kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок математики и экономики в 5 классе по теме «Обыкновенные дроби и семейный бюджет».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

закрепить знания обучающихся  по темам «Обыкновенные дроби», «Бюджет семьи», показать прикладное значение математики в экономике.

Личностные:

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Предметные:

Закрепить знания об обыкновенных дробях, действий с ними.

Метапредметные:

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок математики и экономики в 5 классе по теме «Обыкновенные дроби и семейный бюджет».»

МБОУ «Гимназия № 24»

Учитель математики высшей квалификационной категории

Филимонова Олеся Алексеевна

Интегрированный урок математики и экономики в 5 классе по теме «Обыкновенные дроби и семейный бюджет».

Цель урока:

закрепить знания обучающихся по темам «Обыкновенные дроби», «Бюджет семьи», показать прикладное значение математики в экономике.

Личностные:

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Предметные:

Закрепить знания об обыкновенных дробях, действий с ними.

Метапредметные:

Познавательные: формирование умений: по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов;

по использованию доказательной математической речи; по работе с информацией, в том числе и с различными математическими текстами;

Регулятивные:

формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты;

 Коммуникативные: формирование умений совместно с другими детьми находить решение задачи и оценивать полученные результаты.

Ход урока:

 Организационный момент.

Слайд 1.   Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым. 
- Какое у вас настроение? Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи фишек разного цвета, которые лежат у вас на парте. Красная фишка настроение отличное, желтая - хорошее, синяя - так себе. 

- Я тоже покажу вам своё настроение.

- Ребята, я вижу, не у всех настроение в начале урока отличное, но давайте проведём наш урок так, чтобы в конце занятия у всех ребят класса настроение было прекрасное. 


Стих (читает ученик и держит в руках монету достоинством 3 коп.) «Маму в магазин провожает сын...»

Учитель экономики комментирует стих, задаёт вопросы обучающимся. Делают ребята вывод, что запросы должны соответствовать имеющимся средствам.

Учитель математики.

Семья - опора и основа государства. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Важно, ребята, чтобы каждый из вас умел применять знания полученные в школе на благо семьи.

Сегодня мы применим математические знания в экономике, «ведь одно сегодня стоит двух завтра»(Франклин).

Учитель математики.

- Предлагаю вам сейчас поработать устно.

Вопросы:

  1. 1/2+ 3/2=

  2. 5/7-2/7=

  3. 4/5 * 2/3=


Как вы думаете, над какой проблемой мы с вами будем работать на уроке?

Да, вы правы. Тема нашего урока «Обыкновенные дроби и семейный бюджет».

Записываем в тетрадь число, классная работа, тема урока.

- Какие бы вы поставили цели перед собой на уроке? Предлагаю продолжить фразы

Узнать…

Научиться …

Улучшить…

У каждого из вас на столах лежат карточки контроля. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу в баллах.

Эпиграфом нашего урока будет высказывание « Все науки тяготеют к математике».

Учитель экономики.

- Еще Блез Паскаль утверждал, что случайные открытия делают только подготовленные умы.

«Каждый человек стоит ровно столько, во сколько он сам себя оценивает» Рабле.

Учитель экономики предлагает экономические задачи:

  1. Та сумма, что заплатит покупатель,

та сумма, что устроит продавца,

как мера для обмена товаров,

на рынке называется (цена)

  1. Мишка коммерсантом стал,

У лисы кредит он взял.

Через год он разорился и в (банкрота) превратился.


Учитель математики.

Сегодня на уроке мы будем составлять бюджет семьи Петровых на месяц. В семье двое детей: Петров Иван, ученик 2 класса МБОУ СОШ №1,

Петрова Екатерина - студентка техникума.

(На доске приготовлена таблица для заполнения в течение урока)



№ п/п


Вид дохода

Размер, в рублях

№ п/п

Вид расхода

Размер, в рублях

1

Зарплата папы

19500

1

Питание

14555

2

Зарплата мамы

13000

2

Одежда

2200

3

Пенсия бабушки

8700

3

Квартплата и коммун. услуги

5100

4

Стипендия сестры

1350

4

Налоги

2560

5

Проценты по денежному вкладу в банке

930

5

Досуг

1250




6

Транспорт

2100




7

Отдых

5200




8

Непредвиденные расходы

515

Итого


43480



43480


(Данные, выделенные курсивом, обучающиеся вписывают по ходу выполнения заданий).

Учитель математики.

Определим размер дохода семьи Петровых.

На экране по вариантам с/р.

(слайд). 1 вариант.

    1. Папа купил холодильник за 11700 руб., что составляет 3/5 его зарплаты. Найдите размер папиной зарплаты.

    2. За хорошую учебу своего сына мама с папой купили ему новый компьютер за 26100 руб. Пенсия бабушки составляет 1/3 стоимости компьютера. Найдите пенсию бабушки.

2 вариант.

      1. При увеличении маминой зарплаты на 1/10 она бы составила 9900 рублей. Какова зарплата мамы в действительности?

      2. Старшая сестра мечтает принять участие в лотерее «Русское лото» и выиграть 10000 рублей. Её стипендия составляет 27/200 от этой суммы. Определите стипендию сестры.


Вычислите общую сумму дохода.

Учитель экономики. Что входит в потребительскую корзину

Учитель математики. Приступаем к работе по определению размера расхода денежных средств семьи Петровых.

Класс делится на группы, каждая из которых получает собственное задание.

1 группа - Расходы на отдых.

Семья отправилась на легковом автомобиле в путешествие по маршруту Владимир-Москва-Анапа. В первый день они проехали 7/20 всего пути, во второй день – 8/20 пути, а в третий день они проехали остаток пути – 650 км. Сколько пришлось заплатить за бензин от Владимира до Анапы, если цена 1 литра составляет 20 рублей? (расход бензина 10 л на 100 км)

2 группа - Расходы на питание.

        1. Составьте из предложенных продуктов потребительскую корзину.

        2. Вычислите денежные расходы на питание на одного человека в семье.

        3. Найдите сумму расхода на питание семьи из 5 человек.

3 группа - Определите расходы на одежду.

Дружная семья – мама, папа, сестра и я отправились в магазин за продуктами. Было у нас 3000 рублей. Израсходовали на продукты 2/15 всей суммы, а 4/13 оставшейся суммы на одежду. Сколько денег потратили на одежду?

4 группа - Начисление подоходного налога.

Найдите

1. 0,13 от 10000 руб.,

2. 13/100 от 12000 руб.,

3. Суммируйте полученные результаты.

5 группа - Расчет транспортных расходов.

Решите цепочку вычислений и получите сумму, которую расходует семья на проезд в общественном транспорте: 7800 ∙ - ∙ (12310-7310)=

Одна из групп совершает «прогулку» вместе с семьёй Петровых.

(На доске заранее развешены красочные рекламные плакаты, сделанные рукам учащихся, в содержании которых используются обыкновенные дроби).

Внимание Петровых привлекает реклама.

  1. Вот реклама магазинов «Эльдорадо». Петровой Екатерине как раз нужен новый компьютер. Сколько же он будет стоить с учётом скидки?

  2. Бабушка в этой семье любит по вечерам пить чай с конфетами и её, естественно, привлекла реклама продукции шоколадной фабрики «Глобус». Сколько видов шоколадных конфет предлагает фабрика?

  3. А вот интересное объявление заметил глава семьи: аукцион породистых лошадей. Все дружно решили посетить аукцион.

Сколько денег потратила семья на билеты?

Можно ли отнести данную сумму к расходам на досуг?

  1. Мама, сторонница здорового образа жизни заинтересовалась скидками на фрукты...

Полученные результаты заносятся в таблицу на доске.

Подсчитывается общая сумма расходов.

Учитель экономики. Какой вид семейного бюджета получился: сбалансированный или дефицитный?

Учитель математики.

Надеемся, что вы, ребята, поняли, как важно уметь составлять семейный бюджет и теперь будете помогать родителям в его разработке и анализе.


Физкультминутка экономической направленности: назвать противоположное по смыслу слово и выполнить одновременно физическое упражнение.

( дорого - дёшево, продавец-покупатель, прибыль – убыток, оптом – в розницу, много - мало ...)

Учитель математики. Игра «математическое лото».

Вернёмся к семье Петровых.

Посещая магазины, читая прессу, анализируя телепередачи, семья Петровых постоянно сталкивалась с экономико-математическими задачами. Некоторые из них предлагаем решить вам по выбору (задачи разного уровня сложности).

Экономико - математические задачи.

    1. В магазине скидка на все товары 0,1. Старая цена фена 2000 рублей. Какова новая цена с учетом скидки? (2 балла)

    2. Во многих семьях из развитых стран мира на питание уходит 1/5 семейного бюджета. Расходы на питание семьи в России в среднем составляют 9\20. В каком семейном бюджете выше доля расходов на питание? (2 балла)

    3. Стоимость потребительской корзины среднестатистического москвича в начале 2004 года равнялась 3309 руб. В то же самое время в городе Александрове стоимость прожиточного минимума составляла 2/3 от этой суммы. Определите величину прожиточного минимума в Александрове.

(1 балл)

    1. На приобретение кухонной посуды семья потратила 1/7 имевшейся суммы, постельного белья 2/7 суммы, а на оставшиеся деньги 2400 руб. купили сканер. Сколько денег было у семьи перед походом в магазины?


Проверка решенных задач в «Справочном бюро» (слайд).

Поменяйтесь листочками. Давайте проверим ваши ответы.


Мы с вами хорошо поработали. Давайте поставим себе оценки за урок, критерии на слайде.

Поднимите руки, у кого оценка “5”, ” 4”, ”3”.

- Домашнее задание творческого характера, вам нужно будет составить кроссворд на тему обыкновенных дробей и о семейном бюджете.

Достигли ли вы целей, которые каждый перед собой поставил в начале урока?

Предлагаю вам продолжить фразы.

Я сегодня на уроке открыл для себя…….

Мне понравилось на уроке то, что…..

Урок дал мне для жизни……

Мне было трудно……


Заключение: дав человеку рыбу, ты накормишь его один раз. Научи его ловить рыбу, и он будет кормиться ею всю жизнь. ( китайская мудрость)

Урок закончен! Спасибо большое вам за урок!


7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Филимонова Олеся Алексеевна

Дата: 08.02.2022

Номер свидетельства: 599849


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1310 руб.
1870 руб.
1450 руб.
2070 руб.
1460 руб.
2090 руб.
1580 руб.
2260 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства