Формирование универсальных учебных действий на уроке математики по теме «Умножение»
Формирование универсальных учебных действий на уроке математики по теме «Умножение»
Цели урока: создать условия для обучающихся для овладения способом умножения чисел, формировать умение преобразовывать суммы равных слагаемых в произведении.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование универсальных учебных действий на уроке математики по теме «Умножение»»
Тема «Формирование универсальных учебных действий на уроке математики по теме «Умножение»
Цели урока:
1.Создать условия для обучающихся для овладения способом умножения чисел.
2.Формировать умение преобразовывать суммы равных слагаемых в произведении;
3.Развивать умения наблюдать, сравнивать, делать вывод.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Актуализация опорных знаний.
1.На доске записаны числа:
…, 14, 21, 28, 35, …, …, …,…
Найдите закономерность в числовом ряду:
Какие числа можно вставить на месте пропусков?
Почему?
2.Решите примеры
1+1+1
2+2+2+2+2+2
3+3+3+3
1+2+3+4+5
Как решали? Каким способом?
Молодцы. Как много способов вы уже знаете.
Чем похожи примеры? Чем отличаются? Какое выражение лишнее?
( Одинаковые слагаемые в каждом выражении. Разное количество слагаемых. Лишнее – последнее выражение, т.к. в нём разные слагаемые.)
3. Решите задачу
В классе 3 ряда парт. В каждом ряду по 5 парт. Сколько всего парт в классе?
Решите задачу самостоятельно. Решение запишите в тетради.
Проверка решения.
Смогли решить задачу? А как вы решали? (Ученик комментирует решение )
-Оцените себя на полях тетрадки с помощью знаков:
+ -справились
- сомневались
0-не справились.
Кто поставил +, -, кто совсем не справился? Почему?
Что помогло вам успешно справиться с решением задачи? (Нам известен способ)
III. Создание проблемной ситуации
1.В ателье шили форму для первоклассников. На каждую рубашку пришивали по 4 пуговицы. Сколько надо пришить пуговиц на 29 рубашек?
Прочитайте задачу.
Используя известные вам способы, решите ее самостоятельно.
Время для решения 2 минуты.
Проверка.
Смогли решить задачу, найти ответ на поставленный вопрос? Как решали?
В чём затруднение? Почему не получилось быстро и успешно решить задачу?
( Надо 4 сложить 29 раз! Слишком много одинаковых слагаемых. Получится очень длинная запись. Нам не хватило времени.)
Можно ли назвать известный вам способ рациональным? Почему? (Нет, запись слишком длинная)
IV. Постановка учебной задачи.
Как же решить проблему? ( Надо записать как-то по-другому, короче…)
Что нужно узнать, чтобы решить пример? (Рациональный способ решения)
V.Поиск решения
-Какие есть предложения о том, как нам надо действовать дальше? (Можно посмотреть в учебнике, задать вопрос учителю, порассуждать…)
1.Задание для групповой работы.
Объединитесь в группы и с помощью учебника найдите ответы на вопросы:
- Что такое умножение?
-Какой знак используют для обозначения умножения?
2.Проверка результатов групповой работы.
Заслушивается ответ одной из групп. Остальные активно обсуждают, задают вопросы. (Получили новый способ.)
3.Составление на доске опорной схемы
Запишем сказанное в общем виде.
Как можно обозначить любое число? (латинской буквой). Обозначим первое число буквой а, второе число - буквой в.
а*в=а+а+…+а(слагаемое а беру в раз).
Что же такое умножение? (Сложение одинаковых слагаемых.)
Что показывает первое число а? (Какое число берём слагаемым.)
Второе число в? (Сколько раз берём слагаемое.)
Какой знак используют для обозначения умножения?
VI. Первичное закрепление.
Задание 1
Как по-другому (используя новый способ) записать решение задачи про школьную форму? (Записать на доске, используя опорную схему)
4*29=116(п.)
Будет ли новый способ умножения рациональным по отношению к способу сложения?
Ребята, а сейчас мы потренируемся.
Задание 2
Запишите суммы в виде произведения.
2 + 2 + 2 =
3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 =
7 + 7 + 7 + 7 + 7 =
12 + 12 + 12 + 12 =
х + х + х + х + х = ▼+▼+▼+▼+▼+▼=
– Прочитайте полученные произведения.
– Что показывают числа, образующие каждое из произведений?
Задание 3
Работа в парах. (Повторить правила работы в парах.)
Исправьте ошибки
1) 6+6+6+6 = 6 х 4
2) 9+9+9+9 = 9 х 5
3) 25+53+25=25х 3
4) 12+12 =12 х 2
5) 5+5+5 = 5 х 5
6) 6+6+6+6+6+6 = 6 х 6
7) 4+4=4 х 3
8) 43+34 = 43 х 2
9) 3+3+3 =3 х 2
Проверка и оценка групповой работы.
Одна группа называет, где были допущены ошибки. Остальные группы уточняют, дополняют, комментируют и задают «умные» вопросы.
Всем удалось успешно справиться с работой? А кто пользовался составленной схемой?
- Хорошо! Молодцы!
Физминутка.
VII. Самостоятельная работа.
Детям выдаются листочки с заданием.
1.Запишите суммы в виде произведения.
2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2= ___________ n + n + n = _________________
2.Сравните:
28 • 2 28 + 28
а + а а • 2
Взаимопроверка.
Оцените на полях тетрадки с помощью знаков:
+ -справились
- допустили ошибку
0-не справились.
Почему справились? Кто пользовался схемой?
VIII. Итог урока.
Чему научились на уроке, чего не умели делать вчера? С каким новым способом познакомились? (Мы открыли для себя новый способ)
Каким действием можно записать сложение одинаковых слагаемых? Как называется это выражение?
IX.Домашнее задание
Решение примеров из учебника (на новый способ).
Попробуйте составить по 1-2 заданию с ловушкой.
Урок закончен. Всем спасибо за урок!
Работая по новым стандартам, у учителя появляется обширное поле для деятельности: наблюдать за формированием УУД у обучающихся. Ни для кого не секрет, что многие дети приходят в школу практически не подготовленные к самостоятельной деятельности. Новые стандарты и системно - деятельностный подход дают возможность современному ученику выполнять на уроках роль исследователя, и большую часть знаний получать самостоятельно. На примере моего урока можно увидеть, как формировались не только предметные УУД, но и метапредметные УУД - осуществлять поиск нужной информации; уметь анализировать и выделять главное (познавательные УУД); самоконтроль, взаимоконтроль, коррекция, оценка (регулятивные УУД); уметь вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения, принимать другое мнение и позицию (коммуникативные УУД).
Учитель выступает как организатор, консультант, направляющий деятельность обучающихся.
Список литературы
1.Афонина А.В., Ипатова Е.Е. Поурочные разработки по математике: 2 класс. – М.: ВАКО, 2011.-272с.- ( В помощь школьному учителю).
2.Захарова О.А. Математика в вопросах и заданиях [ Текст ]: 2 кл.: Тетрадь для самостоятельной работы №2 / О.А.Захарова, Е.П.Юдина; под ред.Р.Г.Чураковой.-2-е изд.-М.: Академкнига /Учебник,2012.-96с.
3.Чекин А.Л. Математика [ Текст ]: 2кл.: Методическое пособие / А.Л.Чекин; под ред. Р.Г. Чураковой. – 3-е изд. – М.: Академкнига / Учебник, 2009. – 235с.: ил.
4. Чекин А.Л. Математика [ Текст ] : 2 кл.: Учебник : В 2 ч. / А.Л. Чекин; под ред. Р.Г. Чураковой. – 4-е изд.- М.: Академкнига / Учебник, 2009.- Ч.2: 160 с.: цв. ил.