kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Геометрическая прогрессия и ее применение в реальной жизни

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок по математике 9 класса "Геометрическая прогрессия и ее применение в реальной жизни".

Целью урока является: обобщить и систематизировать изученный материал по теме "Геометрическая прогрессия", рассмотреть решение задач, подготовить учащихся и повысить положительную мотивацию у учению.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Геометрическая прогрессия и ее применение в реальной жизни»

Колотова Наталья Николаевна,

учитель математики МБОУ «Урская СОШ»

п.Урск, Гурьевский р-он, Кемеровской обл.



Обобщающий урок математики в 9 классе по теме «Геометрическая прогрессия и ее применение в реальной жизни».



Предметная область: математика (алгебра).

Класс: 9 (общеобразовательный).

Цели урока:

- обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Геометрическая прогрессия»;

- рассмотреть решение задач с применением формул геометрической прогрессии;

- подготовить учащихся к контрольной работе;

- повысить положительную мотивацию к учению.

Задачи урока:

1) образовательные:

- отработать и закрепить практические навыки решения задач на применение формул геометрической прогрессии;

- показать широту применения геометрической прогрессии в реальной жизни;

2) развивающие:

- продолжить формирование у учащихся навыков самостоятельной деятельности при решении задач;

- продолжить формирование аналитического и логического мышления;

- способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления необходимых человеку в современном обществе;

3) воспитательные:

- воспитывать коммуникативные компетенции;

- учить рассуждать и добиваться результата;

- помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения исследовательской деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков с использованием знаний по смежным дисциплинам (биология, экономика).

Длительность урока: 45 минут.

Форма работы учащихся: индивидуальная и групповая.

Оборудование:

- компьютер:

- проектор:

- экран.

Дидактический материал: компьютерная презентация.

Литература, использованная при подготовке к уроку:

1. Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк. Алгебра 9 класс; учеб. Для общеобразовательных учреждений – 17-е изд.- М.: Просвещение, 2014г – 271с.;

2. В.И. Жохов, Ю. н. Макарычев. Алгебра. Дидактические материалы. 9 класс;

3. Демоверсия ГИА по математике – 2012,2013,2014,2015;

4. http: matheqe.ru – открытый банк заданий по математике.

План урока:

  1. Вводное слово учителя. Постановка цели урока (1 мин).

  2. Актуализация знаний учащихся (4 мин).

  3. Теоретическая разминка – повторение основных понятий, формул и правил по теме: «Геометрическая прогрессия».

  4. Самостоятельная работа учащихся по уровням (15 мин) (см Приложение 1).

  5. Проверка результатов самостоятельной работы по листам самоконтроля (2мин).

  6. Практикум: решение задач на применение геометрической прогрессии в реальной жизни (20 мин).

  7. Практикум: решение задач на применение геометрической прогрессии в реальной жизни (20 мин).

  8. Подведение итогов урока (1мин).



Ход урока

  1. Вступительное слово учителя (1 мин)

Задачи с применением формул геометрической прогрессии включены в экзаменационные варианты ОГЭ в 9- м классе и в 11- ом классе; в профильном варианте для 11 класса используются задачи на применение геометрической прогрессии в реальной жизни. Рассмотрим межпредметные связи данной темы.

  1. Теоретическая разминка (4 мин)

Цель: повторение необходимых теоретических сведений по теме, «развитие умений говорить и слушать».

(вопрос - ответ)

(ученик – ученик)

Слайд 1

Контрольные вопросы:

  1. Определение геометрической прогрессии?

  2. Что означает q и как находится?

  3. Формула n-го члена геометрической прогрессии?

  4. Формула суммы n членов геометрической прогрессии?

  5. Какая прогрессия называется бесконечно убывающей?

  6. Формула суммы бесконечной геометрической прогрессии?

Слайд 2 (определения и формулы к теме: « Геометрическая прогрессия»).

  1. Самостоятельная работа учащихся (по уровням) (15мин) (Приложение № 1)

Цель: умение самостоятельно выбрать уровень с контрольного листа, который соответствует его знаниям, умениям учащегося.

1,2, 3 уровень нужно выбрать самим учащимся с контрольного листа



1 – уровень (на оценку «3»)

1. bn – геометрическая прогрессия, b1= 81, q = 1/3, b4 =?

2. b1= -9, q= 2, S6= ?

3. 36, -18,9… бесконечная геометрическая прогрессия, S6=?

Ответы: 1. (3); 2. (-576); 3. (24).



2 – уровень (на оценку «4»)

1. 2,6,18 геометрическая прогрессия,486 число этой прогрессии. Найти номер этого числа?

2. q = 1/2, S6 = 252? B1=?

3. Доказать, что bn= 3/5nбесконечно убывающая прогрессия?

Ответы: 1. (6); 2. (128); 3. (q = 1/5 ≤1).



3 – уровень (на оценку «5»)



1. 5,15,…1215-геометрическая прогрессия. Найти Sn= 5+15+45+…+1215, Sn= ?

2. bn- геометрическая прогрессия, b6 =96, b8= 384. Найти формулу nго члена?

3.Записать в виде обыкновенной дроби 0,(15) бесконечную периодическую дробь 0,15 =0,151515…

Ответы: 1. (1820); 2. (bn=3 * 2n-1 или -3 *(-2)n-1); 3. 0,(15)= 5/33.



  1. Проверка результатов самостоятельной работы по листам самоконтроля (2мин)



Лист самоконтроля

1 – уровень (на оценку «3»)

1. b4=?

b4=b12 *q3
b4=81 * (1)3 =81*1 = 3
3 27



Ответ: 3.


2. S6=?

S6=b1*(q6-1) = -9*(26-1) = -9*63 = -567
q-1 2-1 1


Ответ: -567.



3. S=? S= b1
1 – q
q = b2 = -18 = -1 = -0,5
b1 36 2
S = 36 = 36 = 36 =24
1-(-0,5) 1+0,5 1,5




Ответ: 24.



2 – уровень (на оценку «4»)



1. b1 = 2, b2 = 6. q = b2 = 6 = 3
b1 2

bn = b1 * qn-1
486 = 2 * 3n-1
243 = 3n-1
35 = 3n-1
5 = n-1
n = 6






Ответ: 6.


2. Sn = b1 * (qn -1)
q-1

252= b1* ((1/2)6-1)
1/2-1
252= b1*(1/64 – 1)
-1/2
252= b1*(-63/64)*(-2)
252= b1*63/64
b1=252*32=128
63







Ответ: 128.


3. bn=3/5n
n=1, b1=3/5
n=2, b2=3/25
q=b: b1=3/25; 3/5=3/25*5/3=1/5



Ответ: является



3-й уровень (на оценку «5»)



1. Sn = b1( qn – 1) : (q – 1)

q = b2: b1 = 15/5 =3

Sn = 5 *(3n -1): 2



Ответ: Sn = 5( 3n – 1)/ 2


2. bn = b1 * qn-1

q2 = b8 :b6, q2 = 384 : 96, q= 2 или q = - 2.

q = 2, 96= b1*25, 96 = b1*32, b1= 3, bn =3* 2n-1 или

q = -2, 96= b1* (-2)5, b1 = - 3,bn = -- 3 * (- 2)n—1





Ответ: bn= 3 * 2n—1 илиbn = -- 3 * ( -2)n—1

3. 0,15= 0, 0015 + 0,000015 + …

q = 0,000015 :0,0015= 0,01

Sn= b1 : (1- q) , q≤1

Sn = 0, 15: (1 – 0,01) = 0,15 : 0,99 = 5/ 33




Ответ: 5/33.



  1. Практикум: решение задач на применение геометрической прогрессии в реальной жизни (20мин)

Цель: показать связь геометрической прогрессии с межпредметными дисциплинами.

По желанию 4 более подготовленных учащиеся вызываются к доске для работы по карточкам(1-4). Остальные учащиеся делятся на 4 группы и текст задач на карточках читают на слайде №3. Каждая группа решает свою задачу, а затем делают проверку решений задач у учащихся вызванных к доске и оценивают.

Слайд №3.

Карточка №1

Одноклеточное животное инфузория – туфелька размножается делением на две части. Сколько инфузорий было первоначально, если после шестикратного деления их стало 320?

Карточка №2

Вкладчик 1 января 2013 года внес в банк 30000 рублей. Какой станет сумма его вклада на 1 января 2016 года, если банк начисляет ежегодно 5% от суммы вклада?

Карточка №3

Пять лет назад банк выпускал акции на 100 у. е. Ежегодно выпуск акций увеличивался в 1,2 раза. В год банк может выпустить акций на 300 у.е. Сколько лет можно увеличивать выпуск акций по тому же закону? (n =? если bn≤300).

Карточка №4

31 декабря 2015 г. Сергей взял в банке 9 930 000 рублей в кредит под 10% годовых. Схема выплаты кредита следующая: 31 декабря каждого следующего года банк начисляет проценты на оставшуюся сумму долга (то есть увеличивает долг на 10%), затем Сергей переводит в банк определенную сумму ежегодного платежа. Какова должна быть сумма ежегодного платежа, чтобы Сергей выплатил долг тремя равными ежегодными платежами?



  1. Домашнее задание (1мин) п. 27-28, 1- уровень №701(а), 704(а,в). 2- уровень № 706, 710(а).

  2. Подведение итогов урока. Выставление оценок (1мин).

Молодцы! Сегодня вы все активно работали на уроке, решили много задач,но для получения глубоких и прочных знаний по предмету и успешной сдачи ОГЭ по математике каждому из вас необходима систематическая ежедневная работа. Спасибо за урок!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Геометрическая прогрессия и ее применение в реальной жизни

Автор: Колотова Наталья Николаевна

Дата: 19.11.2017

Номер свидетельства: 439553

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока математики в 9 классе на тему"Сумма n-членов геометрической прогрессии" "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-matiematiki-v-9-klassie-na-tiemu-summa-n-chlienov-ghieomietrichieskoi-proghriessii"
    ["file_id"] => string(6) "170585"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423572720"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Математика и здоровый образ жизни "
    ["seo_title"] => string(35) "matiematika-i-zdorovyi-obraz-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "213221"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432013388"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) ""Математика и здоровый образ жизни" "
    ["seo_title"] => string(37) "matiematika-i-zdorovyi-obraz-zhizni-1"
    ["file_id"] => string(6) "213227"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1432013760"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Рабочая программа по алгебре и началам анализа "
    ["seo_title"] => string(53) "rabochaia-proghramma-po-alghiebrie-i-nachalam-analiza"
    ["file_id"] => string(6) "135775"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416983224"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) ""Решение текстовых задач" - элективный курс "
    ["seo_title"] => string(47) "rieshieniie-tiekstovykh-zadach-eliektivnyi-kurs"
    ["file_id"] => string(6) "183641"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425906721"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
2110 руб.
2640 руб.
1580 руб.
1980 руб.
1670 руб.
2090 руб.
2130 руб.
2660 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства