Формирование УУД на уроке математики в 8 классе, тема "Действительные числа"
Формирование УУД на уроке математики в 8 классе, тема "Действительные числа"
Урок формирования и совершенствования знаний, закрепления умений и навыков по теме «Действительные числа» в 8 классе.
Т. А. Беляева, учитель математики, МБОУ «СОШ №34», город Череповец.
Информационная карта урока.
< > Алгебра, 9 класс< > А. Г. Мордкович, Алгебра 9, ч. 1. Учебник,
Тема урока: «Действительные числа»
Тип урока: урок закрепления и совершенствования знаний
Форма урока: комбинированный урок, сочетающий в себе поисковый и объяснительно - иллюстративный методы обучения, самостоятельную и творческую работу.
< > 40 минут.< > организовать работу по формированию представлений о понятии числа, обобщить и систематизировать материал по данной теме.
Повторить, обобщить и систематизировать материал по теме:натуральные, целые, рациональные и иррациональные числа. Познакомиться с понятием действительного числа.
Закрепить умение работать с арифметическим квадратным корнем
Совершенствовать технику устного счёта.
Провести диагностику усвоения данной темы.
Коммуникативные:
Учиться выступать перед аудиторией
находить приемлемое решение приналичии различных точек зрения, высказывать суждение
слушать друг друга, уметь работать в паре, участвовать в учебном диалоге, продолжить и развить мысль собеседника, быть корректным к мнению други
Регулятивные:
Уметь оценить свою работу и работу товарищапри работе с тестом и при выполнении математического диктанта
Повысить интерес учащихся к самостоятельному добыванию знаний, сформировать у ребят положительный мотив учения через дополнительный материал по предмету
Форма организации урока: Работа в парах, объяснение нового материала, математический диктант, игровой момент: «Игра в шахматы», индивидуальная и фронтальная форма «самостоятельной работы, работа с дополнительной литературой.
Критерии оценки сформированности УУД на уроке.
УУД
Критерии оценивания сформированности УУД
Познавательные
Не смог классифицировать числа по нескольким признакам, – 0 баллов
Выполняет задание с помощью учителя или образца в учебнике, допускает 1 - 2 ошибки при работе с арифметическим квадратным корнем и в устном счёте – 1 балл;
Умеет верно без ошибок обобщить и систематизировать материал по теме: натуральные, целые, рациональные и иррациональные и действительные числа. Не допускает вычислительных ошибок. Умеет проводить диагностику усвоения данной темы «Действительные числа» - 2 балла
Коммуни-кативные
— не участвует в обсуждении темы и диалоге — 0 баллов
— участвует в обсуждении темы, получает в диалоге нужную информацию, умеет слушать друг друга, умеет работать в паре и объективно оценивать друг друга, участвует в учебном - 1 балл
— участвует в диалоге, представляет и отстаивает свою точку зрения в группе на основе уважительного отношения к товарищам, умеет продолжить и развить мысль собеседника, быть корректным к мнению — 2 балла
Дополнительный 1 балл — представлял свою точку зрения в классе, умеет находить приемлемое решение при наличии различных точек зрения, владеет монологической речью
Регулятивные
Не смог осуществить контроль в форме сличения способа действия и его результата с образцом во время самостоятельной работы и математического диктанта на уроке; не слушал ответы одноклассников не умеет самостоятельно оценивать свою работу и соседа по парте посредством сравнения с существующими требованиями – 0 баллов
Слушает ответы одноклассников, но не вносит необходимые коррективы в ход решения; осуществляет контроль результатов самостоятельной работы, умеет организовать деятельность в группах и в парах. Умеет применять математические знания для поиска недостающей информации; задавать вопросы разного вида, подбирать и группировать числа по определённым признакам, допустил некоторые ошибки, но исправил их в процессе обсуждения – 1 балл
Слушает ответы одноклассников, вносит необходимые коррективы в ход решения; осуществляет контроль результатов самостоятельной работы. Уметь оценить свою работу и работу товарища при работе с тестом и при выполнении математического диктанта, выделяет и осознаёт то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, умеет планировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями и задачами, владеет способами контроля и самоконтроля при работе в парах -
2 балла
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД на уроке математики в 8 классе, тема "Действительные числа" »
Ход урока: 1. Организационный момент и постановка цели урока. (1мин.)
2. Устный счёт. Игра «Домино». ( 5 мин.) Ребята отрабатывают навыки извлечения квадратных корней. Оцениваются те, у кого окажется более длинная и верная цепочка.
3. Объяснение нового материала. (5 мин.)
Учитель. Сегодня мы займемся повышением квалификации в области действительных чисел. Сначала я вам прочту одно стихотворение. А вы подумайте, о чём идёт речь?
Десять чудаков.
Их было десять чудаков, тех путников усталых,
Что в дверь решили постучать таверны «Славный малый».
- Пусти, хозяин, ночевать, не будешь ты в убытке.
Нам только ночку переспать, промокли мы до нитки.
Хозяин тем гостям был рад, да вот беда некстати:
Лишь девять комнат у него и девять лишь кроватей.
Восьми гостям я предложу постели честь по чести.
Двоим, придется ночь проспать в одной кровати вместе.
Лишь он сказал, и сразу крик, от гнева красны лица:
Никто из всех десятерых не хочет потесниться. ...
…Хоть много лет с тех пор прошло, неизвестно никому,
Как смог хозяин разместить гостей по одному.
Иль арифметика стара, иль чудо перед нами.
Понять, что, как и почему, вы постарайтесь сами.
(из английского журнала прошлого века; перевод Ю. Данилова)
Ученик. Здесь речь идёт о цифрах. Из цифр 1и 0 можно составить число 10. Числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и 10 могут располагаться каждый на одной кровати.
Учитель. Все числа составляются из цифр. И эти цифры могут образовать любое число. Итак, какие числа вы знаете?
Далее учитель проводит беседу о числах.
Какие числа относятся к натуральным, целым, рациональным и иррациональным ( дать определения)
Какими могут быть натуральные числа? ( Чётные, нечётные, простые, составные, совершенные и т. д. )
С какими дробями вы знакомы? (Обыкновенные, десятичные: периодические и непериодические)
Математиками Древней Греции было установлено, что длина любой окружности приближенно в 3 раза больше ее диаметра, т.е.
(C- длина окружности, D – диаметр). Стремление найти более точное значение этого отношения позволило Архимеду в III веке до н.э. получить такой результат.
А китайские математики в своих вычислениях считали . Однако, уже в те далекие времена математики понимали, что отношение длины окружности к ее диаметру не выражается рациональным числом. Позднее, когда появились десятичные дроби, это отношение стали записывать в виде бесконечной непериодической десятичной дроби В наше время с использованием вычислительной техники найдено несколько миллионов цифр после запятой в записи этого иррационального числа. Интерес к этому числу объясняется тем, что оно используется не только при вычислении длин окружностей. Но и длин дуг, площадей кругов и секторов, объемов шаров и других геометрических фигур.
Чтобы формулы имели более простой вид, Леонардом Эйлером было предложено обозначать это число буквой π – первой буквой в греческом написании слова «окружность».
(подготовить портреты учёных: Эйлера, Архимеда и Декарта)
Какими символами обозначали множество натуральных чисел, целых чисел, рациональных чисел и иррациональных чисел?
Начертить на доске рисунок 4 – множество иррациональных чисел; (I) 3 – множество рациональных чисел; (Q) 2 – множество целых чисел; (Z) 1 – множество натуральных чисел. (N) Подвести итог, что I + Q = R – множество действительных чисел
4. «Стрельба по мишени». (5 мин)
Преподаватель называет фамилию ученика и одно из изученных множеств. Ученик должен назвать три числа, которые и будут являться выстрелами, названные числа должны попасть в цель – множество. Например: если целью является 2, то ученик может назвать числа – 4, – 12, – 200. (Если он называет число - , то попадает во множество 3, а его цель 2) Задание можно по ходу усложнять. Ученики выходят к доске, выбирают числа и с помощью магнитов прикрепляют их на доску.
5.Выполнение теста. (5мин)
Учащиеся работают в парах: сначала самостоятельно, а затем с последующей проверкой друг у друга.
Приложение 2. Тест Действительные числа.
1. Какое из чисел является целым?
А) 4,3
Б) 0,33
В) -12
Г) 13,7
2. Какое из чисел являются иррациональным?
А) 1,34
Б) 3,4(85)
В) 5,1011011101111…
Г) 1560
3. Какое из чисел является натуральным?
А) -17
Б) 2,56
В) 0
Г) 325
4. Иррациональные числа – это…
А) числа, представимые в виде обыкновенной несократимой дроби;
Б) числа представимые в виде десятичной дроби;
В) числа, представимые в виде бесконечной периодической дроби;
Г) числа, представимые в виде бесконечной непериодической дроби.
5. Период дроби 3,4183183183 равен…
А) 4183
Б) 183
В) 83
Г) 18
6. Действительные числа обозначаются буквой
А) Z
Б) Q
В) R
Г) N
7. Рациональные числа – это…
А) числа, представимые в виде бесконечной непериодической дроби;
Б) числа, представимые в виде обыкновенной несократимой дроби;
В) числа, используемые при счете.
Г) числа, представимые в виде десятичной дроби.
8. Рациональные числа обозначаются буквой?
А) Z
Б) Q
В) R
Г) N
9. Какое из чисел не является ни положительным, ни отрицательным?
А) -12
Б) –(- 45)
В) 0
Г) 78,2
10. Какие числа обозначаются буквой R?
А) рациональные числа;
Б) действительные числа;
В) натуральные числа;
Г) целые числа.
Верные ответы написаны на закрытой доске: 1В,2В, 3Г, 4Г, 5Б, 6В, 7Б, 8Б,9В, 10Б.
После подготовительного этапа учащиеся начинают выполнять работу на оценку.
6. Математический диктант. (5 мин.)
Учитель зачитывает утверждения, а ученики выписывают с помощью математических обозначений и знаков только те, которые являются верными. Двое из учеников записывают диктант на закрытых досках. По окончании диктанта у них проверяются ответы и тем самым учащиеся проверяют свои, отмечая правильные. ( Верные ответы выделены жирным шрифтом)
Число 6 является целым;
число – 4 является рациональным;
число 6,5 является рациональным;
число 10,1 является натуральным;
число 13,(7) является рациональным;
число – 14,101 является целым;
число 73 является натуральным и рациональным
число π является иррациональным числом
13 + 2 является рациональным числом
25 является иррациональным числом
число 3,7(2) является целым и рациональным
Во время проведения диктанта попросить одного из учеников распределить данные числа на карточках по изученным множествам. Схема множеств на доске составлена ещё в начале урока.
(прикрепить с помощью магнитов карточки с числами на соответствующие множества)
- Заслушать ответы учеников.
7. Заслушать сообщения учащихся о числах (5 мин.)
На прошлом уроке предлагалось дома найти материал о различных видах чисел
Треугольные числа Рисунок 1.
Квадратные числа Рисунок 2.
Пятиугольные числа Рисунок 3
Обращенное число-число, записанное теми же цифрами, но расположенное в обратном порядке. Например, 3805, обращенное-5083.
Палиндромическое число - число, равное обращенному. Например, 121, 5995
Шахматное число - 264-1 = 18 446 744 073 709 551 615 (Восемнадцать квинтиллионов четыреста сорок шесть квадрильонов семьсот сорок четыре триллиона семьдесят три биллиона семьсот девять миллионов пятьсот пятьдесят одна тысяча шестьсот пятнадцать)
Дружественные числа - пара чисел, обладающих таким свойством: сумма собственных делителей первого из них равна второму числу, а сумма собственных делителей второго числа равна первому числу. Д(220):1+2+4+5+10+11+20+22+44+55+110=284
Д(284)=1+2+4+71+142+=220
Поэтому числа 220 и 284-дружественная пара, вторая дружественная пара (1184 и 1210)
8.Закрепление нового материала. (4 мин.)
Учащимся выдаются индивидуальные карточки для самостоятельной работы. В соответствующем столбце нужно ставить + или - . Все карточки в ( приложение 3).
Карточки собрать.
9. Подведение итогов. Рефлексия. (3 мин.)
Сегодня на уроке мне понравилось………………………
Сегодня на уроке я узнал………………………………….
Сегодня на уроке я научился……………………………...
Что на уроке необходимо изменить, что бы мне было интересно?
Учитель оценивает индивидуально нескольких учащихся в зависимости от активности на уроке, отмечает тех, кто творчески подошёл к выполнению домашнего задания.
Сообщается, что остальным будут выставлены оценки по итогам математического диктанта и самостоятельной работы.
10. Домашнее задание. (2 мин.)
Доказать, что значение данного выражения есть рациональное число:
Читать и пересказывать
Подготовить сообщение или реферат из истории возникновения рациональных и иррациональных чисел.
Литература.
1. Математика.Э.Р.Нурк, А.Э. Тельгмаа, 2000г.
2. Внеклассная работа по математике .А.А. Фарков. 2006 г.
3. Приложение к журналу «Квант» №2/2000. Математический праздник. А.В. Спивак.
4. Удивительный мир чисел.
5. Начала финансовой математики. Кураков Л.П., Мерлин А.В., Мерлина Н. И., Шилина В.И., Фадеева И, В. 2000 г
Формирование компетентностей у учащихся.
Учебно - организационные компетенции:
самостоятельно оценивать свою работу и соседа по парте посредством сравнения с существующими требованиями, уметь организовать деятельность в группах и в парах, планировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями и задачами, владеть способами контроля и самоконтроля при работе в парах
Учебно - информационные компетенции:
задавать вопросы разного вида, подбирать и группировать числа по определённым признакам, уметь формулировать проблемные вопросы, качественно и количественно описывать определённую группу чисел
Учебно - интеллектуальные компетенции:
В процессе работы над каждым заданием необходимо выставить оценку каждому ученику по каждой компетенции.
определять свою точку зрения, соотносить различные компоненты объекта, знать свойства и определение различных групп чисел, выделять критерии для сравнения и осуществлять сравнение, классифицировать числа по нескольким признакам, определять проблему, чётко понимать поставленный : вопрос и давать обоснованный ответ, формулировать вывод.
Учебно - коммуникативные компетенции:
слушать друг друга, уметь работать в паре и объективно оценивать друг друга, участвовать в учебном диалоге, продолжить и развить мысль собеседника, быть корректным к мнению других, уметь находить приемлемое решение при наличии различных точек зрения.
Компетенции
Критерии оценивания
1. Учебно организацион-
ные
компетенции
не умеет самостоятельно оценивать свою работу и соседа по парте посредством сравнения с существующими требованиями
- 0 баллов ;
умеет организовать деятельность в группах и в парах - 1 балл;
умеет планировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями и задачами, владеет способами контроля и самоконтроля при работе в парах - 2 балла.
2. Учебно – информацион-
ные
компетенции
не владеет навыком работы с источником информации; не смог структурировать информацию; не владеет навыком анализа данных, — 0 баллов;
владеет навыками работы с информацией; умеет выбирать необходимую информацию; допустил ошибки, но исправил их, воспользовавшись помощью товарищей — 1 балл;
умеет применять математические знания для поиска недостающей информации; задавать вопросы разного вида, подбирать и группировать числа по определённым признакам, допустил некоторые ошибки, но исправил их в процессе обсуждения — 2-4 балла
выполнил без ошибок; уметь формулировать проблемные вопросы, качественно и количественно описывать определённую группу чисел — 5 баллов.
3. Учебно –
интеллектуаль
ные компетенции
не ориентируется в поставленной задаче, не умеет определять свою точку зрения, соотносить различные компоненты объекта, знать свойства и определение различных групп чисел — 0 баллов;
ориентируется в поставленной задаче, умеет выделять критерии для сравнения и осуществлять сравнение, классифицировать числа по нескольким признакам, возможно допущение одной ошибки —1 балл
умеет определять проблему, чётко понимать поставленный вопрос и давать обоснованный ответ, формулировать вывод; даны верные ответы на все вопросы — 2 балла.
4. Учебно - коммуникатив
ные компетенции
не участвовал в обсуждении — 0 баллов;
участвовал в обсуждении, получал в диалоге нужную информацию, умеет слушать друг друга, умеет работать в паре и объективно оценивать друг друга, участвует в учебном диалоге
—1 балл
участвовал в диалоге, представлял и отстаивал свою точку зрения в группе на основе уважительного отношения к товарищам , умеет продолжить и развить мысль собеседника, быть корректным к мнению других — 2 балла.
Дополнительный 1 балл — представлял свою точку зрения в классе, умеет находить приемлемое решение при наличии различных точек зрения, владеет монологической речью