1.Математические задачи – источник знаний о здоровье человека
5
2. Сборник задач по математике о здоровье для студентов медицинского колледжа
6 - 14
2.1 Математика и знание своего тела
6 - 7
2.2 Математика и здоровое питание
8 - 10
2.3 Математика и здоровый образ жизни
11 - 13
2.4 Математика и вредные привычки
14
3. Математика на предмете “Сестринское дело”
15- 24
3.1 Приготовление рабочих растворов
15 -18
3.2 Расчет и разведение антибиотиков
19 - 23
3.3 Расчет и дозы инсулина
24 - 25
Введение
Высшее благо достигается на основе полного физического и умственного здоровья. Цицерон
Медицина 21 века предъявляет очень высокие требования не только к квалификации врачебного персонала, но и к используемым медицинским методикам. Количество информации о различных болезнях растет с каждым годом в геометрической прогрессии и без применения математических методов невозможно оценить такие объемы этого материала. Рассмотрим такой уникальный феномен, как синтез науки математика и здоровье.
Одной из задач медицинского колледжа является пропаганда здорового образа жизни студентов. На состояние их здоровья в период обучения в колледже оказывают не только условия обучения и физическая культура, но и то, как и чему учат на уроках, в том числе на математике и на уроках медицинских дисциплин.
Математика – один из основных предметов в колледже. Все мы прекрасно знаем, что математика - царица наук. Как часто нам в жизни приходится сталкиваться с математическими задачами, порой даже легкими, но мы не можем их правильно решить. В нашей будущей профессии, будь это профессия фармацевта или медицинской сестры, без математики никуда, так как именно математика дает нам возможность найти правильное решение и вычислить необходимое количество раствора, дозы, суточную потребность. Следует отметить, что именно затруднения в изучении математики часто являются главными причинами психологического дискомфорта, повышению тревожности обучаемых, ведущих к снижению качества здоровья студентов.
Первые четыре раздела данного сборника содержат простые и наглядные задачи, показывающие как правильно сохранять и улучшать здоровье студентов. Решение математических задач практического содержания позволяет убедиться в значении математики для различных сфер человеческой деятельности, увидеть широту возможных приложений математики, понять её роль в современной жизни.
Математическое представление проблемы сохранения здоровья студентов в виде задач, в сюжете которых содержатся факты из реальной жизни, способны оказать большее влияние, нежели длинная лекция и толстая брошюра о сохранении и укреплении своего здоровья.
Последний раздел сборника должен оказать помощь студентам колледжа в решении задач на предмете “ Сестринское дело”. Содержание этого раздела составляют задачи на расчет и разведение антибиотиков, задачи на расчет и дозы инсулина, а также приготовление рабочих растворов из основного жидкого и основного сухого вещества. Составленные нами задачи по основам сестринского дела, помогут студентам более глобально и четко понять решения задач, предложенных в сборнике. Для этого мы предоставили наглядные образцы решения, используя которые студент сможет самостоятельно решать задачи.
Конечно, без квалифицированного медицинского персонала медицина никогда не сможет обойтись, и математика помогает специалистам избежать возможных врачебных ошибок, облегчить и ускорить их работу, повышая качество медицинской помощи.
Цель: Составить сборник задач по математике о здоровье для медицинского колледжа.
Практическое значение исследовательской работы обусловлено тем, что в ней разработан сборник задач по математике для медицинского колледжа, направленный на формирование у студентов культуры здорового образа жизни. Данные разработки могут найти практическое применение, как на уроках математики, так и на уроках медицинских дисциплин
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Математика и здоровый образ жизни »
«Темиртауский медицинский колледж»
Математика и здоровый образ жизни
Сборник задач по математике о здоровье
для медицинского колледжа
Работу выполнили:
Руфина Екатерина, Семёнова Ольга
12 «Ф» группа, ЧУ «ТМК» Руководитель проекта: Суворова Лариса Владимировна
преподаватель математики ЧУ «ТМК»
Консультант:Полтавская Ирина Леонидовна преподаватель предмета«Основы сестринского дела»
ЧУ «ТМК»
Темиртау
2014
Рассмотрено
на заседании ЦМК
«____»_________2013г
Протокол №________
Председатель ЦМК
___________________
Для внутреннего пользования
Содержание
Введение
3 - 4
1.Математические задачи – источник знаний о здоровье человека
5
2. Сборник задач по математике о здоровье для студентов медицинского колледжа
6 - 14
2.1 Математика и знание своего тела
6 - 7
2.2 Математика и здоровое питание
8 - 10
2.3 Математика и здоровый образ жизни
11 - 13
2.4 Математика и вредные привычки
14
3. Математика на предмете “Сестринское дело”
15- 24
3.1 Приготовление рабочих растворов
15 -18
3.2 Расчет и разведение антибиотиков
19 - 23
3.3 Расчет и дозы инсулина
24 - 25
Глоссарий
26- 29
Заключение
30
Литература
31
Введение
Высшее благо достигается на основе полного физического и умственного здоровья. Цицерон
Медицина 21 века предъявляет очень высокие требования не только к квалификации врачебного персонала, но и к используемым медицинским методикам. Количество информации о различных болезнях растет с каждым годом в геометрической прогрессии и без применения математических методов невозможно оценить такие объемы этого материала. Рассмотрим такой уникальный феномен, как синтез науки математика и здоровье.
Одной из задач медицинского колледжа является пропаганда здорового образа жизни студентов. На состояние их здоровья в период обучения в колледже оказывают не только условия обучения и физическая культура, но и то, как и чему учат на уроках, в том числе на математике и на уроках медицинских дисциплин.
Математика – один из основных предметов в колледже. Все мы прекрасно знаем, что математика - царица наук. Как часто нам в жизни приходится сталкиваться с математическими задачами, порой даже легкими, но мы не можем их правильно решить. В нашей будущей профессии, будь это профессия фармацевта или медицинской сестры, без математики никуда, так как именно математика дает нам возможность найти правильное решение и вычислить необходимое количество раствора, дозы, суточную потребность. Следует отметить, что именно затруднения в изучении математики часто являются главными причинами психологического дискомфорта, повышению тревожности обучаемых, ведущих к снижению качества здоровья студентов.
Первые четыре раздела данного сборника содержат простые и наглядные задачи, показывающие как правильно сохранять и улучшать здоровье студентов. Решение математических задач практического содержания позволяет убедиться в значении математики для различных сфер человеческой деятельности, увидеть широту возможных приложений математики, понять её роль в современной жизни.
Математическое представление проблемы сохранения здоровья студентов в виде задач, в сюжете которых содержатся факты из реальной жизни, способны оказать большее влияние, нежели длинная лекция и толстая брошюра о сохранении и укреплении своего здоровья.
Последний раздел сборника должен оказать помощь студентам колледжа в решении задач на предмете “ Сестринское дело”. Содержание этого раздела составляют задачи на расчет и разведение антибиотиков, задачи на расчет и дозы инсулина, а также приготовление рабочих растворов из основного жидкого и основного сухого вещества. Составленные нами задачи по основам сестринского дела, помогут студентам более глобально и четко понять решения задач, предложенных в сборнике. Для этого мы предоставили наглядные образцы решения, используя которые студент сможет самостоятельно решать задачи.
Конечно, без квалифицированного медицинского персонала медицина никогда не сможет обойтись, и математика помогает специалистам избежать возможных врачебных ошибок, облегчить и ускорить их работу, повышая качество медицинской помощи.
Цель: Составить сборник задач по математике о здоровье для медицинского колледжа.
Практическое значение исследовательской работы обусловлено тем, что в ней разработан сборник задач по математике для медицинского колледжа, направленный на формирование у студентов культуры здорового образа жизни. Данные разработки могут найти практическое применение, как на уроках математики, так и на уроках медицинских дисциплин.
1. Математические задачи – источник знаний о здоровье человека
Еще в древности одним из важнейших достоинств человека считали математические знания. Сейчас математика и вовсе проникла во все отрасли знаний и необходима в любой профессии.
Успешность в решении задач формирования у учащихся культуры здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья зависит от насыщения уроков математики информацией в виде знаний о сохранении и укреплении здоровья человека.
Следует отметить, что будущее за молодым поколением. Только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом и высокой работоспособностью способен активно жить, успешно преодолевать жизненные трудности.
Согласно словарю Ожегова С. И «Здоровье – это правильная, нормальная деятельность организма».
Здоровый образ жизни – это рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья.
В связи с этим, одним из средств формирования культуры здорового образа жизни учащихся медицинского колледжа является данный сборник.
Сборник состоит из 5 частей.
1 часть: Математика и знание своего тела (формирование знаний о своем теле).
2 часть: Математика и здоровое питание (формирование знаний о здоровом питании).
3 часть: Математика и здоровый образ жизни (формирование знаний о здоровом образе жизни).
4 часть: Математика и вредные привычки (формирование знаний о вредных привычках и их профилактике).
5 часть: Математика на предмете “ сестринское дело” в медицинском колледже (формирование знаний о расчетных задачах)
Задачи, представленные в сборнике, были взяты из различных информационных источников, адаптированы для медицинского колледжа и также составлены самостоятельно.
2. Сборник математических задач о здоровье для студентов колледжа
2.1 Математика и знание своего тела
1. Длина L внутриутробного плода с 1 – 5 месяц беременности определяется по формуле
L= m2, а с 6 – 10 месяцы по формуле L= m *5. Определите длину плода с 1 – 10 месяцы беременности.
2. Два студента загорали на пляже. Первый загорал 24 минуты, второй на 1 час 11 минут больше. Сколько минут загорал второй студент?
3. Студент - первокурсник в среднем спит 7 ч в сутки. Сколько часов в неделю спит первокурсник?
4. Студенты - подростки должны спать не менее 8 ч в сутки. Сколько часов в неделю должны спать студенты?
5. Ваня лёг спать в 11 ч вечера и проснулся в 7 ч утра. Сколько часов спал Ваня? Ведёт ли студент здоровый образ жизни?
6. Рабочее состояние сердца студентов после физической нагрузки не должно превышать 60 ударов в минуту. Сколько ударов сделает сердце за 15 минут?
7. На уроках анатомии студенты выяснили, что вес сердца взрослого человека 300 г, а ребёнка до года 30 г. Определите, во сколько раз больше весит сердце взрослого человека?
8. Длина пищеварительного тракта человека 10 м. Переведите в сантиметры, дециметры?
9. Длина новорождённого детёныша дельфина 150 - 155 см, а новорождённого ребёнка на 1 м меньше. Во сколько раз меньше новорождённый ребёнок, чем дельфинёнок?
10. Собака улавливает шорох травы под ногами идущего человека за 140 м, а сам человек на 45 м ближе. Во сколько раз лучше слышит шорох травы собака?
11. Сокол видит стрекозу с расстояния 750-800 м, а человек на 700 м ближе. Во сколько раз дальше видит сокол, чем человек?
12. Средняя продолжительность капилляров в теле человека – 30 км. Запишите эту длину в сантиметрах, дециметрах.
13. Когда человек улыбается, у него работают 6 разных мышц. Это в 100 раз меньше, чем все мышцы человека. Сколько всего мышц у человека?
14. На уроке микробиологии студенты проходили тему “Клетка”. И узнали, что одна клетка кожи живет 1 месяц (30 дней), потом отпадает и ее заменяет новая. Сколько клеток сменится одна за другой на одном и том же месте за всю жизнь мужчины, если продолжительность его жизни составляет 60 лет?
15. В среднем человек за 60 лет съедает 30 тонн продуктов, а воды выпивает на 5 тонн больше. На сколько тонн человек выпивает воды больше, чем употребляет продуктов?
16. На уроке физиологии студентам предложили решить задачу, сколько литров кислорода перекачивают легкие за сутки. Для этого им нужно вычислить произведение чисел 10 на 10 и умножить на 5.
17. Все мы знаем, для того чтобы жить, надо дышать. 18-летний подросток вдыхает 20 раз в минуту, слон - на 10 раз меньше, чем подросток, а собака - на 15 больше, чем слон. Сколько раз за минуту вдыхает собака?
18. У младенцев насчитывается более 300 костей, впоследствии многие из них срастаются. Скелет взрослого человека состоит из 206 костей. Сколько костей срослось в процессе взросления?
19. Пульс взрослого человека – 60 ударов в минуту, а у ребенка – 90. На сколько медленнее сокращается сердце за час у взрослого человека, чем у ребенка?
20. Нормальный вес человека условно равен его росту в сантиметрах минус 100. Можно ли считать нормальным вес в 70 кг, если рост юноши составляет 168 сантиметров?
21. У человека на одном глазу 80 ресниц. А сколько ресниц на двух глазах?
22. В теле человека насчитывается 206 костей, а мышц на 450 больше. Сколько мышц в теле человека?
2.2 Математика и здоровое питание
В упаковке 200 таблеток поливитаминов. Они содержат 16 г витаминов С. Сколько нужно таблеток поливитаминов, чтобы принять 60 г витамина С?
В упаковке 200 драже аскорбиновой кислоты. В 40 драже содержится 2г витамина С. Сколько граммов витамина С в упаковке?
Соль играет важную роль в организме человека. В теле человека, весящего 50 кг, содержится 100 г соли. Сколько соли содержится у человека с массой тела 80 кг?
Для нормального питания одному человеку требуется не менее 7 кг соли в год. Сколько будет нужно соли для семьи, состоящей из 3 человек?
Пища студента, занимающегося спортом, должна содержать достаточное количество белка, который необходим для развития мускулатуры. При интенсивных тренировках количество белка можно довести до 120 г в сутки. Какое количество белка нужно студенту в неделю?
Кофе и чёрный чай содержат кофеин. В одной чашке кофе его около 150 мг, в чае – в 3 раза меньше. Сколько мг кофеина содержится в чае?
Суточная потребность взрослого человека в кальции составляет 800 — 1000 мг в день. Сколько нужно взрослому человеку в неделю кальция?
В среднем организм взрослого человека содержит от 500 до 750 г фосфора. Сколько нужно взрослому человеку фосфора в месяц?
Вечерний приём пищи должен состояться не позднее 2 часов 30 минут до сна. Во сколько часов нужно поужинать студенту, если он, соблюдая режим дня, должен утром встать в 7 часов , чтобы идти в колледж, и при этом ночной сон должен длиться 10 часов?
Чеснок – очень полезное растение. Учёные говорят, что если пожевать дольку чеснока 3 минуты, то во рту не останется микробов. Сколько секунд составляет это время?
11. В одной моркови содержится 3 мг витамина С. Сколько миллиграммов витамина С содержится в пяти морковках?
Суточная потребность человека в йоде составляет примерно 3 мкг на 1 кг массы. Сколько нужно взрослому человеку йода в неделю, рассчитывая на свою массу тела?
В целом из смешанного рациона, состоящего из животных и растительных продуктов, всасывается около 10-15 % железа. Сколько же усвоиться железа в организме человека за 10 дней?
Суточная потребность взрослого человека в хлоре составляет около 7 г. Сколько нужно хлора взрослому человеку за 7 дней?
Суточная потребность в сере 5 г. Сколько нужно серы взрослому человеку за 30 дней?
В среднем в организм человека с пищей ежесуточно поступает 0,02-0,05 мг ртути. Сколько ртути поступит в организм взрослого человека за 10 дней?
Суточная потребность в магнии составляет у взрослого человека 0,4 г. Сколько содержится магния в организме человека через 10 дней?
18. Суточная потребность человека в йоде составляет примерно 3 мкг на 1 кг массы. Сколько нужно взрослому человеку йода в неделю, рассчитывая на свою массу тела
19. В моркови около 6 мг витамина А и 3 мг витамина С. На сколько больше миллиграммов витамина А, чем витамина С?
20. В одной ягоде малины содержится 25 мг витамина С. Сколько миллиграммов витамина С содержится в 7 ягодах малины?
21. В 100 г ананаса содержится 83 г воды. Сколько воды в ананасе, вес которого 450 г?
22. Студенты колледжа писали контрольную работу. Учитель проверил работы и объявил следующие оценки: 9 человек получили оценку “5”, 6 человек оценку“4”, а оценку “3” получили в 2 раза меньше, чем студенты, получившие ”5”. Сколько человек получило оценку “3”?
23. На день здоровья студенты 1 курса решили приготовить полезный для здоровья коктейль. Для этого им нужно смешать 200 г молока, 110 г малины, 70 г клубники, 125г черники и 25 г меда. Сколько всего граммов ягод понадобится студентам?
24. Два студента читают дополнительный материал по ботанике. Один в неделю прочитывает 85 страниц, а другой 95 страниц. Сколько страниц прочитают студенты вместе за 7 дней?
25. Студент Витя каждый день выпивает 250 г свежевыжатого сока. В 100 г сока содержится 12 г углеводов. Сколько углеводов Витя потребляет в день, выпивая сок?
26. Чтобы быть здоровым, человек должен каждый день употреблять 3 г белка на каждые 4 кг веса. Вычисли количество белков, необходимое для ребенка массой 44 кг на один день.
27. В 100 г хвои содержится 245 мг витамина С, а в таком же количестве шиповника - на 100 мг меньше. Какое количество витамина С содержится в 100 г шиповника?
28. Важны для здоровья, друзья, витамины! Таким девизом пользуется Ирина, студентка 2 курса. Она съедает в неделю 2 яблока, 50 г клубники, 100 г малины и 1 банан. Сколько всего фруктов и ягод съест Ирина за 20 дней?
29. Студент 11 группы за 2 дня съедает 500 г яблок. Сколько дней ему потребуется, чтобы съесть поспевшие у него на даче за лето 130 кг яблок?
30. В 100 г картофеля содержится 25 мг витамина С, а зимой его содержание в 10 раз меньше. Сколько витамина С можно получить из 350 г картофельного пюре?
31. В 100 г капусты брокколи содержится 120 мг витамина С, а в обычной квашенной на 40 мг меньше. Сколько витамина С содержится в 130 г квашенной капусты?
32. Определите массу компонентов в салате «Витаминный» массой 450 г, который содержится в меню медицинского колледжа. Моркови в 4 раза меньше, общей порции салата; сельдерея столько же, сколько моркови; яблока на 50 г больше, чем сельдерея; орехов в 5 раз меньше, чем моркови; сок лимонный – в 2 раза меньше орехов, 1 зубчик чеснока.
33. Определите массу компонентов в салате «Летний» массой 1 кг, используемого в меню студентом 1 курса. Капуста краснокочанная - на 600 г меньше общей порции салата; помидоров на 110 г меньше, чем капусты; огурцов и болгарского перца столько же, сколько помидоров; редис – в 2 раза меньше болгарского перца.
34. Марина, студентка 11 А группы, решила сделать полезный коктейль. Помогите ей определить массу компонентов в молочном коктейле массой 260 г. Молоко – на 20 г меньше общей массы коктейля; 30 г клубники, а малинового сиропа 25 г.
35. Определите массу компонентов в банановом коктейле массой 350 г. Молоко кипяченное – 100 г; бананов в 2 раза меньше, чем молока; яйцо – в 5 раз меньше общей порции коктейля; сахарного сиропа столько же, сколько бананов.
36. На уроке неорганической химии Аня, Вася и Аркадий решали уравнения на диссоциацию. Аня решила 6 уравнений, Вася – на 4 уравнения больше, а Аркадий решил столько же, сколько Вася. Сколько всего уравнений решили студенты?
Математика и здоровый образ жизни
1. В медицинском колледже был день здоровья. С 12ф группы Коля пробежал расстояние 500 метров за 2 минуты и 40сек. А с 11б группы Саша пробежал за 135 сек. Чей результат лучше?
2. В спортзале медицинского колледжа длина беговой дорожки равна произведению 5 и 80 . Найди длину беговой дорожки ( метров)
3. На день здоровья был марафон для велосипедистов и бегунов. У велосипедистов была скорость 50 км/ч, а скорость бегунов 30 км/ч. Во сколько раз скорость бегуна меньше скорости велосипедиста?
4. Леша с 11а группы прыгнул в длину на 3 метров 70 см. Это в 2 раза больше, чем его рост. Найди рост спортсмена?
5. В субботу 12 “Ф” группа пошли в кунцкамеру. Мальчиков пошло 2, а девочек в 10 раз больше. Сколько девочек пошло в кунцкамеру? Там было интересно?
6. Для медицинского колледжа купили в спортзал 15 мячей , а обручей на 25 больше, чем мячей, а скакалок 5 раз меньше, чем обручей. Сколько скакалок купили?
7. В спортивном зале занимались 20 человек. Когда несколько человек вышли , то в зале осталось 16 человек. Сколько человек вышло из зала?
8. В спортзале тренировались 18 девочек, а мальчиков в 3 раза больше. Сколько мальчиков и девочек тренировались в спортзале?
9. В кружке “Школа Здоровья “занимались 15 мальчиков, а девочек в 4 раза больше. Сколько студентов посещали кружок?
10. В соревнованиях по бегу приняли участие 16 человек, а в шахматном турнире в 2 раза меньше. В математической олимпиаде приняли участие на 5 студентов больше, чем в шахматном турнире, а в лыжных гонках в 2 раза больше, чем в математической олимпиаде. Сколько студентов приняли участие в лыжных гонках?
11. В колледже на день здоровья студент пробежал 600 метров за 2 минуты. Сколько метров он пробежит за 10 минут?
12. В колледже 20 групп, в каждой группе по 20 студентов. 16 студентов болеют и не ходят на занятия. Сколько студентов присутствуют на занятиях в колледже?
13. Саша из 11б группы обычно делает зарядку 2 раза в день. Сколько раз он делает зарядку за 4 месяца, если количество дней в них 30,31,30 соответственно?
14.Студент медицинского колледжа занимается футболом. Он играет в футбол 20 часов в неделю. Сколько часов он сыграет за месяц?
15. В колледже на физическом воспитании 12 “Ф” группа пошли в бассейн. Артем проплыл 200метров, а Света 115 метров. На сколько м. больше проплыл Артем, чем Света?
16. Каждый день Вадим Сергеевич делает 100 отжиманий. Сколько отжиманий сделает за 2 месяца?
17. В колледже проходил праздник день семьи. В честь этого праздника провели марафон. Пришло всего 20 семей, в каждой семье папа, мама и учащийся колледжа. Сколько человек участвовало в марафоне?
18. В аптечке у студента было 30 разных лекарств. 2 брата студента открыли аптечку и стали пробовать лекарства. Один брат студента попробовал 5 лекарств и упал на пол. Второй брат студента попробовал 2 лекарства и с громким криком убежал. Сколько лекарств осталось не пробованными.Можно ли употреблять неизвестные лекарства?
19. На уроке физической культуры студенты Витя и Ваня бежали кросс. Витя пробежал дистанцию в 1 км 50 м, а Ваня 1208 м за 2 минуты. Кто бежал быстрее дистанцию и на сколько?
20. Человек заболел. Он не делал зарядку, долго сидел у компьютера, мало гулял, но очень тепло одевался. Доктор велел ему принимать лекарство. За неделю ему надо выпить 20 таблеток. Он выпил уже 11. Во сколько раз меньше он выпил, чем ему осталось выпить таблеток? Почему он заболел?
21. У студентов медицинского колледжа в 2-х группах был медицинский осмотр. Зубной врач определил у 15 студентов 12”Ф” группы больные зубы, а у 22”Ф” –8 человек. На сколько человек больше с больными зубами у 12”Ф” группы, чем у студентов 22”Ф”? Какие вы знаете правила ухода за зубами?
22.Группа по сестринскому делу, проходя лекции по ботанике, на тему «клетка» выявили особенность. Одна клетка кожи живет 1 месяц (30 дней), потом отпадает и ее заменяет новая. Перед собой они поставили цель узнать, сколько клеток сменится одна за другой на одном и том же месте за всю жизнь человека, если продолжительность его жизни составляет 67 лет?
23. Учёные подсчитали, что в 1 г грязи из-под ногтей содержится 38000000 микробов. Чтобы заболеть, достаточно проглотить в 1000 раз меньше микробов. Сколько микробов достаточно проглотить, чтобы заболеть? Что необходимо делать, чтобы было меньше микробов?
24. В группе «лечебного дела» 21 человек. Нуждаются в лечении зубов несколько учащихся. Ребят со здоровыми зубами в 2 раза больше. Сколько ребят в группе со здоровыми зубами?
25. За неделю человек спит около 60 часов. Сколько часов он спит за 12 недель? Считается ли такой сон полноценным?
26. Рома и Ваня решили стать спортсменами. Каждый день ребята бегают по несколько километров. Так Рома пробегает 3 км, а Ваня на 1235 м меньше, чем Рома. Сколько метров пробегает Ваня?
27. Коля и Саша ходят в бассейн каждые выходные. В среднем, Коля проплывает 1258 м, а Саша 974 м. На сколько больше метров проплыл Саша, чем Коля?
28. На уроке физической культуры студент, в среднем, делает 150 приседаний. Сколько приседаний он сделает за месяц, если в месяце 30 дней?
29. В семье трое детей. Родители включают в рацион детей кальций. Так старший употребляет 145 грамм творога, средний 120 грамм, а младший – на 30 грамм больше, чем средний. Какова суточная потребность творога в семье?
30. Как известно, соленая вода в море обладает целебными свойствами. Если, приехавший турист на море, каждый день будет купаться в море: утром 25 минут, вечером – 30 минут, то сколько всего времени проведет турист в море за неделю отдыха?
31. В неделю по 3 часа в день, студент читает медицинский справочник. За сколько часов он прочитает справочник, если он прочтет его за 7 недель.
32. Во время отдыха на Гавайских остовах турист занимался сёрфингом: 2 ч утром, 75 минут вечером. Сколько минут в день турист занимался сёрфингом? Сколько минут в неделю турист занимался сёрфингом?
33. Составь режим дня студента колледжа по решению задачи.
Занятия в колледже длятся 6 часов. Сон в 2 раза больше, чем занятия в колледже. Прогулка на 2 часа меньше, чем занятия в школе и на 25 минут больше, чем подготовка уроков на следующий день. Досуг и дополнительные занятия на 40 минут больше, чем занятия в колледже. Для чего нужно соблюдать режим дня?
34. В соревнованиях по физической культуре участвовало 15 групп студентов. В каждой группе присутствовали командир, помощник командира и 6 ребят. Сколько всего человек участвовало в соревнованиях?
35. В олимпиаде по химии участвовало 20 первокурсников, а второкурсников – в 2,4 раза больше. Сколько всего студентов приняли участие в олимпиаде?
36. Группы 12 Ф и 11 Б бежали кросс. По состоянию здоровья из группы 12 Ф не бежали 5 человек, а из группы 11 Б на 3 человека больше. Сколько всего человек не бежало кросс?
37.Легкоатлет из медицинского колледжа, готовясь к соревнованиям, в среднем, отрабатывает по 14 упражнений ежедневно. Сколько упражнений отработают 12 легкоатлетов за 5 дней.
2.4 Математика и вредные привычки
1. Курящие подростки сокращают жизнь на 10%. Определите, какова продолжительность жизни курящих подростков, если средняя продолжительность жизни в Казахстане составляет 65 лет.
2. 40 больных перенесли инфаркт. Известно, что среди них 5 человек некурящих, остальные курящие. Сколько человек могли бы быть здоровыми?
3. Сегодня ученые утверждают, что от последствий курения на планете каждые 13 секунд умирает человек. Сколько человек от последствий курения умирает за 24 часа? Какой вред наносит курение человеку?
4. Каждая выкуренная сигарета уменьшает продолжительность жизни в 10 минут и 40 сек. На сколько уменьшится жизнь человека после каждой выкуренной пачки сигарет (в пачке 21 сигарета)
5. Какова смертельная доза никотина? Найдите значение выражения и узнаете ответ:(100+150)-(250-50)-40=
6. Найдите значение выражения и узнаете, сколько лет полноценной жизни забирает у курящего человека табак: (600+400)-(250+250)-480=
7. Сердце здорового человека бьется 75 ударами в минуту. Сердце курящего человека вынуждено делать на 5 ударов больше. Сколько дополнительно ударов приходится делать сердцу курящего человека за 2 суток?
8. Средний вес новорожденного ребенка 2кг 500 г. Если у ребенка курит мать, то его вес будет меньше на 225г, а если еще курит и отец то на 119г. меньше. Определите, сколько теряет в весе новорожденный, если курят оба родителя?
9. В результате курения получили различные заболевания 50 человек. Подростков среди них было в 3 раза больше, чем взрослых. Сколько подростков могли остаться здоровым
10. 50 больных перенесли инсульт. Среди них было 10 человек некурящих, остальные курящие. Сколько человек могли ли быть здоровыми?
2.5 Математика на предмете “Сестринское дело”
Приготовление рабочих растворов из основного жидкого и основного сухого вещества
Образец решения задач на приготовление растворов из основного жидкого вещества
Способ
Из жидкой 10% осветленной хлорной извести приготовить 5,5% раствор объемом 3л. воды
Если дан а % раствор, то
1% данного раствора – 10а ml.дан. р-ра - 1000mlH2O
Решение:
1% дан. р-ра – 10*10 ml дан. р-ра – 1000 mlH2O
5,5% дан. р-ра – Х ml дан. р-ра – 1000 mlH2O
Х= 5,5% дан. р-ра *100 ml дан. р-ра = 550,0 ml дан .р-ра
1% дан. р-ра
5,5% дан. р-ра – 550 ml дан. р-ра – 1000 mlH2O
5,5% дан. р-ра – Х ml дан. р-ра – 3000 mlH2O
Х= 550 ml дан. р-ра * 3000 mlH2O= 1650,0 ml данного раствора
1000 mlH2O
Ответ: На 3 л. воды нужно взять 1650,0 ml данного раствора
Способ
а) Формула для жидкого раствора
Из жидкого a % раствора хлороводорода приготовить b % раствор на С л. воды.
Вычислить при а =10, b = 5,5, С = 3 л
Х = b * Cл * 10а (ml)
Решение:
Х = 5,5*3*10*10 =1650 (ml)
Ответ: на 3л. воды нужно взять 1650,0 ml данного раствора
Образец решения задач на приготовления растворов из основного сухого вещества
Способ
Из сухого 5% хлорамина-Б приготовить 1,5 % раствор объемом 3 л. воды.
1% раствор – 10г д.с.в . - 1000mlH2O
Решение:
1) 1% р-р – 10г д.с.в. – 1000 mlH2O
1,5% р-р – Х г д.с.в. – 1000 mlH2O
Х= 1,5% р-р *10г д.с.в. = 15,0 г д.с.в.
1% р-р
2) 1,5% р-р – 15г д.с.в. – 1000 mlH2O
1,5% р-р – Х г д.с.в. – 3000 mlH2O
Х= 15г д.с.в. * 3000 mlH2O=45,0 г
1000 mlH2O
Ответ: на 3 л. воды нужно взять 45,0г данного сухого вещества
Способ
Из сухого а% хлорамина приготовить b % раствор на С л. воды.
Вычислить при b = 1,5 %, с = 3 л
Х = b * Cл * 10 (г)
Решение:
Х = 1,5*3 *10= 45,0 г.
Ответ: 45,0г сухого хлорамина надо взять на 3 л. воды
Из сухого 3,0% хлорамина-Б приготовить 1,6% рабочий раствор объемом 3 л воды
Из сухого 2,0% хлорамина –Б приготовить рабочий 1,2 % раствор объемом 6 л воды
Из сухой 3,0 % белильной извести приготовить 1,2% рабочий раствор объемом 2 л воды
Из 8,0 % жидкой осветленной хлорной извести приготовить рабочий 1,1 % раствор объемом 3,5 л воды
Из жидкого 10% «Велтолена» приготовить 4,6% рабочий раствор объемом 3 л воды
Из жидкого 6% пергидроля приготовить 2,3 % рабочий раствор объемом 4 л воды
Из сухого 3,0% гипохлорита приготовить 2,5% рабочий раствор объемом 3 л воды
Из жидкого 9,0 % маточного раствора приготовить рабочий 1,5 % раствор объемом
6 л воды
Из сухого 2 % гипохлорита приготовить рабочий 2,5% раствор объемом 3 л воды
Из жидкого 10,0% раствора осветленной хлорной извести приготовить 5,5% рабочий раствор объемом 3 л воды
Из сухого 3,0% гипохлорита приготовить 1, 7% рабочий раствор объемом 3 л воды
Из сухого 2,0 % «Диохлора» приготовить 1,3% рабочий раствор объемом 6 л воды
Из жидкого 7,0% основного раствора приготовить 3,3 % рабочий раствор объемом
4 л воды
Из жидкого 9,0% фенола приготовить 4,6% рабочий раствор объемом 3 л воды
Из жидкой 8,0% белильной хлорки приготовить рабочий 2,0 % раствор объемом
3,5 л воды
Из сухого 2,0% хлорамина приготовить рабочий 1,5 % раствор объемом 5 л воды
Из сухого 3,0 % гипохлорита приготовить рабочий 2,1 % раствор объемом 4 л воды
Из сухой 3,0 % хлорной извести приготовить 1,0 % рабочий раствор объемом
5,5 л воды
Из жидкого 6,0% фенола приготовить 2,6% рабочий раствор объемом 3 л воды
Из жидкой 7,0% белильной хлорки приготовить 3,4 % рабочий раствор объемом 6 л воды
Из сухого 3,0% хлорамина приготовить 3,0% рабочий раствор объемом 3 л воды
Из сухого 3,0% диохлора приготовить 1,5% рабочий раствор объемом 2 л воды
Из сухого 2,0 % септолета приготовить 2,5% рабочий раствор объемом 1,5 л воды
Из сухого 3,0% диохлора приготовить 1,0% рабочий раствор объемом 1,2 л воды
Из сухого 4,0% хлорамина приготовить рабочий 2,0% раствор объемом 1 л воды
Из жидкого 5,0% раствора хлорамина приготовить рабочий 2,5 % раствор объемом
2 л воды
Из жидкого 10,0% раствора хлорамина приготовить 5,0 % рабочий раствор объемом
3 л воды
Из жидкого 1,0% раствора валтосепта приготовить 0,5 % рабочий раствор объемом
0,5л воды
Из жидкого 3,0% раствора хлоргекседина приготовить 1,5 % рабочий раствор объемом 1 л воды
Из жидкого 3,0% раствора хлорамина приготовить 1,5 % рабочий раствор объемом
1 л воды
Из жидкого 10 % раствора хлорамина приготовить 7 ,0% рабочий раствора объемом
2,5 л воды
Из жидкого 2,0 % раствора валтосепта приготовить 1,0% рабочий раствор объемом
1 л воды
Из жидкого 3,0 % раствора хлорамина приготовить 1,5 % рабочий раствора объемом
4 л воды
Из жидкого 4,5 % раствора хлорамина приготовить 2,5% рабочий раствор объемом
3 л воды
Из жидкого 4,0 % раствора хлорамина приготовить 2,0 % рабочий раствор объемом
1,5 л воды
Из сухого 2,0% септолета приготовить 1,0 % рабочий раствор объемом
1 л воды
Из сухого 2,5 % диохлора приготовить 2,0 % рабочий раствор объемом
1,5 л воды
Из сухого 4,0% хлорамина приготовить 2,0 % рабочий раствор объемом
2 л воды
Из сухого 4,5 % диохлора приготовить 2,0% рабочий раствор объемом
6 л воды
Из сухого 5,0% септолета приготовить 2,5 % рабочий раствора объемом
2 л воды.
3.1 Расчет и разведение антибиотиков
Соотношение
ингредиентов
1:1
Малые дозы
(ЕД)
Соотношение
ингредиентов
1:2
0,5 ml
50000 (0,005 г)
0,25 ml
1,0 ml
100000 (0,1г)
0,5 ml
2,0 ml
200000 (0,2 г)
1,0 ml
3,0 ml
300000 (0,3 г)
1,5 ml
4,0 ml
400000 (0,4 г)
2,0 ml
5,0 ml
500000 (0,5 г)
2,5 ml
Большие дозы (ЕД)
6,0 ml
600000 (0,6 г)
3,0 ml
7,0 ml
700000 (0,7 г)
3,5 ml
8,0 ml
800000 (0,8 г)
4,0 ml
9,0 ml
900000 (0,9 г)
4,5 ml
10,0 ml
1000000 (1,0 г)
5,0 ml
Правила разведения антибиотиков
При разведении малых доз антибиотиков 1:1, на 100000ЕД необходимо взять 1,0 мл растворителя, а в последующем 1,0 раствора
При разведении больших доз антибиотика 1:2, на 100000ЕД необходимо взять 0,5 мл растворителя, а в последующем 0,5 мл раствора
Исключение: Бициллин независимо от дозы всегда разводится 1:1
Образец решения задач на расчет и разведение антибиотиков
Если доза антибиотиков дается в ЕД, то образец решения вычисления количества растворителя и количества раствора для разовой дозы, вводимой в/м, выглядит таким образом:
Задача 1: Во флаконе 1000000 EД антибиотика. Внутримышечно ввести 600000 ЕД. Рассчитать количество растворителя и количество раствора необходимого для введения в/м разовой дозы
Решение:
в решении используем правило №2 т.к. назначенная врачом доза 600000ЕД - большая .Таким образом растворитель берется 1:2,то есть на100000ЕД берется 0,5ml растворителя, а в последующем 0,5ml раствора
Действие 100000 EД – 0,5 ml растворителя
1000000 ЕД – Х ml растворителя
Х= 1000000 ЕД * 0,5 ml= 5,0 ml растворителя
100000 ЕД
Ответ: 5,0 ml растворителя необходимо взять для разведения 1000000 ЕД антибиотика
Действие 100000 EД – 0,5 ml раствора
600000 ЕД – Х ml раствора
Х= 600000 ЕД * 0,5 ml= 3,0 ml раствора
100000 ЕД
Ответ: 3,0 ml раствора необходимо для введения в/м разовой дозы
Если доза антибиотиков дается в граммах, то образец вычисления количества растворителя и количества раствора для введения разовой дозы выглядит таким образом:
Задача 2: Во флаконе 0,5 г бициллина. Внутримышечно ввести 200000 ЕД. Рассчитать
количество растворителя и количество раствора для введения в/м разовой дозы
Бициллин всегда растворяется в отношении 1: 1 т.е. на 100000ЕД берется 1ml растворителя, в последующем 1 ml раствора
Решение: 0.5г=500000ЕД
Действие 100000 ЕД антибиотика – 1,0 ml растворителя
500000 ЕД антибиотика – Х ml растворителя
Ответ: 5,0 ml растворителя необходимо взять для разведения 0,5 г бициллина.
2. Действие 100000 ЕД антибиотика – 1,0 ml раствора
200000 ЕД антибиотика – Х ml раствора
Ответ : 2,0 ml раствора необходимо для введения в/м разовой дозы
Задача 3: Во флаконе 1 г антибиотика. Внутримышечно ввести 400000 ЕД. Рассчитать количество растворителя и количество раствора необходимого для введения разовой дозы.
Т.к назначенная врачом доза 400000 ЕД- малая, то растворитель берется в отношении 1: 1 т.е. на 100000ЕД берется 1ml растворителя, в последующем 1 ml раствора
Решение:
Действие 100000 EД – 1.0 ml растворителя
1000000 ЕД – Х ml растворителя
Х= 1000000 ЕД * 1,0 ml= 10,0 ml растворителя
100000 ЕД
Ответ:10,0 ml растворителя необходимо взять для разведения 1 г антибиотика
2. Действие 100000 EД – 1,0 ml раствора
400000 ЕД – Х ml раствора
Х= 400000 ЕД * 1,0 ml= 4 ,0 ml раствора
100000 ЕД
Ответ: 4,0 ml раствора необходимо для введения в/м разовой дозы
1. Во флаконе 1000000 ЕД антибиотика. Внутримышечно ввести 0,4 г. Рассчитать количество растворителя и количество раствора
2. Во флаконе 800000 ЕД антибиотика. Внутримышечно ввести 400000 ЕД. Рассчитать количество растворителя и количество раствора
3. Во флаконе 700000 ЕД антибиотика. Внутримышечно ввести 300000 ЕД. Рассчитать количество растворителя и количество раствора.
4. Во флаконе 800000 ЕД антибиотика. Внутримышечно ввести 600000 ЕД. Рассчитать количество растворителя и количество раствора.
5. Во флаконе 500000 ЕД антибиотика. Внутримышечно ввести 200000 ЕД. Рассчитать количество растворителя и количество раствора.
6. Во флаконе 1000000 ЕД антибиотика. Внутримышечно ввести 100000 ЕД. Рассчитать количество растворителя и количество раствора.
7. Во флаконе 1000000 ЕД антибиотика. Внутримышечно ввести 300000 ЕД. Рассчитать количество растворителя и количество раствора.
8. Во флаконе 900000 ЕД антибиотика. Внутримышечно ввести 500000 ЕД. Рассчитать количество растворителя и количество раствора.
9. Во флаконе 600000ЕД антибиотика. Внутримышечно ввести 300000 ЕД. Рассчитать количество растворителя и количество раствора.
10. Во флаконе 700000 ЕД антибиотика. Внутримышечно ввести 100000 ЕД. Рассчитать количество растворителя и количество раствора.
11.Во флаконе 0,5 г бициллина. Внутримышечно ввести 100000 ЕД. Рассчитать количество
растворителя и количество раствора
12. Во флаконе 0,6 г антибиотика. Внутримышечно ввести 200000 ЕД. Рассчитать количество растворителя и количество раствора
13. Во флаконе 700000 ЕД бициллина. Внутримышечно ввести 0,3 г. Рассчитать количество растворителя и количество раствора
14. Во флаконе 1,2 г антибиотика. Внутримышечно ввести 100000 ЕД. Рассчитать количество растворителя и количество раствора
15. Во флаконе 1,5 г антибиотика. Внутримышечно ввести 300000 ЕД. Рассчитать количество растворителя и количество раствора
16. Во флаконе 1,8 г антибиотика. Внутримышечно ввести 100000 ЕД. Рассчитать количество растворителя и количество раствора
17. Во флаконе 1,7 г антибиотика. Внутримышечно ввести 400000 ЕД. Рассчитать количество растворителя и количество раствора
18. Во флаконе 1,4 г антибиотика. Внутримышечно ввести 100000 ЕД. Рассчитать количество растворителя и количество раствора
19. Во флаконе 800000 ЕД антибиотика. Внутримышечно ввести 0,4 г. Рассчитать количество растворителя и количество раствора.
20. Во флаконе 0,7 г антибиотика. Внутримышечно ввести 300000 ЕД. Рассчитать количество растворителя и количество раствора.
21. Во флаконе 1000000 ЕД антибиотика. Внутримышечно ввести 0,6 г. Рассчитать количество растворителя и количество раствора.
22. Во флаконе 1, 6 г антибиотика. Внутримышечно ввести 400000 ЕД. Рассчитать количество
растворителя и количество раствора.
3.3 Расчет дозы инсулина
Фармацевтические заводы выпускают ампулы следующего образца:
1ml – 40 ЕИ
1ml – 80 ЕИ
1ml - 100ЕИ
Образец решения задач на расчет и дозы инсулина
Пациенту назначена разовая доза инсулина 12 ЕИ.
Объяснить медицинской сестре правила расчета количества ЕИ в ml.
Решение:
1ml – 40 ЕИ
Х – 12 ЕИ
Х= 1ml * 12 ЕИ =0,3 ml
40 ЕИ
Ответ: 0,3 ml
2)1ml – 80 ЕИ
Х – 12 ЕИ
Х= 1ml * 12 ЕИ = 0,15 ml
80ЕИ
Ответ: 0,15 ml
3) 1ml – 100 ЕИ
Х – 12 ЕИ
Х= 1ml * 12 ЕИ =0,12 ml
100ЕИ
Ответ: 0,12 ml
Пациенту назначена разовая доза инсулина 16 ЕИ. Рассчитать количество инсулина в ml, если 1 ml – 40 ЕИ.
Пациенту назначена разовая доза инсулина 8 ЕИ. Рассчитать количество инсулина в ml, если 1 ml – 80 ЕИ.
Пациенту назначена разовая доза инсулина 35 ЕИ. Рассчитать количество инсулина в ml, если 1 ml – 100 ЕИ.
Пациенту назначена разовая доза инсулина 26 ЕИ. Рассчитать количество инсулина в ml, если 1 ml – 40 ЕИ.
Пациенту назначена разовая доза инсулина 15 ЕИ. Рассчитать количество инсулина в ml, если 1 ml – 40 ЕИ.
Пациенту назначена разовая доза инсулина 16 ЕИ. Рассчитать количество инсулина в ml, если 1 ml – 80 ЕИ.
Пациенту назначена разовая доза инсулина 9 ЕИ. Рассчитать количество инсулина в ml, если 1 ml – 80 ЕИ.
Пациенту назначена разовая доза инсулина 27 ЕИ. Рассчитать количество инсулина в ml, ,если 1 ml – 100 ЕИ.
Пациенту назначена разовая доза инсулина 45 ЕИ. Рассчитать количество инсулина в ml, если 1 ml – 100 ЕИ.
10. Пациенту назначена разовая доза инсулина 6 ЕИ. Рассчитать количество инсулина в ml, если 1 ml – 40 ЕИ.
Пациенту в начальной стадии сахарного диабета назначили синтетический инсулин (1 ml -40 ЕИ). Врач назначил разовую дозу 15 ЕИ 2 раза в сутки. Сколько ml составляет 15 ЕИ?
Пациенту в начальной стадии сахарного диабета назначили синтетический инсулин (1 ml -100 ЕИ). Врач назначил разовую дозу 21 ЕИ 2 раза в сутки. Сколько ml составляет 21 ЕИ?
Пациенту в начальной стадии сахарного диабета назначили синтетический инсулин (1 ml -80 ЕИ). Врач назначил разовую дозу 9 ЕИ 3 раза в сутки. Сколько ml составляет 9 ЕИ?
Пациенту в начальной стадии сахарного диабета назначили синтетический инсулин (1 ml -40 ЕИ). Врач назначил разовую дозу 6 ЕИ 3 раза в сутки. Сколько ml составляет 6 ЕИ?
Пациенту в начальной стадии сахарного диабета назначили синтетический инсулин (1 ml -100 ЕИ). Врач назначил разовую дозу 17 ЕИ 3 раза в сутки. Сколько ml составляет 17 ЕИ?
Пациенту назначена разовая доза инсулина 15,5 ЕИ 2 раза в сутки. Сколько ml составляет 15,5 ЕИ, если 1 ml -80 ЕИ.
Глоссарий
Литр - единица объёма и ёмкости (вместимости) в метрич. системе мер; 1 л=1 дм3 =0,001 м3=1000 см3, т. е. 1000 мл. Для измерения жидкостей и сыпучих тел основной единицей принимается литр (1 куб. дециметр), подразделяющийся на 10 дециметров и 100 сантиметров.
Грамм - содержит 10 дециграммов, 100 сантиграммов, 1000 миллиграммов.
Миллиграмм - 1 тысячная часть грамма, и, соответственно, 1 миллионная доля килограмма. 1 мг = 10-3 г = 10-6 кг.
1 столовая ложка - 15 миллилитров
1 чайная ложка - 5 миллилитров.
Доза - (греч. dosis — порция) — определенное количество лекарственного препарата. При лечении Д. устанавливается врачом в зависимости от возраста больного (детям соответственно возрасту и пожилым людям Д. уменьшается), индивидуальных особенностей организма (ослабленность, истощение), а также характера заболевания, его течения. Д. зависит также от способа введения лекарства в организм. Д., применяемая па один прием, называется разовой, на сутки — суточной.
Бициллин - антибиотик группы пенициллина, применяемый при лечении ревматизма.
Антибиотик — вещество микробного, животного или растительного происхождения, способное подавлять рост определенных микроорганизмов или вызывать их гибель. Антибиотики природного происхождения чаще всего продуцируются актиномицетами, реже — немицелиальными бактериями.
Некоторые антибиотики оказывают сильное подавляющее действие на рост и размножение бактерий и при этом относительно мало повреждают или вовсе не повреждают клетки макроорганизма, и поэтому применяются в качестве лекарственных средств.
Некоторые антибиотики используются в качестве цитостатических (противоопухолевых) препаратов при лечении онкологических заболеваний.
Антибиотики не воздействуют на вирусы, и поэтому бесполезны при лечении заболеваний, вызываемых вирусами (например, грипп, гепатиты А, В, С, ветряная оспа, герпес, краснуха, корь).
Классификация по химической структуре, которую широко используют в медицинской среде, состоит из следующих групп:
Цефалоспорины — обладают схожей структурой с пенициллинами. Используются по отношению к пенициллиноустойчивым бактериям.
Макролиды — антибиотики со сложной циклической структурой. Действие — бактериостатическое.
Тетрациклины — используются для лечения инфекций дыхательных и мочевыводящих путей, лечения тяжелых инфекций типа сибирскойязвы, туляремии, бруцеллёза. Действие — бактериостатическое.
Аминогликозиды — обладают высокой токсичностью. Используются для лечения тяжелых инфекций типа заражения крови или перитонитов. Действие — бактерицидное.
Левомицетины — Использование ограничено по причине повышенной опасности серьёзных осложнений — поражении костного мозга, вырабатывающего клетки крови. Действие — бактериостатическое.
Гликопептидные антибиотики нарушают синтез клеточной стенки бактерий. Оказывают бактерицидное действие, однако в отношении энтерококков, некоторых стрептококков и стафилококков действуют бактериостатически.
Линкозамиды оказывают бактериостатическое действие, которое обусловлено ингибированием синтеза белка рибосомами. В высоких концентрациях в отношении высокочувствительных микроорганизмов могут проявлять бактерицидный эффект.
Антибиотики разных групп — Рифамицин, Ристомицина сульфат, Фузидин-натрий, Полимиксина M сульфат, Полимиксина B сульфат, Грамицидин, Гелиомицин.
Противогрибковые препараты — разрушают мембрану клеток грибков и вызывают их гибель. Действие — литическое. Постепенно вытесняются высокоэффективными синтетическими противогрибковыми препаратами.
Инсули́н (от лат. insula — остров) — гормон пептидной природы, образуется в бета-клетках островков Лангерганса Поджелудочной железы. Оказывает многогранное влияние на обмен практически во всех тканях. Основное действие инсулина заключается в снижении концентрации глюкозы в крови.
Инсулин увеличивает проницаемость плазматических мембран для глюкозы, активирует ключевые ферменты гликолиза, стимулирует образование в печени и мышцах из глюкозы гликогена, усиливает синтез жиров и белков. Кроме того, инсулин подавляет активность ферментов, расщепляющих гликоген и жиры. То есть, помимо анаболического действия, инсулин обладает также и антикатаболическим эффектом.
Фармацевтические заводы выпускают ампулы:
1m1-40 ЕИ
1ml – 80 ЕИ
1 ml-100 ЕИ.
Единицы действия - количество растворенного (в мкг/л) антибиотика, при котором происходит подавление роста более 50% колоний бактерий на питательной среде. Доза биологически активного вещества или лекарственного средства, способная дать объективно регистрируемый физиологический или терапевтический эффект. Принимается в качестве единицы измерения при дозировании такого рода препаратов, как, например, инсулин.
Антибиотики выпускают в ЕД (единицы действия), граммах, миллиграммах и в процентах.
Антибиотики растворяют стерильной водой для инъекций, изотоническим раствором хлорида натрия, 0,5% или 0,25% раствором новокаина (если в анамнезе нет аллергической реакции).
1. Взять флакон, проверить название антибиотика, дозу, срок годности препарата, целостность флакона. 2. Вымыть и продезинфицировать руки, надеть стерильные резиновые перчатки. 3. Ввести во флакон растворитель. Для разведения антибиотиков применяется разведение 1:1, 1:2, 1:4.
Разведение 1:1.
а) Во флакон с антибиотиком ввести такое количество растворителя, чтобы в 1 мл растворителя было 100 000 ЕД антибиотика (или 100 мг антибиотика). Например: – если флакон содержит 0,5 г, а это 500 000 ЕД, чтобы получить в 1 мл – 100 000 ЕД, надо взять 5 мл растворителя; - если 1 г (1 000 000 ЕД) – 10 мл растворителя; - если 0,25 г (250 000 ЕД) – 2,5 мл растворителя.
б) При разведении 1:1 все назначенные дозы антибиотиков надо разделить на 100 000. Например: - доза антибиотика 150 000 ЕД – после разведения набрать в шприц 1,5 мл; - доза антибиотика 80 000 ЕД – после разведения набрать в шприц 0,8 мл.
Разведение 1:2.
а) Во флакон с антибиотиком ввести такое количество растворителя, чтоб в 1 мл раствора было 200 000 ЕД антибиотика (или 200 мг антибиотика). Например: - во флакон с 1 000 000 ЕД антибиотика надо ввести 5 мл растворителя; - во флакон с 500 000 ЕД антибиотика надо ввести 2,5 мл растворителя; - во флакон с 250 000 ЕД антибиотика надо ввести 1,25 мл растворителя.
б) При разведении 1:2 все назначенные дозы антибиотиков надо разделить на 200 000. Например: - доза антибиотика 200 000 ЕД – после разведения набрать в шприц 1 мл; - доза антибиотика 350 000 ЕД – после разведения набрать в шприц 1,75 мл.
Разведение 1:4 (в детской практике применяется редко).
а) Во флакон с антибиотиком ввести такое количество растворителя, чтоб в 1 мл раствора было 400 000 ЕД антибиотика (или 400 мг антибиотика). Например: - во флакон с 1 000 000 ЕД антибиотика надо ввести 2,5 мл растворителя.
б) При разведении 1:4 все назначенные дозы антибиотиков надо разделить на 400 000. Например: - доза антибиотика 400 000 ЕД – после разведения набрать в шприц 1 мл; - доза антибиотика 600 000 ЕД – после разведения набрать в шприц 1,5 мл.
В детской практике применяют разведение 1:1 (малые дозы антибиотика), в терапии взрослым преимущественно 2:1.
Например, пациенту необходимо ввести500 000ЕД антибиотика. При разведении 1:1 необходимо взять 5мл растворителя, но можно применить и правило разведения 2:1,в этом случае берут 2,5мл растворителя.
При разведении антибиотика растворитель лечебную функцию не несет – доза препарата не меняется от количества растворителя.
Концентрация — величина, характеризующая количественный состав раствора.
Концентрацией растворённого вещества (не раствора) называют отношение количества растворённого вещества или его массы к объёму раствора (моль/ л, г/л), то есть это отношение неоднородных величин.
Те величины, которые являются отношением однотипных величин (отношение массы растворённого вещества к массе раствора, отношение объёма растворённого вещества к объёму раствора), правильно называть «долями». Однако на практике для обоих видов выражения состава применяют термин «концентрация» и говорят о концентрации растворов.
Жидкий раствор — раствор веществ в жидкой агрегатной фазе. Жидкие растворы, как и жидкие вещества, обладают внутренней структурой ближнего порядка. При этом структура разбавленных растворов ближе к структуре растворителя, а концентрированных — к структуре растворенного вещества
Заключение
Ключ к здоровью – это формирование здорового образа жизни. В медицинском колледже есть ряд учебных дисциплин, в рамках которых студенты получают полноценные знания о здоровом образе жизни.
Мы выяснили, что математические задачи могут быть источником знаний учащихся о здоровье человека. Это выражается в том, что в содержании задач присутствует факты из реальной жизни о здоровье человека.
Представление проблемы здорового образа жизни в виде задач с таким содержанием способны оказывать большее влияние на студентов колледжа, чем просто слова.
В связи с этим, нами был составлен сборник задач по математике о здоровье для медицинского колледжа, состоящий из 5 разделов.
Первые четыре раздела данного сборника содержат простые и наглядные задачи, показывающие как правильно сохранять и улучшать здоровье студентов.
В пятом разделе находятся задачи, решаемые на предмете “Сестринское дело” в медицинском колледже.
Берегите свое здоровье и тогда математические задачи будут решаться быстрей и легче.
Данная работа может быть интересна учителям, студентам медицинского колледжа и всем тем, кто занимается вопросами формирования культуры здорового образа
Литература
Машковский М. Д., “ Лекарственные средства”. Москва, “ Медицина”, 2010 год
Майский В. В., “Фармация с общей рецептурой”. Москва, 2010 год
3. Федюкович Н. И., “ Фармакология” Учебное пособие для медицинских училищ и колледжей. Ростов – на Дону, 2004 год
4. Уроки здоровья в задачах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: