 *(3n -1): 2



Ответ: Sn = 5( 3n – 1)/ 2


2. bn = b1 * qn-1

q2 = b8 :b6, q2 = 384 : 96, q= 2 или q = - 2.

q = 2, 96= b1*25, 96 = b1*32, b1= 3, bn =3* 2n-1 или

q = -2, 96= b1* (-2)5, b1 = - 3,bn = -- 3 * (- 2)n—1





Ответ: bn= 3 * 2n—1 илиbn = -- 3 * ( -2)n—1

3. 0,15= 0, 0015 + 0,000015 + …

q = 0,000015 :0,0015= 0,01

Sn= b1 : (1- q) , q≤1

Sn = 0, 15: (1 – 0,01) = 0,15 : 0,99 = 5/ 33




Ответ: 5/33.



  1. Практикум: решение задач на применение геометрической прогрессии в реальной жизни (20мин)

Цель: показать связь геометрической прогрессии с межпредметными дисциплинами.

По желанию 4 более подготовленных учащиеся вызываются к доске для работы по карточкам(1-4). Остальные учащиеся делятся на 4 группы и текст задач на карточках читают на слайде №3. Каждая группа решает свою задачу, а затем делают проверку решений задач у учащихся вызванных к доске и оценивают.

Слайд №3.

Карточка №1

Одноклеточное животное инфузория – туфелька размножается делением на две части. Сколько инфузорий было первоначально, если после шестикратного деления их стало 320?

Карточка №2

Вкладчик 1 января 2013 года внес в банк 30000 рублей. Какой станет сумма его вклада на 1 января 2016 года, если банк начисляет ежегодно 5% от суммы вклада?

Карточка №3

Пять лет назад банк выпускал акции на 100 у. е. Ежегодно выпуск акций увеличивался в 1,2 раза. В год банк может выпустить акций на 300 у.е. Сколько лет можно увеличивать выпуск акций по тому же закону? (n =? если bn≤300).

Карточка №4

31 декабря 2015 г. Сергей взял в банке 9 930 000 рублей в кредит под 10% годовых. Схема выплаты кредита следующая: 31 декабря каждого следующего года банк начисляет проценты на оставшуюся сумму долга (то есть увеличивает долг на 10%), затем Сергей переводит в банк определенную сумму ежегодного платежа. Какова должна быть сумма ежегодного платежа, чтобы Сергей выплатил долг тремя равными ежегодными платежами?



  1. Домашнее задание (1мин) п. 27-28, 1- уровень №701(а), 704(а,в). 2- уровень № 706, 710(а).

  2. Подведение итогов урока. Выставление оценок (1мин).

Молодцы! Сегодня вы все активно работали на уроке, решили много задач,но для получения глубоких и прочных знаний по предмету и успешной сдачи ОГЭ по математике каждому из вас необходима систематическая ежедневная работа. Спасибо за урок!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Геометрическая прогрессия и ее применение в реальной жизни

Автор: Колотова Наталья Николаевна

Дата: 19.11.2017

Номер свидетельства: 439553

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока математики в 9 классе на тему"Сумма n-членов геометрической прогрессии" "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-matiematiki-v-9-klassie-na-tiemu-summa-n-chlienov-ghieomietrichieskoi-proghriessii"
    ["file_id"] => string(6) "170585"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423572720"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Математика и здоровый образ жизни "
    ["seo_title"] => string(35) "matiematika-i-zdorovyi-obraz-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "213221"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432013388"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) ""Математика и здоровый образ жизни" "
    ["seo_title"] => string(37) "matiematika-i-zdorovyi-obraz-zhizni-1"
    ["file_id"] => string(6) "213227"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1432013760"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Рабочая программа по алгебре и началам анализа "
    ["seo_title"] => string(53) "rabochaia-proghramma-po-alghiebrie-i-nachalam-analiza"
    ["file_id"] => string(6) "135775"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416983224"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) ""Решение текстовых задач" - элективный курс "
    ["seo_title"] => string(47) "rieshieniie-tiekstovykh-zadach-eliektivnyi-kurs"
    ["file_id"] => string(6) "183641"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425906721"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства