Просмотр содержимого документа
««Единицы времени. Год."»
Урок на тему : «Единицы времени. Год."
Цели урока:
Образовательная: уточнить и систематизировать знания детей об известных единицах времени; сутки, неделя, месяц, год; учить преобразовывать единицы времени из мелких в крупные, из крупных в мелкие; учиться пользоваться табелем – календарём; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки и
умение решать задачи по теме; умение рассуждать, наблюдать;
Воспитательная: воспитывать стремление к здоровому образу жизни, интерес к предмету, бережное отношение ко времени.
Оборудование: компьютер; мультимедиа-проектор; Презентация «Единицы времени. Год»; календари; раздаточный материал для учащихся: карточки для устного счета, математической шифровки, для игры « Машина времени», тесты; музыкальное сопровождение (Приложение 1).
ХОД УРОКА
Слайд 1
I. Оргмомент
Слайд 2
Математика пришла, Занимай свои места. Найди для головы полезное занятье! Чтоб от безделья не зевать, Полезно голову ломать!
– Как вы понимаете ломать голову?
II. Психологический настрой учащихся
Слайд 3
Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут слова:
«Незнающие пусть научатся, а знающие пусть вспомнят ещё раз».
Условия успеха каждого ученика:
Быть внимательным, самостоятельным.
Не оставлять вопрос без ответа.
На выполнение каждого задания затратить минимум времени и максимум усердия.
III. Устный счёт
1. Покажи умение и сноровку. Расшифруй математическую шифровку. Работа в группах.
«Математическая шифровка»
Приложение 2
Проверка
1 группа (Слайд 4) 2 группа (Слайд 5) 3 группа (Слайд 6)
Ответ на математическую шифровку (Слайд 7)
2. Задача на смекалку
Слайд 8
В одном классе учатся 3 мальчика: Чернов, Белов и Рыжов. Однажды Чернов сказал Белову: «Забавно, что один из нас белокурый, другой – брюнет, а третий – рыжий, но при этом ни у кого из нас цвет волос не совпадает с фамилией». В ответ Белов заметил: «Но я не рыжий». Какой цвет волос у каждого из мальчиков?
3. Задача «Ты и твоё здоровье»
Слайд 9
В кишечнике человека живут более 400 видов полезных бактерий .Они вырабатывают витамины, помогают усвоить пищу, в определённой мере защищают кишечник от вторжения микроорганизмов. При употреблении лекарственных препаратов количество полезных бактерий сокращается в 4 раза. Какое количество полезных бактерий уничтожает человек, принимающий лекарства? Какие эффективные способы лечения гриппа вам известны?
Итог устного счёта – Слайд 10
IV. Музыкальная физминутка (зарядка для глаз)
Слайд 11
Из коллекции физминуток Галкиной И.А.
Глазки наши, отдохните, Под ресничками вздремните А теперь взгляните вдаль (1, 2, 3, 4, 5) А потом на парту (1, 2, 3, 4, 5) Посмотрите влево, вправо, Вверх и вниз Теперь вперёд Продолжаем наш урок.
V. Работа над новой темой
1. Изучение времён года
Слайд 12
– А время движется вперёд, у нас продолжается учебный год. – Какая единица времени прозвучала в строчках? – Именно о времени, единицах измерения времени мы сегодня поговорим
Слайд 13
– Тема нашего урока: Единицы времени – год. – Когда начинается и заканчивается учебный год у школьников? (Сентябрь – май) – Как долго он длится? (9 месяцев). – А что такое год вообще? В этом нам поможет разобраться сказка В. Даля «Старик-годовик» и календарь.
Слайд 14
– Что же такое год? (Работа по содержанию и с календарём). – Какой секрет заключён в сказке – загадке? – На какие 4 временных промежутка можно разбить год? (4 времени года) – Перечислите времена года
Слайды 15-18
– Назовите по календарю зимние месяцы, весенние, летние, осенние? (Такое деление месяцев на сезоны условное, т.к. новое время года начинается постепенно, плавно, а не строго в начале месяца)
Слайд 19
– Назовите месяцы по порядку. – Вы, наверное, знаете, что каждый месяц содержит определённое количество дней, которые собираются в год. – Посмотрите в календарь и скажите, сколько месяцев содержат 30 дней? 31 день? – А какой месяц не имеет постоянного количества дней? (Февраль). – А от чего это зависит? (От того високосный этот год или нет).
Слайд 20
– Если сложить все дни по месяцам, то получится 365 (366)дней. 1 месяц = 30 или 31 или 28 (29) дней. 1 год = 365 (366) дней
Слайд 21
– В обычной жизни мы чаще всего отсчитываем время неделями, т.е. люди придумали делить месяц на недели, а в каждую неделю включили 7 дней. – А теперь попробуйте разделить неделю на более мелкие единицы измерения? (Сутки) – Вы слышали такую пословицу: «День да ночь – сутки прочь?» – Что вы поняли о сутках из этой пословицы? (Сутки прошли, если прошли день и ночь) – Но отсчитывать время днём и ночью можно только в жизненных ситуациях, а если речь идёт о математической точности, то здесь нужен специальный прибор, который измеряет время. – Этот прибор мы называем… (часы) – Существует много различных видов и разновидностей часов, но у всех одна задача: они отсчитывают время.
Слайд 22
– Так вот если отмерять сутки по часам, то длительность суток равна 24 часам. – Сколько в месяце суток? – Сосчитайте, сколько в году суток? Год, когда в феврале 29 суток, называют високосным. Предыдущий был в 2008 году. Когда будет следующий, если они повторяются через 4 года. – И вот так часы, постепенно отсчитывая часы, сутки, недели, месяцы, сезоны отсчитывают сначала год, другой и так далее. Время не стоит на месте, оно уходит, и если вы его не будете беречь, то у вас получится как у героев сказки о потерянном времени.
VI. Первичное закрепление
– Ребята, есть, конечно, и другие единицы измерения времени – и большие, и меньшие, но мы с вами должны пока подытожить всё, что вспомнили сегодня о времени.
2. Работа по календарю
– Вспомните, какие дни в каждом месяце вы любите больше всего? (Выходные) – Как они обозначены в календаре? (Красным цветом) – Обведите все выходные января. Сколько их получилось? (9) – А теперь обведите все выходные и скажите, какой месяц будет содержать больше всего выходных? (Май и август) – А ещё вы любите праздники. Найдите по календарю все государственные праздники и обведите их красным цветом.
1 января
7 января
23 февраля
8 марта
1 мая
9 мая
12 июня
4 ноября (День народного единства)
– И важный для каждого из вас – День вашего рождения.
3. Работа по учебнику
Слайд 23
– Давайте теперь отправимся в вашу любимую пору – летние каникулы.
Чтение задачи
– Составьте выражение, чтобы посчитать, сколько дней вы будете отдыхать летом.
XII. Игра «Машина времени»
– А сейчас мы с вами немного поиграем, но прежде мы с вами должны узнатьестественно – научное определение временных понятий.
Приложение 3 (Работа по карточкам)
Слайд 24
Задание: Расположите эти названия временных понятий в порядке, возрастания узнав естественнонаучное определение.
Слайд 25 Слайд 26 – Какие из этих единиц времени являются: – космическими (природными)? – созданными человеком?
Космическое время: год, месяц, сутки. Создал человек: век, час, неделя, секунда, минута.
XIII. Музыкальная физминутка «Часики»
Слайд 27
IX. Закрепление изученного
1. «Расшифруйте пословицы и поговорки» Перевод именованных чисел. Расшифруйте пословицы и поговорки, заменяя на более крупные единицы времени.
Слайд 28
– Ребята, запишите все переводы именованных чисел. – Какое действие выполняем, переводя именованное число в более крупную единицу? – Какое действие выполняем, переводя именованное число в более мелкую единицу? – Как вы понимаете данные пословицы? Какие из них будут полезны всем школьникам?
2. Тест «Единицы времени» под музыкальное сопровождение Слайд 29