kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок математики и экономики в 5 классе по теме «Обыкновенные дроби и семейный бюджет».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

закрепить знания обучающихся  по темам «Обыкновенные дроби», «Бюджет семьи», показать прикладное значение математики в экономике.

Личностные:

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Предметные:

Закрепить знания об обыкновенных дробях, действий с ними.

Метапредметные:

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок математики и экономики в 5 классе по теме «Обыкновенные дроби и семейный бюджет».»

МБОУ «Гимназия № 24»

Учитель математики высшей квалификационной категории

Филимонова Олеся Алексеевна

Интегрированный урок математики и экономики в 5 классе по теме «Обыкновенные дроби и семейный бюджет».

Цель урока:

закрепить знания обучающихся по темам «Обыкновенные дроби», «Бюджет семьи», показать прикладное значение математики в экономике.

Личностные:

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Предметные:

Закрепить знания об обыкновенных дробях, действий с ними.

Метапредметные:

Познавательные: формирование умений: по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов;

по использованию доказательной математической речи; по работе с информацией, в том числе и с различными математическими текстами;

Регулятивные:

формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты;

 Коммуникативные: формирование умений совместно с другими детьми находить решение задачи и оценивать полученные результаты.

Ход урока:

 Организационный момент.

Слайд 1.   Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым. 
- Какое у вас настроение? Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи фишек разного цвета, которые лежат у вас на парте. Красная фишка настроение отличное, желтая - хорошее, синяя - так себе. 

- Я тоже покажу вам своё настроение.

- Ребята, я вижу, не у всех настроение в начале урока отличное, но давайте проведём наш урок так, чтобы в конце занятия у всех ребят класса настроение было прекрасное. 


Стих (читает ученик и держит в руках монету достоинством 3 коп.) «Маму в магазин провожает сын...»

Учитель экономики комментирует стих, задаёт вопросы обучающимся. Делают ребята вывод, что запросы должны соответствовать имеющимся средствам.

Учитель математики.

Семья - опора и основа государства. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Важно, ребята, чтобы каждый из вас умел применять знания полученные в школе на благо семьи.

Сегодня мы применим математические знания в экономике, «ведь одно сегодня стоит двух завтра»(Франклин).

Учитель математики.

- Предлагаю вам сейчас поработать устно.

Вопросы:

  1. 1/2+ 3/2=

  2. 5/7-2/7=

  3. 4/5 * 2/3=


Как вы думаете, над какой проблемой мы с вами будем работать на уроке?

Да, вы правы. Тема нашего урока «Обыкновенные дроби и семейный бюджет».

Записываем в тетрадь число, классная работа, тема урока.

- Какие бы вы поставили цели перед собой на уроке? Предлагаю продолжить фразы

Узнать…

Научиться …

Улучшить…

У каждого из вас на столах лежат карточки контроля. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу в баллах.

Эпиграфом нашего урока будет высказывание « Все науки тяготеют к математике».

Учитель экономики.

- Еще Блез Паскаль утверждал, что случайные открытия делают только подготовленные умы.

«Каждый человек стоит ровно столько, во сколько он сам себя оценивает» Рабле.

Учитель экономики предлагает экономические задачи:

  1. Та сумма, что заплатит покупатель,

та сумма, что устроит продавца,

как мера для обмена товаров,

на рынке называется (цена)

  1. Мишка коммерсантом стал,

У лисы кредит он взял.

Через год он разорился и в (банкрота) превратился.


Учитель математики.

Сегодня на уроке мы будем составлять бюджет семьи Петровых на месяц. В семье двое детей: Петров Иван, ученик 2 класса МБОУ СОШ №1,

Петрова Екатерина - студентка техникума.

(На доске приготовлена таблица для заполнения в течение урока)



№ п/п


Вид дохода

Размер, в рублях

№ п/п

Вид расхода

Размер, в рублях

1

Зарплата папы

19500

1

Питание

14555

2

Зарплата мамы

13000

2

Одежда

2200

3

Пенсия бабушки

8700

3

Квартплата и коммун. услуги

5100

4

Стипендия сестры

1350

4

Налоги

2560

5

Проценты по денежному вкладу в банке

930

5

Досуг

1250




6

Транспорт

2100




7

Отдых

5200




8

Непредвиденные расходы

515

Итого


43480



43480


(Данные, выделенные курсивом, обучающиеся вписывают по ходу выполнения заданий).

Учитель математики.

Определим размер дохода семьи Петровых.

На экране по вариантам с/р.

(слайд). 1 вариант.

    1. Папа купил холодильник за 11700 руб., что составляет 3/5 его зарплаты. Найдите размер папиной зарплаты.

    2. За хорошую учебу своего сына мама с папой купили ему новый компьютер за 26100 руб. Пенсия бабушки составляет 1/3 стоимости компьютера. Найдите пенсию бабушки.

2 вариант.

      1. При увеличении маминой зарплаты на 1/10 она бы составила 9900 рублей. Какова зарплата мамы в действительности?

      2. Старшая сестра мечтает принять участие в лотерее «Русское лото» и выиграть 10000 рублей. Её стипендия составляет 27/200 от этой суммы. Определите стипендию сестры.


Вычислите общую сумму дохода.

Учитель экономики. Что входит в потребительскую корзину

Учитель математики. Приступаем к работе по определению размера расхода денежных средств семьи Петровых.

Класс делится на группы, каждая из которых получает собственное задание.

1 группа - Расходы на отдых.

Семья отправилась на легковом автомобиле в путешествие по маршруту Владимир-Москва-Анапа. В первый день они проехали 7/20 всего пути, во второй день – 8/20 пути, а в третий день они проехали остаток пути – 650 км. Сколько пришлось заплатить за бензин от Владимира до Анапы, если цена 1 литра составляет 20 рублей? (расход бензина 10 л на 100 км)

2 группа - Расходы на питание.

        1. Составьте из предложенных продуктов потребительскую корзину.

        2. Вычислите денежные расходы на питание на одного человека в семье.

        3. Найдите сумму расхода на питание семьи из 5 человек.

3 группа - Определите расходы на одежду.

Дружная семья – мама, папа, сестра и я отправились в магазин за продуктами. Было у нас 3000 рублей. Израсходовали на продукты 2/15 всей суммы, а 4/13 оставшейся суммы на одежду. Сколько денег потратили на одежду?

4 группа - Начисление подоходного налога.

Найдите

1. 0,13 от 10000 руб.,

2. 13/100 от 12000 руб.,

3. Суммируйте полученные результаты.

5 группа - Расчет транспортных расходов.

Решите цепочку вычислений и получите сумму, которую расходует семья на проезд в общественном транспорте: 7800 ∙ - ∙ (12310-7310)=

Одна из групп совершает «прогулку» вместе с семьёй Петровых.

(На доске заранее развешены красочные рекламные плакаты, сделанные рукам учащихся, в содержании которых используются обыкновенные дроби).

Внимание Петровых привлекает реклама.

  1. Вот реклама магазинов «Эльдорадо». Петровой Екатерине как раз нужен новый компьютер. Сколько же он будет стоить с учётом скидки?

  2. Бабушка в этой семье любит по вечерам пить чай с конфетами и её, естественно, привлекла реклама продукции шоколадной фабрики «Глобус». Сколько видов шоколадных конфет предлагает фабрика?

  3. А вот интересное объявление заметил глава семьи: аукцион породистых лошадей. Все дружно решили посетить аукцион.

Сколько денег потратила семья на билеты?

Можно ли отнести данную сумму к расходам на досуг?

  1. Мама, сторонница здорового образа жизни заинтересовалась скидками на фрукты...

Полученные результаты заносятся в таблицу на доске.

Подсчитывается общая сумма расходов.

Учитель экономики. Какой вид семейного бюджета получился: сбалансированный или дефицитный?

Учитель математики.

Надеемся, что вы, ребята, поняли, как важно уметь составлять семейный бюджет и теперь будете помогать родителям в его разработке и анализе.


Физкультминутка экономической направленности: назвать противоположное по смыслу слово и выполнить одновременно физическое упражнение.

( дорого - дёшево, продавец-покупатель, прибыль – убыток, оптом – в розницу, много - мало ...)

Учитель математики. Игра «математическое лото».

Вернёмся к семье Петровых.

Посещая магазины, читая прессу, анализируя телепередачи, семья Петровых постоянно сталкивалась с экономико-математическими задачами. Некоторые из них предлагаем решить вам по выбору (задачи разного уровня сложности).

Экономико - математические задачи.

    1. В магазине скидка на все товары 0,1. Старая цена фена 2000 рублей. Какова новая цена с учетом скидки? (2 балла)

    2. Во многих семьях из развитых стран мира на питание уходит 1/5 семейного бюджета. Расходы на питание семьи в России в среднем составляют 9\20. В каком семейном бюджете выше доля расходов на питание? (2 балла)

    3. Стоимость потребительской корзины среднестатистического москвича в начале 2004 года равнялась 3309 руб. В то же самое время в городе Александрове стоимость прожиточного минимума составляла 2/3 от этой суммы. Определите величину прожиточного минимума в Александрове.

(1 балл)

    1. На приобретение кухонной посуды семья потратила 1/7 имевшейся суммы, постельного белья 2/7 суммы, а на оставшиеся деньги 2400 руб. купили сканер. Сколько денег было у семьи перед походом в магазины?


Проверка решенных задач в «Справочном бюро» (слайд).

Поменяйтесь листочками. Давайте проверим ваши ответы.


Мы с вами хорошо поработали. Давайте поставим себе оценки за урок, критерии на слайде.

Поднимите руки, у кого оценка “5”, ” 4”, ”3”.

- Домашнее задание творческого характера, вам нужно будет составить кроссворд на тему обыкновенных дробей и о семейном бюджете.

Достигли ли вы целей, которые каждый перед собой поставил в начале урока?

Предлагаю вам продолжить фразы.

Я сегодня на уроке открыл для себя…….

Мне понравилось на уроке то, что…..

Урок дал мне для жизни……

Мне было трудно……


Заключение: дав человеку рыбу, ты накормишь его один раз. Научи его ловить рыбу, и он будет кормиться ею всю жизнь. ( китайская мудрость)

Урок закончен! Спасибо большое вам за урок!


7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Филимонова Олеся Алексеевна

Дата: 08.02.2022

Номер свидетельства: 599849


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства